Банк России нерабочие дни
Подборка наиболее важных документов по запросу Банк России нерабочие дни (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль Банка России в цифровизации банковской системы
(Хоменко Е.Г.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 2)СБП предусматривает выполнение круглосуточно в режиме реального времени процедур приема к исполнению распоряжений на сумму менее 600 тысяч рублей незамедлительно, по мере поступления распоряжений в операционный центр, платежный клиринговый центр (ОПКЦ) другой платежной системы; а также процедур исполнения распоряжений Банком России незамедлительно, после успешного завершения процедур приема к исполнению. Сервис быстрых платежей предоставляется Банком России в круглосуточном режиме, ежедневно, включая выходные и нерабочие праздничные дни.
(Хоменко Е.Г.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 2)СБП предусматривает выполнение круглосуточно в режиме реального времени процедур приема к исполнению распоряжений на сумму менее 600 тысяч рублей незамедлительно, по мере поступления распоряжений в операционный центр, платежный клиринговый центр (ОПКЦ) другой платежной системы; а также процедур исполнения распоряжений Банком России незамедлительно, после успешного завершения процедур приема к исполнению. Сервис быстрых платежей предоставляется Банком России в круглосуточном режиме, ежедневно, включая выходные и нерабочие праздничные дни.
Вопрос: О порядке исчисления двухдневного срока приостановления оператором по переводу денежных средств исполнения распоряжений / подтвержденных распоряжений клиентов.
(Письмо Банка России от 02.09.2024 N 010-31/7975)Также, по сообщению банков, специалисты Банка России высказывают позицию, согласно которой двухдневный срок может истекать в нерабочий день. Однако в силу ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
(Письмо Банка России от 02.09.2024 N 010-31/7975)Также, по сообщению банков, специалисты Банка России высказывают позицию, согласно которой двухдневный срок может истекать в нерабочий день. Однако в силу ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Нормативные акты
Положение Банка России от 24.09.2020 N 732-П
(ред. от 17.06.2025)
"О платежной системе Банка России"
(вместе с "Порядком досудебного разрешения споров с участниками платежной системы Банка России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы по вопросам, связанным с предоставлением операционных услуг, услуг платежного клиринга, расчетных услуг в рамках платежной системы Банка России", "Порядком взаимодействия в рамках платежной системы Банка России в спорных и чрезвычайных ситуациях, включая информирование Банком России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы, участниками платежной системы Банка России о событиях, вызвавших операционные сбои, об их причинах и последствиях", "Условиями формирования пула ликвидности, перевода денежных средств с использованием пула ликвидности, расформирования пула ликвидности", "Процедурами удостоверения права распоряжения денежными средствами, контроля целостности, структурного контроля и контроля значений реквизитов распоряжений на бумажном носителе", "Условиями взаимодействия платежной системы Банка России с клиринговой организацией, действующей в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2020 N 60810)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)6.4. Банк России вправе устанавливать отдельный график функционирования платежной системы Банка России в выходные, нерабочие праздничные дни, нерабочие дни в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем клиенты Банка России извещаются путем размещения информации на официальном сайте Банка России.
(ред. от 17.06.2025)
"О платежной системе Банка России"
(вместе с "Порядком досудебного разрешения споров с участниками платежной системы Банка России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы по вопросам, связанным с предоставлением операционных услуг, услуг платежного клиринга, расчетных услуг в рамках платежной системы Банка России", "Порядком взаимодействия в рамках платежной системы Банка России в спорных и чрезвычайных ситуациях, включая информирование Банком России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы, участниками платежной системы Банка России о событиях, вызвавших операционные сбои, об их причинах и последствиях", "Условиями формирования пула ликвидности, перевода денежных средств с использованием пула ликвидности, расформирования пула ликвидности", "Процедурами удостоверения права распоряжения денежными средствами, контроля целостности, структурного контроля и контроля значений реквизитов распоряжений на бумажном носителе", "Условиями взаимодействия платежной системы Банка России с клиринговой организацией, действующей в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2020 N 60810)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)6.4. Банк России вправе устанавливать отдельный график функционирования платежной системы Банка России в выходные, нерабочие праздничные дни, нерабочие дни в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем клиенты Банка России извещаются путем размещения информации на официальном сайте Банка России.
Указание Банка России от 03.09.2024 N 6836-У
(ред. от 26.05.2025)
"О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также о порядке и сроках направления уведомления об использовании личного кабинета и уведомления об отказе от использования личного кабинета"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2024 N 79699)В случае если продленный срок представления электронного документа в Банк России наступает в нерабочий день, являющийся выходным или нерабочим праздничным днем, признаваемым таковым в соответствии со статьями 111 и 112 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - нерабочий день), срок представления электронного документа в Банк России продлевается до 18 часов 00 минут (по московскому времени) ближайшего следующего рабочего дня.
