Банк России риски
Подборка наиболее важных документов по запросу Банк России риски (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надбавки к коэффициентам риска (Указание Банка России от 16.12.2024 N 6960-У)
("Официальный сайт Банка России", 2025)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2025
("Официальный сайт Банка России", 2025)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2025
Вопрос: ИП обратился в банк с заявлением об открытии счета цифрового рубля. Банк отказал, сославшись на отнесение ИП Банком России к высокой степени риска совершения подозрительных операций. Правомерны ли действия банка? Если да, то обязан ли банк направить сообщение об отказе в Росфинмониторинг?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: ИП обратился в банк с заявлением об открытии счета цифрового рубля. Банк отказал, сославшись на отнесение ИП Банком России к высокой степени риска совершения подозрительных операций. Правомерны ли действия банка? Если да, то обязан ли банк направить сообщение об отказе в Росфинмониторинг?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: ИП обратился в банк с заявлением об открытии счета цифрового рубля. Банк отказал, сославшись на отнесение ИП Банком России к высокой степени риска совершения подозрительных операций. Правомерны ли действия банка? Если да, то обязан ли банк направить сообщение об отказе в Росфинмониторинг?
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.2. Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России, проводит оценку качества систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации, банковской группы, достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности кредитной организации (банковской группы), их соответствия характеру и масштабу совершаемых кредитной организацией (в банковской группе) операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, включая определение объема и структуры операций как критериев такой оценки. По результатам проведенной оценки в случае выявления несоответствия систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности кредитной организации (банковской группы) установленным Банком России требованиям и (или) характеру и масштабу совершаемых кредитной организацией (в банковской группе) операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков Банк России в установленном им порядке обязан направить в кредитную организацию (головную кредитную организацию банковской группы) предписание о приведении систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации (банковской группы) в соответствие с требованиями Банка России, характером и масштабом совершаемых кредитной организацией (в банковской группе) операций, уровнем и сочетанием принимаемых рисков и (или) об установлении для кредитной организации (банковской группы) индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.2. Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России, проводит оценку качества систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации, банковской группы, достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности кредитной организации (банковской группы), их соответствия характеру и масштабу совершаемых кредитной организацией (в банковской группе) операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, включая определение объема и структуры операций как критериев такой оценки. По результатам проведенной оценки в случае выявления несоответствия систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности кредитной организации (банковской группы) установленным Банком России требованиям и (или) характеру и масштабу совершаемых кредитной организацией (в банковской группе) операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков Банк России в установленном им порядке обязан направить в кредитную организацию (головную кредитную организацию банковской группы) предписание о приведении систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации (банковской группы) в соответствие с требованиями Банка России, характером и масштабом совершаемых кредитной организацией (в банковской группе) операций, уровнем и сочетанием принимаемых рисков и (или) об установлении для кредитной организации (банковской группы) индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.
"Политика управления рисками Банка России"
(утв. Банком России)ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(утв. Банком России)ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Управление риском аутсорсинга ИТ-поставщиков: как корректно сформировать требования
(Чекудаев К.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)ГОСТ Р 57580.3-2022 <3> описывает меры по управлению рисками реализации информационных угроз и операционной надежности при аутсорсинге. При этом стандарт определяет аутсорсинг как передачу финансовой организацией на основании договора на длительный срок (например, от одного года) поставщику услуг выполнения бизнес- и технологических процессов. При аутсорсинге рекомендуется использовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 27036-2-2020 <4>, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27036-4-2020 <5>, а также Стандарт Банка России "Управление риском нарушения информационной безопасности при аутсорсинге" (СТО БР ИББС-1.4-2018) <6>.
(Чекудаев К.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)ГОСТ Р 57580.3-2022 <3> описывает меры по управлению рисками реализации информационных угроз и операционной надежности при аутсорсинге. При этом стандарт определяет аутсорсинг как передачу финансовой организацией на основании договора на длительный срок (например, от одного года) поставщику услуг выполнения бизнес- и технологических процессов. При аутсорсинге рекомендуется использовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 27036-2-2020 <4>, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27036-4-2020 <5>, а также Стандарт Банка России "Управление риском нарушения информационной безопасности при аутсорсинге" (СТО БР ИББС-1.4-2018) <6>.
Вопрос: Об утверждении брокером внутреннего документа, предусматривающего порядок определения стоимости портфеля клиентов с особым уровнем риска.
