Арктическая зона рс я
Подборка наиболее важных документов по запросу Арктическая зона рс я (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Проблема цифрового разрыва является ключевой для Арктической зоны. Исследования показывают недостаточную оперативность в технологическом оснащении цифровой инфраструктурой данного региона <1>. Так, в Государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" <2> акцентируется внимание на том, что ввиду малой плотности населения качественная интернет-связь для большинства граждан недоступна. В результате сохраняется состояние "цифрового неравенства" Арктической зоны Республики Саха (Якутия), остаются недоступными электронные услуги мобильной связи.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Проблема цифрового разрыва является ключевой для Арктической зоны. Исследования показывают недостаточную оперативность в технологическом оснащении цифровой инфраструктурой данного региона <1>. Так, в Государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" <2> акцентируется внимание на том, что ввиду малой плотности населения качественная интернет-связь для большинства граждан недоступна. В результате сохраняется состояние "цифрового неравенства" Арктической зоны Республики Саха (Якутия), остаются недоступными электронные услуги мобильной связи.
Статья: Обеспечение экологической безопасности при ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах в границах особо охраняемых природных территорий: вопросы права и практики
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)По состоянию на 26 апреля 2024 г. по результатам инвентаризации, проведенной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) совместно с субъектами страны, выявлен и включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде 921 объект, из которых: 87,1% - свалки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе несанкционированные; 4,3% - полигоны ТКО и 8,6% - нефтехимические, химические, целлюлозно-бумажные и иные заброшенные предприятия <2>. Распоряжением Росприроднадзора России <3> на 2024 г. утвержден график выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде. Наиболее проблемными субъектами в стране являются Забайкальский край, Кемеровская область, Свердловская область, Якутия и даже Арктическая зона Российской Федерации с захламленной прибрежной территорией.
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)По состоянию на 26 апреля 2024 г. по результатам инвентаризации, проведенной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) совместно с субъектами страны, выявлен и включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде 921 объект, из которых: 87,1% - свалки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе несанкционированные; 4,3% - полигоны ТКО и 8,6% - нефтехимические, химические, целлюлозно-бумажные и иные заброшенные предприятия <2>. Распоряжением Росприроднадзора России <3> на 2024 г. утвержден график выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде. Наиболее проблемными субъектами в стране являются Забайкальский край, Кемеровская область, Свердловская область, Якутия и даже Арктическая зона Российской Федерации с захламленной прибрежной территорией.
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.12.2023 N 619-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах"для участка недр, расположенного полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), отдельных территорий Республики Карелия, отнесенных к сухопутным территориям Арктической зоны в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Архангельской области, Иркутской области, Магаданской области, Мурманской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа или Ямало-Ненецкого автономного округа, год, следующий за седьмым годом после постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс;
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах"для участка недр, расположенного полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), отдельных территорий Республики Карелия, отнесенных к сухопутным территориям Арктической зоны в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Архангельской области, Иркутской области, Магаданской области, Мурманской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа или Ямало-Ненецкого автономного округа, год, следующий за седьмым годом после постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс;
Статья: Соотношение интересов лиц, которым предоставляется "арктический гектар", и коренных малочисленных народов
(Алексеева Н.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)4. Калаврий Т.Ю. Анализ современного состояния и тенденций развития территорий традиционного природопользования арктических районов Республики Саха (Якутия) / Т.Ю. Калаврий // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. N 1-1. С. 48 - 65.
(Алексеева Н.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)4. Калаврий Т.Ю. Анализ современного состояния и тенденций развития территорий традиционного природопользования арктических районов Республики Саха (Якутия) / Т.Ю. Калаврий // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. N 1-1. С. 48 - 65.
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Арктическая зона России полностью охватывает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов, частично Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане <1> (далее - субъекты Арктической зоны России).
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Арктическая зона России полностью охватывает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов, частично Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане <1> (далее - субъекты Арктической зоны России).
Статья: Малая авиация. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Махтина Ю., Кычкина П., Колесниченко М.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 11)Общая площадь территории Якутии составляет 3 103,2 тыс. кв. км, что лишь немногим меньше площади всей европейской части России. Протяженность республики с севера на юг - 2 000 км, с запада на восток - 2 500 км. Более 40% территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Значительная часть населенных пунктов республики расположена в труднодоступных районах и Арктической зоне республики, транспортное круглогодичное сообщение с ними возможно только авиационным транспортом. Таким образом, обеспечение населения транспортной и ценовой доступностью является одной из приоритетных задач главы региона и исполнительных органов государственной власти, что отражено в государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)" <3>. Республика оказывает значительную поддержку населению, проживающему в вышеуказанных зонах, в части воздушных перевозок по социально значимым и региональным маршрутам. Поддержка осуществляется в виде различных видов субсидий, инвестиционных вложений на обновление воздушного парка. Но одними средствами из бюджета субъектов России данные проблемы не решить.
