Аукцион по аренде земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Аукцион по аренде земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда земельного участка: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)2.9. Арендодатель, по мнению Арендатора, необоснованно отказал в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)2.9. Арендодатель, по мнению Арендатора, необоснованно отказал в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Перечень позиций высших судов к ст. 39.6 ЗК РФ "Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов"1.1.1. Неправомерно без проведения аукциона изменять цель предоставления в аренду земельного участка с "для сельскохозяйственного использования" на "для жилищного строительства" посредством изменения договора аренды (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Из изложенного следует, что сложившаяся судебная практика исходит из того, что арендатор не вправе в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования переданного в аренду земельного участка, в том числе обязать арендодателя изменить его. К тому же эти требования связаны с гражданскими (обязательственными) отношениями сторон и не подлежат рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ. В рассматриваемом же случае ЗК РФ предусмотрел прямой запрет на внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в части изменения вида его разрешенного использования.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Из изложенного следует, что сложившаяся судебная практика исходит из того, что арендатор не вправе в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования переданного в аренду земельного участка, в том числе обязать арендодателя изменить его. К тому же эти требования связаны с гражданскими (обязательственными) отношениями сторон и не подлежат рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ. В рассматриваемом же случае ЗК РФ предусмотрел прямой запрет на внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в части изменения вида его разрешенного использования.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Указанная статья 16.6-3 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" введена тем же Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ, и в ней определены особенности заключения по результатам аукционов договоров аренды земельных участков единого института развития для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в т.ч. жилищное строительство, и (или) для иного развития территории. Частями 1 - 3 данной статьи предусмотрено следующее:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Указанная статья 16.6-3 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" введена тем же Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ, и в ней определены особенности заключения по результатам аукционов договоров аренды земельных участков единого института развития для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в т.ч. жилищное строительство, и (или) для иного развития территории. Частями 1 - 3 данной статьи предусмотрено следующее:
Вопрос: Внесение изменений в проект договора аренды земельного участка, который будет заключен по результатам аукциона.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Следует признать, что в части видов разрешенного использования федеральное законодательство, а именно п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ, устанавливающий недопустимость изменения заключенного по результатам аукциона договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, пусть косвенно, но все-таки легализует право органов публичной власти при организации аукциона самостоятельно выбирать отдельные виды разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом. Если бы законодатель, формулируя приведенную норму, имел в виду все виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренные градостроительным регламентом, то норма не имела бы никакого смысла в свете юридического значения градостроительного регламента. Если же норма была ориентирована на случаи внесения изменений в градостроительный регламент в период действия договора аренды и, соответственно, имела бы задачу охраны интересов арендатора, она содержала бы соответствующие уточнения применительно к этой конкретной ситуации.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Следует признать, что в части видов разрешенного использования федеральное законодательство, а именно п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ, устанавливающий недопустимость изменения заключенного по результатам аукциона договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, пусть косвенно, но все-таки легализует право органов публичной власти при организации аукциона самостоятельно выбирать отдельные виды разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом. Если бы законодатель, формулируя приведенную норму, имел в виду все виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренные градостроительным регламентом, то норма не имела бы никакого смысла в свете юридического значения градостроительного регламента. Если же норма была ориентирована на случаи внесения изменений в градостроительный регламент в период действия договора аренды и, соответственно, имела бы задачу охраны интересов арендатора, она содержала бы соответствующие уточнения применительно к этой конкретной ситуации.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)- в отношении застройщика не проводятся процедуры ликвидации, банкротства, отсутствует решение о приостановлении его деятельности, застройщик (его директор) не указан в реестре недобросовестных поставщиков или участников аукциона по продаже (аренде) земельного участка (п. 2 - 6 ч. 2 ст. 3 Закона N 214-ФЗ);
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)- в отношении застройщика не проводятся процедуры ликвидации, банкротства, отсутствует решение о приостановлении его деятельности, застройщик (его директор) не указан в реестре недобросовестных поставщиков или участников аукциона по продаже (аренде) земельного участка (п. 2 - 6 ч. 2 ст. 3 Закона N 214-ФЗ);
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)39.1. В п. 39.1 ч. 1 комментируемой статьи речь идет о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, построенный на земельном участке единого института развития в жилищной сфере или земельном участке, государственная собственность на который не разграничена и которым единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению Росимущества лицом (арендатором), которому он был предоставлен по договору аренды. Причем указанный участок был передан в аренду по договору для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 16.6-3 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий". В указанной статье, на которую сделана ссылка в комментируемом пункте, говорится об особенностях заключения по результатам аукционов договоров аренды земельных участков единого института развития для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории. Эти особенности заключаются в том, что договор аренды земельного участка единого института развития для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории заключается по результатам аукциона на право заключения этого договора.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)39.1. В п. 39.1 ч. 1 комментируемой статьи речь идет о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, построенный на земельном участке единого института развития в жилищной сфере или земельном участке, государственная собственность на который не разграничена и которым единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению Росимущества лицом (арендатором), которому он был предоставлен по договору аренды. Причем указанный участок был передан в аренду по договору для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 16.6-3 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий". В указанной статье, на которую сделана ссылка в комментируемом пункте, говорится об особенностях заключения по результатам аукционов договоров аренды земельных участков единого института развития для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории. Эти особенности заключаются в том, что договор аренды земельного участка единого института развития для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории заключается по результатам аукциона на право заключения этого договора.
Вопрос: О возврате и перечислении средств во временном распоряжении, поступивших в качестве задатка за участие в аукционе на право заключения договоров аренды муниципальных земельных участков.
(Письмо Минфина России от 12.05.2023 N 02-06-10/43661)Вопрос: О возврате и перечислении средств во временном распоряжении, поступивших в качестве задатка за участие в аукционе на право заключения договоров аренды муниципальных земельных участков.
(Письмо Минфина России от 12.05.2023 N 02-06-10/43661)Вопрос: О возврате и перечислении средств во временном распоряжении, поступивших в качестве задатка за участие в аукционе на право заключения договоров аренды муниципальных земельных участков.
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Составление заявления о предоставлении земельного участка в аренду (о проведении аукциона)
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Составление заявления о предоставлении земельного участка в аренду (о проведении аукциона)
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Должен ли арендатор при предъявлении иска о защите преимущественного права доказывать заключение арендодателем договора аренды с третьим лицом
(КонсультантПлюс, 2025)"...Из материалов дела следует, что на основании заключенного по результатам аукциона договора аренды земельного участка от 23.05.2007 N 65741т (далее - договор аренды) мэрия (арендодатель) предоставила ООО "Медиаклуб" (арендатор) в аренду земельный участок с кадастровым номером 54:35:07:1095:0019 площадью 3147 кв. м, расположенный по адресу: г. Новосибирск, Октябрьский район, ул. Военная Горка (4-я линия), для использования под строительство гостиницы.
Должен ли арендатор при предъявлении иска о защите преимущественного права доказывать заключение арендодателем договора аренды с третьим лицом
(КонсультантПлюс, 2025)"...Из материалов дела следует, что на основании заключенного по результатам аукциона договора аренды земельного участка от 23.05.2007 N 65741т (далее - договор аренды) мэрия (арендодатель) предоставила ООО "Медиаклуб" (арендатор) в аренду земельный участок с кадастровым номером 54:35:07:1095:0019 площадью 3147 кв. м, расположенный по адресу: г. Новосибирск, Октябрьский район, ул. Военная Горка (4-я линия), для использования под строительство гостиницы.