(Письмо Банка России от 27.12.2024 N 38-1-4/4567)Вопрос: Вправе ли брокер для целей применения п. 37 Указания Банка России от 12.02.2024 N 6681-У <1> утвердить внутренний документ, предусматривающий порядок определения стоимости портфеля клиентов с особым уровнем риска, согласно которому при наличии у клиента нескольких портфелей стоимость портфелей клиента будет определяться как совокупность всех плановых позиций по i-ому имуществу, которое учитывается на всех счетах внутреннего учета такого клиента, открытых на основании всех договоров о брокерском обслуживании, заключенных с таким клиентом?
(Письмо Банка России от 27.12.2024 N 38-1-4/4567)Вопрос: Вправе ли брокер для целей применения п. 37 Указания Банка России от 12.02.2024 N 6681-У <1> утвердить внутренний документ, предусматривающий порядок определения стоимости портфеля клиентов с особым уровнем риска, согласно которому при наличии у клиента нескольких портфелей стоимость портфелей клиента будет определяться как совокупность всех плановых позиций по i-ому имуществу, которое учитывается на всех счетах внутреннего учета такого клиента, открытых на основании всех договоров о брокерском обслуживании, заключенных с таким клиентом?
Статья: Калькулятор рисков в сфере интеллектуальной собственности
(Наумов В.Б., Дождиков К.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)<1> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (редакция от 19.06.2001) // Статья 43 - "головная кредитная организация банковской группы... составляет и предоставляет в Банк России... расчет рисков на консолидированной основе".
(Наумов В.Б., Дождиков К.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)<1> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (редакция от 19.06.2001) // Статья 43 - "головная кредитная организация банковской группы... составляет и предоставляет в Банк России... расчет рисков на консолидированной основе".
Статья: 716 раз отмерь
(Харыбина А.)
("Банковское обозрение", 2022, N 12)С начала 2022 года вступило в силу Положение Банка России N 716-П по управлению операционными рисками. Суть документа заключается в том, что банки должны оценивать риски, в том числе риски информационной безопасности, а также резервировать собственные средства на случай их реализации.
(Харыбина А.)
("Банковское обозрение", 2022, N 12)С начала 2022 года вступило в силу Положение Банка России N 716-П по управлению операционными рисками. Суть документа заключается в том, что банки должны оценивать риски, в том числе риски информационной безопасности, а также резервировать собственные средства на случай их реализации.
Готовое решение: Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении учета ESG-факторов в системе управления рисками Банк России рекомендует совету директоров, в частности (разд. 3.2 Рекомендаций из Информационного письма Банка России от 16.12.2021 N ИН-06-28/96):
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении учета ESG-факторов в системе управления рисками Банк России рекомендует совету директоров, в частности (разд. 3.2 Рекомендаций из Информационного письма Банка России от 16.12.2021 N ИН-06-28/96):
Вопрос: О принятии брокером к расчету размера собственных средств маржинальных займов, предоставленных его клиентам, отнесенным к категории клиентов с начальным уровнем риска.
(Письмо Банка России от 16.06.2025 N 38-1-3/3628)Вопрос: О принятии брокером к расчету размера собственных средств маржинальных займов, предоставленных его клиентам, отнесенным к категории клиентов с начальным уровнем риска.
(Письмо Банка России от 16.06.2025 N 38-1-3/3628)Вопрос: О принятии брокером к расчету размера собственных средств маржинальных займов, предоставленных его клиентам, отнесенным к категории клиентов с начальным уровнем риска.
Вопрос: О применении (использовании) профессиональным участником РЦБ некредитного рейтинга надежности в отношении контрагента при расчете кредитного риска.
(Письмо Банка России от 21.07.2025 N 38-1-3/4253)Вопрос: Вправе ли профессиональный участник рынка ценных бумаг для целей расчета кредитного риска применять (использовать) некредитный рейтинг надежности в отношении контрагента?
(Письмо Банка России от 21.07.2025 N 38-1-3/4253)Вопрос: Вправе ли профессиональный участник рынка ценных бумаг для целей расчета кредитного риска применять (использовать) некредитный рейтинг надежности в отношении контрагента?
Информация: Новый экспериментальный режим для сделок с криптовалютами
("Официальный сайт Банка России", 2025)Введение ЭПР направлено на повышение прозрачности рынка криптовалют, формирование на нем стандартов оказания услуг, расширение инвестиционных возможностей для опытных инвесторов, готовых взять на себя повышенные риски. Банк России неоднократно отмечал, что частная криптовалюта не эмитируется и не гарантируется ни одной из юрисдикций, основана на математических алгоритмах и подвержена повышенной волатильности. Поэтому инвесторы, принимая решение о вложении в криптовалюты, должны осознавать, что принимают на себя риски потенциальной потери своих средств.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Введение ЭПР направлено на повышение прозрачности рынка криптовалют, формирование на нем стандартов оказания услуг, расширение инвестиционных возможностей для опытных инвесторов, готовых взять на себя повышенные риски. Банк России неоднократно отмечал, что частная криптовалюта не эмитируется и не гарантируется ни одной из юрисдикций, основана на математических алгоритмах и подвержена повышенной волатильности. Поэтому инвесторы, принимая решение о вложении в криптовалюты, должны осознавать, что принимают на себя риски потенциальной потери своих средств.