(Махтина Ю., Кычкина П., Колесниченко М.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 11)Общая площадь территории Якутии составляет 3 103,2 тыс. кв. км, что лишь немногим меньше площади всей европейской части России. Протяженность республики с севера на юг - 2 000 км, с запада на восток - 2 500 км. Более 40% территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Значительная часть населенных пунктов республики расположена в труднодоступных районах и Арктической зоне республики, транспортное круглогодичное сообщение с ними возможно только авиационным транспортом. Таким образом, обеспечение населения транспортной и ценовой доступностью является одной из приоритетных задач главы региона и исполнительных органов государственной власти, что отражено в государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)" <3>. Республика оказывает значительную поддержку населению, проживающему в вышеуказанных зонах, в части воздушных перевозок по социально значимым и региональным маршрутам. Поддержка осуществляется в виде различных видов субсидий, инвестиционных вложений на обновление воздушного парка. Но одними средствами из бюджета субъектов России данные проблемы не решить.
Вопрос: Каков порядок предоставления льготной ипотеки для приобретения жилых помещений в Арктической зоне?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 2 указанного Закона к сухопутным территориям Арктической зоны РФ отнесены территории следующих субъектов РФ:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 2 указанного Закона к сухопутным территориям Арктической зоны РФ отнесены территории следующих субъектов РФ:
Статья: Конституционные новеллы для местного самоуправления: некоторый анализ
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Действительно, Федеральный закон N 131-ФЗ в своих ст. 79 - 82.6 уже установил особенности организации (и осуществления) местного самоуправления: в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), наукоградах, на приграничных территориях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, на территории инновационного центра "Сколково", на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на территориях инновационных научно-технологических центров, на территории свободного порта Владивосток (включающей в себя 22 муниципалитета из 5 субъектов Федерации: Приморского, Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа), в муниципальных образованиях, территория которых относится к Арктической зоне (а это, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ, все муниципалитеты Мурманской области (включая Мурманск), Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, 6 муниципальных образований Республики Карелии, 4 - Республики Коми, 13 - Республики Саха (Якутия), 13 - Красноярского края и 9 - Архангельской области, включая сам Архангельск), и вот теперь в этот перечень добавляются - через норму Конституции, но путем последующей легитимации федеральным законом - административные центры (столицы) субъектов Федерации и, хотя это еще более сложная правовая конструкция, федеральные территории (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Действительно, Федеральный закон N 131-ФЗ в своих ст. 79 - 82.6 уже установил особенности организации (и осуществления) местного самоуправления: в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), наукоградах, на приграничных территориях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, на территории инновационного центра "Сколково", на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на территориях инновационных научно-технологических центров, на территории свободного порта Владивосток (включающей в себя 22 муниципалитета из 5 субъектов Федерации: Приморского, Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа), в муниципальных образованиях, территория которых относится к Арктической зоне (а это, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ, все муниципалитеты Мурманской области (включая Мурманск), Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, 6 муниципальных образований Республики Карелии, 4 - Республики Коми, 13 - Республики Саха (Якутия), 13 - Красноярского края и 9 - Архангельской области, включая сам Архангельск), и вот теперь в этот перечень добавляются - через норму Конституции, но путем последующей легитимации федеральным законом - административные центры (столицы) субъектов Федерации и, хотя это еще более сложная правовая конструкция, федеральные территории (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В состав Арктической зоны Российской Федерации входят два дальневосточных субъекта Российской Федерации: Республика Саха (Якутия) - частично и Чукотский автономный округ - полностью, а также Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также муниципальное образование городского округа "Воркута" (Республика Коми).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В состав Арктической зоны Российской Федерации входят два дальневосточных субъекта Российской Федерации: Республика Саха (Якутия) - частично и Чукотский автономный округ - полностью, а также Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также муниципальное образование городского округа "Воркута" (Республика Коми).
Статья: О государственной политике в области развития Арктической зоны Российской Федерации как стратегическом факторе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
(Быковский В.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Необходимо остановиться на понятии местностей, считающихся арктическими сухопутными. Их список в Российской Федерации сформирован согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" <6>. В список, помимо прочих, включены земли Мурманской области, Чукотского и Ненецкого АО, городского округа "Воркута", относящегося к Республике Коми, местность, занимаемая городским округом "Город Норильск", Анабарский и Аллаиховский районы, Булунский и Нижнеколымский районы, Усть-Янский район, Республика Саха (Якутия) и некоторые иные территории.
