Архив бухгалтерских форм
Подборка наиболее важных документов по запросу Архив бухгалтерских форм (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.11.2024 N 02АП-6529/2024 по делу N А17-6656/2022
Требование: Об обязании передать копию базы программы или обеспечить доступ к персональному компьютеру.
Встречное требование: О взыскании убытков в виде расходов на изготовление документов и судебных расходов.
Решение: Требование удовлетворено в части.Вопреки доводам апеллянта, который не отрицает формирование бухгалтерского учета и отчетности в компьютерной бухгалтерской программе "1С", сама по себе подача в МО МВД России "Родниковский" заявления по факту кражи двух серверов не свидетельствует о невозможности исполнения требования истца. Ответчик не доказал, что именно и только на похищенных серверах находилась истребуемая информация; из постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания) от 06.07.2023 иного не следует. Апелляционный суд также отмечает, что требование о передаче копии базы программы "1С" заявлено истцом задолго до факта кражи серверов (06.05.2023), и ответчик имел возможность беспрепятственно исполнить обоснованное требование истца, создать резервную (архивную) копию базы в полном объеме, и кроме того, обязан восстановить документацию. Выбор формы предоставления документации (на бумажном, электронном носителе, или в виде базы данных бухгалтерского учета) является правом участника, а не Общества.
Требование: Об обязании передать копию базы программы или обеспечить доступ к персональному компьютеру.
Встречное требование: О взыскании убытков в виде расходов на изготовление документов и судебных расходов.
Решение: Требование удовлетворено в части.Вопреки доводам апеллянта, который не отрицает формирование бухгалтерского учета и отчетности в компьютерной бухгалтерской программе "1С", сама по себе подача в МО МВД России "Родниковский" заявления по факту кражи двух серверов не свидетельствует о невозможности исполнения требования истца. Ответчик не доказал, что именно и только на похищенных серверах находилась истребуемая информация; из постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания) от 06.07.2023 иного не следует. Апелляционный суд также отмечает, что требование о передаче копии базы программы "1С" заявлено истцом задолго до факта кражи серверов (06.05.2023), и ответчик имел возможность беспрепятственно исполнить обоснованное требование истца, создать резервную (архивную) копию базы в полном объеме, и кроме того, обязан восстановить документацию. Выбор формы предоставления документации (на бумажном, электронном носителе, или в виде базы данных бухгалтерского учета) является правом участника, а не Общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровизация архивов коммерческих компаний: проблемы и решения
(Блейх Ф.)
("Трудовое право", 2025, N 8)- Синергия с бумагой. Закон не позволяет выбросить все: трудовые договоры, приказы о приеме сотрудников, некоторые бухгалтерские документы остаются в бумажной форме. Цифровой архив должен работать в связке с физическим.
(Блейх Ф.)
("Трудовое право", 2025, N 8)- Синергия с бумагой. Закон не позволяет выбросить все: трудовые договоры, приказы о приеме сотрудников, некоторые бухгалтерские документы остаются в бумажной форме. Цифровой архив должен работать в связке с физическим.
Статья: Цифровизация архивов коммерческих компаний: проблемы и решения
(Блейх Ф.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)Закон не позволяет выбросить все: трудовые договоры, приказы о приеме сотрудников, некоторые бухгалтерские документы остаются в бумажной форме. Цифровой архив должен работать в связке с физическим.
(Блейх Ф.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)Закон не позволяет выбросить все: трудовые договоры, приказы о приеме сотрудников, некоторые бухгалтерские документы остаются в бумажной форме. Цифровой архив должен работать в связке с физическим.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бухгалтерской отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Архивные формы бухгалтерского баланса:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Архивные формы бухгалтерского баланса:
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Архивные формы бухгалтерской справки:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Архивные формы бухгалтерской справки:
Готовое решение: Сроки хранения документов по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)Копии сведений, представляемых в фонд для индивидуального (персонифицированного) учета, хранятся у страхователей по правилам, предусмотренным для документов бухучета и отчетности, но не менее 5 лет после отчетного года (п. 3 ст. 8 Закона о персонифицированном учете, ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете).
(КонсультантПлюс, 2025)Копии сведений, представляемых в фонд для индивидуального (персонифицированного) учета, хранятся у страхователей по правилам, предусмотренным для документов бухучета и отчетности, но не менее 5 лет после отчетного года (п. 3 ст. 8 Закона о персонифицированном учете, ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете).
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Предоставление обществом с ограниченной ответственностью информации об обществеРешением от 10.02.2025 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2025 Восьмого арбитражного апелляционного суда, принят отказ от иска в части, производство по делу в данной части прекращено. Исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ООО Завод "ГПТ" передать Горб Ю.Н. в течение тридцати календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу надлежащим образом заверенные копии документов, связанных с деятельностью общества, а именно: 1) сведения об аффилированных лицах общества по состоянию на дату их предоставления по настоящему требованию; 2) документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе (договоры на приобретение имущества, платежные документы, подтверждающие оплату имущества; документы подтверждающие регистрацию имущества за обществом (при наличии), сведения и документы об обременении имущества по состоянию на дату их предоставления по настоящему требованию; 3) отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком (при наличии) по состоянию на дату их предоставления по настоящему требованию; 4) оборотно-сальдовую ведомость за 2024 год с указанием разбивки по аналитическому учету по следующим счетам и по следующим показателям: 01 (субконто 1 - основные средства), 02 (субконто 1 - основные средства), 04 (субконто 1 - нематериальные активы), 05 (субконто 1 - нематериальные активы), 08 (субконто 1 - 3 объекты строительства, субконто 2 - статьи затрат), 10 (субконто 1 - номенклатура), 20 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 21 (субконто 1 - номенклатура), 23 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 25 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 26 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 29, 40, 41 (субконто 1 - номенклатура), 43 (субконто 1 - номенклатура), 44, 23 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 45, 50 (субконто 1 - статьи движения денежных средств), 51 (субконто 1 - банковские счета, субконто 2 - статьи движения денежных средств), 52, 55, 57 (субконто 1 - банковские счета, субконто 2 - контрагент), 58 (субконто 1 - контрагент), 60 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 62 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 63 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 66, 67 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 70 (субконто 1 - сотрудник), 71 (субконто 1 - сотрудник), 73 (субконто 1 - сотрудник), 75, 76 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 82, 83 (субконто 1 - номенклатура, субконто 2 - содержание проводки), 84 (субконто 1 - направление использования прибыли), 86, 90 (субконто 1 - номенклатурные группы), 91 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат/дохода), 99 и по забалансовым счетам 001 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - основные средства), 002 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - номенклатура), 005, 007 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 011, по состоянию на дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 5) выписки по движению денежных средств по счетам в банках с 28.09.2023 по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 6) аудиторские заключения и отчеты ревизора (ревизионных комиссий), составленные за 2024 год по состоянию на дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 7) расчет страховых взносов общества за I, II, III кварталы 2024 года; 8) формы ЕФС-1, КНД 1151162 за период с января по ноябрь 2024 года; 9) налоговую декларацию по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость за I, II, III кварталы 2024 года, 10) книги покупок и продаж за I, II, III кварталы 2024 года; 11) авансовые отчеты за I, II, III кварталы 2024 года; 12) главную бухгалтерскую книгу; архив электронной базы данных 1-С по состоянию на дату предоставления указанных сведений по настоящему требованию; 13) учетную политику в целях налогового учета за периоды 2023 - 2024 годы; 14) акты инвентаризации, составленные по результатам 2023 года (годовая инвентаризация); 15) документы по всем заключенным гражданско-правовым сделкам, заключенным с юридическими лицами, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями за период с 29.09.2023 по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию, включая договоры и дополнительные соглашения к ним; документы об исполнении договоров (акты оказания услуг, товарные накладные, универсальные передаточные документы, счета на оплату, платежные документы об оплате), 16) табели учета рабочего времени за период с 2019 года по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 17) штатное расписание за период с 2023 года по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию, 18) локальные нормативные акты общества, касающиеся оплаты труда и стимулирования. 19) сведения об обучении сотрудников общества в период с мая по июль 2022 года (в течение 23 дней (248 часов)), по программе подготовки специалистов по повышению операционной эффективности и производительности труда "Эксперт PRO", проводимого компанией общество с ограниченной ответственностью "Национальный фонд повышения производительности" (далее - ООО "Национальный фонд повышения производительности"), в том числе, но не ограничиваясь: табели учета рабочего времени на сотрудников (24 человека), проходивших обучение; сведения о необходимости проведения данного обучения и экономическом эффекте по результатом проведенного обучения (при наличии); документы, подтверждающие фактическое оказание образовательных услуг ООО "Национальный фонд повышения производительности", об оплате указанных услуг обществом; - приказы по личному составу (кадровые приказы) с подтверждением об ознакомлении за спорный период времени, в отношении лиц, проходивших обучение, расчеты о начислении заработной платы за период обучения, ведомость выплаты заработной платы (иные документы о выплате зарплаты), иные кадровые документы, заявления работников на обучение, трудовые договоры с данными работниками, со всеми дополнительными соглашениями, их должностные инструкции; сведения об аттестации работников, "бланки оценки, отображающие результаты изменений", "оценки уровня понимания и владения инструментами эффективности", учебные материалы к проводимому курсу обучения (при наличии). 20) сведения о сделках, планируемых заключить в рамках плана модернизации цеха по переработке гофрокартона на 2024, 2025 годы, включая приобретение и установку автоматической 3-х красочной линии по производству гофроящиков Shinko SA-618FT, зоны укладки продукции для линии Shinko SA618FT, автоматической машины для обвязки пачек для линии Shinko SA-618FT, автоматической высокоскоростной фальцевально-склеивающей линии Rito JH1450F-PCW и заключение кредитного соглашения (Овердрафт) между Обществом и Банком ВТБ (ПАО) с расчетным лимитом овердрафта до 70 000 000 руб. на срок до 24 месяцев со сроком транша 60 дней, в том числе, но не ограничиваясь: проекты договоров (сделок), которые планируется заключить в рамках указанных вопросов (включая, договоры на поставку оборудования); договоры (сделки), заключенные на сегодняшний день в рамках указанных вопросов (включая, договоры на поставку оборудования); технические характеристики оборудования, приобретенного на сегодняшний день и предлагаемого для приобретения; сведения о контрагентах в рамках указанных вопросов; инвестиционный проект в рамках указанных вопросов с расчетами окупаемости вложений и сроках такой окупаемости, расчетами прибыли от указанных вложений и сведениями об их эффективности и рентабельности, сведениями по исследованию рынка (при наличии); расчет доставки оборудования, услуг монтажа, сопутствующих расходов, расчет окупаемости данного оборудования, расчет инвестиционной стоимости проекта (при наличии); анализ рынка, удовлетворенностей потребностей действующих и перспективных клиентов (при наличии); иную аналитику, проведенную (проводимую) по данным вопросам, на наличие которой ссылался генеральный директор общества на годовом собрании участников 29.04.2024 (при наличии), 21) документы и сведения о произведенной модернизации, замене, приобретении нового оборудования общества в 2024 году, включая сведения о том, на какой стадии находится такая модернизация (приобретение и установка оборудования), 22) заверенные надлежащим образом протоколы общих собраний участников общества за период его существования с N 1 по N 49, за исключением предоставленных по акту от 06.10.2023 протоколов от 07.06.2020 N 41, от 23.08.2021 N 42, от 24.08.2021 N 43, от 05.05.2022 N 46 и имеющихся у участника протоколов от 12.03.2024 N 48 и от 29.04.2024 N 49, осуществить передачу истребуемых документов в части пунктов 3 - 5, 7, 8, 9, 13, 14 путем направления в отсканированном виде по адресу электронной почты участника либо на магнитном или ином цифровом носителе в виде электронных образов документов, сканированных документов в общедоступных форматах .pdf, .jpeg, либо в виде ссылки на загруженные в облачное хранилище, осуществить передачу истребуемых документов в части пунктов 1 - 2, 6, 10 - 12, 15 - 22 в виде надлежащим образом заверенных ответственным лицом копий на бумажном носителе. С ООО Завод "ГПТ" в пользу Горб Ю.Н. взыскана денежная сумма (астрент) в случае нарушения сроков исполнения решения суда по передаче документации начиная с 1-го дня, следующего за днем наступления срока исполнения решения в размере 5 000 руб. за каждый день просрочки до момента его фактического исполнения в полном объеме. С ООО Завод "ГПТ" в пользу Горб Ю.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Статья: Уничтожение бухгалтерских и налоговых документов
(Габелли Г.К.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Документы учетной политики (стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета)
(Габелли Г.К.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Документы учетной политики (стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета)
Готовое решение: Как заполнить и подать сведения о трудовой (иной) деятельности (подраздел 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1)
(КонсультантПлюс, 2025)Какой срок установлен для хранения подраздела 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1
