БАзовая пенсия
Подборка наиболее важных документов по запросу БАзовая пенсия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца" Федерального закона "О страховых пенсиях""Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствует такое основание перерасчета установленной пенсии по случаю потери кормильца как изменение количества иждивенцев, предусмотренных пунктом 1 частью второй статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения. Фиксированный базовый размер пенсии по случаю потери кормильца не подлежит перерасчету (ни в сторону снижения, ни в сторону увеличения) в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, которым этот вид пенсии установлен в связи с его смертью. Связано это с тем, что каждому такому члену семьи назначается отдельная пенсия по случаю потери кормильца. Величина его фиксированного базового размера не зависит от количества нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23 "Сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Из материалов дела следует, что перерасчет пенсии по потери кормильца истцу произведен с 01 января 2010 года, то есть с момента внесения изменений в пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении" из расчета - 125% размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, при этом до 01 января 2010 года размер пенсии исчислялся в размере - 250 процентов базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 213.1. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам долгосрочных сбережений и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 213.1. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам долгосрочных сбережений и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами
Вопрос: О налоговой базе по НДФЛ при получении доходов в виде выплат по пенсионному обеспечению.
(Письмо Минфина России от 28.04.2025 N 03-04-06/42600)Вопрос: О налоговой базе по НДФЛ при получении доходов в виде выплат по пенсионному обеспечению.
(Письмо Минфина России от 28.04.2025 N 03-04-06/42600)Вопрос: О налоговой базе по НДФЛ при получении доходов в виде выплат по пенсионному обеспечению.
Нормативные акты
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)- увеличение на 1/3 базового размера ФВ к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, лицам, на иждивении которых они находятся, а также на каждого недееспособного инвалида с детства.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)- увеличение на 1/3 базового размера ФВ к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, лицам, на иждивении которых они находятся, а также на каждого недееспособного инвалида с детства.
Готовое решение: Как начислять и уплачивать страховые взносы на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ с заработной платы и иных выплат физлицам
(КонсультантПлюс, 2025)Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам нужно на все облагаемые выплаты застрахованным лицам, которые заняты на отдельных видах работ, дающих право на досрочную пенсию. База для начисления взносов по доптарифу не ограничена (п. 5.1 ст. 421, ст. 428 НК РФ, п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, ст. 33.2 Закона о пенсионном страховании).
(КонсультантПлюс, 2025)Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам нужно на все облагаемые выплаты застрахованным лицам, которые заняты на отдельных видах работ, дающих право на досрочную пенсию. База для начисления взносов по доптарифу не ограничена (п. 5.1 ст. 421, ст. 428 НК РФ, п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, ст. 33.2 Закона о пенсионном страховании).
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)В-пятых, страховая пенсия по старости в структуре "двойной пенсии" назначается военным пенсионерам и приравненным к ним лицам без фиксированной выплаты (далее - ФВ), которая появилась в российском законодательстве в период страховой пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. <18>. До пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. такая выплата назначалась застрахованным лицам в виде фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (базовой части трудовой пенсии) <19>. Однако поскольку военным пенсионерам и приравненным к ним лицам российским законодателем с 28 июля 2008 г. было предоставлено право только на долю страховой части трудовой пенсии по старости без фиксированного базового размера этой части трудовой пенсии (базовой части трудовой пенсии), то права на ФВ после страховой пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. они так и не приобрели <20>.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)В-пятых, страховая пенсия по старости в структуре "двойной пенсии" назначается военным пенсионерам и приравненным к ним лицам без фиксированной выплаты (далее - ФВ), которая появилась в российском законодательстве в период страховой пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. <18>. До пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. такая выплата назначалась застрахованным лицам в виде фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (базовой части трудовой пенсии) <19>. Однако поскольку военным пенсионерам и приравненным к ним лицам российским законодателем с 28 июля 2008 г. было предоставлено право только на долю страховой части трудовой пенсии по старости без фиксированного базового размера этой части трудовой пенсии (базовой части трудовой пенсии), то права на ФВ после страховой пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. они так и не приобрели <20>.
