Аренда земель на оопт
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда земель на оопт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 389 "Объект налогообложения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Установив, что налогоплательщик (национальный парк) сдал в аренду земельный участок, находящийся в границах особо охраняемой природной территории федерального значения, для размещения на нем базы отдыха, налоговый орган доначислил в отношении данного участка земельный налог. Суд признал доначисление земельного налога правомерным, так как при сдаче такого земельного участка в аренду к нему не могут применяться общие условия об отнесении к изъятым из оборота земельным участкам, предусмотренные п. 2 ст. 27 ЗК РФ, потому отсутствуют основания для освобождения такого земельного участка от налогообложения, предусмотренные подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ. Суд отметил, что неполучение прямой выгоды от сдачи в аренду изъятого из оборота земельного участка не имеет правового значения для отнесения либо неотнесения данного участка к объектам налогообложения, поскольку такие обстоятельства нормативно-правовыми актами не отнесены к основаниям, освобождающим от уплаты земельного налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Установив, что налогоплательщик (национальный парк) сдал в аренду земельный участок, находящийся в границах особо охраняемой природной территории федерального значения, для размещения на нем базы отдыха, налоговый орган доначислил в отношении данного участка земельный налог. Суд признал доначисление земельного налога правомерным, так как при сдаче такого земельного участка в аренду к нему не могут применяться общие условия об отнесении к изъятым из оборота земельным участкам, предусмотренные п. 2 ст. 27 ЗК РФ, потому отсутствуют основания для освобождения такого земельного участка от налогообложения, предусмотренные подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ. Суд отметил, что неполучение прямой выгоды от сдачи в аренду изъятого из оборота земельного участка не имеет правового значения для отнесения либо неотнесения данного участка к объектам налогообложения, поскольку такие обстоятельства нормативно-правовыми актами не отнесены к основаниям, освобождающим от уплаты земельного налога.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.07.2023 N 88-14703/2023 по делу N 2-563/2022 (УИД 16RS0031-01-2022-000626-57)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об исключении из ЕГРН сведений о местоположении земельного участка.
Обстоятельства: Установлено, что на земельный участок лесного фонда, переданного на основании аренды в пользование истца, произошло наложение образованного земельного участка в нарушение требований Земельного кодекса РФ. Указанное наложение имеется и установлено, в том числе, судебной экспертизой. Также установлено наличие нарушения требований противопожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.Между тем договор N аренды земель особо охраняемых природных территорий от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Л. и Национальным парком "Нижняя Кама", требованиям закона, действовавшего на момент его заключения, не противоречит, в установленном порядке зарегистрирован в ЕГРН (запись регистрации NN от ДД.ММ.ГГГГ). Стороны сделки, а также иные лица о применении последствий недействительности сделки не заявляли. Нарушение публичных интересов для применения по инициативе суда последствий недействительности сделки также не усматривалось.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об исключении из ЕГРН сведений о местоположении земельного участка.
Обстоятельства: Установлено, что на земельный участок лесного фонда, переданного на основании аренды в пользование истца, произошло наложение образованного земельного участка в нарушение требований Земельного кодекса РФ. Указанное наложение имеется и установлено, в том числе, судебной экспертизой. Также установлено наличие нарушения требований противопожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.Между тем договор N аренды земель особо охраняемых природных территорий от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Л. и Национальным парком "Нижняя Кама", требованиям закона, действовавшего на момент его заключения, не противоречит, в установленном порядке зарегистрирован в ЕГРН (запись регистрации NN от ДД.ММ.ГГГГ). Стороны сделки, а также иные лица о применении последствий недействительности сделки не заявляли. Нарушение публичных интересов для применения по инициативе суда последствий недействительности сделки также не усматривалось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)В части развития особо охраняемых природных территорий местного значения следует заметить, что "круг вопросов и задач, решаемых органами местного самоуправления на территориях муниципальных образований и связанных непосредственно с организацией жизнеобеспечения населения, объясняет доминирование культурного и рекреационного направлений в создаваемых ООПТ местного значения" [6, с. 295]. Перечень ООПТ местного значения и порядок их создания определяются законами субъектов РФ. Например, в Астраханской области к числу ООПТ местного значения относятся парки; охраняемые береговые линии; охраняемые речные системы; охраняемые природные ландшафты; биологические станции; природные заповедные территории; охраняемые природные объекты; нерестовые массивы <3>. Соответственно, органы местного самоуправления, инициируя создание ООПТ местного значения, могут планировать развитие экологического туризма на соответствующей территории, что обусловит появление новых "зеленых" рабочих мест, а также пополнение местного бюджета за счет налогов на имущество физических лиц, арендной платы с частных арендаторов муниципальных земельных участков, прилегающих к ООПТ местного значения, и обслуживающих туристов и т.д.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)В части развития особо охраняемых природных территорий местного значения следует заметить, что "круг вопросов и задач, решаемых органами местного самоуправления на территориях муниципальных образований и связанных непосредственно с организацией жизнеобеспечения населения, объясняет доминирование культурного и рекреационного направлений в создаваемых ООПТ местного значения" [6, с. 295]. Перечень ООПТ местного значения и порядок их создания определяются законами субъектов РФ. Например, в Астраханской области к числу ООПТ местного значения относятся парки; охраняемые береговые линии; охраняемые речные системы; охраняемые природные ландшафты; биологические станции; природные заповедные территории; охраняемые природные объекты; нерестовые массивы <3>. Соответственно, органы местного самоуправления, инициируя создание ООПТ местного значения, могут планировать развитие экологического туризма на соответствующей территории, что обусловит появление новых "зеленых" рабочих мест, а также пополнение местного бюджета за счет налогов на имущество физических лиц, арендной платы с частных арендаторов муниципальных земельных участков, прилегающих к ООПТ местного значения, и обслуживающих туристов и т.д.
