Арктическая зона Карелия
Подборка наиболее важных документов по запросу Арктическая зона Карелия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Арктическая зона России полностью охватывает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов, частично Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане <1> (далее - субъекты Арктической зоны России).
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Арктическая зона России полностью охватывает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов, частично Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане <1> (далее - субъекты Арктической зоны России).
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)<27> К сухопутным территориям Арктической зоны полностью относятся территории четырех субъектов РФ (Мурманской области, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов), а также частично территории еще шести субъектов РФ (Республик Карелия, Коми, Архангельской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Красноярского края, Республики Якутия).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)<27> К сухопутным территориям Арктической зоны полностью относятся территории четырех субъектов РФ (Мурманской области, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов), а также частично территории еще шести субъектов РФ (Республик Карелия, Коми, Архангельской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Красноярского края, Республики Якутия).
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.12.2023 N 619-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах"для участка недр, расположенного полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), отдельных территорий Республики Карелия, отнесенных к сухопутным территориям Арктической зоны в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Архангельской области, Иркутской области, Магаданской области, Мурманской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа или Ямало-Ненецкого автономного округа, год, следующий за седьмым годом после постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс;
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах"для участка недр, расположенного полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), отдельных территорий Республики Карелия, отнесенных к сухопутным территориям Арктической зоны в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Архангельской области, Иркутской области, Магаданской области, Мурманской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа или Ямало-Ненецкого автономного округа, год, следующий за седьмым годом после постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс;
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В связи преобразованием отдельных муниципальных районов Арктической зоны в муниципальные округа уточняются наименования муниципальных образований, входящих в территории республик Карелия и Коми, Красноярского края, Архангельской области и относящихся к сухопутным территориям Арктической зоны.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В связи преобразованием отдельных муниципальных районов Арктической зоны в муниципальные округа уточняются наименования муниципальных образований, входящих в территории республик Карелия и Коми, Красноярского края, Архангельской области и относящихся к сухопутным территориям Арктической зоны.
Статья: Конституционные новеллы для местного самоуправления: некоторый анализ
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Действительно, Федеральный закон N 131-ФЗ в своих ст. 79 - 82.6 уже установил особенности организации (и осуществления) местного самоуправления: в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), наукоградах, на приграничных территориях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, на территории инновационного центра "Сколково", на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на территориях инновационных научно-технологических центров, на территории свободного порта Владивосток (включающей в себя 22 муниципалитета из 5 субъектов Федерации: Приморского, Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа), в муниципальных образованиях, территория которых относится к Арктической зоне (а это, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ, все муниципалитеты Мурманской области (включая Мурманск), Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, 6 муниципальных образований Республики Карелии, 4 - Республики Коми, 13 - Республики Саха (Якутия), 13 - Красноярского края и 9 - Архангельской области, включая сам Архангельск), и вот теперь в этот перечень добавляются - через норму Конституции, но путем последующей легитимации федеральным законом - административные центры (столицы) субъектов Федерации и, хотя это еще более сложная правовая конструкция, федеральные территории (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Действительно, Федеральный закон N 131-ФЗ в своих ст. 79 - 82.6 уже установил особенности организации (и осуществления) местного самоуправления: в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), наукоградах, на приграничных территориях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, на территории инновационного центра "Сколково", на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на территориях инновационных научно-технологических центров, на территории свободного порта Владивосток (включающей в себя 22 муниципалитета из 5 субъектов Федерации: Приморского, Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа), в муниципальных образованиях, территория которых относится к Арктической зоне (а это, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ, все муниципалитеты Мурманской области (включая Мурманск), Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, 6 муниципальных образований Республики Карелии, 4 - Республики Коми, 13 - Республики Саха (Якутия), 13 - Красноярского края и 9 - Архангельской области, включая сам Архангельск), и вот теперь в этот перечень добавляются - через норму Конституции, но путем последующей легитимации федеральным законом - административные центры (столицы) субъектов Федерации и, хотя это еще более сложная правовая конструкция, федеральные территории (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).
Вопрос: Каков порядок предоставления льготной ипотеки для приобретения жилых помещений в Арктической зоне?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 2 указанного Закона к сухопутным территориям Арктической зоны РФ отнесены территории следующих субъектов РФ:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 2 указанного Закона к сухопутным территориям Арктической зоны РФ отнесены территории следующих субъектов РФ:
Статья: Доклад Счетной палаты Российской Федерации "Анализ эффективности реализации программ индивидуальных планов развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)- мероприятие 13 (в начальной редакции) "Выставление на аукцион месторождения молибденовых руд Лобаш, относящегося к отдельным районам, приближенным к Арктической зоне Российской Федерации, с пересчитанным стартовым платежом после внесения изменений в Методику расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденную Приказом Минприроды России, в части снижения инфраструктурного коэффициента до 1" (ИПР Республики Карелия). В первоначальной редакции мероприятие должно было завершиться в 2020 году. В рамках корректировки в июне 2021 года сроки реализации мероприятия были перенесены на 2022 год. В декабре 2022 года мероприятие было исключено из ИПР, хотя уже должно было завершиться;
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)- мероприятие 13 (в начальной редакции) "Выставление на аукцион месторождения молибденовых руд Лобаш, относящегося к отдельным районам, приближенным к Арктической зоне Российской Федерации, с пересчитанным стартовым платежом после внесения изменений в Методику расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденную Приказом Минприроды России, в части снижения инфраструктурного коэффициента до 1" (ИПР Республики Карелия). В первоначальной редакции мероприятие должно было завершиться в 2020 году. В рамках корректировки в июне 2021 года сроки реализации мероприятия были перенесены на 2022 год. В декабре 2022 года мероприятие было исключено из ИПР, хотя уже должно было завершиться;
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Следует отметить, что показатели работы прокуроров Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, часть поднадзорной территории которых входит в Арктическую зону РФ, учитываются в сводном отчете "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" по форме ОН по соответствующему субъекту Федерации, а в дальнейшем по федеральным округам (Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный) и в целом по России, что затрудняет анализ состояния законности в Арктике.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Следует отметить, что показатели работы прокуроров Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, часть поднадзорной территории которых входит в Арктическую зону РФ, учитываются в сводном отчете "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" по форме ОН по соответствующему субъекту Федерации, а в дальнейшем по федеральным округам (Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный) и в целом по России, что затрудняет анализ состояния законности в Арктике.
Статья: Правовые аспекты развития местного самоуправления в Арктической зоне России
(Фадеева Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)В настоящее время является нерешенной проблема единого нормативного определения АЗ РФ. С одной стороны, сухопутные территории АЗ РФ определены Указом Президента РФ "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" <7>. С другой стороны, несколько иной перечень данных территорий установлен Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 193-ФЗ) <8>. Проведение сравнительного анализа состава муниципальных образований, территории которых, согласно данным документам, относятся к АЗ РФ, позволило выявить, что под регулирование Закона N 193-ФЗ попадает более широкий перечень муниципальных образований Республики Карелия, Республики Коми, Красноярского края и Архангельской области. Однако Указом Президента РФ к АЗ РФ отнесены также указанные в актах СССР земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.
(Фадеева Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)В настоящее время является нерешенной проблема единого нормативного определения АЗ РФ. С одной стороны, сухопутные территории АЗ РФ определены Указом Президента РФ "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" <7>. С другой стороны, несколько иной перечень данных территорий установлен Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 193-ФЗ) <8>. Проведение сравнительного анализа состава муниципальных образований, территории которых, согласно данным документам, относятся к АЗ РФ, позволило выявить, что под регулирование Закона N 193-ФЗ попадает более широкий перечень муниципальных образований Республики Карелия, Республики Коми, Красноярского края и Архангельской области. Однако Указом Президента РФ к АЗ РФ отнесены также указанные в актах СССР земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.
Статья: Арктическая зона Российской Федерации: вопросы определения территории и учета экологических особенностей в правовом регулировании
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Одновременно Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" расширен перечень сухопутных территорий, включенных в АЗРФ, в сравнении с установлением таких территорий в вышеназванном Указе Президента Российской Федерации. Так, к числу территорий Республики Карелия, входящих в границы АЗРФ, помимо перечисленных в названном Указе Президента Российской Федерации территорий муниципальных образований "Беломорский муниципальный район", "Лоухский муниципальный район" и "Кемский муниципальный район", Федеральным законом отнесены территории муниципальных образований "Калевальский национальный муниципальный район", "Костомукшский городской округ", "Сегежский муниципальный район". По Республике Коми, помимо названного в Указе Президента Российской Федерации муниципального образования городского округа "Воркута", в состав АЗРФ включены также муниципальные образования городских округов "Инта" и "Усинск", а также муниципальный район "Усть-Цилемский". Применительно к Архангельской области список муниципальных территорий, включенных в АЗРФ в дополнение к семи перечисленным в Указе, пополнился еще двумя территориями: муниципальных образований "Лешуконский муниципальный район" и "Пинежский муниципальный район". По Красноярскому краю в АЗРФ согласно Федеральному закону вошли территории десяти сельских поселений Эвенкийского муниципального района, который не упоминается в Указе Президента Российской Федерации о сухопутных территориях АЗРФ. В отношении частей территории Республики Саха (Якутия), отнесенных к АЗРФ, между Указом и Федеральным законом нет расхождений, возможно, потому, что Указ Президента Российской Федерации по соответствующему разделу был значительно дополнен в 2019 г.