АвтОрское право в социальных сетях
Подборка наиболее важных документов по запросу АвтОрское право в социальных сетях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2025 N 20АП-6748/2024 по делу N А23-6176/2024
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на фотографические произведения.
Решение: Требование удовлетворено в части.Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта нарушения исключительного права истца на фотографическое произведение использованием фотографии путем воспроизведения и доведением до всеобщего сведения как единого нарушения исключительных прав автора. На размещенных в социальной сети "ВКонтакте" в группе "Турагентство Натали Трэвел" экземплярах произведения отсутствует информация об авторском праве.
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на фотографические произведения.
Решение: Требование удовлетворено в части.Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта нарушения исключительного права истца на фотографическое произведение использованием фотографии путем воспроизведения и доведением до всеобщего сведения как единого нарушения исключительных прав автора. На размещенных в социальной сети "ВКонтакте" в группе "Турагентство Натали Трэвел" экземплярах произведения отсутствует информация об авторском праве.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.04.2023 по делу N А60-66706/2022
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительного права на фотографическое произведение.
Решение: Требование удовлетворено в части.Факт нарушения ответчиком исключительных авторских прав на фотографическое произведение подтвержден скриншотами интернет страницы ответчика социальной сети "ВКонтакте" (vk.com), расположенной по адресу https://vk.com/arkaim_travel?w=wall-3695748_2991, на 25.10.2022, кроме того истцом представлены скриншоты сайта https://vk.com/arkaim_travel в котором содержащий информацию об ответчике как о владельце сайта.
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительного права на фотографическое произведение.
Решение: Требование удовлетворено в части.Факт нарушения ответчиком исключительных авторских прав на фотографическое произведение подтвержден скриншотами интернет страницы ответчика социальной сети "ВКонтакте" (vk.com), расположенной по адресу https://vk.com/arkaim_travel?w=wall-3695748_2991, на 25.10.2022, кроме того истцом представлены скриншоты сайта https://vk.com/arkaim_travel в котором содержащий информацию об ответчике как о владельце сайта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы правовой защиты авторских и личных неимущественных прав в сети Интернет
(Шичанин А.В., Гривков О.Д.)
("Право и экономика", 2021, N 8)Кроме того, если ответчик (владелец социальной сети) зарегистрирован в зарубежной юрисдикции, остро возникает вопрос о подсудности данного спора российским судам. В соответствии с ч. 3 ст. 402 ГПК РФ российские суды могут рассматривать дела по искам к иностранным лицам только в перечисленных в этой норме случаях: распространение ответчиком в Интернете рекламы, направленной на российских потребителей; территория исполнения договора в России, защита прав персональных данных россиян. Случаи нарушения авторского права или личных неимущественных прав россиян в данной норме не указаны. В настоящее время имеются судебные акты Верховного Суда РФ, например Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2020 г. по делу N 5-КГ20-49 <3>, в которых Верховный Суд РФ, применяя данную норму, ссылается на нарушение ответчиком условий пользовательского соглашения между ним и владельцем сайта. Однако без ответа оставлен вопрос о подсудности спора и о том, как быть истцу, если речь идет о нарушении его авторских прав иностранным владельцем сайта в Интернете в случаях, не предусмотренных ч. 3 ст. 402 ГПК РФ. В связи с этим было бы целесообразно дополнить эту норму о подсудности спора российским судам также и случаем нарушения иностранной социальной сетью авторских прав российского правообладателя.
(Шичанин А.В., Гривков О.Д.)