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)<40> В одном из немногих дел, в рамках рассмотрения которого осуществлено судебное толкование предписаний п. 6.1 ст. 95 ЗК РФ, суд установил следующее: 1) данной нормой предусматривается императивный принцип, согласно которому предоставление в аренду земельных участков, являющихся федеральной собственностью и занятых ООПТ федерального значения, допускается только в случаях, прямо закрепленных Законом об ООПТ; 2) при принятии решения о передаче в аренду указанных земельных участков, входящих в состав национальных парков, по иным основаниям (например, в сельскохозяйственных целях) они должны считаться изъятыми из оборота. См.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2024 г. N 09АП-40718/2024 по делу N А40-33052/2024.
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)<40> В одном из немногих дел, в рамках рассмотрения которого осуществлено судебное толкование предписаний п. 6.1 ст. 95 ЗК РФ, суд установил следующее: 1) данной нормой предусматривается императивный принцип, согласно которому предоставление в аренду земельных участков, являющихся федеральной собственностью и занятых ООПТ федерального значения, допускается только в случаях, прямо закрепленных Законом об ООПТ; 2) при принятии решения о передаче в аренду указанных земельных участков, входящих в состав национальных парков, по иным основаниям (например, в сельскохозяйственных целях) они должны считаться изъятыми из оборота. См.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2024 г. N 09АП-40718/2024 по делу N А40-33052/2024.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6.1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения допускается предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6.1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения допускается предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Федеральный закон от 31.07.2025 N 295-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"4) если земельный участок или земельные участки образуются из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях проведения аукционов по продаже таких земельных участков, аукционов на право заключения договоров аренды таких земельных участков или предоставления таких земельных участков без проведения торгов при условии, что исходные земельные участки находятся в границах одной территориальной зоны, одного лесничества или одной особо охраняемой природной территории либо одной функциональной зоны особо охраняемой природной территории (при наличии);
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"4) если земельный участок или земельные участки образуются из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях проведения аукционов по продаже таких земельных участков, аукционов на право заключения договоров аренды таких земельных участков или предоставления таких земельных участков без проведения торгов при условии, что исходные земельные участки находятся в границах одной территориальной зоны, одного лесничества или одной особо охраняемой природной территории либо одной функциональной зоны особо охраняемой природной территории (при наличии);
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)<16> См.: Бердинских С.В. Защита прокурором публичных интересов в сфере использования земель особо охраняемых природных территорий // Законность. 2018. N 2. С. 29 - 33.
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)<16> См.: Бердинских С.В. Защита прокурором публичных интересов в сфере использования земель особо охраняемых природных территорий // Законность. 2018. N 2. С. 29 - 33.
Готовое решение: Как владеют и распоряжаются особо охраняемыми природными территориями
(КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки ООПТ изымаются из оборота или ограничены в нем. В некоторых случаях правовой режим ООПТ разрешает предоставлять их в безвозмездное пользование в виде служебных наделов, в аренду для осуществления рекреационной деятельности и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки ООПТ изымаются из оборота или ограничены в нем. В некоторых случаях правовой режим ООПТ разрешает предоставлять их в безвозмездное пользование в виде служебных наделов, в аренду для осуществления рекреационной деятельности и т.д.
Справка: Что нужно знать об управлении государственным (муниципальным) имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)Земельный участок можно передать в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, распорядиться им иным незапрещенным способом. Нужно учитывать ограничения оборотоспособности участков и правовой режим каждой из категорий земель. Например, особенности распоряжения установлены для земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий. Кроме того, обычно не допускается залог публичных участков (п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, ст. ст. 7, 27, п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, п. 1 ст. 63 Закона об ипотеке).
(КонсультантПлюс, 2025)Земельный участок можно передать в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, распорядиться им иным незапрещенным способом. Нужно учитывать ограничения оборотоспособности участков и правовой режим каждой из категорий земель. Например, особенности распоряжения установлены для земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий. Кроме того, обычно не допускается залог публичных участков (п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, ст. ст. 7, 27, п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, п. 1 ст. 63 Закона об ипотеке).
Статья: Правовой режим водно-болотных угодий в России: анализ основных достоинств и недостатков
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)3. В отношении водно-болотных угодий федерального, регионального и местного значения, не вошедших в состав ООПТ, могут быть установлены следующие запреты и ограничения: запрет на продажу в собственность (аренду) государственных земельных участков в границах водно-болотных угодий для промышленной или сельскохозяйственной деятельности; ограничение охоты и коммерческого рыболовства; запрет на добычу полезных ископаемых (включая общераспространенные), рубку леса или иное повреждение древесно-кустарниковой и травяной растительности; запрет на деятельность, способную нарушить естественный гидрологический режим системы водоемов этого угодья; ведение любых работ по мелиорации и дноуглублению. Ряд ограничений может быть также установлен в части строительства дорог, сброса сточных (в том числе канализационных) вод, размещения отходов, хранения сельскохозяйственных удобрений, выпаса скота, забора воды; ограничений передвижения транспортных средств (включая водный транспорт), кроме случаев, предусмотренных в целях борьбы с пожарами и иными чрезвычайными ситуациями.
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)3. В отношении водно-болотных угодий федерального, регионального и местного значения, не вошедших в состав ООПТ, могут быть установлены следующие запреты и ограничения: запрет на продажу в собственность (аренду) государственных земельных участков в границах водно-болотных угодий для промышленной или сельскохозяйственной деятельности; ограничение охоты и коммерческого рыболовства; запрет на добычу полезных ископаемых (включая общераспространенные), рубку леса или иное повреждение древесно-кустарниковой и травяной растительности; запрет на деятельность, способную нарушить естественный гидрологический режим системы водоемов этого угодья; ведение любых работ по мелиорации и дноуглублению. Ряд ограничений может быть также установлен в части строительства дорог, сброса сточных (в том числе канализационных) вод, размещения отходов, хранения сельскохозяйственных удобрений, выпаса скота, забора воды; ограничений передвижения транспортных средств (включая водный транспорт), кроме случаев, предусмотренных в целях борьбы с пожарами и иными чрезвычайными ситуациями.
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 58 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 58 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Статья: Межотраслевые связи гражданского и экологического права и их влияние на зеленую экономику
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)По мере изменения климата и роста числа природных катастроф потребуется уточнение теории форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению договора. Все это обусловит внесение ряда изменений и дополнений в гражданское и экологическое законодательство, включая регламентацию использования цифровых технологий при заключении договора. В природоресурсном праве эта тенденция уже существует, например ст. 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации <8> (далее - ЗК РФ) предусматривает проведение электронных торгов в случае продажи земельных участков из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность (аренду) гражданам и юридическим лицам. Наряду с этим можно говорить о специфике заключения экологических договоров в границах особо охраняемых природных территорий (в заповедниках и национальных парках), что проявляется в соглашениях о рекреационной деятельности (регулируются ст. 17.3 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <9>) или договоре об установлении обязательств частных собственников по охране выявленного на их земле памятника природы (с возмещением расходов из бюджета), косвенно упоминаемого в ст. 27 данного Закона. Своя специфика будет и в зонах экологического бедствия (после их создания).