(Быковский В.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Необходимо остановиться на понятии местностей, считающихся арктическими сухопутными. Их список в Российской Федерации сформирован согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" <6>. В список, помимо прочих, включены земли Мурманской области, Чукотского и Ненецкого АО, городского округа "Воркута", относящегося к Республике Коми, местность, занимаемая городским округом "Город Норильск", Анабарский и Аллаиховский районы, Булунский и Нижнеколымский районы, Усть-Янский район, Республика Саха (Якутия) и некоторые иные территории.
Статья: Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Вместе с тем в некоторых субъектах РФ, чьи территории полностью или частично входят в границу Арктической зоны, действуют собственные законы о недрах (например, Закон Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1998 г. З N 29-II "О недрах", Закон Архангельской области от 22 июня 2005 г. N 48-4-ОЗ "О предоставлении недр и пользовании недрами на территории Архангельской области"), которые в целом дублируют основные положения федерального законодательства о недрах относительно отходов недропользования, практически не предусматривая специальных требований в области обращения с ними.
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Вместе с тем в некоторых субъектах РФ, чьи территории полностью или частично входят в границу Арктической зоны, действуют собственные законы о недрах (например, Закон Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1998 г. З N 29-II "О недрах", Закон Архангельской области от 22 июня 2005 г. N 48-4-ОЗ "О предоставлении недр и пользовании недрами на территории Архангельской области"), которые в целом дублируют основные положения федерального законодательства о недрах относительно отходов недропользования, практически не предусматривая специальных требований в области обращения с ними.
Статья: О правовом обеспечении бюджетного федерализма (на примере финансов муниципальных образований): некоторые вопросы теории и практики
(Ручкина Г.Ф., Ашмарина Е.М.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Следует отметить, что с целью реализации указанной задачи в настоящее время Правительством РФ ведется работа по созданию так называемых опорных сельских населенных пунктов и Минсельхоз России готовит проект по развитию их сети (порядка 2 000), который предполагается ввести в действие с 2025 г. На базе такого пункта предполагается осуществлять ускоренное развитие инфраструктуры (образование, медицинская помощь, услуги в сфере культуры и др.). Уже сегодня, например, утвержден перечень опорных населенных пунктов Арктической зоны (таких пунктов установлено шестнадцать, в том числе: агломерация Воркуты, Республики Саха (Якутия); агломерация Норильск-Дудинка; Мурманская агломерация; Новый Уренгой и др.) <2>. Ранее на легальном (подзаконном) уровне <3> были установлены основное понятие, такое как "опорные населенные пункты" (населенный пункт, расположенный вне границ городских агломераций, на базе которого осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры и др.), и критерии определения населенных пунктов в качестве опорных (например, опорный населенный пункт не должен входить в границы городской агломерации и т.д.). Отметим, что пока дефиниции не всех базовых понятий присутствуют в действующем законодательстве (например, не приводится толкование понятия "агломерация").
(Ручкина Г.Ф., Ашмарина Е.М.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Следует отметить, что с целью реализации указанной задачи в настоящее время Правительством РФ ведется работа по созданию так называемых опорных сельских населенных пунктов и Минсельхоз России готовит проект по развитию их сети (порядка 2 000), который предполагается ввести в действие с 2025 г. На базе такого пункта предполагается осуществлять ускоренное развитие инфраструктуры (образование, медицинская помощь, услуги в сфере культуры и др.). Уже сегодня, например, утвержден перечень опорных населенных пунктов Арктической зоны (таких пунктов установлено шестнадцать, в том числе: агломерация Воркуты, Республики Саха (Якутия); агломерация Норильск-Дудинка; Мурманская агломерация; Новый Уренгой и др.) <2>. Ранее на легальном (подзаконном) уровне <3> были установлены основное понятие, такое как "опорные населенные пункты" (населенный пункт, расположенный вне границ городских агломераций, на базе которого осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры и др.), и критерии определения населенных пунктов в качестве опорных (например, опорный населенный пункт не должен входить в границы городской агломерации и т.д.). Отметим, что пока дефиниции не всех базовых понятий присутствуют в действующем законодательстве (например, не приводится толкование понятия "агломерация").
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Предоставление земельных участков гражданам в соответствии с названным Федеральным законом предусмотрено из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае, Приморском крае, Хабаровском крае Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе. Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование по данному основанию возможно до 1 января 2035 г.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Предоставление земельных участков гражданам в соответствии с названным Федеральным законом предусмотрено из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае, Приморском крае, Хабаровском крае Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе. Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование по данному основанию возможно до 1 января 2035 г.