Аудит МСФО
Подборка наиболее важных документов по запросу Аудит МСФО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)обеспечение перевода международных стандартов аудита и международных стандартов финансовой отчетности на русский язык в целях признания их подлежащими применению на территории России (ранее - такая функция не формулировалась);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)обеспечение перевода международных стандартов аудита и международных стандартов финансовой отчетности на русский язык в целях признания их подлежащими применению на территории России (ранее - такая функция не формулировалась);
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"2. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", участвует в деятельности Международной федерации бухгалтеров по разработке международных стандартов аудита, осуществляет экспертизу применимости международных стандартов аудита на территории Российской Федерации, обеспечивает перевод международных стандартов аудита и международных стандартов финансовой отчетности на русский язык в целях признания их подлежащими применению на территории Российской Федерации, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"2. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", участвует в деятельности Международной федерации бухгалтеров по разработке международных стандартов аудита, осуществляет экспертизу применимости международных стандартов аудита на территории Российской Федерации, обеспечивает перевод международных стандартов аудита и международных стандартов финансовой отчетности на русский язык в целях признания их подлежащими применению на территории Российской Федерации, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)7) устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)7) устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)такими понятиями, как финансы государственных и муниципальных предприятий и учреждений, основными принципами финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, особенностями организации осуществления деятельности рассматриваемых субъектов; понятиями бухгалтерского учета и аудита, международных, федеральных и отраслевых стандартов финансовой отчетности, понятием учетной политики организации; понятием форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, понятием особых экономических зон, примерами государственного регулирования инвестиционной деятельности; представлениями о статусе, функциях и полномочиях уполномоченных органов в делах о банкротстве.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)такими понятиями, как финансы государственных и муниципальных предприятий и учреждений, основными принципами финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, особенностями организации осуществления деятельности рассматриваемых субъектов; понятиями бухгалтерского учета и аудита, международных, федеральных и отраслевых стандартов финансовой отчетности, понятием учетной политики организации; понятием форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, понятием особых экономических зон, примерами государственного регулирования инвестиционной деятельности; представлениями о статусе, функциях и полномочиях уполномоченных органов в делах о банкротстве.
Статья: Правовое обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 2)Одновременно приведенные данные иллюстрируют не только состав субъектов - участников российской экономики, но и общую конъюнктуру финансового рынка, а указанные процессы поднимают ряд вопросов, сопряженных как с балансом публичных активов на рынке капитала, так и с особенностями корпоративного управления компаниями с государственным участием, финансированием их деятельности. Привлечение на протяжении значительного времени в сферу корпоративного управления и финансовых рынков иностранных капиталов, в первую очередь европейских, спровоцировало в том числе возникновение специфических субъектов в организационно-правовых формах хозяйственных обществ. В свою очередь, этот процесс требовал, например, унификации подходов к формированию финансовой отчетности, следствием чего стало принятие Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) (IFRS), взаимного признания стандартов аудиторской деятельности, оптимизации корпоративного управления. Вместе с тем сохранение корпоративной природы ряда юридических лиц, которые фактически осуществляют не предпринимательскую, а иную деятельность, не ориентированную напрямую на получение дохода <19>, видится иррациональным. В российском гражданском законодательстве закреплено множество альтернативных организационно-правовых форм, не препятствующих участию организаций на финансовом рынке и при этом соответствующих целям, например институтов развития, и позволяющих реализовывать более эффективные подходы к управлению (государственные компании, государственные корпорации, публично-правовые компании). Соответствующие корректировки субъектного состава позволили бы более достоверно определять фактическую конъюнктуру финансового рынка и принимать своевременные меры по созданию условий для привлечения именно частных инвестиций. Более того, в перспективе такой подход позволил бы единовременно смягчать требования к допуску на финансовый рынок более широкого круга именно публично-правовых компаний. Одновременно с этим существовавший ранее вектор адаптации правового пространства под европейское правовое регулирование на данный момент хоть и видится менее актуальным, в сущности, сохраняет базовые перспективы привлечения денежных средств на российский финансовый рынок, в том числе в связи с тем, что множество иных, "дружественных" правопорядков также придерживаются аналогичных стандартов.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 2)Одновременно приведенные данные иллюстрируют не только состав субъектов - участников российской экономики, но и общую конъюнктуру финансового рынка, а указанные процессы поднимают ряд вопросов, сопряженных как с балансом публичных активов на рынке капитала, так и с особенностями корпоративного управления компаниями с государственным участием, финансированием их деятельности. Привлечение на протяжении значительного времени в сферу корпоративного управления и финансовых рынков иностранных капиталов, в первую очередь европейских, спровоцировало в том числе возникновение специфических субъектов в организационно-правовых формах хозяйственных обществ. В свою очередь, этот процесс требовал, например, унификации подходов к формированию финансовой отчетности, следствием чего стало принятие Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) (IFRS), взаимного признания стандартов аудиторской деятельности, оптимизации корпоративного управления. Вместе с тем сохранение корпоративной природы ряда юридических лиц, которые фактически осуществляют не предпринимательскую, а иную деятельность, не ориентированную напрямую на получение дохода <19>, видится иррациональным. В российском гражданском законодательстве закреплено множество альтернативных организационно-правовых форм, не препятствующих участию организаций на финансовом рынке и при этом соответствующих целям, например институтов развития, и позволяющих реализовывать более эффективные подходы к управлению (государственные компании, государственные корпорации, публично-правовые компании). Соответствующие корректировки субъектного состава позволили бы более достоверно определять фактическую конъюнктуру финансового рынка и принимать своевременные меры по созданию условий для привлечения именно частных инвестиций. Более того, в перспективе такой подход позволил бы единовременно смягчать требования к допуску на финансовый рынок более широкого круга именно публично-правовых компаний. Одновременно с этим существовавший ранее вектор адаптации правового пространства под европейское правовое регулирование на данный момент хоть и видится менее актуальным, в сущности, сохраняет базовые перспективы привлечения денежных средств на российский финансовый рынок, в том числе в связи с тем, что множество иных, "дружественных" правопорядков также придерживаются аналогичных стандартов.
