Автоматический обмен налоговой информацией
Подборка наиболее важных документов по запросу Автоматический обмен налоговой информацией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 30.10.2024 N ЕД-7-17/916@
"Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2024 N 80649)Зарегистрировано в Минюсте России 20 декабря 2024 г. N 80649
"Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2024 N 80649)Зарегистрировано в Минюсте России 20 декабря 2024 г. N 80649
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
Статья: Интеграционное налоговое право и новый миропорядок
(Толстопятенко Г.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)1. Автоматический обмен информацией - разъяснениями
(Толстопятенко Г.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)1. Автоматический обмен информацией - разъяснениями
Статья: Международное налогообложение в начале XXI века: новая реальность
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2023, N 11)В апреле 2013 года Великобритания, Германия, Италия, Испания и Франция заявили о запуске пилотного проекта автоматического обмена налоговой информацией на основе Межправительственного соглашения между этими странами и США об улучшении налогового комплаенса и внедрении FATCA <12>. В июне 2013 года Европейская комиссия анонсировала широкомасштабный обмен информацией между налоговыми органами в ЕС <13>. В этот момент ЕС уже имел Налоговую директиву о сбережениях <14> и Административную директиву о кооперации, предусматривавшие автоматический обмен информацией <15>. В сентябре 2013 года "Большая двадцатка" одобрила план создания к февралю 2014 года нового единого глобального стандарта автоматического обмена налоговой информацией <16>. ОЭСР разработала и представила такой план <17>. Данный стандарт был активно поддержан мировым сообществом <18>. Согласно требованиям этого стандарта (Common Reporting Standard, CRS) финансовые организации обязаны выявлять клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, которые могут являться налоговыми резидентами за пределами страны, где они открыли счета и используют финансовые продукты, и сообщать некоторую информацию в местные налоговые органы. Эта информация также может быть передана налоговым органам той страны, налоговым резидентом которой считается рассматриваемый клиент.
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2023, N 11)В апреле 2013 года Великобритания, Германия, Италия, Испания и Франция заявили о запуске пилотного проекта автоматического обмена налоговой информацией на основе Межправительственного соглашения между этими странами и США об улучшении налогового комплаенса и внедрении FATCA <12>. В июне 2013 года Европейская комиссия анонсировала широкомасштабный обмен информацией между налоговыми органами в ЕС <13>. В этот момент ЕС уже имел Налоговую директиву о сбережениях <14> и Административную директиву о кооперации, предусматривавшие автоматический обмен информацией <15>. В сентябре 2013 года "Большая двадцатка" одобрила план создания к февралю 2014 года нового единого глобального стандарта автоматического обмена налоговой информацией <16>. ОЭСР разработала и представила такой план <17>. Данный стандарт был активно поддержан мировым сообществом <18>. Согласно требованиям этого стандарта (Common Reporting Standard, CRS) финансовые организации обязаны выявлять клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, которые могут являться налоговыми резидентами за пределами страны, где они открыли счета и используют финансовые продукты, и сообщать некоторую информацию в местные налоговые органы. Эта информация также может быть передана налоговым органам той страны, налоговым резидентом которой считается рассматриваемый клиент.
