Авиакомпания возврат денег
Подборка наиболее важных документов по запросу Авиакомпания возврат денег (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Отменяя принятое по делу решение в части взыскания неустойки и изменяя в части штрафа, судебных расходов, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что в рамках спорных правоотношений взыскание неустойки по правилам ст. 31 Закона о защите прав потребителей является недопустимым, поскольку неисполнение обязательств произошло по иным основаниям, предусмотренным законом, не зависящим от действий туроператора - закрытие воздушного пространства для российских авиакомпаний иностранными государствами. Истцом заявлены требования о взыскании неустойки за просрочку возврата денежных средств, согласно расчету исчисленной по правилам ст. 28, 31 Закона о защите прав потребителей, по день возврата денежных сумм, однако нарушений условий договора со стороны туроператора не имелось, отметив, что часть периода начисления истцом неустойки совпадает с периодом моратория на начисление неустоек, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497 (с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ). При таком положении, принимая во внимание, что неисполнение обязанности по предоставлению истцу тура имело место вследствие обстоятельств непреодолимой силы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ответчик освобождается от уплаты другой стороне неустойки и иных санкций, вызванных просрочкой исполнения обязательства, отметив, что в данном случае иных требований, связанных с нарушением срока возврата денежных средств, при в отсутствии вины исполнителя, а именно по правилам ст. 395 ГК РФ, истцом не заявлялось. Вместе с тем, поскольку ответчиком денежные средства возвращены с нарушением прав истца как потребителя, апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о взыскании в пользу потребителя компенсации морального вреда в установленном размере, а также взыскал штраф в размере 2 500 руб., то есть в размере 50% от взысканной судом суммы компенсации морального вреда В соответствии с положениями ст. 98, 103 ГПК РФ апелляционным судом распределены судебные расходы."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Расходы бюджетного учреждения (премии, командировки)
(КонсультантПлюс, 2025)Ввиду приобретения С. ...авиабилетов... до момента открытия им листка нетрудоспособности, а также того, что авиабилет был невозвратным, данные расходы... были возмещены работодателем. Невозможность использовать авиабилет или вернуть денежные средства по нему не была обусловлена действиями либо бездействием учреждения...
(КонсультантПлюс, 2025)Ввиду приобретения С. ...авиабилетов... до момента открытия им листка нетрудоспособности, а также того, что авиабилет был невозвратным, данные расходы... были возмещены работодателем. Невозможность использовать авиабилет или вернуть денежные средства по нему не была обусловлена действиями либо бездействием учреждения...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Невыход на работу из-за несвоевременного возвращения из отпуска
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Работник трудился врачом в больнице. Он взял отпуск за свой счет и поехал за границу. Однако из-за опоздания на авиарейс ему пришлось купить новые авиабилеты. Поскольку денег на покупку обратных билетов у него не было, работнику пришлось ждать, когда авиакомпания вернет деньги. Из-за этого он не смог вовремя вернуться из отпуска.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Работник трудился врачом в больнице. Он взял отпуск за свой счет и поехал за границу. Однако из-за опоздания на авиарейс ему пришлось купить новые авиабилеты. Поскольку денег на покупку обратных билетов у него не было, работнику пришлось ждать, когда авиакомпания вернет деньги. Из-за этого он не смог вовремя вернуться из отпуска.
Ситуация: Можно ли вернуть электронный авиабилет, купленный по промоакции с условием "билет не подлежит возврату"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Если авиакомпания отменила рейс и вместо возврата денег предлагает ваучеры на будущие перелеты, направьте ей письменную претензию с требованием о возврате платы. В случае спора переписку с авиакомпанией посредством социальных сетей и форм приема обращений на ее сайте суд может не признать доказательством соблюдения претензионного порядка (Информация Роспотребнадзора).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Если авиакомпания отменила рейс и вместо возврата денег предлагает ваучеры на будущие перелеты, направьте ей письменную претензию с требованием о возврате платы. В случае спора переписку с авиакомпанией посредством социальных сетей и форм приема обращений на ее сайте суд может не признать доказательством соблюдения претензионного порядка (Информация Роспотребнадзора).