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)По мере изменения климата и роста числа природных катастроф потребуется уточнение теории форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению договора. Все это обусловит внесение ряда изменений и дополнений в гражданское и экологическое законодательство, включая регламентацию использования цифровых технологий при заключении договора. В природоресурсном праве эта тенденция уже существует, например ст. 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации <8> (далее - ЗК РФ) предусматривает проведение электронных торгов в случае продажи земельных участков из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность (аренду) гражданам и юридическим лицам. Наряду с этим можно говорить о специфике заключения экологических договоров в границах особо охраняемых природных территорий (в заповедниках и национальных парках), что проявляется в соглашениях о рекреационной деятельности (регулируются ст. 17.3 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <9>) или договоре об установлении обязательств частных собственников по охране выявленного на их земле памятника природы (с возмещением расходов из бюджета), косвенно упоминаемого в ст. 27 данного Закона. Своя специфика будет и в зонах экологического бедствия (после их создания).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) если проектом планировки предусматривается размещение на земельном участке объекта федерального, регионального или местного значения, то такой участок не может быть предоставлен в собственность или аренду;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) если проектом планировки предусматривается размещение на земельном участке объекта федерального, регионального или местного значения, то такой участок не может быть предоставлен в собственность или аренду;
Готовое решение: Как предоставить государственный или муниципальный земельный участок для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)при предоставлении участка лицу, с которым заключено соглашение об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, - на срок действия этого соглашения (пп. 7.1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ). По общему правилу названное соглашение, предусматривающее строительство и (или) реконструкцию объекта капстроительства, по истечении срока действия заключается на тот же срок без проведения торгов, если инвестор выполнил взятые на себя обязательства (п. 8 ст. 17.3 Закона об особо охраняемых природных территориях). Полагаем, что в этом случае на срок действия нового соглашения с инвестором должен быть заключен новый договор аренды земельного участка.
(КонсультантПлюс, 2025)при предоставлении участка лицу, с которым заключено соглашение об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, - на срок действия этого соглашения (пп. 7.1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ). По общему правилу названное соглашение, предусматривающее строительство и (или) реконструкцию объекта капстроительства, по истечении срока действия заключается на тот же срок без проведения торгов, если инвестор выполнил взятые на себя обязательства (п. 8 ст. 17.3 Закона об особо охраняемых природных территориях). Полагаем, что в этом случае на срок действия нового соглашения с инвестором должен быть заключен новый договор аренды земельного участка.
Статья: Экологический договор: понятие и место в системе гражданско-правовых договоров
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Подобные договорные конструкции, когда для реализации одного (не поименованного в ГК РФ) договора с органом публичной власти требуется заключение другого (классического) договора аренды земельного участка, встречаются и в других сферах. Очень похожая договорная конструкция называется "договором о комплексном развитии территории" (ст. 66 Градостроительного кодекса РФ). Данный договор предусматривает принятие решения органом власти о развитии части городской территории; проведение торгов для заключения договора о комплексном развитии жилой (нежилой) незастроенной территории; заключение такого договора и предоставление победителю торгов земельного участка в аренду. На наш взгляд, в данном случае мы видим межотраслевой (прямо не поименованный в ГК РФ) договор с ярко выраженным присутствием норм публичного права, для которого очевидна публичная цель - улучшение состояния территории (в целях организации туризма и отдыха на особо охраняемых природных территориях в случае с соглашением о рекреационной деятельности) либо создание комфортной среды жизнедеятельности в городах (в случае с комплексным развитием территории). В обоих случаях гарантией достижения такой цели будет заключение договора аренды земельного участка.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Подобные договорные конструкции, когда для реализации одного (не поименованного в ГК РФ) договора с органом публичной власти требуется заключение другого (классического) договора аренды земельного участка, встречаются и в других сферах. Очень похожая договорная конструкция называется "договором о комплексном развитии территории" (ст. 66 Градостроительного кодекса РФ). Данный договор предусматривает принятие решения органом власти о развитии части городской территории; проведение торгов для заключения договора о комплексном развитии жилой (нежилой) незастроенной территории; заключение такого договора и предоставление победителю торгов земельного участка в аренду. На наш взгляд, в данном случае мы видим межотраслевой (прямо не поименованный в ГК РФ) договор с ярко выраженным присутствием норм публичного права, для которого очевидна публичная цель - улучшение состояния территории (в целях организации туризма и отдыха на особо охраняемых природных территориях в случае с соглашением о рекреационной деятельности) либо создание комфортной среды жизнедеятельности в городах (в случае с комплексным развитием территории). В обоих случаях гарантией достижения такой цели будет заключение договора аренды земельного участка.
Готовое решение: Каковы полномочия органов власти по распоряжению публичными земельными участками и правила распоряжения ими
(КонсультантПлюс, 2025)заключать договоры аренды и безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы, и участками, находящимися на ее территории, госсобственность на которые не разграничена, для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капстроительства. Исключение - территории общего пользования и участки в границах особо охраняемой природной территории в г. Москве.
(КонсультантПлюс, 2025)заключать договоры аренды и безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы, и участками, находящимися на ее территории, госсобственность на которые не разграничена, для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капстроительства. Исключение - территории общего пользования и участки в границах особо охраняемой природной территории в г. Москве.