Статья: Основные параметры бюджетного планирования пенсионного страхования как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)К этой же категории следует отнести и так называемый солидарный коэффициент замещения, расчет которого не учитывает ни специфику, ни структуру рынка труда. Чаще всего подобный метод определения этого показателя, имеющего ключевое значение для оценки эффективности систем пенсионного страхования, встречается в программных документах Всемирного банка, подготавливаемых его Отделом по сокращению бедности и экономическому управлению (World Bank Group. Poverty Reduction and Economic Management - PREM). В качестве примера приведем цитату из его исследования "Финансово-бюджетные последствия структурных реформ в Российской Федерации", датированного 5 апреля 2005 г. "Значение коэффициента замещения (соотношение средней пенсии и средней заработной платы) используется в данной главе в качестве ключевой стратегической переменной для анализа пенсионной реформы", - говорится в документе. Необходимость использования именно такого показателя международная организация при этом объясняет тем, что "данное соотношение отражает базовую соразмерность пенсии и доходов граждан до выхода на пенсию" <9>. При этом сам Всемирный банк эффективной считает такую пенсионную систему, степень государственного софинансирования которой является минимальной, не разделяя их в зависимости от принадлежности к указанным выше базовым моделям <10>.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)К этой же категории следует отнести и так называемый солидарный коэффициент замещения, расчет которого не учитывает ни специфику, ни структуру рынка труда. Чаще всего подобный метод определения этого показателя, имеющего ключевое значение для оценки эффективности систем пенсионного страхования, встречается в программных документах Всемирного банка, подготавливаемых его Отделом по сокращению бедности и экономическому управлению (World Bank Group. Poverty Reduction and Economic Management - PREM). В качестве примера приведем цитату из его исследования "Финансово-бюджетные последствия структурных реформ в Российской Федерации", датированного 5 апреля 2005 г. "Значение коэффициента замещения (соотношение средней пенсии и средней заработной платы) используется в данной главе в качестве ключевой стратегической переменной для анализа пенсионной реформы", - говорится в документе. Необходимость использования именно такого показателя международная организация при этом объясняет тем, что "данное соотношение отражает базовую соразмерность пенсии и доходов граждан до выхода на пенсию" <9>. При этом сам Всемирный банк эффективной считает такую пенсионную систему, степень государственного софинансирования которой является минимальной, не разделяя их в зависимости от принадлежности к указанным выше базовым моделям <10>.
Статья: Постоянный посторонний уход: правовые вызовы
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Взаимодействие двух указанных страховых систем стало осуществляться после введения страхования постоянного ухода как сдерживающего механизма снижения активности большей части пожилого населения, многие из которых являются детьми послевоенных лет, пережившими трагедии Хиросимы и Нагасаки и получившими тяжелые заболевания, влияющие на качество жизни и трудовую активность. Такие лица нуждались в социальной госпитализации в стационаре, особенно в случаях, когда за ними некому было ухаживать на дому. Но и в случае ухода на дому было недостаточно получения базовой пенсии (пенсии благосостояния) - кисо нэнкин <40> - для обеспечения необходимого постороннего ухода лицами, способными его оказывать.
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Взаимодействие двух указанных страховых систем стало осуществляться после введения страхования постоянного ухода как сдерживающего механизма снижения активности большей части пожилого населения, многие из которых являются детьми послевоенных лет, пережившими трагедии Хиросимы и Нагасаки и получившими тяжелые заболевания, влияющие на качество жизни и трудовую активность. Такие лица нуждались в социальной госпитализации в стационаре, особенно в случаях, когда за ними некому было ухаживать на дому. Но и в случае ухода на дому было недостаточно получения базовой пенсии (пенсии благосостояния) - кисо нэнкин <40> - для обеспечения необходимого постороннего ухода лицами, способными его оказывать.
Статья: Сбережение народа России и развитие пенсионной системы страны
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Источником финансирования гражданской (базовой) пенсии могут быть общие доходы бюджета либо доходы от общенациональных природных богатств России. Напомним, что согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Источником финансирования гражданской (базовой) пенсии могут быть общие доходы бюджета либо доходы от общенациональных природных богатств России. Напомним, что согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Если исходить из базовой предпосылки, что пенсия по старости, как это вытекает из ее общественного предназначения, выражающегося и в наименовании этой пенсии, назначается при наступлении у человека состояния старости, то именно старость является основанием для соответствующего пенсионирования. Но старость - это субъективно оцениваемое понятие. Таким образом, для применения на практике оно должно быть объективизировано, то есть привязано к чему-то юридически фиксируемому. Эта задача решается через правовую презумпцию старости, основывающуюся на достижении человеком определенного возраста, считающегося для конкретного периода времени типичным возрастом утраты трудоспособности.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Если исходить из базовой предпосылки, что пенсия по старости, как это вытекает из ее общественного предназначения, выражающегося и в наименовании этой пенсии, назначается при наступлении у человека состояния старости, то именно старость является основанием для соответствующего пенсионирования. Но старость - это субъективно оцениваемое понятие. Таким образом, для применения на практике оно должно быть объективизировано, то есть привязано к чему-то юридически фиксируемому. Эта задача решается через правовую презумпцию старости, основывающуюся на достижении человеком определенного возраста, считающегося для конкретного периода времени типичным возрастом утраты трудоспособности.