Нормативные акты
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.10.2020 N АКПИ20-489
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3, пункта 4, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 10 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991>Как указывает административный истец, в производстве Советского районного суда г. Нижнего Новгорода находятся гражданские дела (N 2-1788/2020, N 2-1911/2020) по ее исковым заявлениям к АО "Авиакомпания "Сибирь" о возврате денег, уплаченных за авиаперевозки пассажиров, в связи с их отменой. В своих возражениях авиакомпания отказалась признать исковые требования, сославшись на положения оспариваемого нормативного правового акта.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3, пункта 4, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 10 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991>Как указывает административный истец, в производстве Советского районного суда г. Нижнего Новгорода находятся гражданские дела (N 2-1788/2020, N 2-1911/2020) по ее исковым заявлениям к АО "Авиакомпания "Сибирь" о возврате денег, уплаченных за авиаперевозки пассажиров, в связи с их отменой. В своих возражениях авиакомпания отказалась признать исковые требования, сославшись на положения оспариваемого нормативного правового акта.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.01.2021 N АПЛ20-455
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 07.10.2020 N АКПИ20-489, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3, пункта 4, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 10 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991>З. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими подпункта "б" пункта 3, пункта 4, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 10 Положения. В обоснование заявленного требования указала, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 2 статьи 416, пункту 1 статьи 417, пункту 1 статьи 1102, подпункту 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, статье 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) в части предоставления авиаперевозчикам права возвращать пассажирам деньги не ранее, чем через три года с даты отмененного (измененного) авиарейса, и лишения заказчика авиаперевозки (пассажира) права получить деньги за отмененный (измененный) авиарейс непосредственно после его отмены (изменения). Полагает, что Положение в оспариваемой части нарушает ее право на возврат денежных средств непосредственно после отмены рейсов авиаперевозчиком. Нарушение своего права административный истец усматривает в том, что при разрешении Советским районным судом г. Нижнего Новгорода гражданских дел по ее исковым заявлениям к АО "Авиакомпания "Сибирь" о возврате денежных средств, уплаченных за авиарейсы, отмененные перевозчиком, авиакомпания отказалась признать ее исковые требования со ссылкой на оспариваемые положения нормативного правового акта.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 07.10.2020 N АКПИ20-489, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3, пункта 4, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 10 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991>З. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими подпункта "б" пункта 3, пункта 4, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 10 Положения. В обоснование заявленного требования указала, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 2 статьи 416, пункту 1 статьи 417, пункту 1 статьи 1102, подпункту 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, статье 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) в части предоставления авиаперевозчикам права возвращать пассажирам деньги не ранее, чем через три года с даты отмененного (измененного) авиарейса, и лишения заказчика авиаперевозки (пассажира) права получить деньги за отмененный (измененный) авиарейс непосредственно после его отмены (изменения). Полагает, что Положение в оспариваемой части нарушает ее право на возврат денежных средств непосредственно после отмены рейсов авиаперевозчиком. Нарушение своего права административный истец усматривает в том, что при разрешении Советским районным судом г. Нижнего Новгорода гражданских дел по ее исковым заявлениям к АО "Авиакомпания "Сибирь" о возврате денежных средств, уплаченных за авиарейсы, отмененные перевозчиком, авиакомпания отказалась признать ее исковые требования со ссылкой на оспариваемые положения нормативного правового акта.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)1.1. ПАО (авиационная компания) заключило ученический договор, которым было предусмотрено, что К. пройдет обучение по программе подготовки бортпроводников; после получения свидетельства о квалификации заключит с ПАО трудовой договор и отработает не менее трех лет.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)1.1. ПАО (авиационная компания) заключило ученический договор, которым было предусмотрено, что К. пройдет обучение по программе подготовки бортпроводников; после получения свидетельства о квалификации заключит с ПАО трудовой договор и отработает не менее трех лет.
