Бесплатное питание в школе
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесплатное питание в школе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок организации питания в общеобразовательной организации (школе)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 2.2, 2.3 Рекомендаций по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций обучающиеся в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены. Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 2.2, 2.3 Рекомендаций по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций обучающиеся в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены. Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2.1. Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2.1. Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О качестве и безопасности пищевых продуктов"1. Питание детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления (далее - дети в организованных детских коллективах), а также в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях организуется непосредственно указанными организациями и предусматривает в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 07.06.2025)
"О качестве и безопасности пищевых продуктов"1. Питание детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления (далее - дети в организованных детских коллективах), а также в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях организуется непосредственно указанными организациями и предусматривает в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Филиппова обвинялась в том, что, являясь заместителем главы администрации сельского поселения, внесла в справки о своих доходах и доходах мужа недостоверные сведения, а затем предоставила их в общеобразовательную школу для получения права на бесплатное питание своей дочери в школьной столовой. На основании этих справок ее дочери как ребенку из малообеспеченной семьи была необоснованно предоставлена мера социальной поддержки в виде освобождения от оплаты питания, что причинило республиканскому бюджету материальный ущерб в размере 10 066 руб. 24 коп. Судебная коллегия приговор отменила на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ ввиду малозначительности деяния, указав следующее. Сам по себе способ совершения деяния Филипповой - с использованием служебного положения, что является квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, без учета конкретных обстоятельств дела, не может быть признан обстоятельством, свидетельствующим о повышенной общественной опасности содеянного и препятствующим применению положений ч. 2 ст. 14 УК РФ. Небольшой размер материального ущерба, причиненного республиканскому бюджету, и отсутствие в материалах уголовного дела доказательств того, что деяние причинило существенный вред государственным либо муниципальным интересам, свидетельствуют об отсутствии в ее действиях признака общественной опасности, который позволял бы признать их преступлением. Более того, судом не дана надлежащая оценка факту полного возмещения причиненного Филипповой ущерба еще на стадии предварительного следствия, поэтому в совокупности с указанными выше обстоятельствами нельзя признать обоснованными выводы суда кассационной инстанции о невозможности применения положений ч. 2 ст. 14 УК РФ (Определение от 20.08.2020 N 15-УДП20-7-К1) <14>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Филиппова обвинялась в том, что, являясь заместителем главы администрации сельского поселения, внесла в справки о своих доходах и доходах мужа недостоверные сведения, а затем предоставила их в общеобразовательную школу для получения права на бесплатное питание своей дочери в школьной столовой. На основании этих справок ее дочери как ребенку из малообеспеченной семьи была необоснованно предоставлена мера социальной поддержки в виде освобождения от оплаты питания, что причинило республиканскому бюджету материальный ущерб в размере 10 066 руб. 24 коп. Судебная коллегия приговор отменила на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ ввиду малозначительности деяния, указав следующее. Сам по себе способ совершения деяния Филипповой - с использованием служебного положения, что является квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, без учета конкретных обстоятельств дела, не может быть признан обстоятельством, свидетельствующим о повышенной общественной опасности содеянного и препятствующим применению положений ч. 2 ст. 14 УК РФ. Небольшой размер материального ущерба, причиненного республиканскому бюджету, и отсутствие в материалах уголовного дела доказательств того, что деяние причинило существенный вред государственным либо муниципальным интересам, свидетельствуют об отсутствии в ее действиях признака общественной опасности, который позволял бы признать их преступлением. Более того, судом не дана надлежащая оценка факту полного возмещения причиненного Филипповой ущерба еще на стадии предварительного следствия, поэтому в совокупности с указанными выше обстоятельствами нельзя признать обоснованными выводы суда кассационной инстанции о невозможности применения положений ч. 2 ст. 14 УК РФ (Определение от 20.08.2020 N 15-УДП20-7-К1) <14>.
Вопрос: Как осуществляется контроль за организацией бесплатного горячего питания в школах?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)"Официальный сайт Минпросвещения России https://open.edu.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)"Официальный сайт Минпросвещения России https://open.edu.gov.ru", 2023
Информация: Президентом утвержден единый статус многодетной семьи
("Официальный сайт Минтруда России", 2024)Регионам Российской Федерации рекомендовано принять ряд дополнительных решений, в том числе обеспечить льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере не менее 30% стоимости этих услуг, а также предоставить обучающимся из многодетных семей бесплатный проезд, питание, школьную и спортивную форму.