Статья: Правовые проблемы государственного регулирования деятельности с использованием инвестиционных платформ как альтернативного вида финансирования
(Борлакова К.Д.)
("Банковское право", 2022, N 6)Полагаем, что данный опыт при введении лицензирования деятельности ОИП, повышении предельного размера инвестирования и введения обязательного страхового возмещения, в рамках краудлендинга целесообразно внедрить в российское законодательство обязанности ОИП проводить детальную проверку финансового положения лиц, привлекающих инвестиции согласно требованиям, которые должны быть закреплены в нормативном акте Банка России, что в конечном итоге позволит обеспечить баланс интересов всех участников инвестирования посредством инвестиционных платформ. Это позволит значительно минимизировать отмечаемый самим Банком России риск отсутствия специальных знаний у розничных инвесторов для анализа размещенных на них проектов, который в числе иных отмечается в докладе Банка России для общественных консультаций <25>, а также информационную асимметрию. В рамках установления требований по лицензированию деятельности ОИП, а также в целях минимизации рисков неисполнения обязательств со стороны лиц, привлекающих инвестиции, необходимо поддержать предложение о возложении на ОИП обязанности по осуществлению контроля за целевым использованием заемных средств <26>. В настоящее время о наличии целевого характера займа, предоставляемого в рамках краудлендинга, может свидетельствовать формулировка п. 5 ст. 15 Закона об инвестиционных платформах, согласно которой информация об инвестиционном предложении должна содержать сведения, позволяющие составить общее представление о целях привлечения инвестиций и об обстоятельствах, которые могут оказать влияние на достижение указанных целей, а также об основных рисках, связанных с лицом, привлекающим инвестиции, и рисках, связанных с принятием инвестиционного предложения. Если в отношении краудинвестинга можно в целом говорить об инвестиционных рисках, которые должны быть оценены и в полной мере доведены до инвестора, то в отношении краудлендинга, правовой формой которого является договор займа, налицо целевой его характер. Тем не менее данная норма остается фактически декларативной, так как Закон не устанавливает положения о порядке контроля за целевым расходованием заемных денежных средств.
(Борлакова К.Д.)
("Банковское право", 2022, N 6)Полагаем, что данный опыт при введении лицензирования деятельности ОИП, повышении предельного размера инвестирования и введения обязательного страхового возмещения, в рамках краудлендинга целесообразно внедрить в российское законодательство обязанности ОИП проводить детальную проверку финансового положения лиц, привлекающих инвестиции согласно требованиям, которые должны быть закреплены в нормативном акте Банка России, что в конечном итоге позволит обеспечить баланс интересов всех участников инвестирования посредством инвестиционных платформ. Это позволит значительно минимизировать отмечаемый самим Банком России риск отсутствия специальных знаний у розничных инвесторов для анализа размещенных на них проектов, который в числе иных отмечается в докладе Банка России для общественных консультаций <25>, а также информационную асимметрию. В рамках установления требований по лицензированию деятельности ОИП, а также в целях минимизации рисков неисполнения обязательств со стороны лиц, привлекающих инвестиции, необходимо поддержать предложение о возложении на ОИП обязанности по осуществлению контроля за целевым использованием заемных средств <26>. В настоящее время о наличии целевого характера займа, предоставляемого в рамках краудлендинга, может свидетельствовать формулировка п. 5 ст. 15 Закона об инвестиционных платформах, согласно которой информация об инвестиционном предложении должна содержать сведения, позволяющие составить общее представление о целях привлечения инвестиций и об обстоятельствах, которые могут оказать влияние на достижение указанных целей, а также об основных рисках, связанных с лицом, привлекающим инвестиции, и рисках, связанных с принятием инвестиционного предложения. Если в отношении краудинвестинга можно в целом говорить об инвестиционных рисках, которые должны быть оценены и в полной мере доведены до инвестора, то в отношении краудлендинга, правовой формой которого является договор займа, налицо целевой его характер. Тем не менее данная норма остается фактически декларативной, так как Закон не устанавливает положения о порядке контроля за целевым расходованием заемных денежных средств.