БАзовый размер исчисления сборов и штрафов
Подборка наиболее важных документов по запросу БАзовый размер исчисления сборов и штрафов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что учесть грузоотправителю при предъявлении претензии перевозчику в связи с нарушением срока подачи транспортного средства
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при перевозке на железнодорожном транспорте за задержку подачи вагонов под погрузку по вине перевозчика грузоотправитель, грузополучатель могут потребовать с перевозчика штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных договором сроков подачи вагонов (ч. 2 ст. 100 УЖТ РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при перевозке на железнодорожном транспорте за задержку подачи вагонов под погрузку по вине перевозчика грузоотправитель, грузополучатель могут потребовать с перевозчика штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных договором сроков подачи вагонов (ч. 2 ст. 100 УЖТ РФ).
Готовое решение: Как взыскать договорную и законную неустойку
(КонсультантПлюс, 2025)Если штраф установлен в кратном размере от расчетной суммы, то при расчете просто умножьте ее на соответствующее число. Например, при задержке вагонов таможенными органами из-за несоблюдения грузоотправителем таможенных правил перевозчик может требовать с него уплаты штрафа в 45-кратном базовом размере исчисления сборов и штрафов за вагон (ст. 2, ч. 1 ст. 47 УЖТ РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если штраф установлен в кратном размере от расчетной суммы, то при расчете просто умножьте ее на соответствующее число. Например, при задержке вагонов таможенными органами из-за несоблюдения грузоотправителем таможенных правил перевозчик может требовать с него уплаты штрафа в 45-кратном базовом размере исчисления сборов и штрафов за вагон (ст. 2, ч. 1 ст. 47 УЖТ РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 2.1. Для исчисления сборов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Уставом, применяется базовый размер исчисления сборов и штрафов.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 2.1. Для исчисления сборов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Уставом, применяется базовый размер исчисления сборов и штрафов.
Справочная информация: "Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2. Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2. Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда
Статья: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: юридико-техническая оценка
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Следующим аргументом в пользу реформирования является перегруженность УЖДТ РФ лишними, устаревшими положениями. В частности, ст. 9 УЖДТ РФ традиционно разделяет места общего и необщего пользования. Данный подход имел большое значение в советском железнодорожном праве, поскольку позволял разграничить обязанности сторон перевозки при погрузке и выгрузке. В настоящее время грузовые операции по общему правилу возлагаются на грузовладельца независимо от мест их совершения (ст. 21 УЖДТ РФ). Что касается использования термина "места общего пользования" в моделях использования железнодорожных путей для вспомогательных операций, то это правовой рудимент, поскольку подобные отношения должны регламентироваться на основе инфраструктурных или арендных соглашений. Перечень основных понятий (ст. 2 УЖДТ РФ) включает термин "малоинтенсивные линии (участки)", который в тексте закона ни разу не использован. Определение штрафных санкций на основе базового размера исчисления сборов и штрафов не выполняет одну из важнейших функций имущественной ответственности (например, 0,2 базового размера за каждый час простоя вагона, от 0,01 до 0,1 базового размера за задержку контейнера), скорее, потворствует неправомерным действиям.
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Следующим аргументом в пользу реформирования является перегруженность УЖДТ РФ лишними, устаревшими положениями. В частности, ст. 9 УЖДТ РФ традиционно разделяет места общего и необщего пользования. Данный подход имел большое значение в советском железнодорожном праве, поскольку позволял разграничить обязанности сторон перевозки при погрузке и выгрузке. В настоящее время грузовые операции по общему правилу возлагаются на грузовладельца независимо от мест их совершения (ст. 21 УЖДТ РФ). Что касается использования термина "места общего пользования" в моделях использования железнодорожных путей для вспомогательных операций, то это правовой рудимент, поскольку подобные отношения должны регламентироваться на основе инфраструктурных или арендных соглашений. Перечень основных понятий (ст. 2 УЖДТ РФ) включает термин "малоинтенсивные линии (участки)", который в тексте закона ни разу не использован. Определение штрафных санкций на основе базового размера исчисления сборов и штрафов не выполняет одну из важнейших функций имущественной ответственности (например, 0,2 базового размера за каждый час простоя вагона, от 0,01 до 0,1 базового размера за задержку контейнера), скорее, потворствует неправомерным действиям.
Статья: Неустойка как мера ответственности перевозчика в транспортных обязательствах
(Милохова А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 12)Обращаясь к положениям транспортных уставов и кодексов, мы видим примеры таких неустоек. Так, ст. 94 Устава железнодорожного транспорта <9> (далее - УЖТ) устанавливает штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждую непогруженную тонну груза за непредоставление или несвоевременное предоставление перевозчиком транспортного средства или контейнера. Такая неустойка в российской доктрине и практике деятельности перевозчиков традиционно позиционируется как исключительная. Аналогичным образом, т.е. как исключительная, понимается неустойка, которая взыскивается с железнодорожного перевозчика за просрочку доставки грузов в размере шести процентов стоимости оплаты за перевозку, но не более половины стоимости перевозки данного груза. Подобные штрафные санкции предусматривает ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <10> (далее - УАТ), ст. 116 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ), а также положениями других транспортных кодексов.
(Милохова А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 12)Обращаясь к положениям транспортных уставов и кодексов, мы видим примеры таких неустоек. Так, ст. 94 Устава железнодорожного транспорта <9> (далее - УЖТ) устанавливает штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждую непогруженную тонну груза за непредоставление или несвоевременное предоставление перевозчиком транспортного средства или контейнера. Такая неустойка в российской доктрине и практике деятельности перевозчиков традиционно позиционируется как исключительная. Аналогичным образом, т.е. как исключительная, понимается неустойка, которая взыскивается с железнодорожного перевозчика за просрочку доставки грузов в размере шести процентов стоимости оплаты за перевозку, но не более половины стоимости перевозки данного груза. Подобные штрафные санкции предусматривает ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <10> (далее - УАТ), ст. 116 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ), а также положениями других транспортных кодексов.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и грузоотправителя за неиспользование поданных транспортных средств может быть установлена в форме неустойки, именуемой в транспортном законодательстве штрафом. Так, на железнодорожном транспорте грузоотправитель и перевозчик за невыполнение принятой заявки несут ответственность в виде штрафа в следующих в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, - 0,1 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждую непогруженную тонну груза; в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах, - 0,5 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двукратного базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн (ст. 94 УЖТ). На автомобильном транспорте при несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, - в размере пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении; одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении; за непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза (ст. 34, 35 УАТ). Потерпевшая сторона также вправе потребовать от нарушителя возмещения причиненных ему убытков.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и грузоотправителя за неиспользование поданных транспортных средств может быть установлена в форме неустойки, именуемой в транспортном законодательстве штрафом. Так, на железнодорожном транспорте грузоотправитель и перевозчик за невыполнение принятой заявки несут ответственность в виде штрафа в следующих в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, - 0,1 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждую непогруженную тонну груза; в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах, - 0,5 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двукратного базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн (ст. 94 УЖТ). На автомобильном транспорте при несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, - в размере пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении; одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении; за непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза (ст. 34, 35 УАТ). Потерпевшая сторона также вправе потребовать от нарушителя возмещения причиненных ему убытков.