("Право и экономика", 2021, N 8)Кроме того, если ответчик (владелец социальной сети) зарегистрирован в зарубежной юрисдикции, остро возникает вопрос о подсудности данного спора российским судам. В соответствии с ч. 3 ст. 402 ГПК РФ российские суды могут рассматривать дела по искам к иностранным лицам только в перечисленных в этой норме случаях: распространение ответчиком в Интернете рекламы, направленной на российских потребителей; территория исполнения договора в России, защита прав персональных данных россиян. Случаи нарушения авторского права или личных неимущественных прав россиян в данной норме не указаны. В настоящее время имеются судебные акты Верховного Суда РФ, например Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2020 г. по делу N 5-КГ20-49 <3>, в которых Верховный Суд РФ, применяя данную норму, ссылается на нарушение ответчиком условий пользовательского соглашения между ним и владельцем сайта. Однако без ответа оставлен вопрос о подсудности спора и о том, как быть истцу, если речь идет о нарушении его авторских прав иностранным владельцем сайта в Интернете в случаях, не предусмотренных ч. 3 ст. 402 ГПК РФ. В связи с этим было бы целесообразно дополнить эту норму о подсудности спора российским судам также и случаем нарушения иностранной социальной сетью авторских прав российского правообладателя.
Статья: Трансформация авторского права под влиянием развития цифровых технологий
(Коданева С.И.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Рамки статьи не позволяют подробно остановиться на всем разнообразии проблем, существующих сегодня в указанной сфере, поэтому рассмотрим две из них: действие авторского права в социальных сетях и нейронное искусство.
(Коданева С.И.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Рамки статьи не позволяют подробно остановиться на всем разнообразии проблем, существующих сегодня в указанной сфере, поэтому рассмотрим две из них: действие авторского права в социальных сетях и нейронное искусство.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Истец обратился в суд с иском к ответчику, владеющему общеизвестной и общедоступной интернет-платформой (социальной сетью) о взыскании компенсации за нарушение исключительного права, удаление информации об авторском и о смежном праве, а также об обязании общества опубликовать решение суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя в средстве массовой информации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Истец обратился в суд с иском к ответчику, владеющему общеизвестной и общедоступной интернет-платформой (социальной сетью) о взыскании компенсации за нарушение исключительного права, удаление информации об авторском и о смежном праве, а также об обязании общества опубликовать решение суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя в средстве массовой информации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Истцы ссылались на то, что в нарушение условий публичной оферты, а также права на свободу выражения мнений и их авторских прав ответчик удалял отдельные сообщения истцов, блокировал и удалял их аккаунты.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Истцы ссылались на то, что в нарушение условий публичной оферты, а также права на свободу выражения мнений и их авторских прав ответчик удалял отдельные сообщения истцов, блокировал и удалял их аккаунты.
Статья: Гражданско-правовая ответственность за незаконное использование персонажей
(Матиосова Н.В.)
("Юрист", 2023, N 10)В современном информационном обществе, где контент играет ключевую роль, а медиаплатформы и социальные сети являются основными средствами общения и распространения информации, вопросы интеллектуальной собственности и авторских прав становятся особенно актуальными. В этом контексте одной из важнейших проблем становится незаконное использование персонажей - таких как персонажи комиксов, книжные герои, анимационные персонажи и другие образы, имеющие своего правообладателя.
(Матиосова Н.В.)
("Юрист", 2023, N 10)В современном информационном обществе, где контент играет ключевую роль, а медиаплатформы и социальные сети являются основными средствами общения и распространения информации, вопросы интеллектуальной собственности и авторских прав становятся особенно актуальными. В этом контексте одной из важнейших проблем становится незаконное использование персонажей - таких как персонажи комиксов, книжные герои, анимационные персонажи и другие образы, имеющие своего правообладателя.
Статья: Извольте уплатить компенсацию за нарушение исключительного права на фотографическое произведение
(Новикова Т.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)На повестке болезненная и все еще вызывающая вопросы тема. Социальные сети и мессенджеры относительно недавно вошли в жизнь общества. Признаться, осваивали мы их хаотично, не всегда задумываясь, где и как брать фотоконтент. Ответственность постепенно настигает. Особенно неприятно, когда всплывают давно ушедшие в небытие посты со старыми фотографиями, иногда сомнительной ценности, но не переставшие быть объектами авторского права. А что суды?
