Арбитраж внутренних споров
Подборка наиболее важных документов по запросу Арбитраж внутренних споров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Допустимость передачи чисто внутренних споров в иностранный арбитраж: сравнительно-правовой анализ
(Пойченко А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)2. Допустимость передачи чисто внутренних споров
(Пойченко А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)2. Допустимость передачи чисто внутренних споров
Статья: Третейский суд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ПДАУ вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров (ч. 2 ст. 45 Закона об арбитраже).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ПДАУ вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров (ч. 2 ст. 45 Закона об арбитраже).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"2. Положения части 7.1 статьи 7, статей 39 и 43, глав 9 - 12 настоящего Федерального закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация.
(ред. от 08.08.2024)
"Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"2. Положения части 7.1 статьи 7, статей 39 и 43, глав 9 - 12 настоящего Федерального закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53
"О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража"2. Посредством арбитража (третейского разбирательства) могут разрешаться как внутренние споры (внутреннее третейское разбирательство или арбитраж внутренних споров), так и споры международного характера, в том числе в рамках международного коммерческого арбитража, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, определенные в пунктах 3, 4 статьи 1 Закона о международном коммерческом арбитраже.
"О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража"2. Посредством арбитража (третейского разбирательства) могут разрешаться как внутренние споры (внутреннее третейское разбирательство или арбитраж внутренних споров), так и споры международного характера, в том числе в рамках международного коммерческого арбитража, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, определенные в пунктах 3, 4 статьи 1 Закона о международном коммерческом арбитраже.
Статья: Юридические лица публичного права в арбитраже: в поисках оптимальной модели участия
(Курочкин С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Все большее проникновение в сферу гражданского оборота связанных с государством юридических лиц поставило на повестку дня проблемы допустимости разрешения в арбитраже споров частных лиц и публично-правовых образований. В поисках эффективного способа их разрешения участники стали обращать внимание на негосударственные юрисдикционные механизмы. Однако выработанные для международного коммерческого арбитража подходы по этим вопросам не всегда действенны в арбитраже внутренних споров. Специфика правовых отношений, участниками которых становятся юридические лица публичного права, укрепление в них публично-правовой составляющей не позволяют упрощенно относиться к толкованию норм законодательства, определяющего возможность разрешения споров в арбитраже. Российские ученые и практики предпринимают попытки выработать единые подходы для решения возникающих в правоприменительной практике вопросов, все больше внимания этим проблемам уделяет Конституционный Суд Российской Федерации. Вместе с тем говорить о правовой определенности в этом вопросе рано: единого подхода пока не выработано.
(Курочкин С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Все большее проникновение в сферу гражданского оборота связанных с государством юридических лиц поставило на повестку дня проблемы допустимости разрешения в арбитраже споров частных лиц и публично-правовых образований. В поисках эффективного способа их разрешения участники стали обращать внимание на негосударственные юрисдикционные механизмы. Однако выработанные для международного коммерческого арбитража подходы по этим вопросам не всегда действенны в арбитраже внутренних споров. Специфика правовых отношений, участниками которых становятся юридические лица публичного права, укрепление в них публично-правовой составляющей не позволяют упрощенно относиться к толкованию норм законодательства, определяющего возможность разрешения споров в арбитраже. Российские ученые и практики предпринимают попытки выработать единые подходы для решения возникающих в правоприменительной практике вопросов, все больше внимания этим проблемам уделяет Конституционный Суд Российской Федерации. Вместе с тем говорить о правовой определенности в этом вопросе рано: единого подхода пока не выработано.
Статья: Новые аспекты примирения сторон в арбитраже (третейском разбирательстве)
(Носырева Е.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Кроме этого, в Закон об арбитраже включена глава 10 "Соотношение арбитража и медиации", посвященная возможности применения процедуры медиации в ходе третейского разбирательства, состоящая всего из одной статьи (ст. 49). Данная норма распространяет свое действие и на международный коммерческий арбитраж, что прямо следует из ч. 2 ст. 1 Закона об арбитраже, допускающей применение положений гл. 10 в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация.
