Беспилотные автомобили
Подборка наиболее важных документов по запросу Беспилотные автомобили (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Статья: Беспилотные такси: векторы правового регулирования в вопросах распределения ответственности при ДТП
(Нестеров Е.А., Чеботарев В.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Когда речь заходит о технологическом прогрессе, человеческий разум не знает границ. Будь то компьютер, автомобиль, самолет или мобильный телефон - человеческий интеллект только растет. Как отмечено в одном из материалов Unmanned Air Taxis - Transforming Travel! на портале ежемесячного индийского журнала SP's Aviation, посвященного исключительно воздушной тематике, который освещает и анализирует последние события в военной, гражданской и деловой авиации, а также в беспилотной и космической, "ненасытная потребность людей часто удивляет мир инновациями, и с каждым новым достижением удобство становится все более доступным. У нас уже давно есть автомобили, самолеты и даже космические ракеты, а постоянное совершенствование технологий и появление автоматизации и искусственного интеллекта готовы изменить транспортный сценарий в мире: самоуправляемые автомобили, автоматизированные поезда, беспилотные автомобили, а теперь и концепция беспилотных полетов, которая вскоре изменит воздушный транспорт" <2>.
(Нестеров Е.А., Чеботарев В.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Когда речь заходит о технологическом прогрессе, человеческий разум не знает границ. Будь то компьютер, автомобиль, самолет или мобильный телефон - человеческий интеллект только растет. Как отмечено в одном из материалов Unmanned Air Taxis - Transforming Travel! на портале ежемесячного индийского журнала SP's Aviation, посвященного исключительно воздушной тематике, который освещает и анализирует последние события в военной, гражданской и деловой авиации, а также в беспилотной и космической, "ненасытная потребность людей часто удивляет мир инновациями, и с каждым новым достижением удобство становится все более доступным. У нас уже давно есть автомобили, самолеты и даже космические ракеты, а постоянное совершенствование технологий и появление автоматизации и искусственного интеллекта готовы изменить транспортный сценарий в мире: самоуправляемые автомобили, автоматизированные поезда, беспилотные автомобили, а теперь и концепция беспилотных полетов, которая вскоре изменит воздушный транспорт" <2>.
Статья: Проблемы адаптации экспериментальных правовых режимов для стартапов в Российской Федерации
(Иванов В.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 3)Если обратиться к реестру экспериментальных правовых режимов, опубликованному на официальном сайте Минэкономразвития РФ, то по состоянию на 14 апреля 2025 г. на территории Российской Федерации реализуется 18 экспериментальных правовых режимов, подавляющая часть из которых затрагивает эксперименты в области беспилотных транспортных средств или медицины <7>. В свою очередь, инициаторами экспериментальных правовых режимов являются ведущие российские компании, например ООО "Яндекс.Испытания", ПАО "КАМАЗ", АО "Почта России", АО "Вертолеты России" и т.п. При этом в составе инициирующих групп можно увидеть множество аффилированных с крупными компаниями лиц и компаний с государственным участием. Стартапы и малые технологические компании практически отсутствуют среди инициаторов ЭПР, несмотря на то что именно они декларируются государством в стратегиях развития цифровой экономики в качестве ключевых драйверов инноваций. Данная диспропорция указывает на структурный дисбаланс: инструмент, изначально задуманный для поддержки прорывных инноваций малых игроков, на практике осваивается преимущественно крупным бизнесом.
(Иванов В.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 3)Если обратиться к реестру экспериментальных правовых режимов, опубликованному на официальном сайте Минэкономразвития РФ, то по состоянию на 14 апреля 2025 г. на территории Российской Федерации реализуется 18 экспериментальных правовых режимов, подавляющая часть из которых затрагивает эксперименты в области беспилотных транспортных средств или медицины <7>. В свою очередь, инициаторами экспериментальных правовых режимов являются ведущие российские компании, например ООО "Яндекс.Испытания", ПАО "КАМАЗ", АО "Почта России", АО "Вертолеты России" и т.п. При этом в составе инициирующих групп можно увидеть множество аффилированных с крупными компаниями лиц и компаний с государственным участием. Стартапы и малые технологические компании практически отсутствуют среди инициаторов ЭПР, несмотря на то что именно они декларируются государством в стратегиях развития цифровой экономики в качестве ключевых драйверов инноваций. Данная диспропорция указывает на структурный дисбаланс: инструмент, изначально задуманный для поддержки прорывных инноваций малых игроков, на практике осваивается преимущественно крупным бизнесом.
Статья: Проблема ответственности в сфере применения искусственного интеллекта
(Туров С.С., Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2025, N 8)Когда искусственный интеллект отключается в экстренной ситуации, ответственность за правонарушение ложится на эксплуатирующего ИИ человека. Прецедентами таких случаев можно считать беспилотные автомобили или автомобили, в которых встроена возможность использования автопилота. В таких случаях предлагаем рассмотреть ответственность не только того человека, который осуществлял управление, но и компании, осуществляющей разработку данного автопилота.
(Туров С.С., Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2025, N 8)Когда искусственный интеллект отключается в экстренной ситуации, ответственность за правонарушение ложится на эксплуатирующего ИИ человека. Прецедентами таких случаев можно считать беспилотные автомобили или автомобили, в которых встроена возможность использования автопилота. В таких случаях предлагаем рассмотреть ответственность не только того человека, который осуществлял управление, но и компании, осуществляющей разработку данного автопилота.
Статья: Правовое регулирование беспилотных транспортных средств
(Бегишев И.Р.)
("Транспортное право", 2021, N 3)"Транспортное право", 2021, N 3
(Бегишев И.Р.)
("Транспортное право", 2021, N 3)"Транспортное право", 2021, N 3
Статья: Основания освобождения от ответственности за вред, причиненный высокоавтоматизированным транспортным средством
(Иванова Т.Н.)
("Гражданское право", 2025, N 1)<1> См., например: Вавилин Е.В. Безопасное использование высокоавтоматизированных (беспилотных) транспортных средств: правовые гарантии // Хозяйство и право. 2024. N 1. С. 3 - 15; Соколов Д.В. Правовой эксперимент как средство обеспечения безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2022. N 2. С. 3 - 6; Чучаев А.И., Маликов С.В. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 6. С. 117 - 124 и др.
(Иванова Т.Н.)
("Гражданское право", 2025, N 1)<1> См., например: Вавилин Е.В. Безопасное использование высокоавтоматизированных (беспилотных) транспортных средств: правовые гарантии // Хозяйство и право. 2024. N 1. С. 3 - 15; Соколов Д.В. Правовой эксперимент как средство обеспечения безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2022. N 2. С. 3 - 6; Чучаев А.И., Маликов С.В. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 6. С. 117 - 124 и др.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Разработчики выступают за точечное регулирование путем дополнения существующих норм в каждой сфере применения технологий ИИ по аналогии с беспилотным автотранспортом.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Разработчики выступают за точечное регулирование путем дополнения существующих норм в каждой сфере применения технологий ИИ по аналогии с беспилотным автотранспортом.
Статья: Правовые аспекты применения цифровых технологий на транспорте
(Иванова Т.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Ключевые слова: транспорт, логистика, цифровизация, информационные технологии, цифровая трансформация, беспилотное транспортное средство, цифровые платформы.
(Иванова Т.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Ключевые слова: транспорт, логистика, цифровизация, информационные технологии, цифровая трансформация, беспилотное транспортное средство, цифровые платформы.