Бесхозяйные сети водоотведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесхозяйные сети водоотведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Из содержания указанных норм следует, что при выявлении на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа бесхозяйных сетей, а равно сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, орган местного самоуправления обязан принять меры по постановке данных сетей на учет в качестве бесхозяйного объекта водоотведения, при этом становится участником правоотношений по водоотведению и несет обязанность по определению гарантирующего поставщика в сфере водоснабжения и водоотведения, обслуживающей соответствующие бесхозяйные сети."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 8 "Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Таким образом, в силу приведенных положений закона бремя эксплуатации участка сетей водоснабжения, водоотведения возложено на их непосредственного владельца, то есть в пределах, совпадающих с границами балансовой принадлежности. За этими границами соответствующие обязательства (эксплуатационная ответственность) не могут быть принудительно возложены на абонента вопреки воле последнего (статья 421 ГК РФ), в том числе, с учетом его положения слабой стороны в публичном договоре ресурсоснабжения, что согласуется с разъяснениями, содержащимися в пунктах 1, 3 Постановления N 16, согласно которым толкование норм права, определяющих права и обязанности сторон договора, осуществляется исходя из их существа и целей законодательного регулирования, тогда как обеспечение эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения по смыслу статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении построено именно на принципе распределения бремени содержания инженерных сетей между владельцами соответствующих участков с возложением отдельных "экстерриториальных" обязательств исключительно на профессиональных участников энергетического рынка, например, на гарантирующую организацию, осуществляющую эксплуатацию бесхозяйных сетей применительно к части 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бесхозяйные сети: понятие, ответственность за их содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также из п. 28 и пп. "е" п. 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, следует, что при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией, относятся к неподконтрольным расходам. Таким образом, бремя содержания бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и ответственность за них возлагаются на регулируемые организации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также из п. 28 и пп. "е" п. 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, следует, что при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией, относятся к неподконтрольным расходам. Таким образом, бремя содержания бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и ответственность за них возлагаются на регулируемые организации.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Суд апелляционной инстанции согласился с решением районного суда в части обязания поселения обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества в виде водоотводной канавы, в то время как решение о возложении на муниципалитет обязанности по очистке признал незаконным и необоснованным. Спорная водоотводная канава не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, а является частью водоотводной сети водоочистных сооружений ГУП "Леноблводоканал". Она не является частью системы городской ливневой канализации, поскольку используется исключительно ГУП для сброса сточных вод из канализационных сетей после промывки фильтров и регенерации осветителей с водоочистной станции. Именно предприятие является фактическим пользователем канавы, осуществляющим сброс в нее сточных вод, что приводит к затоплению смежных земельных участков. В силу требований ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" необходимо отнесение бесхозяйных сетей водоотведения на обслуживание предприятия, независимо от того, передана ли водоотводная канава во владение ГУП или является бесхозяйной, обязанность по содержанию сетей и присоединенных к ним бесхозяйных объектов, должно нести предприятие водопроводно-канализационного хозяйства, которое фактически использует их для оказания услуг водоотведения. Отсюда и обязательства вследствие причинения вреда, в том числе по обязанности очистки водоотводной канавы, подлежат возложению не на администрацию поселения, а на ГУП "Леноблводоканал" <22>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Суд апелляционной инстанции согласился с решением районного суда в части обязания поселения обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества в виде водоотводной канавы, в то время как решение о возложении на муниципалитет обязанности по очистке признал незаконным и необоснованным. Спорная водоотводная канава не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, а является частью водоотводной сети водоочистных сооружений ГУП "Леноблводоканал". Она не является частью системы городской ливневой канализации, поскольку используется исключительно ГУП для сброса сточных вод из канализационных сетей после промывки фильтров и регенерации осветителей с водоочистной станции. Именно предприятие является фактическим пользователем канавы, осуществляющим сброс в нее сточных вод, что приводит к затоплению смежных земельных участков. В силу требований ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" необходимо отнесение бесхозяйных сетей водоотведения на обслуживание предприятия, независимо от того, передана ли водоотводная канава во владение ГУП или является бесхозяйной, обязанность по содержанию сетей и присоединенных к ним бесхозяйных объектов, должно нести предприятие водопроводно-канализационного хозяйства, которое фактически использует их для оказания услуг водоотведения. Отсюда и обязательства вследствие причинения вреда, в том числе по обязанности очистки водоотводной канавы, подлежат возложению не на администрацию поселения, а на ГУП "Леноблводоканал" <22>.
Статья: Анализ судебной практики рассмотрения споров в сфере водоснабжения и водоотведения
(Красникова Л.А.)
("Юрист", 2024, N 4)Судами при урегулировании возникающих разногласий также учитывается принцип защиты слабой стороны <9>. Применение данного принципа к спорным правоотношениям состоит в том, что абонент признается в публичном договоре ресурсоснабжения слабой стороной, исходя лишь из нормативного положения, установленного ч. 5 ст. 8 Закона о водоснабжении и водоотведении по содержанию бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения исключительно на профессионального участника данных отношений, которым является организация ВКХ (гарантирующая организация). Однако данное положение не совсем является верным, поскольку, основываясь только на профессионализме участников правоотношений, судами не учитываются другие специфические аспекты правоотношений в сфере водоснабжения и водоотведения, например принцип однократного присоединения объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
(Красникова Л.А.)
("Юрист", 2024, N 4)Судами при урегулировании возникающих разногласий также учитывается принцип защиты слабой стороны <9>. Применение данного принципа к спорным правоотношениям состоит в том, что абонент признается в публичном договоре ресурсоснабжения слабой стороной, исходя лишь из нормативного положения, установленного ч. 5 ст. 8 Закона о водоснабжении и водоотведении по содержанию бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения исключительно на профессионального участника данных отношений, которым является организация ВКХ (гарантирующая организация). Однако данное положение не совсем является верным, поскольку, основываясь только на профессионализме участников правоотношений, судами не учитываются другие специфические аспекты правоотношений в сфере водоснабжения и водоотведения, например принцип однократного присоединения объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.