Статья: Стечение тяжелых жизненных обстоятельств как основание для смягчения наказания
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2025, N 6)Так, в отношении военнослужащего, который не смог возвратиться из отпуска на службу в связи с похищением у него приобретенного заранее авиабилета на обратную дорогу и денег и который был вынужден зарабатывать деньги на обратный билет, а после его приобретения менял его на другой с помощью военного коменданта аэропорта из-за банкротства авиакомпании, высшая судебная инстанция указала, что имеет место не освобождение от ответственности на основании примечания к ст. 337 УК РФ вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, а отсутствие вины в уклонении от военной службы и, как следствие, отсутствие самого состава преступления в силу неимения необходимого признака <116>.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2025, N 6)Так, в отношении военнослужащего, который не смог возвратиться из отпуска на службу в связи с похищением у него приобретенного заранее авиабилета на обратную дорогу и денег и который был вынужден зарабатывать деньги на обратный билет, а после его приобретения менял его на другой с помощью военного коменданта аэропорта из-за банкротства авиакомпании, высшая судебная инстанция указала, что имеет место не освобождение от ответственности на основании примечания к ст. 337 УК РФ вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, а отсутствие вины в уклонении от военной службы и, как следствие, отсутствие самого состава преступления в силу неимения необходимого признака <116>.
Вопрос: Разъясните порядок возврата уплаченной пассажиром провозной платы при отмене рейса. Законна ли выдача авиакомпанией сертификата на последующий полет вместо денежных средств?
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)"Официальный сайт Ространснадзора https://www.rostransnadzor.ru", 2020
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)"Официальный сайт Ространснадзора https://www.rostransnadzor.ru", 2020
Статья: Компенсация морального вреда потребителям услуг воздушной перевозки (по материалам судебной практики)
(Карпеев О.В., Сторожкова Е.Ч.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Не являются редкостью случаи предъявления исковых требований о компенсации морального вреда, порождаемые слабым пониманием отдельными гражданами правовых последствий своих действий в электронной информационной среде. Весьма показательным является, в частности, пример из судебной практики, изложенный в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2021 г. N 88-2155/2021-(88-21471/2020) <13>. Истцами на сайте авиакомпании заключен публичный договор воздушной перевозки. В дальнейшем потребители уведомили перевозчика об отказе от полета и предложили ему вернуть уплаченные денежные средства. В свою очередь, перевозчик уведомил потребителей о том, что в соответствии с условиями тарифа билет является невозвратным. При обращении в суд истцы просили признать пункт договора воздушной перевозки в части невозвратности билетов недействительным на том основании, что перевозчик не предоставил им полной информации о правилах тарифа.
(Карпеев О.В., Сторожкова Е.Ч.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Не являются редкостью случаи предъявления исковых требований о компенсации морального вреда, порождаемые слабым пониманием отдельными гражданами правовых последствий своих действий в электронной информационной среде. Весьма показательным является, в частности, пример из судебной практики, изложенный в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2021 г. N 88-2155/2021-(88-21471/2020) <13>. Истцами на сайте авиакомпании заключен публичный договор воздушной перевозки. В дальнейшем потребители уведомили перевозчика об отказе от полета и предложили ему вернуть уплаченные денежные средства. В свою очередь, перевозчик уведомил потребителей о том, что в соответствии с условиями тарифа билет является невозвратным. При обращении в суд истцы просили признать пункт договора воздушной перевозки в части невозвратности билетов недействительным на том основании, что перевозчик не предоставил им полной информации о правилах тарифа.
Вопрос: Возврат стоимости за несовершенную авиаперевозку в период коронавирусной инфекции.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)В целях обеспечения баланса интересов пассажиров и сохранения авиационной отрасли Постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрен 3-летний срок возврата провозной платы. При массовых обращениях пассажиров в авиакомпании за возвратом денежных средств в условиях отсутствия у перевозчиков выручки от реализации услуг практически невозможно в короткие сроки найти достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства. В случае банкротства российских авиакомпаний пассажиры практически полностью утратили бы возможность получения причитающихся им денежных средств (с учетом очередности погашения требований кредиторов при банкротстве).
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)В целях обеспечения баланса интересов пассажиров и сохранения авиационной отрасли Постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрен 3-летний срок возврата провозной платы. При массовых обращениях пассажиров в авиакомпании за возвратом денежных средств в условиях отсутствия у перевозчиков выручки от реализации услуг практически невозможно в короткие сроки найти достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства. В случае банкротства российских авиакомпаний пассажиры практически полностью утратили бы возможность получения причитающихся им денежных средств (с учетом очередности погашения требований кредиторов при банкротстве).