(Новикова Т.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)На повестке болезненная и все еще вызывающая вопросы тема. Социальные сети и мессенджеры относительно недавно вошли в жизнь общества. Признаться, осваивали мы их хаотично, не всегда задумываясь, где и как брать фотоконтент. Ответственность постепенно настигает. Особенно неприятно, когда всплывают давно ушедшие в небытие посты со старыми фотографиями, иногда сомнительной ценности, но не переставшие быть объектами авторского права. А что суды?
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Еще одним примером дел с потенциальной множественностью ответчиков являются дела о защите авторских прав, нарушенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При размещении аудио-, аудиовизуальных произведений или программ для ЭВМ в сети Интернет любой пользователь, скачавший вопреки воле правообладателя произведение или программу со взломанным защитным ключом с использованием сайтов-файлообменников, торрент-трекеров, социальных сетей и т.п., является нарушителем авторского права, потенциально должным отвечать по требованию о его защите, включая взыскание компенсации за незаконное использование охраняемого объекта.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Еще одним примером дел с потенциальной множественностью ответчиков являются дела о защите авторских прав, нарушенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При размещении аудио-, аудиовизуальных произведений или программ для ЭВМ в сети Интернет любой пользователь, скачавший вопреки воле правообладателя произведение или программу со взломанным защитным ключом с использованием сайтов-файлообменников, торрент-трекеров, социальных сетей и т.п., является нарушителем авторского права, потенциально должным отвечать по требованию о его защите, включая взыскание компенсации за незаконное использование охраняемого объекта.
Статья: Особенности правовой природы аккаунта в социальных сетях
(Гейкина И.В.)
("Юрист", 2024, N 4)Деятельность лица по созданию аккаунта в социальной сети, наполненного авторским контентом, является творческой. У пользователя возникнут авторские права в отношении того аккаунта, который он опубликовал. Данное право является ограниченным с момента своего появления, так как операторы социальных сетей обладают правом на удаление и использование контента автора и правом на ограничение доступа пользователя к собственному аккаунту, на котором содержатся его публикации. Данные права у операторов социальной сети появляются на основании соглашения пользования, которое принимает пользователь при регистрации аккаунта.
(Гейкина И.В.)
("Юрист", 2024, N 4)Деятельность лица по созданию аккаунта в социальной сети, наполненного авторским контентом, является творческой. У пользователя возникнут авторские права в отношении того аккаунта, который он опубликовал. Данное право является ограниченным с момента своего появления, так как операторы социальных сетей обладают правом на удаление и использование контента автора и правом на ограничение доступа пользователя к собственному аккаунту, на котором содержатся его публикации. Данные права у операторов социальной сети появляются на основании соглашения пользования, которое принимает пользователь при регистрации аккаунта.
Статья: Наследование аккаунтов в социальных сетях: российский и зарубежный опыт
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В США в 2005 г. был принят специальный закон о предоставлении родственникам доступа к электронной почте умершего (в штате Коннектикут) <12>. После этого закона в различных штатах начали появляться похожие законы, которые предоставляли возможность получать доступ не только к электронной почте, но и к блогам, социальным страницам. Так, в штате Делавер в 2014 г. был принят отдельный акт по наследованию цифровых активов и электронных счетов (в том числе аккаунтов) после смерти его владельца <13>. В законе отдельно определяется порядок передачи доступа к электронной почте умершего, а также его аккаунтам в социальных сетях, облачным хранилищам. Помимо подобных специализированных законов, принят также закон США "Об авторском праве в цифровую эпоху" (DMCA), которым регламентируются в том числе вопросы нарушения прав на аккаунты в социальных сетях - пользователи могут отправлять жалобы в случае нарушения своих интеллектуальных прав на контент.
