Банк России эквайринг
Подборка наиболее важных документов по запросу Банк России эквайринг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и правовая природа договора счета цифрового рубля
(Ефимова Л.Г.)
("Закон", 2024, N 9)Однако для признания договора счета цифрового рубля разновидностью договора банковского счета необходимо доказать, что в них используется одинаковый способ достижения указанной цели. Например, известно, что с целью организации безналичных расчетов может быть заключено несколько различных договоров, которые составляют целую систему договоров об организации безналичных расчетов <9>. Соответственно, необходимо определить, является ли договор счета цифрового рубля с пользователем разновидностью договора банковского счета либо его следует считать самостоятельным договором об организации безналичных расчетов, который необходимо включить в эту систему договоров в качестве отдельного договорного типа. Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 30.8 Закона о национальной платежной системе счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета, это означает, что в отличие от других договоров об организации безналичных расчетов (например, от договора эквайринга) Банк России учитывает расчетные операции с цифровыми рублями в виде специального документа - банковского счета. Таким образом, способ достижения юридической цели сделки по договору банковского счета и по договору счета цифрового рубля совпадает.
(Ефимова Л.Г.)
("Закон", 2024, N 9)Однако для признания договора счета цифрового рубля разновидностью договора банковского счета необходимо доказать, что в них используется одинаковый способ достижения указанной цели. Например, известно, что с целью организации безналичных расчетов может быть заключено несколько различных договоров, которые составляют целую систему договоров об организации безналичных расчетов <9>. Соответственно, необходимо определить, является ли договор счета цифрового рубля с пользователем разновидностью договора банковского счета либо его следует считать самостоятельным договором об организации безналичных расчетов, который необходимо включить в эту систему договоров в качестве отдельного договорного типа. Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 30.8 Закона о национальной платежной системе счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета, это означает, что в отличие от других договоров об организации безналичных расчетов (например, от договора эквайринга) Банк России учитывает расчетные операции с цифровыми рублями в виде специального документа - банковского счета. Таким образом, способ достижения юридической цели сделки по договору банковского счета и по договору счета цифрового рубля совпадает.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Комиссия за оплату по СБП более низкая по сравнению с традиционным эквайрингом. Ее фиксирует ЦБ РФ, но конкретный размер комиссии устанавливает банк, в котором у компании открыт расчетный счет. Какая ставка будет назначена, зависит от вида деятельности компании и от категорий товаров и услуг, которые она предоставляет.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Комиссия за оплату по СБП более низкая по сравнению с традиционным эквайрингом. Ее фиксирует ЦБ РФ, но конкретный размер комиссии устанавливает банк, в котором у компании открыт расчетный счет. Какая ставка будет назначена, зависит от вида деятельности компании и от категорий товаров и услуг, которые она предоставляет.
Нормативные акты
Указание Банка России от 10.04.2023 N 6406-У
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)1. Кредитная организация представляет отчетность по форме 0409255 "Сведения о начале (завершении) эмиссии и (или) эквайринга электронных средств платежа" (далее - Отчет) в Банк России не позднее 12 рабочих дней со дня начала (завершения) эмиссии и (или) эквайринга электронных средств платежа (далее - ЭСП) или изменения сведений, указанных в ранее присланных Отчетах.
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)1. Кредитная организация представляет отчетность по форме 0409255 "Сведения о начале (завершении) эмиссии и (или) эквайринга электронных средств платежа" (далее - Отчет) в Банк России не позднее 12 рабочих дней со дня начала (завершения) эмиссии и (или) эквайринга электронных средств платежа (далее - ЭСП) или изменения сведений, указанных в ранее присланных Отчетах.
Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П
(ред. от 28.09.2020)
"Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2005 N 6431)1.10. Кредитная организация вправе одновременно осуществлять эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт. Эмиссия банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт осуществляется кредитными организациями на основании внутрибанковских правил, разработанных кредитной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, иными нормативными актами Банка России, договорами, в том числе правилами платежных систем.
(ред. от 28.09.2020)
"Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2005 N 6431)1.10. Кредитная организация вправе одновременно осуществлять эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт. Эмиссия банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт осуществляется кредитными организациями на основании внутрибанковских правил, разработанных кредитной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, иными нормативными актами Банка России, договорами, в том числе правилами платежных систем.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Советом директоров Банка России 16.11.2022 принято решение о выполнении АО "НСПК" по переводам денежных средств с использованием международных платежных карт, эмитированных в рамках платежных систем, операторы которых исключены из реестра Банка России, дополнительных функций, в том числе принятии правил, регулирующих взаимодействие между кредитными организациями и АО "НСПК", между кредитными организациями при осуществлении переводов денежных средств с использованием международных платежных карт; обеспечении возможности кредитным организациям эквайринга международных платежных карт, включая определение порядка присвоения торгово-сервисным предприятиям кодов видов деятельности.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Советом директоров Банка России 16.11.2022 принято решение о выполнении АО "НСПК" по переводам денежных средств с использованием международных платежных карт, эмитированных в рамках платежных систем, операторы которых исключены из реестра Банка России, дополнительных функций, в том числе принятии правил, регулирующих взаимодействие между кредитными организациями и АО "НСПК", между кредитными организациями при осуществлении переводов денежных средств с использованием международных платежных карт; обеспечении возможности кредитным организациям эквайринга международных платежных карт, включая определение порядка присвоения торгово-сервисным предприятиям кодов видов деятельности.