("Официальный сайт Минтруда России", 2024)Регионам Российской Федерации рекомендовано принять ряд дополнительных решений, в том числе обеспечить льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере не менее 30% стоимости этих услуг, а также предоставить обучающимся из многодетных семей бесплатный проезд, питание, школьную и спортивную форму.
Ситуация: Какие льготы и социальные гарантии предусмотрены при потере кормильца?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Детям, получающим пенсию по потере кормильца, обучающимся в школе, предоставляется бесплатное двухразовое горячее питание (п. 2.4 Приказа Департамента образования г. Москвы от 30.12.2010 N 2168).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Детям, получающим пенсию по потере кормильца, обучающимся в школе, предоставляется бесплатное двухразовое горячее питание (п. 2.4 Приказа Департамента образования г. Москвы от 30.12.2010 N 2168).
Статья: Конституционные основы социального государства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)- предоставление учащимся начальной школы бесплатного горячего питания. Реализация этой меры рассчитана до 2023 г., с привлечением трех источников финансирования: федерального, регионального и местного бюджетов, что позволяет оптимизировать контроль качества продуктов и усилить добросовестность их поставщиков, а также развить необходимую инфраструктуру.
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)- предоставление учащимся начальной школы бесплатного горячего питания. Реализация этой меры рассчитана до 2023 г., с привлечением трех источников финансирования: федерального, регионального и местного бюджетов, что позволяет оптимизировать контроль качества продуктов и усилить добросовестность их поставщиков, а также развить необходимую инфраструктуру.
Статья: О влиянии направленности умысла на уголовно-правовую оценку деяния
(Агеева О.Н., Анощенкова С.В.)
("Российский следователь", 2025, N 10)Практика при определении признаков малозначительного деяния исходит из оценки фактически наступивших последствий, игнорируя направленность умысла виновного. Так, замглавы администрации Ф. с целью получения ее дочерью права на бесплатное питание в школьной столовой с 2011 по 2014 г. вносила недостоверные сведения в справки о доходах и представляла их в школу. Тем самым Ф. причинила бюджету ущерб на сумму 10 066 руб. Судом первой инстанции уголовное преследование в отношении Ф. по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ было прекращено в связи с объявленной амнистией. На основании кассационного представления Генеральной прокуратуры РФ Верховный Суд РФ прекратил уголовное дело в отношении Ф. за отсутствием "в деянии состава преступления ввиду его малозначительности" <14>. Отметим, что направленность умысла Ф. состояла отнюдь не в причинении малозначительного вреда, а потому ее действия не подпадают под действие ч. 2 ст. 14 УК РФ. Оценивая деяние как малозначительное, суды учитывают преимущественно объективные признаки <15>, что не дает полного представления о степени общественной опасности деяния.
(Агеева О.Н., Анощенкова С.В.)
("Российский следователь", 2025, N 10)Практика при определении признаков малозначительного деяния исходит из оценки фактически наступивших последствий, игнорируя направленность умысла виновного. Так, замглавы администрации Ф. с целью получения ее дочерью права на бесплатное питание в школьной столовой с 2011 по 2014 г. вносила недостоверные сведения в справки о доходах и представляла их в школу. Тем самым Ф. причинила бюджету ущерб на сумму 10 066 руб. Судом первой инстанции уголовное преследование в отношении Ф. по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ было прекращено в связи с объявленной амнистией. На основании кассационного представления Генеральной прокуратуры РФ Верховный Суд РФ прекратил уголовное дело в отношении Ф. за отсутствием "в деянии состава преступления ввиду его малозначительности" <14>. Отметим, что направленность умысла Ф. состояла отнюдь не в причинении малозначительного вреда, а потому ее действия не подпадают под действие ч. 2 ст. 14 УК РФ. Оценивая деяние как малозначительное, суды учитывают преимущественно объективные признаки <15>, что не дает полного представления о степени общественной опасности деяния.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)К числу обучающихся, получающих бесплатные горячие завтраки, Решением Смоленского городского Совета от 24.10.2018 N 706 "О бесплатном питании в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях г. Смоленска в 2019 году" отнесены учащиеся, осваивающие образовательные программы начального общего образования. К числу получающих бесплатные горячие обеды тем же актом отнесены:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)К числу обучающихся, получающих бесплатные горячие завтраки, Решением Смоленского городского Совета от 24.10.2018 N 706 "О бесплатном питании в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях г. Смоленска в 2019 году" отнесены учащиеся, осваивающие образовательные программы начального общего образования. К числу получающих бесплатные горячие обеды тем же актом отнесены: