Аренда водоема
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда водоема (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Право собственности на водные объекты" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Приняв новые доказательства, руководствуясь положениями статей 167, 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 27, 102, 129 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 6, 8, 21, 85 Водного кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с учетом исследованных доказательств, установив, что на момент формирования земельных участков, постановки их на кадастровый учет (29.02.2008 и 08.07.2008 соответственно), на момент заключения договоров аренды (31.08.2008 и 06.08.2008), а также на момент заключения оспариваемых договоров купли-продажи (08.12.2017) на данных участках располагались водные объекты - пруды, при этом из договоров аренды и купли-продажи прямо следует, что видом разрешенного использования участков является рыборазведение, а для Б. договорами устанавливался прямой запрет на спуск воды из водоемов; пруды образованы в 1962 г. путем строительства плотины, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предоставил в аренду или в собственность хозяйствующему субъекту земельный участок из земель водного фонда, покрытый поверхностными водами пруда, находящийся в федеральной собственности, в нарушение прямого запрета на формирование земельного участка под водным объектом в пределах его береговой линии, что свидетельствует о недействительности (ничтожности) сделок в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ, поскольку противоречили требованиям ст. ст. 1, 5, 8 Водного кодекса РФ, ст. 102 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений."
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2024 N 20АП-4467/2024 по делу N А23-643/2022
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.Само по себе указание в договоре аренды на то, что, что помимо эксплуатации водоема, земельный участок предоставлен и для стоянки автотранспорта, как самостоятельного обособленного вида деятельности, не связанного с основной производственной деятельностью ответчика, не означает безусловного применения к арендной плате в спорном периоде повышенного коэффициента.
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.Само по себе указание в договоре аренды на то, что, что помимо эксплуатации водоема, земельный участок предоставлен и для стоянки автотранспорта, как самостоятельного обособленного вида деятельности, не связанного с основной производственной деятельностью ответчика, не означает безусловного применения к арендной плате в спорном периоде повышенного коэффициента.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)При отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого в установленном порядке, право обособленного водопользования не может быть приобретено. Фактическое использование государственного или муниципального водоема по договору аренды земельного участка, где находится этот водный объект, нельзя приравнивать к осуществлению права обособленного водопользования. В том случае, если фактически используемый водный объект относится к водным объектам общего пользования (ч. 2 ст. 6 ВК РФ), создание препятствий для свободного доступа граждан к этому объекту повлечет за собой административную ответственность арендатора на основании ст. 8.12.1 КоАП РФ <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)При отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого в установленном порядке, право обособленного водопользования не может быть приобретено. Фактическое использование государственного или муниципального водоема по договору аренды земельного участка, где находится этот водный объект, нельзя приравнивать к осуществлению права обособленного водопользования. В том случае, если фактически используемый водный объект относится к водным объектам общего пользования (ч. 2 ст. 6 ВК РФ), создание препятствий для свободного доступа граждан к этому объекту повлечет за собой административную ответственность арендатора на основании ст. 8.12.1 КоАП РФ <1>.
Путеводитель по судебной практике: Аренда зданий и сооружений.
Подлежит ли госрегистрации заключенный на срок менее года договор аренды, если при автоматической пролонгации его общий срок составляет более года
(КонсультантПлюс, 2025)"...Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что по договору аренды N 551хд от 14.07.2003 ответчик (арендатор) получил от истца (арендодатель) принадлежащее последнему имущество, находящееся в городе Братске Иркутской области, в том числе склад общей площадью 41,40 кв. м, одноэтажное кирпичное нежилое производственное здание общей площадью 336,50 кв. м, холодный склад общей площадью 97,70 кв. м, пожарный водоем 150 куб. м, мачты освещения в количестве трех штук, забор железобетонный, протяженностью 296 м. Срок договора аренды определен с даты его подписания по 31.12.2003. Дополнительными соглашениями стороны неоднократно продляли срок действия договора, а 15.09.2010 подписали соглашение о его расторжении и по акту от этой же даты арендованное имущество было возвращено истцу.
Подлежит ли госрегистрации заключенный на срок менее года договор аренды, если при автоматической пролонгации его общий срок составляет более года
(КонсультантПлюс, 2025)"...Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что по договору аренды N 551хд от 14.07.2003 ответчик (арендатор) получил от истца (арендодатель) принадлежащее последнему имущество, находящееся в городе Братске Иркутской области, в том числе склад общей площадью 41,40 кв. м, одноэтажное кирпичное нежилое производственное здание общей площадью 336,50 кв. м, холодный склад общей площадью 97,70 кв. м, пожарный водоем 150 куб. м, мачты освещения в количестве трех штук, забор железобетонный, протяженностью 296 м. Срок договора аренды определен с даты его подписания по 31.12.2003. Дополнительными соглашениями стороны неоднократно продляли срок действия договора, а 15.09.2010 подписали соглашение о его расторжении и по акту от этой же даты арендованное имущество было возвращено истцу.
Нормативные акты
"ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021)Выполняемые обязанности обычно включают: разведение, выращивание и уход за рыбой, моллюсками, устрицами и другими видами водных организмов в качестве товарных культур или для выпуска в пресноводные или солоноводные водоемы; наблюдение за состоянием окружающей среды для обеспечения оптимальных условий для жизни водных организмов; чистку, замораживание, охлаждение или посол улова на судне или на берегу, а также подготовку рыбы и других продуктов для отгрузки; аренду или инвестиции, а также техническое обслуживание зданий, резервуаров, машин, рыболовецких судов и другого оборудования; подготовку и ремонт сетей и других рыболовных снастей и оборудования; управление рыболовецкими судами на пути к рыбопромысловым районам, на обратном пути и в районе ловли; насаживание приманки, заброс и вытягивание рыболовецких снастей; установку капканов для ловли млекопитающих, птиц или пресмыкающихся; доставку или сбыт продукции; надзор за другими работниками и их подготовку.
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021)Выполняемые обязанности обычно включают: разведение, выращивание и уход за рыбой, моллюсками, устрицами и другими видами водных организмов в качестве товарных культур или для выпуска в пресноводные или солоноводные водоемы; наблюдение за состоянием окружающей среды для обеспечения оптимальных условий для жизни водных организмов; чистку, замораживание, охлаждение или посол улова на судне или на берегу, а также подготовку рыбы и других продуктов для отгрузки; аренду или инвестиции, а также техническое обслуживание зданий, резервуаров, машин, рыболовецких судов и другого оборудования; подготовку и ремонт сетей и других рыболовных снастей и оборудования; управление рыболовецкими судами на пути к рыбопромысловым районам, на обратном пути и в районе ловли; насаживание приманки, заброс и вытягивание рыболовецких снастей; установку капканов для ловли млекопитающих, птиц или пресмыкающихся; доставку или сбыт продукции; надзор за другими работниками и их подготовку.
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 339
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)Не включаются в затраты на биотехнические мероприятия по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов стоимость трудоучастия членов общества охотников в выполнении биотехнических мероприятий, затраты на содержание и кормление охотничьих собак, ловчих птиц, строительство и содержание домов охотников, подъездных путей, а также затраты на проведение биотехнических мероприятий в питомнике. К мероприятиям по улучшению условий защиты и естественного воспроизводства охотничьих ресурсов относятся: создание защитных посадок растений; устройство искусственных мест размножения, жилищ, укрытий охотничьих ресурсов; создание искусственных водоемов.
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)Не включаются в затраты на биотехнические мероприятия по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов стоимость трудоучастия членов общества охотников в выполнении биотехнических мероприятий, затраты на содержание и кормление охотничьих собак, ловчих птиц, строительство и содержание домов охотников, подъездных путей, а также затраты на проведение биотехнических мероприятий в питомнике. К мероприятиям по улучшению условий защиты и естественного воспроизводства охотничьих ресурсов относятся: создание защитных посадок растений; устройство искусственных мест размножения, жилищ, укрытий охотничьих ресурсов; создание искусственных водоемов.
Статья: Исправление кадастровой ошибки в суде: полномочия арендатора
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2023, N 4)Как вытекает из Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 мая 2023 г. N Ф08-3941/23 по делу N А32-19856/2021, глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок. Письмом департамент уведомил главу хозяйства о принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок. Решение мотивировано тем, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка пересекают границы смежных земельных участков, на которых расположены водоемы и леса. Глава хозяйства обратился к кадастровому инженеру о составлении межевого плана, а затем в суд для исправления кадастровой ошибки.
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2023, N 4)Как вытекает из Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 мая 2023 г. N Ф08-3941/23 по делу N А32-19856/2021, глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок. Письмом департамент уведомил главу хозяйства о принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок. Решение мотивировано тем, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка пересекают границы смежных земельных участков, на которых расположены водоемы и леса. Глава хозяйства обратился к кадастровому инженеру о составлении межевого плана, а затем в суд для исправления кадастровой ошибки.
Вопрос: В каком государственном органе производится постановка на учет маломерного судна?
(Консультация эксперта, 2024)Пункт 1 ст. 17 КВВТ РФ гласит, что государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
(Консультация эксперта, 2024)Пункт 1 ст. 17 КВВТ РФ гласит, что государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Статья: Правовой режим водно-болотных угодий в России: анализ основных достоинств и недостатков
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)3. В отношении водно-болотных угодий федерального, регионального и местного значения, не вошедших в состав ООПТ, могут быть установлены следующие запреты и ограничения: запрет на продажу в собственность (аренду) государственных земельных участков в границах водно-болотных угодий для промышленной или сельскохозяйственной деятельности; ограничение охоты и коммерческого рыболовства; запрет на добычу полезных ископаемых (включая общераспространенные), рубку леса или иное повреждение древесно-кустарниковой и травяной растительности; запрет на деятельность, способную нарушить естественный гидрологический режим системы водоемов этого угодья; ведение любых работ по мелиорации и дноуглублению. Ряд ограничений может быть также установлен в части строительства дорог, сброса сточных (в том числе канализационных) вод, размещения отходов, хранения сельскохозяйственных удобрений, выпаса скота, забора воды; ограничений передвижения транспортных средств (включая водный транспорт), кроме случаев, предусмотренных в целях борьбы с пожарами и иными чрезвычайными ситуациями.
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)3. В отношении водно-болотных угодий федерального, регионального и местного значения, не вошедших в состав ООПТ, могут быть установлены следующие запреты и ограничения: запрет на продажу в собственность (аренду) государственных земельных участков в границах водно-болотных угодий для промышленной или сельскохозяйственной деятельности; ограничение охоты и коммерческого рыболовства; запрет на добычу полезных ископаемых (включая общераспространенные), рубку леса или иное повреждение древесно-кустарниковой и травяной растительности; запрет на деятельность, способную нарушить естественный гидрологический режим системы водоемов этого угодья; ведение любых работ по мелиорации и дноуглублению. Ряд ограничений может быть также установлен в части строительства дорог, сброса сточных (в том числе канализационных) вод, размещения отходов, хранения сельскохозяйственных удобрений, выпаса скота, забора воды; ограничений передвижения транспортных средств (включая водный транспорт), кроме случаев, предусмотренных в целях борьбы с пожарами и иными чрезвычайными ситуациями.
Статья: Актуальные вопросы оборотоспособности природных ресурсов
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)В г. Перми Пермского края есть очень интересная практика "исчезновения" пруда, которого, по мнению застройщиков, и не было. Данное дело получило широкий общественный резонанс. Из СМИ мы видим, что "Гагаринский пруд в Перми не является водоемом в юридическом смысле этого слова. Гагаринского пруда в Перми нет, несмотря на его визуальное присутствие. Именно так можно трактовать решение краевого арбитражного суда по факту судебного иска спорткомплекса "Олимпия-Пермь" к строителям, засыпающим водоем..." <19>. Иск горожанина Василия Дружинина о признании приватизации участка земли с прудом незаконным и о восстановлении природного объекта оставлен без удовлетворения. Еще одна экозащитница пыталась признать незаконным факт включения в земельный участок, предоставленный Пермскому заводу силикатных панелей (ПЗСП) под застройку, водного объекта "Гагаринский пруд" и требовала выделить из участка ПЗСП территорию Гагаринского пруда с учетом прибрежной полосы и водоохранной зоны и вернуть его в состав территории общего пользования. Решающее значение в ходе рассмотрения дела имело заключение межрайонной прокуратуры. Надзорный орган обнаружил, что в 2007 г. пруд не был внесен в кадастровый план участка, проданного спортивному комплексу "Олимпия" (учредителями являются городская и краевая администрации). Следовательно, заключили специалисты прокуратуры, водным объектом он не является. В действительности данный земельный участок был изначально приобретен в аренду с правом выкупа, а потом куплен ОАО "Пермский завод силикатных панелей" (ответчик) у ООО "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь" (истец) <20>. Истец ссылается на то, что на момент совершения оспариваемой сделки на земельном участке находился объект охраны окружающей природной среды - пруд. Кроме этого, истец указывает, что предметом договора купли-продажи может быть только индивидуализированный водный объект, информация о котором внесена в водный реестр. Поскольку расположенный на спорном земельном участке водоем не был описан в установленном порядке и при отсутствии государственной регистрации прав истца на этот объект, ответчики не приобрели на него права собственности. Отсутствие в договоре указания об ограничениях использования земельного участка противоречит закону. Третье лицо - Управление Росреестра по Пермскому краю в письменном отзыве указывает, что при совершении оспариваемой сделки документы, подтверждающие наличие на земельном участке искусственного водоема, отсутствовали. Особый интерес в этом деле привлекает именно отсутствие ограничений на земельный участок, на котором находился пруд. При этом, кажется, и эксперт не отрицает, что пруд был, однако дело было проиграно. И возникает вопрос: а если сведения о природном объекте не внесены в какой-то реестр, это уже не природный объект, он не нуждается в защите и охране?
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)В г. Перми Пермского края есть очень интересная практика "исчезновения" пруда, которого, по мнению застройщиков, и не было. Данное дело получило широкий общественный резонанс. Из СМИ мы видим, что "Гагаринский пруд в Перми не является водоемом в юридическом смысле этого слова. Гагаринского пруда в Перми нет, несмотря на его визуальное присутствие. Именно так можно трактовать решение краевого арбитражного суда по факту судебного иска спорткомплекса "Олимпия-Пермь" к строителям, засыпающим водоем..." <19>. Иск горожанина Василия Дружинина о признании приватизации участка земли с прудом незаконным и о восстановлении природного объекта оставлен без удовлетворения. Еще одна экозащитница пыталась признать незаконным факт включения в земельный участок, предоставленный Пермскому заводу силикатных панелей (ПЗСП) под застройку, водного объекта "Гагаринский пруд" и требовала выделить из участка ПЗСП территорию Гагаринского пруда с учетом прибрежной полосы и водоохранной зоны и вернуть его в состав территории общего пользования. Решающее значение в ходе рассмотрения дела имело заключение межрайонной прокуратуры. Надзорный орган обнаружил, что в 2007 г. пруд не был внесен в кадастровый план участка, проданного спортивному комплексу "Олимпия" (учредителями являются городская и краевая администрации). Следовательно, заключили специалисты прокуратуры, водным объектом он не является. В действительности данный земельный участок был изначально приобретен в аренду с правом выкупа, а потом куплен ОАО "Пермский завод силикатных панелей" (ответчик) у ООО "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь" (истец) <20>. Истец ссылается на то, что на момент совершения оспариваемой сделки на земельном участке находился объект охраны окружающей природной среды - пруд. Кроме этого, истец указывает, что предметом договора купли-продажи может быть только индивидуализированный водный объект, информация о котором внесена в водный реестр. Поскольку расположенный на спорном земельном участке водоем не был описан в установленном порядке и при отсутствии государственной регистрации прав истца на этот объект, ответчики не приобрели на него права собственности. Отсутствие в договоре указания об ограничениях использования земельного участка противоречит закону. Третье лицо - Управление Росреестра по Пермскому краю в письменном отзыве указывает, что при совершении оспариваемой сделки документы, подтверждающие наличие на земельном участке искусственного водоема, отсутствовали. Особый интерес в этом деле привлекает именно отсутствие ограничений на земельный участок, на котором находился пруд. При этом, кажется, и эксперт не отрицает, что пруд был, однако дело было проиграно. И возникает вопрос: а если сведения о природном объекте не внесены в какой-то реестр, это уже не природный объект, он не нуждается в защите и охране?
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Право рыболовства (§ 4 Закона) определяется как право охранять, разводить и ловить рыбу в водах, обозначенных как районы рыболовства, а также присваивать выловленную рыбу. В содержание права рыболовства словацкий законодатель также включил использование в необходимом объеме прибрежных земель. Согласно Закону права рыболовства принадлежат государству, которое часть своих полномочий в данной сфере корреспондирует Министерству охраны окружающей среды. В свою очередь, министерство вправе распоряжаться правом рыболовства в соответствии с характером водоемов, в которых право рыболовства может быть реализовано. Так, в соответствии с пояснительной запиской к данному Закону <1> в отдельных акваториях права рыболовства могут осуществлять преимущественно владельцы земли, т.е. пользователи и арендаторы земель, граничащих с водоемом и обозначенных как рыболовный район. Права рыболовства могут быть переданы арендаторам таких земель, подтвердившим договором аренды, свое право пользования большей частью земель, находящихся под поверхностью водоема. В частности, Министерство охраны окружающей среды может безвозмездно предоставить право рыболовства юридическим лицам, указанным в Законе: Ассоциации рыболовов Словакии, администраторам больших и малых водотоков.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Право рыболовства (§ 4 Закона) определяется как право охранять, разводить и ловить рыбу в водах, обозначенных как районы рыболовства, а также присваивать выловленную рыбу. В содержание права рыболовства словацкий законодатель также включил использование в необходимом объеме прибрежных земель. Согласно Закону права рыболовства принадлежат государству, которое часть своих полномочий в данной сфере корреспондирует Министерству охраны окружающей среды. В свою очередь, министерство вправе распоряжаться правом рыболовства в соответствии с характером водоемов, в которых право рыболовства может быть реализовано. Так, в соответствии с пояснительной запиской к данному Закону <1> в отдельных акваториях права рыболовства могут осуществлять преимущественно владельцы земли, т.е. пользователи и арендаторы земель, граничащих с водоемом и обозначенных как рыболовный район. Права рыболовства могут быть переданы арендаторам таких земель, подтвердившим договором аренды, свое право пользования большей частью земель, находящихся под поверхностью водоема. В частности, Министерство охраны окружающей среды может безвозмездно предоставить право рыболовства юридическим лицам, указанным в Законе: Ассоциации рыболовов Словакии, администраторам больших и малых водотоков.
Статья: Понятие земельного участка и права собственников зданий (сооружений), имеющих подземные части
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 8)2. Пространство ниже уровня почвы (а при ее отсутствии - ниже поверхности земли или дна водоемов) представляет собой недра, которые находятся в исключительной государственной собственности и в состав земельных участков не входят.
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 8)2. Пространство ниже уровня почвы (а при ее отсутствии - ниже поверхности земли или дна водоемов) представляет собой недра, которые находятся в исключительной государственной собственности и в состав земельных участков не входят.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Ранее подобная ограничительная норма содержалась в п. 3.2 ст. 22 ЗК. Однако она требовала заключения такого договора с пользователем водного объекта, хотя арендаторами земельных участков зачастую были те, кто не являлся пользователями прудов, озер и других водоемов. Неоднозначная трактовка существовавшей нормы вызвала многочисленные судебные споры. Так, например, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в своем Постановлении отметил, что из содержания названной нормы права не следует, что правом на заключение договора аренды такого земельного участка обладает лишь пользователь водного объекта, как это ошибочно посчитали арбитражные суды нижестоящих инстанций (см. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 августа 2013 г. N Ф03-2719/2013).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Ранее подобная ограничительная норма содержалась в п. 3.2 ст. 22 ЗК. Однако она требовала заключения такого договора с пользователем водного объекта, хотя арендаторами земельных участков зачастую были те, кто не являлся пользователями прудов, озер и других водоемов. Неоднозначная трактовка существовавшей нормы вызвала многочисленные судебные споры. Так, например, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в своем Постановлении отметил, что из содержания названной нормы права не следует, что правом на заключение договора аренды такого земельного участка обладает лишь пользователь водного объекта, как это ошибочно посчитали арбитражные суды нижестоящих инстанций (см. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 августа 2013 г. N Ф03-2719/2013).
Статья: Экотуризм как одно из актуальных направлений развития внутреннего туризма в Германии
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)Экотуризм предполагает такие виды активности во время путешествий, как наблюдения за дикими животными, фототуры в природоохранные зоны, потребительский туризм в виде охоты и рыбалки, занятия спортом на природе. При этом главным условием такого рода досуга является ненанесение ущерба флоре и фауне. При планировании путешествий экотуристам рекомендуется обращать внимание на наличие специальных экознаков (нем. Oko-Siegel), присваиваемых поставщикам туристских услуг и прочим субъектам экономики за неукоснительное соблюдение экологических норм <7>. Так, экознак "TourCert" касается прежде всего организаторов путешествий, туристических бюро и служб размещения туристов. Речь идет об их сертификации на предмет соответствия экологическим и социальным критериям оценивания туристской деятельности. Экознак Viabono присваивается предприятиям по результатам оценивания производственного потребления энергии и воды, выбросов углекислого газа и количества отходов, не подлежащих утилизации. Соответственно, экотуристам рекомендуется выбирать для путешествий территории, где находятся предприятия, успешно прошедшие сертификацию. Присвоение экознака Blaue Flagge (Голубой флаг) говорит о бережном отношении к водным ресурсам. Его наличие важно для всех тех, кто использует внутренние водоемы в различных целях, например для стоянок спортивных лодок.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)Экотуризм предполагает такие виды активности во время путешествий, как наблюдения за дикими животными, фототуры в природоохранные зоны, потребительский туризм в виде охоты и рыбалки, занятия спортом на природе. При этом главным условием такого рода досуга является ненанесение ущерба флоре и фауне. При планировании путешествий экотуристам рекомендуется обращать внимание на наличие специальных экознаков (нем. Oko-Siegel), присваиваемых поставщикам туристских услуг и прочим субъектам экономики за неукоснительное соблюдение экологических норм <7>. Так, экознак "TourCert" касается прежде всего организаторов путешествий, туристических бюро и служб размещения туристов. Речь идет об их сертификации на предмет соответствия экологическим и социальным критериям оценивания туристской деятельности. Экознак Viabono присваивается предприятиям по результатам оценивания производственного потребления энергии и воды, выбросов углекислого газа и количества отходов, не подлежащих утилизации. Соответственно, экотуристам рекомендуется выбирать для путешествий территории, где находятся предприятия, успешно прошедшие сертификацию. Присвоение экознака Blaue Flagge (Голубой флаг) говорит о бережном отношении к водным ресурсам. Его наличие важно для всех тех, кто использует внутренние водоемы в различных целях, например для стоянок спортивных лодок.
Статья: Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Права собственности граждан, юридических лиц, государства причудливо перемежаются, зависят от мировоззрений, экологического правосознания. Согласно ст. 8 и 10 Конституции КНР недра, воды, леса, горы, целинные земли, отмели, другие природные ресурсы являются государственной, т.е. общенародной собственностью; исключение составляют леса, горы, степи, целинные земли, отмели, которые по закону являются коллективной собственностью (ст. 9); запрещается любым организациям, частным лицам присваивать, разрушать природные ресурсы; земля в городах принадлежит государству, земля в деревнях, пригородах является коллективной собственностью, за исключением участков, принадлежащих по закону государству; земля под жилыми постройками, приусадебные земельные, горные участки также являются коллективной собственностью; запрещаются любым организациям, отдельным лицам присвоение, купля-продажа, аренда, незаконная передача земли в другой форме; все организации, отдельные лица, в ведении которых находится земля, должны использовать ее рационально.
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Права собственности граждан, юридических лиц, государства причудливо перемежаются, зависят от мировоззрений, экологического правосознания. Согласно ст. 8 и 10 Конституции КНР недра, воды, леса, горы, целинные земли, отмели, другие природные ресурсы являются государственной, т.е. общенародной собственностью; исключение составляют леса, горы, степи, целинные земли, отмели, которые по закону являются коллективной собственностью (ст. 9); запрещается любым организациям, частным лицам присваивать, разрушать природные ресурсы; земля в городах принадлежит государству, земля в деревнях, пригородах является коллективной собственностью, за исключением участков, принадлежащих по закону государству; земля под жилыми постройками, приусадебные земельные, горные участки также являются коллективной собственностью; запрещаются любым организациям, отдельным лицам присвоение, купля-продажа, аренда, незаконная передача земли в другой форме; все организации, отдельные лица, в ведении которых находится земля, должны использовать ее рационально.