Апк административные правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Апк административные правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Законодательство об административных правонарушениях
(КонсультантПлюс, 2025)"...КоАП РФ не содержит норм, аналогичных положениям... ч. 2 - 4 ст. 69 АПК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)"...КоАП РФ не содержит норм, аналогичных положениям... ч. 2 - 4 ст. 69 АПК РФ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.1 "Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении" КоАП РФ"По смыслу положений статей 26.2, 28.2, 29.1 КоАП РФ, части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении; составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры; правильность составления протокола об административном правонарушении, так же как и правильность оформления иных материалов административного дела, включая наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении, полномочия административного органа, проверяются при рассмотрении судом дела об административных правонарушениях; лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении вправе указать на процедурные нарушения, допущенные в ходе административного производства при обращении с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела о привлечении его к административной ответственности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и содержание принципа непосредственности и гарантии его реализации в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Раскрывается понятие и содержание принципа непосредственности, а также гарантии его реализации в производстве по делам об административных правонарушениях. Анализ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позиций высших судебных инстанций и правоприменительной практики позволяет сформулировать элементы принципа непосредственности, действующего в производстве по делам об административных правонарушениях. Их системное рассмотрение указывает на необходимость прямого закрепления данного принципа в КоАП РФ и устранения недостатков, содержащихся в действующем законодательстве. Принцип непосредственности в производстве по делам об административных правонарушениях определен в качестве требований процессуального характера, выражающихся в том, что обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для дела, могут устанавливаться доказательствами, содержание которых исследовалось при рассмотрении дела путем личного восприятия субъектами административной юрисдикции с предоставлением участникам производства равных прав в их изучении, обсуждении и анализе посредством обязательной вербализации.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Раскрывается понятие и содержание принципа непосредственности, а также гарантии его реализации в производстве по делам об административных правонарушениях. Анализ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позиций высших судебных инстанций и правоприменительной практики позволяет сформулировать элементы принципа непосредственности, действующего в производстве по делам об административных правонарушениях. Их системное рассмотрение указывает на необходимость прямого закрепления данного принципа в КоАП РФ и устранения недостатков, содержащихся в действующем законодательстве. Принцип непосредственности в производстве по делам об административных правонарушениях определен в качестве требований процессуального характера, выражающихся в том, что обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для дела, могут устанавливаться доказательствами, содержание которых исследовалось при рассмотрении дела путем личного восприятия субъектами административной юрисдикции с предоставлением участникам производства равных прав в их изучении, обсуждении и анализе посредством обязательной вербализации.
Статья: Определение компетентного суда при обращении за судебной защитой по делу об административном правонарушении
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Рассматривается проблема определения компетенции суда рассматривать жалобу (заявление) при обращении за судебной защитой лица, привлеченного к ответственности по делу об административном правонарушении, как самим лицом, так и судьями. Исследование существующих норм права, судебных актов судов первой и последующих инстанций, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, анализ научных работ, посвященных проблеме определения компетентного суда как по делам об административных правонарушениях, так и в гражданском судопроизводстве, является методом, который позволяет изучить проблему возможного ограничения или исключения доступа к судебной защите лиц, привлеченных к административной ответственности, при обжаловании соответствующего нормативного акта, признающего их таковыми. Автор проводит сравнение процессуального законодательства по делам об административных правонарушениях Российской Федерации и Республики Беларусь. Исследует порядок осуществления обжалования постановления по делу об административном правонарушении и решения в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, их сходства и различия в регулировании порядка обжалования. Предложена вниманию судебная практика, наглядно демонстрирующая суть проблемы определения компетентного суда при обращении за судебной защитой по делу об административном правонарушении. Судебная практика демонстрирует разнообразие подходов к существующей проблеме не только одним и тем же судом, но и одним и тем же судьей. Названы права лиц, привлеченных к административной ответственности, попираемые вследствие существования указанной проблемы. Посредством исследования научных работ гражданских процессуалистов автор рассуждает о возможности изменения существующего законодательства в целях устранения возможности лишить лицо, привлеченное к административной ответственности, права на судебную защиту. Автор предлагает исключить ряд норм из действующего законодательства, при этом нормы, регулирующие вопрос компетенции, изменить в части порядка обращения с поступившим в суд заявлением, жалобой по делу об административном правонарушении. Разъяснена важность разрешения этой проблемы для Российской Федерации как правового государства, коим является Российская Федерация.
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Рассматривается проблема определения компетенции суда рассматривать жалобу (заявление) при обращении за судебной защитой лица, привлеченного к ответственности по делу об административном правонарушении, как самим лицом, так и судьями. Исследование существующих норм права, судебных актов судов первой и последующих инстанций, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, анализ научных работ, посвященных проблеме определения компетентного суда как по делам об административных правонарушениях, так и в гражданском судопроизводстве, является методом, который позволяет изучить проблему возможного ограничения или исключения доступа к судебной защите лиц, привлеченных к административной ответственности, при обжаловании соответствующего нормативного акта, признающего их таковыми. Автор проводит сравнение процессуального законодательства по делам об административных правонарушениях Российской Федерации и Республики Беларусь. Исследует порядок осуществления обжалования постановления по делу об административном правонарушении и решения в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, их сходства и различия в регулировании порядка обжалования. Предложена вниманию судебная практика, наглядно демонстрирующая суть проблемы определения компетентного суда при обращении за судебной защитой по делу об административном правонарушении. Судебная практика демонстрирует разнообразие подходов к существующей проблеме не только одним и тем же судом, но и одним и тем же судьей. Названы права лиц, привлеченных к административной ответственности, попираемые вследствие существования указанной проблемы. Посредством исследования научных работ гражданских процессуалистов автор рассуждает о возможности изменения существующего законодательства в целях устранения возможности лишить лицо, привлеченное к административной ответственности, права на судебную защиту. Автор предлагает исключить ряд норм из действующего законодательства, при этом нормы, регулирующие вопрос компетенции, изменить в части порядка обращения с поступившим в суд заявлением, жалобой по делу об административном правонарушении. Разъяснена важность разрешения этой проблемы для Российской Федерации как правового государства, коим является Российская Федерация.