Статья: Обеспечение прозрачности использования бюджетных инвестиций
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Необходимо отметить, что экономические постулаты, выводы о капитале и его использовании на протяжении сотен лет и в настоящее время в условиях развития Международных стандартов финансовой отчетности, стандартов оценки и аудита выступают постоянным предметом изучения. Междисциплинарные и межотраслевые исследования позволят определить оптимальные методы формирования и интерпретации информации об использовании бюджетных инвестиций. Несмотря на различия в экономических и юридических подходах к вопросам имущества, финансового результата и многим другим, взаимосвязь между направлениями исследований в этих смежных дисциплинах существенна и требует совместной работы в области права и экономики. Ход и результат использования бюджетных инвестиций могут быть верно отражены и интерпретированы в экономико-правовых реалиях коммерческой организации и не должны выражаться только в составе цифровой величины отчетной документации и уставного капитала.
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Необходимо отметить, что экономические постулаты, выводы о капитале и его использовании на протяжении сотен лет и в настоящее время в условиях развития Международных стандартов финансовой отчетности, стандартов оценки и аудита выступают постоянным предметом изучения. Междисциплинарные и межотраслевые исследования позволят определить оптимальные методы формирования и интерпретации информации об использовании бюджетных инвестиций. Несмотря на различия в экономических и юридических подходах к вопросам имущества, финансового результата и многим другим, взаимосвязь между направлениями исследований в этих смежных дисциплинах существенна и требует совместной работы в области права и экономики. Ход и результат использования бюджетных инвестиций могут быть верно отражены и интерпретированы в экономико-правовых реалиях коммерческой организации и не должны выражаться только в составе цифровой величины отчетной документации и уставного капитала.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Многими банками для целей МСФО 9 разработаны и применяются модели количественной оценки кредитных рисков. С некоторыми доработками данные модели возможно применять в рамках Положения N 730-П. При этом возможно не ожидать перехода банков на ПВР, так как модели в рамках аудита отчетности по МСФО верифицированы внешними аудиторами.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Многими банками для целей МСФО 9 разработаны и применяются модели количественной оценки кредитных рисков. С некоторыми доработками данные модели возможно применять в рамках Положения N 730-П. При этом возможно не ожидать перехода банков на ПВР, так как модели в рамках аудита отчетности по МСФО верифицированы внешними аудиторами.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем для целей комментирования следует обратить особое внимание на весьма существенные изъятия из сферы применения данного Закона. В соответствии с ч. 2 ст. 1 комментируемый Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа <1>; устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности <2>; устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части <3>; в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц <4>; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов <5>; устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами <6>; устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации <7>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем для целей комментирования следует обратить особое внимание на весьма существенные изъятия из сферы применения данного Закона. В соответствии с ч. 2 ст. 1 комментируемый Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа <1>; устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности <2>; устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части <3>; в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц <4>; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов <5>; устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами <6>; устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации <7>.
Типовая ситуация: Налоги-2026: главные изменения
(Издательство "Главная книга", 2025)ФСБУ 9/2025 "Доходы" вступает в силу с отчетности за 2027 г., он заменит ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008. Основные изменения: условием для признания выручки будет не переход права собственности, а переход к покупателю контроля над продукцией; прочие доходы переименуют в доходы, отличные от выручки; фирмы, подлежащие обязательному аудиту, смогут по желанию применять МСФО вместо ФСБУ 9/2025. Переход на новый порядок в отчетности надо будет отразить ретроспективно - пересчитать доходы за прошлые периоды, но разрешен и упрощенный порядок (п. п. 6, 11, 12 ФСБУ 9/2025).
(Издательство "Главная книга", 2025)ФСБУ 9/2025 "Доходы" вступает в силу с отчетности за 2027 г., он заменит ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008. Основные изменения: условием для признания выручки будет не переход права собственности, а переход к покупателю контроля над продукцией; прочие доходы переименуют в доходы, отличные от выручки; фирмы, подлежащие обязательному аудиту, смогут по желанию применять МСФО вместо ФСБУ 9/2025. Переход на новый порядок в отчетности надо будет отразить ретроспективно - пересчитать доходы за прошлые периоды, но разрешен и упрощенный порядок (п. п. 6, 11, 12 ФСБУ 9/2025).
Статья: Проблемные аспекты трансформации бухгалтерского учета и отчетности
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)6. Хорин А.Н., Волошин Д.А. Российские заинтересованные пользователи консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО // Аудит и финансовый анализ. 2013. N 4. С. 94 - 100. URL: https://elibrary.ru/qzlwdr.
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)6. Хорин А.Н., Волошин Д.А. Российские заинтересованные пользователи консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО // Аудит и финансовый анализ. 2013. N 4. С. 94 - 100. URL: https://elibrary.ru/qzlwdr.