Вопрос: О приобретении билета на рейс иностранной авиакомпании.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)Согласно российскому законодательству, представительство иностранной авиакомпании не является юридическим лицом, а является обособленным подразделением юридического лица, расположенного вне места его нахождения.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)Согласно российскому законодательству, представительство иностранной авиакомпании не является юридическим лицом, а является обособленным подразделением юридического лица, расположенного вне места его нахождения.
Статья: Способы обеспечения исполнения обязательств при овербукинге в договоре воздушной перевозки пассажиров в России и Казахстане
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Действительно, обращаясь к правам потребителей, отметим, что исполнители обязаны оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору (п. 1 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <7>, далее - Закон РФ N 2300-1; подп. 8 п. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 г. N 274-IV "О защите прав потребителей" <8>). В данном случае качество предоставляемой авиакомпанией услуги зависит от соблюдения условий о времени отправления и о пункте назначения. В случае овербукинга перевозчики не могут гарантировать доставку пассажира в обозначенное при бронировании билета время. Поэтому согласно ст. 31 данного закона РФ (п. 5 ст. 35 Закона Республики Казахстан) за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (требование о возврате денежной суммы по договору должно быть удовлетворено в течение десяти дней) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3% от цены выполнения работы, а если последняя не определена, то общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работ или общую цену заказа.
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Действительно, обращаясь к правам потребителей, отметим, что исполнители обязаны оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору (п. 1 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <7>, далее - Закон РФ N 2300-1; подп. 8 п. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 г. N 274-IV "О защите прав потребителей" <8>). В данном случае качество предоставляемой авиакомпанией услуги зависит от соблюдения условий о времени отправления и о пункте назначения. В случае овербукинга перевозчики не могут гарантировать доставку пассажира в обозначенное при бронировании билета время. Поэтому согласно ст. 31 данного закона РФ (п. 5 ст. 35 Закона Республики Казахстан) за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (требование о возврате денежной суммы по договору должно быть удовлетворено в течение десяти дней) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3% от цены выполнения работы, а если последняя не определена, то общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работ или общую цену заказа.
Путеводитель по судебной практике: Агентирование.
Обязан ли агент, заключивший сделку во исполнение агентского договора от своего имени, уведомить принципала о требовании привлечь агента к ответственности по ней
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с отменой рейса авиакомпанией заказчик Юдин Е.В., не получив заказанных услуг, обратился в суд общей юрисдикции с иском к турагенту как к лицу, с которым заключен договор о реализации туристского продукта, о возврате уплаченных за тур денежных средств и взыскании морального вреда. По мировому соглашению турагент выплатил Юдину Е.В. указанные выше денежные средства.
Обязан ли агент, заключивший сделку во исполнение агентского договора от своего имени, уведомить принципала о требовании привлечь агента к ответственности по ней
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с отменой рейса авиакомпанией заказчик Юдин Е.В., не получив заказанных услуг, обратился в суд общей юрисдикции с иском к турагенту как к лицу, с которым заключен договор о реализации туристского продукта, о возврате уплаченных за тур денежных средств и взыскании морального вреда. По мировому соглашению турагент выплатил Юдину Е.В. указанные выше денежные средства.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Результатом предоставления субсидии является обеспечение российскими авиакомпаниями пассажирооборота в размере не менее 90 млрд. пассажиро-километров (за вычетом иных программ субсидирования) за апрель - октябрь 2022 г. При этом значение результата предоставления субсидии для отдельной авиакомпании устанавливается на основании заявки данной авиакомпании на предоставление субсидии. В случае недостижения авиакомпанией 80% значения результата предоставления субсидии, установленного соглашением, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет (п. 24).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Результатом предоставления субсидии является обеспечение российскими авиакомпаниями пассажирооборота в размере не менее 90 млрд. пассажиро-километров (за вычетом иных программ субсидирования) за апрель - октябрь 2022 г. При этом значение результата предоставления субсидии для отдельной авиакомпании устанавливается на основании заявки данной авиакомпании на предоставление субсидии. В случае недостижения авиакомпанией 80% значения результата предоставления субсидии, установленного соглашением, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет (п. 24).
Готовое решение: Как учесть расходы при отмене командировки
(КонсультантПлюс, 2025)2.2. Организация получает возврат переплаты от авиакомпании, предъявленный НДС уменьшился
(КонсультантПлюс, 2025)2.2. Организация получает возврат переплаты от авиакомпании, предъявленный НДС уменьшился