Статья: Современные тенденции уголовно-правового обеспечения безопасности цифрового финансового рынка
(Гардалоев А.С.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)<5> Беляков Е. "Цифровой рубль - это новые возможности для человека и бизнеса": плюсы, минусы и перспективы новой формы российской валюты". Интервью О. Скоробогатовой // Банк России. Новости. 2023. 1 августа. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=16976 (дата обращения: 04.08.2023).
(Гардалоев А.С.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)<5> Беляков Е. "Цифровой рубль - это новые возможности для человека и бизнеса": плюсы, минусы и перспективы новой формы российской валюты". Интервью О. Скоробогатовой // Банк России. Новости. 2023. 1 августа. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=16976 (дата обращения: 04.08.2023).
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Как отмечено в Письме Минфина России от 24.12.2021 N 02-06-10/105796, Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" не содержит норм, запрещающих заключение договора об осуществлении эквайринга между кредитной организацией и бюджетным учреждением.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Как отмечено в Письме Минфина России от 24.12.2021 N 02-06-10/105796, Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" не содержит норм, запрещающих заключение договора об осуществлении эквайринга между кредитной организацией и бюджетным учреждением.
Вопрос: Об оказании услуг эквайринга по картам международных платежных систем банками - участниками платежной системы "Мир", не являвшимися участниками международных платежных систем.
(Письмо Банка России от 14.11.2023 N 04-45/10834)Вопрос: Банк России по результатам рассмотрения обращения Ассоциации российских банков <1> об обеспечении АО "НСПК" возможности для банков - участников платежной системы "Мир", не являвшихся участниками международных платежных систем, операторы которых исключены Банком России из реестра операторов платежных систем <2> (далее - МПС), оказывать услуги эквайринга по картам МПС информировал АРБ о проработке Банком России совместно с АО "НСПК" условий, при которых таким кредитным организациям может быть обеспечена возможность оказания услуг эквайринга по картам МПС <3>.
(Письмо Банка России от 14.11.2023 N 04-45/10834)Вопрос: Банк России по результатам рассмотрения обращения Ассоциации российских банков <1> об обеспечении АО "НСПК" возможности для банков - участников платежной системы "Мир", не являвшихся участниками международных платежных систем, операторы которых исключены Банком России из реестра операторов платежных систем <2> (далее - МПС), оказывать услуги эквайринга по картам МПС информировал АРБ о проработке Банком России совместно с АО "НСПК" условий, при которых таким кредитным организациям может быть обеспечена возможность оказания услуг эквайринга по картам МПС <3>.
Готовое решение: Как в учете учреждения отразить денежные средства учреждения в пути на счете 0 201 23 000
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетное учреждение также вправе заключить договор эквайринга с кредитной организацией, поскольку Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденное Банком России 24.12.2004 N 266-П, не содержит норм, которые запрещали бы заключение такого договора (Письмо Минфина России от 24.12.2021 N 02-06-10/105796).
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетное учреждение также вправе заключить договор эквайринга с кредитной организацией, поскольку Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденное Банком России 24.12.2004 N 266-П, не содержит норм, которые запрещали бы заключение такого договора (Письмо Минфина России от 24.12.2021 N 02-06-10/105796).
Интервью: Все ответы о цифровом рубле
("Официальный сайт Банка России", 2023)- С точки зрения сокращения издержек для бизнеса цифровой рубль будет привлекательным вариантом проведения платежей. Комиссии за прием оплаты цифровыми рублями для торговых точек мы планируем установить не выше, чем в Системе быстрых платежей. Это примерно в 2,5 - 3 раза выгоднее по сравнению с эквайрингом - "карточными" тарифами коммерческих банков.
("Официальный сайт Банка России", 2023)- С точки зрения сокращения издержек для бизнеса цифровой рубль будет привлекательным вариантом проведения платежей. Комиссии за прием оплаты цифровыми рублями для торговых точек мы планируем установить не выше, чем в Системе быстрых платежей. Это примерно в 2,5 - 3 раза выгоднее по сравнению с эквайрингом - "карточными" тарифами коммерческих банков.
Готовое решение: Как в бюджетном (бухгалтерском) учете отразить расходы на услуги банка
(КонсультантПлюс, 2025)Эквайринг - это операции между кредитной организацией (эквайрером) и учреждением, оказывающим платные услуги, по расчетам с использованием банковских (платежных) карт получателей услуг (товаров, работ) через платежный (электронный) терминал, установленный в учреждении (п. 1.9 Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного Банком России 24.12.2004 N 266-П).