(ред. от 26.05.2025)
"О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также о порядке и сроках направления уведомления об использовании личного кабинета и уведомления об отказе от использования личного кабинета"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2024 N 79699)В случае если продленный срок представления электронного документа в Банк России наступает в нерабочий день, являющийся выходным или нерабочим праздничным днем, признаваемым таковым в соответствии со статьями 111 и 112 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - нерабочий день), срок представления электронного документа в Банк России продлевается до 18 часов 00 минут (по московскому времени) ближайшего следующего рабочего дня.
Ситуация: Как возмещается вред здоровью, причиненный в результате ДТП?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При недостаточности документов, обосновывающих требования, указанные в заявлении, страховщик в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении к страховщику - в день обращения обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и (или) неправильно оформленных документов. Если документы представлены в электронной форме, страховщик должен направить, а также разместить на Едином портале госуслуг (если взаимодействие осуществляется посредством портала) и в личном кабинете на сайте страховщика (при его наличии) уведомление в электронном виде о достаточности полученных документов либо уведомление, содержащее перечень недостающих и (или) неправильно оформленных документов, не позднее двух рабочих дней со дня получения им указанных документов (п. 1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 7.19 Положения N 837-П; п. 20 Указания Банка России N 6707-У).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При недостаточности документов, обосновывающих требования, указанные в заявлении, страховщик в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении к страховщику - в день обращения обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и (или) неправильно оформленных документов. Если документы представлены в электронной форме, страховщик должен направить, а также разместить на Едином портале госуслуг (если взаимодействие осуществляется посредством портала) и в личном кабинете на сайте страховщика (при его наличии) уведомление в электронном виде о достаточности полученных документов либо уведомление, содержащее перечень недостающих и (или) неправильно оформленных документов, не позднее двух рабочих дней со дня получения им указанных документов (п. 1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 7.19 Положения N 837-П; п. 20 Указания Банка России N 6707-У).
Статья: Передача сведений в бюро кредитных историй лизинговыми компаниями. Методика ОЛА-БКИ-М1-3/2024 "Передача в бюро кредитных историй лизинговыми компаниями сведений о размере обязательств, задолженности и платежах по договорам лизинга" (версия 3.0)
("Официальный сайт Объединенной Лизинговой Ассоциации", 2024)<24> Лизингодатель должен самостоятельно квалифицировать те или иные действия клиента в качестве просрочки, а также оценивать продолжительность просрочки. Здесь следует руководствоваться ГК РФ, Законом о лизинге, нормами договора и обычаями делового оборота (согласно комментарию Банка России). Таким образом, лизингодатель вправе учитывать положения статьи 193 ГК РФ о переносе даты окончания срока, приходящейся на нерабочий день, на ближайший следующий рабочий день.
("Официальный сайт Объединенной Лизинговой Ассоциации", 2024)<24> Лизингодатель должен самостоятельно квалифицировать те или иные действия клиента в качестве просрочки, а также оценивать продолжительность просрочки. Здесь следует руководствоваться ГК РФ, Законом о лизинге, нормами договора и обычаями делового оборота (согласно комментарию Банка России). Таким образом, лизингодатель вправе учитывать положения статьи 193 ГК РФ о переносе даты окончания срока, приходящейся на нерабочий день, на ближайший следующий рабочий день.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В этом случае датой предоставления отчетности в виде электронного сообщения считается дата отправления территориальным учреждением Банка России в адрес оператора подтверждения о подлинности полученного территориальным учреждением Банка России электронного сообщения. Если последний день срока предоставления отчетности приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то окончание срока предоставления отчетности переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В этом случае датой предоставления отчетности в виде электронного сообщения считается дата отправления территориальным учреждением Банка России в адрес оператора подтверждения о подлинности полученного территориальным учреждением Банка России электронного сообщения. Если последний день срока предоставления отчетности приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то окончание срока предоставления отчетности переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
Вопрос: Банк осуществляет брокерское обслуживание клиентов в иностранной валюте с открытием брокерских счетов в валюте. Курс валюты на какую дату следует использовать при исчислении налоговой базы по НДФЛ по окончании налогового периода при выплате процента (купона, дисконта) по ценным бумагам, реализации, погашении?
(Консультация эксперта, 2024)Официальный курс китайского юаня по отношению к рублю устанавливается Банком России в рабочие дни и в объявленные в Российской Федерации нерабочие дни, за исключением нерабочих дней, являющихся выходными и (или) нерабочими праздничными днями, признаваемыми таковыми в соответствии со ст. ст. 111 и 112 Трудового кодекса РФ. Это следует из Указания Банка России от 03.10.2022 N 6290-У и утвержденного Приказом Банка России от 17.01.2023 N ОД-54 Перечня иностранных валют, официальные курсы которых по отношению к рублю устанавливаются Банком России.