Нормативные акты
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Глава 25. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ
(ред. от 01.04.2025)Глава 25. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ
Статья: Источники цифрового права
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Первыми в этом ряду стоят кодифицированные законы. В Гражданском кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, АПК РФ, ГПК РФ и других кодексах имеются отдельные положения, обеспечивающие регулирование и охрану цифровых отношений.
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Первыми в этом ряду стоят кодифицированные законы. В Гражданском кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, АПК РФ, ГПК РФ и других кодексах имеются отдельные положения, обеспечивающие регулирование и охрану цифровых отношений.
Статья: Административная юрисдикция учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в свете нового проекта КоАП РФ
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)В рамках проводимой административной реформы нашла свое отражение новая идеология законодательства об административных правонарушениях, предусматривающая наличие и соотношение норм материального и процессуального права посредством их закрепления в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Процессуальном кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации в части, касающейся рассмотрения дел об административных правонарушениях, и законах субъектов Российской Федерации.
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)В рамках проводимой административной реформы нашла свое отражение новая идеология законодательства об административных правонарушениях, предусматривающая наличие и соотношение норм материального и процессуального права посредством их закрепления в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Процессуальном кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации в части, касающейся рассмотрения дел об административных правонарушениях, и законах субъектов Российской Федерации.
Статья: Важные решения Конституционного Суда РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)2 апреля 2024 года Конституционный Суд РФ принял Постановление N 14-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 1.7, ч. 5 ст. 4.4, ч. 1 ст. 15.25, п. 2 ст. 31.7, ст. 31.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 260 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)2 апреля 2024 года Конституционный Суд РФ принял Постановление N 14-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 1.7, ч. 5 ст. 4.4, ч. 1 ст. 15.25, п. 2 ст. 31.7, ст. 31.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 260 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, АПК РФ в настоящее время прямо предусмотрено, что дела об административных правонарушениях рассматриваются по правилам данного Кодекса с особенностями, установленными в федеральном законе об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 202, ч. 1 ст. 207 указанного Кодекса). При их рассмотрении применяются общие правила искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ. Такой подход обусловлен тем, что целый ряд норм процессуального права, регулирующих исковое производство (например, о порядке принятия решения), не противоречит принципам и сути судопроизводства по делам об административных правонарушениях. В свою очередь, применение норм искового производства, не предназначенных для регулирования процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях, исключается специальными нормами, содержащимися в гл. 25 АПК РФ "Рассмотрение дел об административных правонарушениях".
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, АПК РФ в настоящее время прямо предусмотрено, что дела об административных правонарушениях рассматриваются по правилам данного Кодекса с особенностями, установленными в федеральном законе об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 202, ч. 1 ст. 207 указанного Кодекса). При их рассмотрении применяются общие правила искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ. Такой подход обусловлен тем, что целый ряд норм процессуального права, регулирующих исковое производство (например, о порядке принятия решения), не противоречит принципам и сути судопроизводства по делам об административных правонарушениях. В свою очередь, применение норм искового производства, не предназначенных для регулирования процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях, исключается специальными нормами, содержащимися в гл. 25 АПК РФ "Рассмотрение дел об административных правонарушениях".
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 113 Закона), Законом 2007 г. N 225-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона в КоАП РФ наряду с прочим внесены изменения, наделяющие СПИ полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.9 данного Кодекса (новая редакция п. 77 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса), а также относящие рассмотрение дел о таких административных правонарушениях к полномочиям судей арбитражных судов (новая редакция ч. 1 и 3 ст. 23.1 Кодекса). Это означает, что дела о таких административных правонарушениях рассматриваются арбитражными судами по правилам § 1 "Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности" гл. 25 "Рассмотрение дел об административных правонарушениях" АПК РФ. Соответствующие изменения в ст. 332 данного Кодекса внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 113 Закона), Законом 2007 г. N 225-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона в КоАП РФ наряду с прочим внесены изменения, наделяющие СПИ полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.9 данного Кодекса (новая редакция п. 77 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса), а также относящие рассмотрение дел о таких административных правонарушениях к полномочиям судей арбитражных судов (новая редакция ч. 1 и 3 ст. 23.1 Кодекса). Это означает, что дела о таких административных правонарушениях рассматриваются арбитражными судами по правилам § 1 "Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности" гл. 25 "Рассмотрение дел об административных правонарушениях" АПК РФ. Соответствующие изменения в ст. 332 данного Кодекса внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ.