Береговая полоса ограничения
Подборка наиболее важных документов по запросу Береговая полоса ограничения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Водные объекты общего пользования" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Кроме того, земельный участок непосредственно примыкает к воде, то есть он частично расположен в зоне береговой полосы, соответственно ограничен в использовании действующими федеральными законами (статья 6 Водного кодекса РФ). Принимая во внимание, что положения статьи 6 Водного кодекса РФ прямо предусматривают право граждан иметь бесплатный и свободный доступ к водным объектам общего пользования, любое установление ограничений или дополнительных условий для доступа граждан к водным объектам общего пользования, в том числе искусственного происхождения, является недопустимым."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 90 "Земли транспорта" ЗК РФ"Анализ вышеназванных норм федерального законодательства в совокупности с пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 85, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, свидетельствует о том, что земельные участки в границах земель общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, являются ограниченными в обороте, а предоставление их в аренду не в целях указанных в законодательстве, влечет нарушение прав неограниченного числа лиц на пользование такими объектами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы состава, индивидуализации и правового режима земель водного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Из положений законодательства о недопустимости приватизации земельных участков в границах береговой полосы и об их ограничении в обороте есть исключение. Так, искусственный земельный участок, возведенный частным лицом на водном объекте, находящемся в публичной собственности, переходит в собственность этого (частного) лица. В отношениях, связанных с созданием искусственных земельных участков (см. Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности", далее - ФЗ N 246), нормы ЗК РФ и ВК РФ нечетко определяют последствия строительства участка применительно к праву федеральной собственности и праву общего пользования на береговую полосу. Строительство искусственного земельного участка приводит к изменению границ водного пространства, поскольку на месте акватории появляется участок, но береговая линия не исчезает, так как водный объект продолжает свое существование. При этом отсутствие в ВК РФ, ЗК РФ и ФЗ N 246 норм о судьбе береговой полосы при возведении частным лицом искусственного земельного участка свидетельствует о допустимости ее определения в порядке и размерах, установленных статьей 6 ВК РФ, из которой следует, что право частной собственности на искусственный участок может возникнуть только в отношении части участка за пределами береговой полосы. Таким образом, сохранение сложившейся ситуации правовой неопределенности судьбы береговой полосы при возведении искусственного земельного участка влечет риски предъявления к собственнику участка иска о признании отсутствующим права частной собственности в отношении части искусственного участка в размере, равном береговой полосе <12>.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Из положений законодательства о недопустимости приватизации земельных участков в границах береговой полосы и об их ограничении в обороте есть исключение. Так, искусственный земельный участок, возведенный частным лицом на водном объекте, находящемся в публичной собственности, переходит в собственность этого (частного) лица. В отношениях, связанных с созданием искусственных земельных участков (см. Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности", далее - ФЗ N 246), нормы ЗК РФ и ВК РФ нечетко определяют последствия строительства участка применительно к праву федеральной собственности и праву общего пользования на береговую полосу. Строительство искусственного земельного участка приводит к изменению границ водного пространства, поскольку на месте акватории появляется участок, но береговая линия не исчезает, так как водный объект продолжает свое существование. При этом отсутствие в ВК РФ, ЗК РФ и ФЗ N 246 норм о судьбе береговой полосы при возведении частным лицом искусственного земельного участка свидетельствует о допустимости ее определения в порядке и размерах, установленных статьей 6 ВК РФ, из которой следует, что право частной собственности на искусственный участок может возникнуть только в отношении части участка за пределами береговой полосы. Таким образом, сохранение сложившейся ситуации правовой неопределенности судьбы береговой полосы при возведении искусственного земельного участка влечет риски предъявления к собственнику участка иска о признании отсутствующим права частной собственности в отношении части искусственного участка в размере, равном береговой полосе <12>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)2 - 3. Статьей 6 ВК РФ (ч. 4, 5) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа в области водных отношений отнесено установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на их территории, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, а также установление правил использования водных объектов для рекреационных целей, которые согласно комментируемой статье утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)2 - 3. Статьей 6 ВК РФ (ч. 4, 5) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа в области водных отношений отнесено установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на их территории, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, а также установление правил использования водных объектов для рекреационных целей, которые согласно комментируемой статье утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района, а также установление правил использования водных объектов для рекреационных целей.
(ред. от 31.07.2025)4. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района, а также установление правил использования водных объектов для рекреационных целей.
