Аренда береговой линии



Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда береговой линии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Расположение спорного участка вдоль береговой линии в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе возлагает на арендатора соблюдение ограничений, предусмотренных статьей 65 Водного кодекса РФ, однако не препятствует предоставлению участков в пределах береговой полосы в аренду при соблюдении установленных законодательством условий и в соответствии с установленным для земельных участков целевым назначением и разрешенным использованием."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недействительность договора аренды земельного участка (под водным объектом и лесного)
(КонсультантПлюс, 2025)
...Из приведенных норм права следует, что пруды состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, поэтому если водный объект относится к федеральной собственности, то его составная часть - покрытая поверхностными водами земля в пределах береговой линии - также является федеральной собственностью.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)
Часть 1 комментируемой статьи предусматривает необходимость указания в договоре водопользования сведений о водном объекте, в том числе описания местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. Сходным образом в соответствии с п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие четко установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)
В части развития особо охраняемых природных территорий местного значения следует заметить, что "круг вопросов и задач, решаемых органами местного самоуправления на территориях муниципальных образований и связанных непосредственно с организацией жизнеобеспечения населения, объясняет доминирование культурного и рекреационного направлений в создаваемых ООПТ местного значения" [6, с. 295]. Перечень ООПТ местного значения и порядок их создания определяются законами субъектов РФ. Например, в Астраханской области к числу ООПТ местного значения относятся парки; охраняемые береговые линии; охраняемые речные системы; охраняемые природные ландшафты; биологические станции; природные заповедные территории; охраняемые природные объекты; нерестовые массивы <3>. Соответственно, органы местного самоуправления, инициируя создание ООПТ местного значения, могут планировать развитие экологического туризма на соответствующей территории, что обусловит появление новых "зеленых" рабочих мест, а также пополнение местного бюджета за счет налогов на имущество физических лиц, арендной платы с частных арендаторов муниципальных земельных участков, прилегающих к ООПТ местного значения, и обслуживающих туристов и т.д.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)
Из приведенных норм права следует, что пруды состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, поэтому если водный объект относится к федеральной собственности, то его составная часть - покрытая поверхностными водами земля в пределах береговой линии - также является федеральной собственностью.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Земельный участок, на котором расположен объект соглашения и (или) который необходим для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, лесной участок (строительство гидротехнических сооружений и специализированных портов, линий электропередачи, сооружений связи, линий связи, дорог и других линейных объектов, объектов производства, первичной и последующей (промышленной) переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, объектов охотничьей инфраструктуры), водный объект или часть водного объекта (строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов, гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, сооружений связи, подводных линий связи и коммуникаций, других линейных объектов связи и коммуникаций, проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов), участок недр (строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых), необходимые для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, предоставляются частному партнеру в аренду, на ином законном основании в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах без проведения торгов на срок, который устанавливается соглашением в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах и не может превышать срок действия такого соглашения. Использование частным партнером предоставленных ему земельного участка, лесного участка, водного объекта или части водного объекта, участка недр осуществляется в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах.
показать больше документов