Береговая защитная полоса
Подборка наиболее важных документов по запросу Береговая защитная полоса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Таким образом, действующее законодательство, не отождествляя понятия "береговая полоса", "водоохранная зона", "прибрежно защитная полоса", устанавливая различные правовые режимы на данных территориях и правила определения их ширины, не предусматривает возможность установления береговой полосы от парапета набережной при наличии совокупности условий, предусмотренных частью 14 статьи 65 ВК РФ. В связи с этим вывод эксперта о том, что земельный участок с кадастровым номером 64:50:010104:570 не располагается в границах береговой полосы, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на ошибочном толковании норм материального права. Напротив, проведенное экспертное исследование по данному вопросу свидетельствует об обратном."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Водные объекты общего пользования" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Таким образом, береговая полоса водного объекта общего пользования входит в прибрежную защитную полосу, которая составляет минимум 30 метров."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип приоритета охраны окружающей среды в механизме защиты прокурором публичных интересов в сфере земельных правоотношений в судебном порядке
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)Прокурорами наработана большая практика по защите публичных интересов в сфере земельных правоотношений. В этой категории дел по-прежнему массово выявляются нарушения при формировании земельных участков и включение в их границы водных объектов или их частей, наложение на границы земельных участков лесных массивов, незаконное использование зон санитарной охраны, береговой полосы и т.д.
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)Прокурорами наработана большая практика по защите публичных интересов в сфере земельных правоотношений. В этой категории дел по-прежнему массово выявляются нарушения при формировании земельных участков и включение в их границы водных объектов или их частей, наложение на границы земельных участков лесных массивов, незаконное использование зон санитарной охраны, береговой полосы и т.д.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сооружения, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сооружения, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов;
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
(ред. от 31.07.2025)14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Река Цусхвадж не имеет гидрологических постов, в связи с чем определение границ ее водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, установление местоположения береговой линии осуществлялись картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях вод реки-аналога в соответствии со Сводом правил.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Река Цусхвадж не имеет гидрологических постов, в связи с чем определение границ ее водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, установление местоположения береговой линии осуществлялись картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях вод реки-аналога в соответствии со Сводом правил.
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Ключевые слова: зоны с особыми условиями использования территорий, водоохранные зоны, прибрежная защитная полоса, береговая полоса, информационные знаки, охрана водных объектов, естественная экологическая система, Водная стратегия, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ.
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Ключевые слова: зоны с особыми условиями использования территорий, водоохранные зоны, прибрежная защитная полоса, береговая полоса, информационные знаки, охрана водных объектов, естественная экологическая система, Водная стратегия, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ.
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Из пояснений привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области следует, что действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи Кулаженковой Л.И. земельного участка, частично расположенного в пределах водоохранной зоны, но за пределами береговой и прибрежной защитных полос, в собственность.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Из пояснений привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области следует, что действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи Кулаженковой Л.И. земельного участка, частично расположенного в пределах водоохранной зоны, но за пределами береговой и прибрежной защитных полос, в собственность.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4. Оценка соблюдения особых условий водопользования и использования участков береговой полосы в границах охранных зон гидроэнергетических объектов является предметом как федерального, так и регионального государственного экологического контроля (надзора). Данный вид контроля (надзора) на федеральном уровне осуществляется для большинства объектов Росприроднадзором и его территориальными органами, а на региональном - уполномоченными исполнительными органами субъектов РФ.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4. Оценка соблюдения особых условий водопользования и использования участков береговой полосы в границах охранных зон гидроэнергетических объектов является предметом как федерального, так и регионального государственного экологического контроля (надзора). Данный вид контроля (надзора) на федеральном уровне осуществляется для большинства объектов Росприроднадзором и его территориальными органами, а на региональном - уполномоченными исполнительными органами субъектов РФ.
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.