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В США в 2005 г. был принят специальный закон о предоставлении родственникам доступа к электронной почте умершего (в штате Коннектикут) <12>. После этого закона в различных штатах начали появляться похожие законы, которые предоставляли возможность получать доступ не только к электронной почте, но и к блогам, социальным страницам. Так, в штате Делавер в 2014 г. был принят отдельный акт по наследованию цифровых активов и электронных счетов (в том числе аккаунтов) после смерти его владельца <13>. В законе отдельно определяется порядок передачи доступа к электронной почте умершего, а также его аккаунтам в социальных сетях, облачным хранилищам. Помимо подобных специализированных законов, принят также закон США "Об авторском праве в цифровую эпоху" (DMCA), которым регламентируются в том числе вопросы нарушения прав на аккаунты в социальных сетях - пользователи могут отправлять жалобы в случае нарушения своих интеллектуальных прав на контент.
Статья: Учет прав на результаты интеллектуальной деятельности
(Лепешин Д.А.)
("Цивилист", 2025, N 2)Ключевые слова: авторские права; цифровая эпоха; блокчейн; социальные сети; информационный посредник; интеллектуальная собственность.
(Лепешин Д.А.)
("Цивилист", 2025, N 2)Ключевые слова: авторские права; цифровая эпоха; блокчейн; социальные сети; информационный посредник; интеллектуальная собственность.
Статья: Социальные сети и исключительные права: свободное использование объектов
(Калятин В.О.)
("Закон", 2023, N 3)Прежде всего можно ожидать взаимного ограничения прав социальной сети и ее пользователей в отношении размещенной в ней информации. Не исключено появление новых случаев свободного использования произведения, ориентированных на социальные сети. Ну и, наверное, неизбежно определенное ограничение личных неимущественных прав авторов результатов интеллектуальной деятельности, коллективно создаваемых в сети.
(Калятин В.О.)
("Закон", 2023, N 3)Прежде всего можно ожидать взаимного ограничения прав социальной сети и ее пользователей в отношении размещенной в ней информации. Не исключено появление новых случаев свободного использования произведения, ориентированных на социальные сети. Ну и, наверное, неизбежно определенное ограничение личных неимущественных прав авторов результатов интеллектуальной деятельности, коллективно создаваемых в сети.
Статья: Социальные сети: некоторые вопросы правового регулирования
(Сайфутдинова В.М.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)На наш взгляд, страница пользователя социальной сети - это и есть база данных, так как проведена определенная работа по систематизации размещенных и созданных самостоятельно имеющих творческий характер материалов, т.е. страница пользователя социальной сети в качестве базы данных выступает одновременно как объект авторского и смежных прав.
(Сайфутдинова В.М.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)На наш взгляд, страница пользователя социальной сети - это и есть база данных, так как проведена определенная работа по систематизации размещенных и созданных самостоятельно имеющих творческий характер материалов, т.е. страница пользователя социальной сети в качестве базы данных выступает одновременно как объект авторского и смежных прав.
Статья: Цифровизация общества и объекты наследственного правопреемства
(Волос А.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Целью исследования, таким образом, является рассмотрение особенностей категории "объекты наследственного правопреемства" и ее трансформации в связи с происходящими процессами цифровизации общества. В рамках статьи будут рассмотрены общие вопросы теории объектов наследственного правопреемства, а также проблемы отнесения некоторых объектов гражданских правоотношений, возникших в процессе цифровизации общества, к наследственной массе (цифровые права, криптовалюты, аккаунты в социальных сетях). Далее автор формулирует общие концептуальные проблемы развития законодательства, связанные с "цифровыми" объектами наследственного правопреемства. Будет предложен и собственный взгляд на то, как должно развиваться законодательство в рассмотренных сферах.
(Волос А.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Целью исследования, таким образом, является рассмотрение особенностей категории "объекты наследственного правопреемства" и ее трансформации в связи с происходящими процессами цифровизации общества. В рамках статьи будут рассмотрены общие вопросы теории объектов наследственного правопреемства, а также проблемы отнесения некоторых объектов гражданских правоотношений, возникших в процессе цифровизации общества, к наследственной массе (цифровые права, криптовалюты, аккаунты в социальных сетях). Далее автор формулирует общие концептуальные проблемы развития законодательства, связанные с "цифровыми" объектами наследственного правопреемства. Будет предложен и собственный взгляд на то, как должно развиваться законодательство в рассмотренных сферах.