(Консультация эксперта, 2024)Официальный курс китайского юаня по отношению к рублю устанавливается Банком России в рабочие дни и в объявленные в Российской Федерации нерабочие дни, за исключением нерабочих дней, являющихся выходными и (или) нерабочими праздничными днями, признаваемыми таковыми в соответствии со ст. ст. 111 и 112 Трудового кодекса РФ. Это следует из Указания Банка России от 03.10.2022 N 6290-У и утвержденного Приказом Банка России от 17.01.2023 N ОД-54 Перечня иностранных валют, официальные курсы которых по отношению к рублю устанавливаются Банком России.
Статья: Передача сведений в бюро кредитных историй лизинговыми компаниями. Методика ОЛА-БКИ-М1-2/2023 "Передача в бюро кредитных историй лизинговыми компаниями сведений о размере обязательств, задолженности и платежах по договорам лизинга" (версия 2.0)
("Официальный сайт Объединенной Лизинговой Ассоциации", 2023)<24> Лизингодатель должен самостоятельно квалифицировать те или иные действия клиента в качестве просрочки, а также оценивать продолжительность просрочки. Здесь следует руководствоваться ГК РФ, Законом о лизинге, нормами договора и обычаями делового оборота (согласно комментарию Банка России). Таким образом, лизингодатель вправе учитывать положения статьи 193 ГК РФ о переносе даты окончания срока, приходящейся на нерабочий день, на ближайший следующий рабочий день.
("Официальный сайт Объединенной Лизинговой Ассоциации", 2023)<24> Лизингодатель должен самостоятельно квалифицировать те или иные действия клиента в качестве просрочки, а также оценивать продолжительность просрочки. Здесь следует руководствоваться ГК РФ, Законом о лизинге, нормами договора и обычаями делового оборота (согласно комментарию Банка России). Таким образом, лизингодатель вправе учитывать положения статьи 193 ГК РФ о переносе даты окончания срока, приходящейся на нерабочий день, на ближайший следующий рабочий день.
Ситуация: Как потерпевшему взыскать неустойку со страховщика по ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу страховщик должен произвести страховую выплату или выдать направление на ремонт ТС в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня принятия к рассмотрению заявления о страховом возмещении (прямом возмещении убытков) вместе с необходимыми документами. Выдать направление на ремонт страховщик должен в течение 30 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней), если потерпевший самостоятельно организует восстановительный ремонт на СТО, с которой у страховщика нет соответствующего договора (абз. 1 п. 21 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 10.1 Положения Банка России от 01.04.2024 N 837-П).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу страховщик должен произвести страховую выплату или выдать направление на ремонт ТС в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня принятия к рассмотрению заявления о страховом возмещении (прямом возмещении убытков) вместе с необходимыми документами. Выдать направление на ремонт страховщик должен в течение 30 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней), если потерпевший самостоятельно организует восстановительный ремонт на СТО, с которой у страховщика нет соответствующего договора (абз. 1 п. 21 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 10.1 Положения Банка России от 01.04.2024 N 837-П).
Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с функционированием сервиса "Платформа ЗСК" и информированием кредитными организациями Банка России о клиентах - юрлицах и ИП в рамках ПОД/ФТ.
(Письмо Банка России от 30.05.2023 N 12-4-2/4071)10. Меры, указанные в п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ, применяются к клиенту при условии отнесения его к группе высокой степени (уровня) риска одновременно и кредитной организацией, и Банком России. Будет ли нарушением, если кредитная организация, которая ранее отнесла клиента к группе высокой степени (уровня) риска, а затем получила от Банка России в нерабочее время информацию об отнесении данного клиента к группе высокой степени (уровня) риска, произвела учет группы степени (уровня) риска, полученной от Банка России, в первый рабочий день, следующий за нерабочим днем получения соответствующей информации?
(Письмо Банка России от 30.05.2023 N 12-4-2/4071)10. Меры, указанные в п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ, применяются к клиенту при условии отнесения его к группе высокой степени (уровня) риска одновременно и кредитной организацией, и Банком России. Будет ли нарушением, если кредитная организация, которая ранее отнесла клиента к группе высокой степени (уровня) риска, а затем получила от Банка России в нерабочее время информацию об отнесении данного клиента к группе высокой степени (уровня) риска, произвела учет группы степени (уровня) риска, полученной от Банка России, в первый рабочий день, следующий за нерабочим днем получения соответствующей информации?