Интервью: Преимущества и недостатки выбора юрисдикции для хранения объектов интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)Власти стран, входящих в ЕС, имеют право применять в отношении несотрудничающих государств эффективные и пропорциональные защитные меры как в неналоговой, так и в налоговой областях. Особому контролю подвергаются сделки с компаниями из таких стран. Налоговыми органами может быть предусмотрена невозможность вычета расходов, понесенных во включенной в перечень юрисдикции. В дополнение к этому к резидентам стран из черного списка применяется более жесткий налоговый контроль. Например, выплаты компаний из ЕС в страны из черного списка могут облагаться налогом на доходы у источника. Юрисдикции должны соблюдать правила налоговой прозрачности, чтобы избежать включения в перечень и обмениваться налоговыми данными со всеми государствами - членами ЕС посредством автоматического обмена налоговой информацией (AEOI), или через общую систему отчетности (CRS), установленную ОЭСР, или через другие аналогичные механизмы. Помимо этого, необходимо выполнять ряд других правил, в частности, не должны вводить вредоносных льготных налоговых мер. В частности, Евросоюз оценивает налоговый режим в специальных административных районах (САР) на острове Русский в Приморском крае и на острове Октябрьский в Калининградской области как "вредоносный", создающий нечестную налоговую конкуренцию. Замглавы Минфина Алексей Сазанов озвучил, что ЕС потребовал, чтобы при переезде в САР компании создавали реальные офисы с сотрудниками и чтобы режим САР был доступен не только для компаний из-за рубежа, но и для российских холдингов.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)Власти стран, входящих в ЕС, имеют право применять в отношении несотрудничающих государств эффективные и пропорциональные защитные меры как в неналоговой, так и в налоговой областях. Особому контролю подвергаются сделки с компаниями из таких стран. Налоговыми органами может быть предусмотрена невозможность вычета расходов, понесенных во включенной в перечень юрисдикции. В дополнение к этому к резидентам стран из черного списка применяется более жесткий налоговый контроль. Например, выплаты компаний из ЕС в страны из черного списка могут облагаться налогом на доходы у источника. Юрисдикции должны соблюдать правила налоговой прозрачности, чтобы избежать включения в перечень и обмениваться налоговыми данными со всеми государствами - членами ЕС посредством автоматического обмена налоговой информацией (AEOI), или через общую систему отчетности (CRS), установленную ОЭСР, или через другие аналогичные механизмы. Помимо этого, необходимо выполнять ряд других правил, в частности, не должны вводить вредоносных льготных налоговых мер. В частности, Евросоюз оценивает налоговый режим в специальных административных районах (САР) на острове Русский в Приморском крае и на острове Октябрьский в Калининградской области как "вредоносный", создающий нечестную налоговую конкуренцию. Замглавы Минфина Алексей Сазанов озвучил, что ЕС потребовал, чтобы при переезде в САР компании создавали реальные офисы с сотрудниками и чтобы режим САР был доступен не только для компаний из-за рубежа, но и для российских холдингов.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)К тому же автоматический обмен информацией между налоговыми службами различных государств оставляет все меньше шансов утаить свои активы за границей.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)К тому же автоматический обмен информацией между налоговыми службами различных государств оставляет все меньше шансов утаить свои активы за границей.
Статья: Внешний аспект ограничения налогового суверенитета: сравнение опыта Федеративной Республики Германии и Российской Федерации
(Гусаров И.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Ключевые слова: налоговый суверенитет, государственный суверенитет, международные организации, налогообложение, финансовое право, ограничение суверенитета, сравнительное правоведение, автоматический обмен налоговой информацией, международное публичное право.
(Гусаров И.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Ключевые слова: налоговый суверенитет, государственный суверенитет, международные организации, налогообложение, финансовое право, ограничение суверенитета, сравнительное правоведение, автоматический обмен налоговой информацией, международное публичное право.
Статья: Подходы международных организаций к определению сущности криптовалют
(Андрианова Н.Г.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 2)ОЭСР сконцентрировалась на вопросах анализа налоговых последствий совершения операций с криптоактивами [13], кроме того, поскольку криптоактивы могут передаваться и храниться без взаимодействия с традиционными финансовыми посредниками и без какого-либо центрального администратора, имеющего полную информацию о проводимых транзакциях и о местонахождении криптоактивов, ОЭСР были скорректированы правила автоматического обмена налоговой информацией путем включения в такой обмен информации о транзакциях с криптоактивами, которая будет передаваться стандартизированным образом с юрисдикциями резидентства налогоплательщиков на ежегодной основе [14]. Таким образом, ОЭСР рассматривает криптовалюты в качестве виртуальной валюты, ввиду высоких рисков совершения противоправных действий с криптовалютами информация о совершении операций с криптовалютами включена в автоматический обмен налоговой информацией.
(Андрианова Н.Г.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 2)ОЭСР сконцентрировалась на вопросах анализа налоговых последствий совершения операций с криптоактивами [13], кроме того, поскольку криптоактивы могут передаваться и храниться без взаимодействия с традиционными финансовыми посредниками и без какого-либо центрального администратора, имеющего полную информацию о проводимых транзакциях и о местонахождении криптоактивов, ОЭСР были скорректированы правила автоматического обмена налоговой информацией путем включения в такой обмен информации о транзакциях с криптоактивами, которая будет передаваться стандартизированным образом с юрисдикциями резидентства налогоплательщиков на ежегодной основе [14]. Таким образом, ОЭСР рассматривает криптовалюты в качестве виртуальной валюты, ввиду высоких рисков совершения противоправных действий с криптовалютами информация о совершении операций с криптовалютами включена в автоматический обмен налоговой информацией.