Статья: Правовые аспекты использования коротких видеороликов на видеохостингах (клипы, ТикТоки, рилс, шортс) в контексте интеллектуальной собственности
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Рассматривая проблематику охраны авторских прав применительно к специфическим видам аудиовизуальных произведений, стоит отметить относительно недавнюю тенденцию, сложившуюся в социальных сетях, которая поступательно набирала обороты последние годы, - это использование и широкое распространение коротких видеороликов. Такой вид контента имеет небольшую продолжительность - обычно от нескольких секунд до нескольких минут - и охватывает широкий спектр тем, включая различный развлекательный, образовательный, общественно-политический и иного рода контент, посвященный танцам, пению, кулинарии, политике и новым тенденциям в товарах и услугах <8>. Пользователи социальных сетей обычно создают подобные видеоролики и публикуют их в различных приложениях, продвигая свой бренд, демонстрируя собственные способности и компетенции, создавая популярный, доступный и комфортный для просмотра контент. При этом с быстрым ростом количества короткометражного видеоконтента в Сети важно учитывать специфические правовые вопросы, которые могут возникнуть при загрузке и распространении этого контента. Два из них касаются авторских прав и конфиденциальности. В целом здесь можно говорить о сохранении принципа технологической нейтральности, но в ряде случаев создатели соответствующих аудиовизуальных произведений (контентмейкеры) полагают, что с учетом короткой продолжительности видеороликов незначительные по временному промежутку воспроизведения заимствования не приведут к нарушению авторских прав. При этом, в действительности, короткие видеоролики, как и иные аудиовизуальные произведения, могут содержать контент, который автор такого ролика не создавал. Например, пользователи видеохостингов часто публикуют в приложениях социальных сетей короткие видео, которые содержат музыку или видеоклипы из фильмов, новостных станций или постов других пользователей-правообладателей в социальных сетях. Без согласия правообладателя этого контента пользователи, которые загружают этот контент или делятся им, могут тем самым нарушать авторские права третьих лиц.
(Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Рассматривая проблематику охраны авторских прав применительно к специфическим видам аудиовизуальных произведений, стоит отметить относительно недавнюю тенденцию, сложившуюся в социальных сетях, которая поступательно набирала обороты последние годы, - это использование и широкое распространение коротких видеороликов. Такой вид контента имеет небольшую продолжительность - обычно от нескольких секунд до нескольких минут - и охватывает широкий спектр тем, включая различный развлекательный, образовательный, общественно-политический и иного рода контент, посвященный танцам, пению, кулинарии, политике и новым тенденциям в товарах и услугах <8>. Пользователи социальных сетей обычно создают подобные видеоролики и публикуют их в различных приложениях, продвигая свой бренд, демонстрируя собственные способности и компетенции, создавая популярный, доступный и комфортный для просмотра контент. При этом с быстрым ростом количества короткометражного видеоконтента в Сети важно учитывать специфические правовые вопросы, которые могут возникнуть при загрузке и распространении этого контента. Два из них касаются авторских прав и конфиденциальности. В целом здесь можно говорить о сохранении принципа технологической нейтральности, но в ряде случаев создатели соответствующих аудиовизуальных произведений (контентмейкеры) полагают, что с учетом короткой продолжительности видеороликов незначительные по временному промежутку воспроизведения заимствования не приведут к нарушению авторских прав. При этом, в действительности, короткие видеоролики, как и иные аудиовизуальные произведения, могут содержать контент, который автор такого ролика не создавал. Например, пользователи видеохостингов часто публикуют в приложениях социальных сетей короткие видео, которые содержат музыку или видеоклипы из фильмов, новостных станций или постов других пользователей-правообладателей в социальных сетях. Без согласия правообладателя этого контента пользователи, которые загружают этот контент или делятся им, могут тем самым нарушать авторские права третьих лиц.