Аренда земель на оопт



Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда земель на оопт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 389 "Объект налогообложения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Установив, что налогоплательщик (национальный парк) сдал в аренду земельный участок, находящийся в границах особо охраняемой природной территории федерального значения, для размещения на нем базы отдыха, налоговый орган доначислил в отношении данного участка земельный налог. Суд признал доначисление земельного налога правомерным, так как при сдаче такого земельного участка в аренду к нему не могут применяться общие условия об отнесении к изъятым из оборота земельным участкам, предусмотренные п. 2 ст. 27 ЗК РФ, потому отсутствуют основания для освобождения такого земельного участка от налогообложения, предусмотренные подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ. Суд отметил, что неполучение прямой выгоды от сдачи в аренду изъятого из оборота земельного участка не имеет правового значения для отнесения либо неотнесения данного участка к объектам налогообложения, поскольку такие обстоятельства нормативно-правовыми актами не отнесены к основаниям, освобождающим от уплаты земельного налога.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.07.2023 N 88-14703/2023 по делу N 2-563/2022 (УИД 16RS0031-01-2022-000626-57)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об исключении из ЕГРН сведений о местоположении земельного участка.
Обстоятельства: Установлено, что на земельный участок лесного фонда, переданного на основании аренды в пользование истца, произошло наложение образованного земельного участка в нарушение требований Земельного кодекса РФ. Указанное наложение имеется и установлено, в том числе, судебной экспертизой. Также установлено наличие нарушения требований противопожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
Между тем договор N аренды земель особо охраняемых природных территорий от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Л. и Национальным парком "Нижняя Кама", требованиям закона, действовавшего на момент его заключения, не противоречит, в установленном порядке зарегистрирован в ЕГРН (запись регистрации NN от ДД.ММ.ГГГГ). Стороны сделки, а также иные лица о применении последствий недействительности сделки не заявляли. Нарушение публичных интересов для применения по инициативе суда последствий недействительности сделки также не усматривалось.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)
В части развития особо охраняемых природных территорий местного значения следует заметить, что "круг вопросов и задач, решаемых органами местного самоуправления на территориях муниципальных образований и связанных непосредственно с организацией жизнеобеспечения населения, объясняет доминирование культурного и рекреационного направлений в создаваемых ООПТ местного значения" [6, с. 295]. Перечень ООПТ местного значения и порядок их создания определяются законами субъектов РФ. Например, в Астраханской области к числу ООПТ местного значения относятся парки; охраняемые береговые линии; охраняемые речные системы; охраняемые природные ландшафты; биологические станции; природные заповедные территории; охраняемые природные объекты; нерестовые массивы <3>. Соответственно, органы местного самоуправления, инициируя создание ООПТ местного значения, могут планировать развитие экологического туризма на соответствующей территории, что обусловит появление новых "зеленых" рабочих мест, а также пополнение местного бюджета за счет налогов на имущество физических лиц, арендной платы с частных арендаторов муниципальных земельных участков, прилегающих к ООПТ местного значения, и обслуживающих туристов и т.д.
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)
<40> В одном из немногих дел, в рамках рассмотрения которого осуществлено судебное толкование предписаний п. 6.1 ст. 95 ЗК РФ, суд установил следующее: 1) данной нормой предусматривается императивный принцип, согласно которому предоставление в аренду земельных участков, являющихся федеральной собственностью и занятых ООПТ федерального значения, допускается только в случаях, прямо закрепленных Законом об ООПТ; 2) при принятии решения о передаче в аренду указанных земельных участков, входящих в состав национальных парков, по иным основаниям (например, в сельскохозяйственных целях) они должны считаться изъятыми из оборота. См.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2024 г. N 09АП-40718/2024 по делу N А40-33052/2024.
показать больше документов

Нормативные акты

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
6.1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения допускается предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Федеральный закон от 31.07.2025 N 295-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
4) если земельный участок или земельные участки образуются из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях проведения аукционов по продаже таких земельных участков, аукционов на право заключения договоров аренды таких земельных участков или предоставления таких земельных участков без проведения торгов при условии, что исходные земельные участки находятся в границах одной территориальной зоны, одного лесничества или одной особо охраняемой природной территории либо одной функциональной зоны особо охраняемой природной территории (при наличии);
показать больше документов