Статья: Трансформация международного налогово-правового регулирования и национальные интересы
(Кучеров И.И., Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Наиболее важными договорами, обеспечившими основу для масштабного международного автоматического обмена налоговой информацией, стали многосторонние соглашения компетентных органов, в которых от нашей страны участвует ФНС России. В связи с этим следует упомянуть Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией 2014 г. (CRS MCAA <52>), которое закрепляет применение единого стандарта отчетности (Common Reporting Standard, CRS) <53>, и Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами 2016 г. (CbC MCAA <54>), подписанное <55> в рамках реализации Направления 13 "Документация по трансфертному ценообразованию и страновой отчетности" Плана BEPS.
(Кучеров И.И., Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Наиболее важными договорами, обеспечившими основу для масштабного международного автоматического обмена налоговой информацией, стали многосторонние соглашения компетентных органов, в которых от нашей страны участвует ФНС России. В связи с этим следует упомянуть Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией 2014 г. (CRS MCAA <52>), которое закрепляет применение единого стандарта отчетности (Common Reporting Standard, CRS) <53>, и Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами 2016 г. (CbC MCAA <54>), подписанное <55> в рамках реализации Направления 13 "Документация по трансфертному ценообразованию и страновой отчетности" Плана BEPS.
Статья: Юридическая ответственность в налоговых отношениях: опыт стран ЕАЭС и вызовы для предпринимательской деятельности
(Соловьев А.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Международный опыт налогообложения оказывает существенное влияние на правовую практику стран ЕАЭС, способствуя интеграции глобальных налоговых стандартов. В условиях глобализации происходит унификация налоговых систем, что направлено на улучшение налогового контроля и развитие бизнес-среды в странах Союза. В качестве основного источника для реформ служат рекомендации ОЭСР и международные соглашения по обмену налоговой информацией и борьбе с уклонением от налогов. Интеграция таких норм в законодательство России и Казахстана включает в себя меры по улучшению контроля за транзакциями международных компаний, что повышает налоговую дисциплину. В частности, внедрение автоматического обмена налоговой информацией и обеспечение прозрачности в международной налоговой отчетности позволяют минимизировать возможности для уклонения от налогов и обеспечивают согласованность с международными требованиями. Процесс интеграции стандартов BEPS в законодательства стран ЕАЭС улучшает налоговый мониторинг и контроль. Автоматический обмен информацией между налоговыми органами, применяемый в России и Казахстане, минимизирует возможности для уклонения от налогов, улучшая условия для честного ведения бизнеса. Внедрение электронных систем налогообложения в этих странах также ускоряет процесс отчетности, снижает нагрузку на бизнес и повышает качество налогового администрирования.
(Соловьев А.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Международный опыт налогообложения оказывает существенное влияние на правовую практику стран ЕАЭС, способствуя интеграции глобальных налоговых стандартов. В условиях глобализации происходит унификация налоговых систем, что направлено на улучшение налогового контроля и развитие бизнес-среды в странах Союза. В качестве основного источника для реформ служат рекомендации ОЭСР и международные соглашения по обмену налоговой информацией и борьбе с уклонением от налогов. Интеграция таких норм в законодательство России и Казахстана включает в себя меры по улучшению контроля за транзакциями международных компаний, что повышает налоговую дисциплину. В частности, внедрение автоматического обмена налоговой информацией и обеспечение прозрачности в международной налоговой отчетности позволяют минимизировать возможности для уклонения от налогов и обеспечивают согласованность с международными требованиями. Процесс интеграции стандартов BEPS в законодательства стран ЕАЭС улучшает налоговый мониторинг и контроль. Автоматический обмен информацией между налоговыми органами, применяемый в России и Казахстане, минимизирует возможности для уклонения от налогов, улучшая условия для честного ведения бизнеса. Внедрение электронных систем налогообложения в этих странах также ускоряет процесс отчетности, снижает нагрузку на бизнес и повышает качество налогового администрирования.