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)В соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ (далее - ВК РФ 2006) поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, именуемой границей водного объекта. Также в указанной статье установлены правила определения береговой линии. Наряду с термином "береговая линия" в ВК РФ 2006 предусмотрено понятие "береговая полоса", которая представляет собой пространство определенной ширины, располагающееся вдоль береговой линии. Положения ВК РФ 2006 характеризуются правовой неопределенностью в отношении того, входит ли береговая полоса в состав водного объекта. Этот вопрос имеет принципиальное значение. В частности, от его решения зависит вывод о том, распространяется ли на береговую полосу право публичной собственности, в которой согласно статье 8 ВК РФ 2006 находятся поверхностные водные объекты. Исключение береговой полосы из состава водного объекта влечет сложности с установлением содержания правомочий и ограничений на использование указанной полосы, например, при застройке частными лицами и приобретении прав на земельные участки в ее составе. В судебной практике арбитражного суда первой инстанции в отношении принадлежности береговой полосы существует мнение о том, что такая полоса не является частью водного объекта и на нее не распространяется право федеральной собственности <1>. Однако суд не обосновал свое мнение какими-либо ссылками на нормативные акты. При этом в Постановлении суда апелляционной инстанции, который проверял законность решения первой инстанции, отсутствовало заключение о том, что береговая полоса не входит в состав водного объекта и не относится к федеральной собственности <2>.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)В соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ (далее - ВК РФ 2006) поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, именуемой границей водного объекта. Также в указанной статье установлены правила определения береговой линии. Наряду с термином "береговая линия" в ВК РФ 2006 предусмотрено понятие "береговая полоса", которая представляет собой пространство определенной ширины, располагающееся вдоль береговой линии. Положения ВК РФ 2006 характеризуются правовой неопределенностью в отношении того, входит ли береговая полоса в состав водного объекта. Этот вопрос имеет принципиальное значение. В частности, от его решения зависит вывод о том, распространяется ли на береговую полосу право публичной собственности, в которой согласно статье 8 ВК РФ 2006 находятся поверхностные водные объекты. Исключение береговой полосы из состава водного объекта влечет сложности с установлением содержания правомочий и ограничений на использование указанной полосы, например, при застройке частными лицами и приобретении прав на земельные участки в ее составе. В судебной практике арбитражного суда первой инстанции в отношении принадлежности береговой полосы существует мнение о том, что такая полоса не является частью водного объекта и на нее не распространяется право федеральной собственности <1>. Однако суд не обосновал свое мнение какими-либо ссылками на нормативные акты. При этом в Постановлении суда апелляционной инстанции, который проверял законность решения первой инстанции, отсутствовало заключение о том, что береговая полоса не входит в состав водного объекта и не относится к федеральной собственности <2>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве недостатка Закона N 246-ФЗ следует назвать нерешенность вопроса о порядке использования прибрежного земельного участка <1> и участка вдоль границ водного объекта, именуемого согласно ст. 6 ВдК РФ береговой полосой, относящейся к числу земельных участков общего пользования (ст. 27, 85 ЗК РФ). Согласно ст. 6 Закона N 246-ФЗ для создания искусственного земельного участка не требуется оформлять права на прибрежный участок и береговую полосу, что упрощает процедуру создания искусственного земельного участка. Но без приобретения прав на прибрежный участок и береговую полосу невозможно осуществлять строительные работы и впоследствии эксплуатировать искусственный земельный участок, поэтому Закон N 246-ФЗ должен предусматривать согласующиеся с ЗК и ВдК РФ положения, создающие правовые основания для использования прибрежного участка и береговой полосы. Очевидно, что речь должна идти о сформированном земельном участке, принадлежащем лицу, создающему искусственный земельный участок, на определенном праве, поскольку в противном случае не представляется возможным говорить о наличии у данного лица какого-либо законного основания на использование прибрежного участка и береговой полосы, что, в свою очередь, создает незаконные ограничения в доступе на береговую полосу иных субъектов.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве недостатка Закона N 246-ФЗ следует назвать нерешенность вопроса о порядке использования прибрежного земельного участка <1> и участка вдоль границ водного объекта, именуемого согласно ст. 6 ВдК РФ береговой полосой, относящейся к числу земельных участков общего пользования (ст. 27, 85 ЗК РФ). Согласно ст. 6 Закона N 246-ФЗ для создания искусственного земельного участка не требуется оформлять права на прибрежный участок и береговую полосу, что упрощает процедуру создания искусственного земельного участка. Но без приобретения прав на прибрежный участок и береговую полосу невозможно осуществлять строительные работы и впоследствии эксплуатировать искусственный земельный участок, поэтому Закон N 246-ФЗ должен предусматривать согласующиеся с ЗК и ВдК РФ положения, создающие правовые основания для использования прибрежного участка и береговой полосы. Очевидно, что речь должна идти о сформированном земельном участке, принадлежащем лицу, создающему искусственный земельный участок, на определенном праве, поскольку в противном случае не представляется возможным говорить о наличии у данного лица какого-либо законного основания на использование прибрежного участка и береговой полосы, что, в свою очередь, создает незаконные ограничения в доступе на береговую полосу иных субъектов.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, установлен запрет на ограничение публичного доступа на береговую полосу (п. 8 ст. 6 ВК РФ). Постановлением N 377 <1> установлены периодичность определения местоположения береговой линии (в качестве общего правила предусмотрено, что установление береговой линии должно осуществляться не реже одного раза в 25 лет), порядок определения местоположения береговой линии и особенности определения местоположения береговой линии применительно к различным водным объектам.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, установлен запрет на ограничение публичного доступа на береговую полосу (п. 8 ст. 6 ВК РФ). Постановлением N 377 <1> установлены периодичность определения местоположения береговой линии (в качестве общего правила предусмотрено, что установление береговой линии должно осуществляться не реже одного раза в 25 лет), порядок определения местоположения береговой линии и особенности определения местоположения береговой линии применительно к различным водным объектам.