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Одновременно Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" расширен перечень сухопутных территорий, включенных в АЗРФ, в сравнении с установлением таких территорий в вышеназванном Указе Президента Российской Федерации. Так, к числу территорий Республики Карелия, входящих в границы АЗРФ, помимо перечисленных в названном Указе Президента Российской Федерации территорий муниципальных образований "Беломорский муниципальный район", "Лоухский муниципальный район" и "Кемский муниципальный район", Федеральным законом отнесены территории муниципальных образований "Калевальский национальный муниципальный район", "Костомукшский городской округ", "Сегежский муниципальный район". По Республике Коми, помимо названного в Указе Президента Российской Федерации муниципального образования городского округа "Воркута", в состав АЗРФ включены также муниципальные образования городских округов "Инта" и "Усинск", а также муниципальный район "Усть-Цилемский". Применительно к Архангельской области список муниципальных территорий, включенных в АЗРФ в дополнение к семи перечисленным в Указе, пополнился еще двумя территориями: муниципальных образований "Лешуконский муниципальный район" и "Пинежский муниципальный район". По Красноярскому краю в АЗРФ согласно Федеральному закону вошли территории десяти сельских поселений Эвенкийского муниципального района, который не упоминается в Указе Президента Российской Федерации о сухопутных территориях АЗРФ. В отношении частей территории Республики Саха (Якутия), отнесенных к АЗРФ, между Указом и Федеральным законом нет расхождений, возможно, потому, что Указ Президента Российской Федерации по соответствующему разделу был значительно дополнен в 2019 г.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Особенностью регионов Арктической зоны является значительная доля контингентов Федеральной службы исполнения наказаний <1> и мигрантов (почти 30% трудящегося населения составляют вахтовики, 80% из которых приезжие <2>) среди населения. Более того, доказано, что значительный вклад в рост заболеваемости инфекционными заболеваниями в Арктической зоне связан с потоком мигрантов. Так, в Ненецком автономном округе разница между заболеваемостью туберкулезом всего населения и постоянных жителей была наибольшей в арктических регионах России (85,8%), практически все новые случаи туберкулеза были диагностированы у "прибывших", в Красноярском крае и Республике Карелия почти половина всех новых случаев туберкулеза отмечена также у непостоянных жителей, отмечаются высокие темпы роста заболеваемости сочетанной инфекцией ВИЧ/ТБ в Архангельской (920,8%) и Красноярской (760,0%) областях, а также в Республиках Саха (Якутия) (600,0%) и Коми (320,9%) <3>. Большинство респондентов, являющихся жителями Крайнего Севера РФ, отмечали проблемы низкого уровня оказания медицинской помощи: удаленность медицинских организаций, малую обеспеченность современным диагностическим оборудованием, недостаточную квалификацию врачей или их отсутствие в небольших учреждениях <4>. Во многом рост заболеваемости туберкулезом в Чукотском автономном округе, особенно среди коренного населения, явился следствием ликвидации окружного противотуберкулезного диспансера <5>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Особенностью регионов Арктической зоны является значительная доля контингентов Федеральной службы исполнения наказаний <1> и мигрантов (почти 30% трудящегося населения составляют вахтовики, 80% из которых приезжие <2>) среди населения. Более того, доказано, что значительный вклад в рост заболеваемости инфекционными заболеваниями в Арктической зоне связан с потоком мигрантов. Так, в Ненецком автономном округе разница между заболеваемостью туберкулезом всего населения и постоянных жителей была наибольшей в арктических регионах России (85,8%), практически все новые случаи туберкулеза были диагностированы у "прибывших", в Красноярском крае и Республике Карелия почти половина всех новых случаев туберкулеза отмечена также у непостоянных жителей, отмечаются высокие темпы роста заболеваемости сочетанной инфекцией ВИЧ/ТБ в Архангельской (920,8%) и Красноярской (760,0%) областях, а также в Республиках Саха (Якутия) (600,0%) и Коми (320,9%) <3>. Большинство респондентов, являющихся жителями Крайнего Севера РФ, отмечали проблемы низкого уровня оказания медицинской помощи: удаленность медицинских организаций, малую обеспеченность современным диагностическим оборудованием, недостаточную квалификацию врачей или их отсутствие в небольших учреждениях <4>. Во многом рост заболеваемости туберкулезом в Чукотском автономном округе, особенно среди коренного населения, явился следствием ликвидации окружного противотуберкулезного диспансера <5>.
Вопрос: Какие меры поддержки предусмотрены для резидентов Арктической зоны?
(Консультация эксперта, 2025)Арктическая зона Российской Федерации (далее - АЗРФ) - это часть территории Арктики, куда входят (ч. 2, 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 193-ФЗ)):
(Консультация эксперта, 2025)Арктическая зона Российской Федерации (далее - АЗРФ) - это часть территории Арктики, куда входят (ч. 2, 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 193-ФЗ)):