(Носырева Е.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Кроме этого, в Закон об арбитраже включена глава 10 "Соотношение арбитража и медиации", посвященная возможности применения процедуры медиации в ходе третейского разбирательства, состоящая всего из одной статьи (ст. 49). Данная норма распространяет свое действие и на международный коммерческий арбитраж, что прямо следует из ч. 2 ст. 1 Закона об арбитраже, допускающей применение положений гл. 10 в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Согласно данным Публичного отчета о деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства <1> при Министерстве юстиции РФ, в 2021 г. МКАС при ТПП РФ принято к рассмотрению 860 споров: 189 - в порядке международного коммерческого арбитража, 495 - в порядке арбитража внутренних споров и 3 - в порядке арбитража спортивных споров. Участниками администрируемых международных споров стали резиденты 52 стран (44% - компании из Европы, 26% - компании из стран СНГ, 16% - представители стран Азии, 6% - США, 4% - компании из стран Ближнего Востока, 4% - компании из иных стран). В 2021 г. открыты отделения МКАС при ТПП РФ в городах Красноярске, Курске и Твери.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Согласно данным Публичного отчета о деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства <1> при Министерстве юстиции РФ, в 2021 г. МКАС при ТПП РФ принято к рассмотрению 860 споров: 189 - в порядке международного коммерческого арбитража, 495 - в порядке арбитража внутренних споров и 3 - в порядке арбитража спортивных споров. Участниками администрируемых международных споров стали резиденты 52 стран (44% - компании из Европы, 26% - компании из стран СНГ, 16% - представители стран Азии, 6% - США, 4% - компании из стран Ближнего Востока, 4% - компании из иных стран). В 2021 г. открыты отделения МКАС при ТПП РФ в городах Красноярске, Курске и Твери.
Статья: Актуальные проблемы российского арбитража
(Кудрявцева Е.В., Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 2)Вне всякого сомнения, сохраняют актуальность проблемы применения категории публичного порядка как основания для отмены арбитражных решений или отказа в их признании и приведении в исполнение на территории Российской Федерации. Изучение ежегодных обобщений Международного совета по коммерческому арбитражу (ICCA) показало, что такого внимания к этим вопросам не наблюдается уже ни в одной иностранной юрисдикции. Примечательно, что в лучших традициях социологической юриспруденции энергию новым подходам, облекаемым в дальнейшем во вполне осязаемые правоположения, придают сами участники гражданского оборота, не устающие заявлять о противоречии публичному порядку в каждом втором (если не первом) производстве по оспариванию арбитражных решений или при выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. Вынужденно реагируя на такие заявления, российские суды накопили богатую практику "отделения зерен от плевел", понимания того, что же считать нарушением публичного порядка <8>. Рискнем предположить, что такая практика может послужить прекрасной основой для развития этого института за рубежом. Тем более полезными видятся недавние отечественные исследования и обобщения практики применения судами норм института публичного порядка <9>. Так, ранее авторами настоящей статьи на суд читателей "Вестника" был представлен обзор практики применения публичного порядка на пространстве ЕАЭС <10>. Несомненный научный интерес представляет вопрос о том, как же случилось так, что конструкция публичного порядка, рожденная в праве международном, проникнутая его духом, с легкостью (но без изящества) была вписана в канву арбитража внутренних споров.
(Кудрявцева Е.В., Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 2)Вне всякого сомнения, сохраняют актуальность проблемы применения категории публичного порядка как основания для отмены арбитражных решений или отказа в их признании и приведении в исполнение на территории Российской Федерации. Изучение ежегодных обобщений Международного совета по коммерческому арбитражу (ICCA) показало, что такого внимания к этим вопросам не наблюдается уже ни в одной иностранной юрисдикции. Примечательно, что в лучших традициях социологической юриспруденции энергию новым подходам, облекаемым в дальнейшем во вполне осязаемые правоположения, придают сами участники гражданского оборота, не устающие заявлять о противоречии публичному порядку в каждом втором (если не первом) производстве по оспариванию арбитражных решений или при выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. Вынужденно реагируя на такие заявления, российские суды накопили богатую практику "отделения зерен от плевел", понимания того, что же считать нарушением публичного порядка <8>. Рискнем предположить, что такая практика может послужить прекрасной основой для развития этого института за рубежом. Тем более полезными видятся недавние отечественные исследования и обобщения практики применения судами норм института публичного порядка <9>. Так, ранее авторами настоящей статьи на суд читателей "Вестника" был представлен обзор практики применения публичного порядка на пространстве ЕАЭС <10>. Несомненный научный интерес представляет вопрос о том, как же случилось так, что конструкция публичного порядка, рожденная в праве международном, проникнутая его духом, с легкостью (но без изящества) была вписана в канву арбитража внутренних споров.
Статья: Уголовная ответственность за подкуп арбитра (третейского судьи): критический анализ
(Косыгин В.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)По поводу непосредственного объекта преступления, предусмотренного статьей 200.7 УК РФ, в настоящее время можно встретить следующие мнения. Н.А. Лопашенко определила таковой как "общественные экономические отношения, соответствующие принципу добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности в арбитраже внутренних споров и в международном коммерческом арбитраже, местом которого является Российская Федерация" <11>. Л.Ю. Ларина непосредственный объект подкупа арбитра (третейского судьи) определила как "общественные отношения, складывающиеся в сфере установленного порядка третейского разбирательства (арбитража), то есть в процессе разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения)" <12>. А.Н. Каменева считает, что непосредственным объектом подкупа арбитра (третейского судьи) являются "общественные отношения, обеспечивающие законный порядок осуществления арбитражного (третейского) разбирательства" <13>. Е.В. Благов же пишет, что "преступление, ответственность за которое установлена в ст. 200.7 УК РФ, непосредственно не посягает ни на экономическую деятельность, ни на экономику..." <14>.
(Косыгин В.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)По поводу непосредственного объекта преступления, предусмотренного статьей 200.7 УК РФ, в настоящее время можно встретить следующие мнения. Н.А. Лопашенко определила таковой как "общественные экономические отношения, соответствующие принципу добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности в арбитраже внутренних споров и в международном коммерческом арбитраже, местом которого является Российская Федерация" <11>. Л.Ю. Ларина непосредственный объект подкупа арбитра (третейского судьи) определила как "общественные отношения, складывающиеся в сфере установленного порядка третейского разбирательства (арбитража), то есть в процессе разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения)" <12>. А.Н. Каменева считает, что непосредственным объектом подкупа арбитра (третейского судьи) являются "общественные отношения, обеспечивающие законный порядок осуществления арбитражного (третейского) разбирательства" <13>. Е.В. Благов же пишет, что "преступление, ответственность за которое установлена в ст. 200.7 УК РФ, непосредственно не посягает ни на экономическую деятельность, ни на экономику..." <14>.
Статья: Доступ к информации о рассмотрении третейскими судами споров в энергетике
(Вершинин А.П.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)В соответствии со ст. 39 Правил арбитража внутренних споров Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС при ТПП РФ) "по согласованию с Президиумом (коллегиальным руководящим органом МКАС) допускается опубликование арбитражных решений и постановлений при условии удаления из них наименований сторон и иной идентифицирующей информации, которая может нанести ущерб законным интересам сторон". Согласно Правилам Арбитражного учреждения при Общероссийском отраслевом объединении работодателей "Союз машиностроителей России" (ОООР "СоюзМаш России") публикация решений или их публичное размещение в электронном виде может осуществляться только при наличии письменного согласия сторон разбирательства (ст. 9), а конфиденциальность отнесена к принципам арбитража (ст. 8) <13>, слушание дела проводится в закрытом заседании, если стороны арбитража не договорились об ином или иное не предусмотрено действующим законодательством (ст. 31).
(Вершинин А.П.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)В соответствии со ст. 39 Правил арбитража внутренних споров Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС при ТПП РФ) "по согласованию с Президиумом (коллегиальным руководящим органом МКАС) допускается опубликование арбитражных решений и постановлений при условии удаления из них наименований сторон и иной идентифицирующей информации, которая может нанести ущерб законным интересам сторон". Согласно Правилам Арбитражного учреждения при Общероссийском отраслевом объединении работодателей "Союз машиностроителей России" (ОООР "СоюзМаш России") публикация решений или их публичное размещение в электронном виде может осуществляться только при наличии письменного согласия сторон разбирательства (ст. 9), а конфиденциальность отнесена к принципам арбитража (ст. 8) <13>, слушание дела проводится в закрытом заседании, если стороны арбитража не договорились об ином или иное не предусмотрено действующим законодательством (ст. 31).