(КонсультантПлюс, 2025)Эквайринг - это операции между кредитной организацией (эквайрером) и учреждением, оказывающим платные услуги, по расчетам с использованием банковских (платежных) карт получателей услуг (товаров, работ) через платежный (электронный) терминал, установленный в учреждении (п. 1.9 Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного Банком России 24.12.2004 N 266-П).
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Организациям бюджетной сферы для приема денежных средств в счет оплаты за реализованные товары, работы и услуги необходимо установить платежный терминал в кассе как альтернативу приему наличных денежных средств. Расчеты с использованием платежных банковских карт осуществляются кредитной организацией через заключение договора эквайринга. Возможность заключения договора эквайринга с кредитной организацией вытекает из Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием".
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Организациям бюджетной сферы для приема денежных средств в счет оплаты за реализованные товары, работы и услуги необходимо установить платежный терминал в кассе как альтернативу приему наличных денежных средств. Расчеты с использованием платежных банковских карт осуществляются кредитной организацией через заключение договора эквайринга. Возможность заключения договора эквайринга с кредитной организацией вытекает из Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием".
Вопрос: О представлении информации в ФНС России небанковской кредитной организацией в случае оказания услуг по договору эквайринга.
(Письмо Минфина России от 03.02.2025 N 03-12-11/3/8953)Пунктом 1.9 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" установлено, что на территории Российской Федерации кредитные организации (далее - кредитные организации - эквайреры) осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций (далее - эквайринг).
(Письмо Минфина России от 03.02.2025 N 03-12-11/3/8953)Пунктом 1.9 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" установлено, что на территории Российской Федерации кредитные организации (далее - кредитные организации - эквайреры) осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций (далее - эквайринг).
Статья: Цифровой рубль: дискуссия о правовой природе и перспективах внедрения
(Лаутс Е.Б.)
("Закон", 2024, N 9)Безусловно, внедрение цифрового рубля в перспективе может способствовать развитию конкуренции на банковском рынке. В любом случае конкурентные условия на платежном и банковском рынке с внедрением цифрового рубля изменятся. Усиление конкуренции на рынке банковских услуг ожидаемо за счет отмеченных выше свойств операций с цифровым рублем. Так, отсутствие привязки счета цифрового рубля к одной кредитной организации (доступ к цифровому рублю возможен через приложение любого банка) и, как следствие, отсутствие у клиента банка опасения, что такой банк может потерять финансовую устойчивость и обанкротиться, значительно увеличит и сделает для ряда клиентов привлекательным осуществление операций с цифровым рублем через мелкие и средние региональные банки. Однако можно отметить и факторы, которые могут негативно влиять на конкуренцию на банковском рынке, поскольку де-факто кредитные организации будут конкурировать с Банком России. Такие негативные для банков последствия могут быть связаны, подобно системе быстрых платежей, с тарифами на операции с цифровым рублем, которые предполагаются более привлекательными по сравнению с принятыми комиссиями за банковский эквайринг. Так, в настоящее время совет директоров Банка России установил тарифы для операций с цифровыми рублями, согласно которым платежи и переводы цифровых рублей для граждан предполагаются бесплатными, тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. руб.). Тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет 0,2%, но не более 10 руб. Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 руб. за операцию. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно <28>. Деформации конкуренции на банковском рынке будет способствовать и установление обязанности для торговых предприятий по приему и осуществлению операций с цифровым рублем как законным средством платежа.
(Лаутс Е.Б.)
("Закон", 2024, N 9)Безусловно, внедрение цифрового рубля в перспективе может способствовать развитию конкуренции на банковском рынке. В любом случае конкурентные условия на платежном и банковском рынке с внедрением цифрового рубля изменятся. Усиление конкуренции на рынке банковских услуг ожидаемо за счет отмеченных выше свойств операций с цифровым рублем. Так, отсутствие привязки счета цифрового рубля к одной кредитной организации (доступ к цифровому рублю возможен через приложение любого банка) и, как следствие, отсутствие у клиента банка опасения, что такой банк может потерять финансовую устойчивость и обанкротиться, значительно увеличит и сделает для ряда клиентов привлекательным осуществление операций с цифровым рублем через мелкие и средние региональные банки. Однако можно отметить и факторы, которые могут негативно влиять на конкуренцию на банковском рынке, поскольку де-факто кредитные организации будут конкурировать с Банком России. Такие негативные для банков последствия могут быть связаны, подобно системе быстрых платежей, с тарифами на операции с цифровым рублем, которые предполагаются более привлекательными по сравнению с принятыми комиссиями за банковский эквайринг. Так, в настоящее время совет директоров Банка России установил тарифы для операций с цифровыми рублями, согласно которым платежи и переводы цифровых рублей для граждан предполагаются бесплатными, тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. руб.). Тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет 0,2%, но не более 10 руб. Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 руб. за операцию. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно <28>. Деформации конкуренции на банковском рынке будет способствовать и установление обязанности для торговых предприятий по приему и осуществлению операций с цифровым рублем как законным средством платежа.