(КонсультантПлюс, 2025)Какой срок установлен для хранения подраздела 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Хранение бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется согласно правилам организации государственного архивного дела в России не менее пяти лет после окончания отчетного года, за который она составлена. Хранить бухгалтерскую (финансовую) отчетности можно в подписанной квалифицированной электронной подписью электронной форме на электронных носителях при соблюдении условия обеспечения защиты отчетности от несанкционированных исправлений и нормативных требований, определяющих порядок и особенности использования в электронных документах электронной подписи.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Хранение бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется согласно правилам организации государственного архивного дела в России не менее пяти лет после окончания отчетного года, за который она составлена. Хранить бухгалтерскую (финансовую) отчетности можно в подписанной квалифицированной электронной подписью электронной форме на электронных носителях при соблюдении условия обеспечения защиты отчетности от несанкционированных исправлений и нормативных требований, определяющих порядок и особенности использования в электронных документах электронной подписи.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Организация должна обеспечить надлежащее хранение бухгалтерских документов и учетных регистров в соответствии с установленными правилами. Для этого создается архивное хозяйство, предусматривающее выделение специального помещения (места), брошюровку документов в специальные папки, соблюдение сроков хранения документов в архиве. В условиях компьютерной обработки данных необходимо организовать хранение баз данных на машинных носителях. В течение ряда лет архивные данные могут использоваться для проведения сверок с контрагентами, выдачи различных справок работникам, анализа динамики деятельности организации.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Организация должна обеспечить надлежащее хранение бухгалтерских документов и учетных регистров в соответствии с установленными правилами. Для этого создается архивное хозяйство, предусматривающее выделение специального помещения (места), брошюровку документов в специальные папки, соблюдение сроков хранения документов в архиве. В условиях компьютерной обработки данных необходимо организовать хранение баз данных на машинных носителях. В течение ряда лет архивные данные могут использоваться для проведения сверок с контрагентами, выдачи различных справок работникам, анализа динамики деятельности организации.
Статья: Документы для налогового мониторинга в 2024 году: более лояльный подход ФНС. Комментарии
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)Масштаб банка, конечно, играет роль, но большую роль играют организационные вопросы проекта. "Боли" у всех банков одинаковые: неавтоматизированный бухгалтерский и налоговый учет, большое количество работы "руками" и в Excel, гигантский объем данных, отсутствие первичных учетных документов в электронной форме, отсутствие единого архива, огромная бюрократия и высокие требования ИБ. Но практика показывает, что у средних банков положение дел намного лучше, чем у крупных, степень автоматизации налогового и бухгалтерского учета выше, имеются архив со скан-образами первичных документов, система внутреннего контроля. Кроме того, в средних банках меньше бюрократии.
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)Масштаб банка, конечно, играет роль, но большую роль играют организационные вопросы проекта. "Боли" у всех банков одинаковые: неавтоматизированный бухгалтерский и налоговый учет, большое количество работы "руками" и в Excel, гигантский объем данных, отсутствие первичных учетных документов в электронной форме, отсутствие единого архива, огромная бюрократия и высокие требования ИБ. Но практика показывает, что у средних банков положение дел намного лучше, чем у крупных, степень автоматизации налогового и бухгалтерского учета выше, имеются архив со скан-образами первичных документов, система внутреннего контроля. Кроме того, в средних банках меньше бюрократии.
Статья: Отдельные аспекты ведения электронного документооборота в сфере трудовых отношений
(Чайка Л.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 10)<10> Письмо Минтруда России от 27.03.2023 N 14-6/ООГ-2211 // Нормативные акты для бухгалтера. 2023. N 9.
(Чайка Л.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 10)<10> Письмо Минтруда России от 27.03.2023 N 14-6/ООГ-2211 // Нормативные акты для бухгалтера. 2023. N 9.
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Внимание! Итог всех приведенных выше рассуждений: унифицированные формы уже давно устарели. И если вы продолжаете их использовать в неизменном виде, то вы не упрощаете себе жизнь, а лишь усложняете. Давно пора приспособить их под требования действующего законодательства, убрать лишние реквизиты, добавить нужные, закрепить использование доработанных новых форм в бухгалтерской учетной политике и подгрузить их в свою бухгалтерскую программу вместо унифицированных. Но решение, конечно же, за вами.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Внимание! Итог всех приведенных выше рассуждений: унифицированные формы уже давно устарели. И если вы продолжаете их использовать в неизменном виде, то вы не упрощаете себе жизнь, а лишь усложняете. Давно пора приспособить их под требования действующего законодательства, убрать лишние реквизиты, добавить нужные, закрепить использование доработанных новых форм в бухгалтерской учетной политике и подгрузить их в свою бухгалтерскую программу вместо унифицированных. Но решение, конечно же, за вами.
Вопрос: Правомерно ли требование налоговой инспекции представить документы за период четырехлетней давности в рамках встречной проверки?
(Консультация эксперта, 2024)Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
(Консультация эксперта, 2024)Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").