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Еще одной характерной градацией в ряде стран является выделение арбитража внутренних споров, с одной стороны, и международного коммерческого арбитража - с другой. Демаркационная линия между ними в России определяется методом исключения: если спор не обладает критериями международности, определенными Законом о МКА, то он попадает в категорию споров внутренних. С учетом изменений, внесенных в Закон о МКА Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ, установлены следующие критерии отнесения споров к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории России:
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Еще одной характерной градацией в ряде стран является выделение арбитража внутренних споров, с одной стороны, и международного коммерческого арбитража - с другой. Демаркационная линия между ними в России определяется методом исключения: если спор не обладает критериями международности, определенными Законом о МКА, то он попадает в категорию споров внутренних. С учетом изменений, внесенных в Закон о МКА Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ, установлены следующие критерии отнесения споров к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории России:
Статья: Роль источников мягкого процессуального права в регулировании международного арбитража
(Савранский М.Ю., Ловенецкая Ю.А.)
("Закон", 2023, N 6)Основным источником регулирования ведения международного коммерческого арбитража (если место арбитража находится на территории РФ) является Закон РФ о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года N 5338-1 (далее - Закон N 5338-1). При этом необходимо учитывать, что ряд положений Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже), вступившего в силу с 1 сентября 2016 года, предназначен для применения к международному коммерческому арбитражу. Так, ч. 2 ст. 1 Закона об арбитраже предусматривает, что положения ст. 39 и 43, глав 9 - 12 данного Федерального закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация. Указанные в ч. 2 ст. 1 Закона об арбитраже положения касаются вопросов хранения арбитражных решений, постановлений и материалов дел, внесения изменений в юридически значимые реестры на основании арбитражных решений, образования и деятельности ПДАУ в Российской Федерации, соотношения арбитража и процедуры медиации, ответственности некоммерческой организации, при которой создано ПДАУ, и ответственности арбитров.
(Савранский М.Ю., Ловенецкая Ю.А.)
("Закон", 2023, N 6)Основным источником регулирования ведения международного коммерческого арбитража (если место арбитража находится на территории РФ) является Закон РФ о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года N 5338-1 (далее - Закон N 5338-1). При этом необходимо учитывать, что ряд положений Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже), вступившего в силу с 1 сентября 2016 года, предназначен для применения к международному коммерческому арбитражу. Так, ч. 2 ст. 1 Закона об арбитраже предусматривает, что положения ст. 39 и 43, глав 9 - 12 данного Федерального закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация. Указанные в ч. 2 ст. 1 Закона об арбитраже положения касаются вопросов хранения арбитражных решений, постановлений и материалов дел, внесения изменений в юридически значимые реестры на основании арбитражных решений, образования и деятельности ПДАУ в Российской Федерации, соотношения арбитража и процедуры медиации, ответственности некоммерческой организации, при которой создано ПДАУ, и ответственности арбитров.
Статья: Особенности мирного урегулирования споров в третейском разбирательстве
(Носырева Е.И.)
("Закон", 2023, N 4)В § 39 "Арбитражное решение на согласованных условиях" Правил арбитража международных коммерческих споров МКАС при ТПП РФ <8> лишь повторяется норма ст. 33 Закона об арбитраже. Параграф 32 "Урегулирование спора путем заключения мирового соглашения" Правил арбитража внутренних споров МКАС при ТПП РФ <9> сформулирован более широко и, в частности, предусматривает, что третейский суд содействует сторонам в урегулировании спора путем заключения мирового соглашения и что мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии третейского разбирательства.
(Носырева Е.И.)
("Закон", 2023, N 4)В § 39 "Арбитражное решение на согласованных условиях" Правил арбитража международных коммерческих споров МКАС при ТПП РФ <8> лишь повторяется норма ст. 33 Закона об арбитраже. Параграф 32 "Урегулирование спора путем заключения мирового соглашения" Правил арбитража внутренних споров МКАС при ТПП РФ <9> сформулирован более широко и, в частности, предусматривает, что третейский суд содействует сторонам в урегулировании спора путем заключения мирового соглашения и что мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии третейского разбирательства.
Статья: Императивные нормы институциональных правил арбитража
(Савранский М.Ю., Залазаева Е.В.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)<6> Аналогичные положения содержатся в Правилах арбитража внутренних споров МКАС (п. 3 пар. 1), Правилах арбитража спортивных споров МКАС (п. 5 пар. 1).
(Савранский М.Ю., Залазаева Е.В.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)<6> Аналогичные положения содержатся в Правилах арбитража внутренних споров МКАС (п. 3 пар. 1), Правилах арбитража спортивных споров МКАС (п. 5 пар. 1).