Антимонопольный пакет
Подборка наиболее важных документов по запросу Антимонопольный пакет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к содержанию пятого антимонопольного пакета
(Грушин Ю.О.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)"Право и цифровая экономика", 2024, N 3
(Грушин Ю.О.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)"Право и цифровая экономика", 2024, N 3
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Данные нормы введены в действие Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в рамках т.н. "третьего антимонопольного пакета".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Данные нормы введены в действие Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в рамках т.н. "третьего антимонопольного пакета".
Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 N 1315-р
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года>
(вместе с "Концепцией технологического развития на период до 2030 года")Ключевым условием значимого расширения рынков инновационной продукции является усиление конкуренции в технологически развитых секторах экономики, в том числе с учетом импорта технологической продукции из дружественных стран. В этой связи Правительство Российской Федерации будет последовательно наращивать усилия по борьбе с монополизацией рынков и поддержке частной инициативы. Будет принят и реализован комплекс законодательных мер ("пятый антимонопольный пакет"), нацеленный на развитие конкуренции на цифровых рынках. Будут разработаны антимонопольные программы для других рынков высокотехнологичной продукции и услуг.
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года>
(вместе с "Концепцией технологического развития на период до 2030 года")Ключевым условием значимого расширения рынков инновационной продукции является усиление конкуренции в технологически развитых секторах экономики, в том числе с учетом импорта технологической продукции из дружественных стран. В этой связи Правительство Российской Федерации будет последовательно наращивать усилия по борьбе с монополизацией рынков и поддержке частной инициативы. Будет принят и реализован комплекс законодательных мер ("пятый антимонопольный пакет"), нацеленный на развитие конкуренции на цифровых рынках. Будут разработаны антимонопольные программы для других рынков высокотехнологичной продукции и услуг.
Статья: Правовая природа института добровольных обязательств
(Румянцева Е.М.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)Отметим, что в российском законодательстве механизм добровольных (письменных) обязательств об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, был введен пятым антимонопольным пакетом <4> по отношению к государственному контролю сделок экономической концентрации (ч. 3.1 ст. 33 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") (далее - Закон о защите конкуренции).
(Румянцева Е.М.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)Отметим, что в российском законодательстве механизм добровольных (письменных) обязательств об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, был введен пятым антимонопольным пакетом <4> по отношению к государственному контролю сделок экономической концентрации (ч. 3.1 ст. 33 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") (далее - Закон о защите конкуренции).
Статья: К вопросу о реализации антимонопольного регулирования и контроля за экономической концентрацией в высокотехнологичном секторе в новых условиях развития цифровых технологий
(Гриб В.В., Егорова М.А.)
("Юрист", 2025, N 2)В статье авторы анализируют вызовы и сложности, с которыми сталкиваются антимонопольное регулирование и антимонопольные регуляторы в условиях цифровизации экономики, делая акцент на контроле за экономической концентрацией. Авторы, анализируя публичную информацию о сделках на рынках, использующих высокие технологии, а также правоприменительную практику национального антимонопольного регулятора, приходят к выводу о необходимости изменения подходов к согласованию таких сделок, позитивно оценивая в этом ключе изменения "пятого антимонопольного пакета".
(Гриб В.В., Егорова М.А.)
("Юрист", 2025, N 2)В статье авторы анализируют вызовы и сложности, с которыми сталкиваются антимонопольное регулирование и антимонопольные регуляторы в условиях цифровизации экономики, делая акцент на контроле за экономической концентрацией. Авторы, анализируя публичную информацию о сделках на рынках, использующих высокие технологии, а также правоприменительную практику национального антимонопольного регулятора, приходят к выводу о необходимости изменения подходов к согласованию таких сделок, позитивно оценивая в этом ключе изменения "пятого антимонопольного пакета".
Статья: Некоторые вопросы оспаривания решений коллегиальных органов ФАС России
(Москвитин О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Автор исследует актуальные подходы судов к оспариванию решений ведомственной апелляции. Несмотря на то что пересмотр решений и предписаний территориальных управлений ФАС России в коллегиальных органах центрального аппарата службы (ведомственная или административная апелляция ФАС) был введен еще четвертым антимонопольным пакетом, ряд вопросов, связанных с оспариванием апелляционных решений, был разрешен в правоприменительной практике лишь недавно. Ряд важных вопросов судебного оспаривания решений коллегиальных органов ФАС России до настоящего времени не получил ответа.
(Москвитин О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Автор исследует актуальные подходы судов к оспариванию решений ведомственной апелляции. Несмотря на то что пересмотр решений и предписаний территориальных управлений ФАС России в коллегиальных органах центрального аппарата службы (ведомственная или административная апелляция ФАС) был введен еще четвертым антимонопольным пакетом, ряд вопросов, связанных с оспариванием апелляционных решений, был разрешен в правоприменительной практике лишь недавно. Ряд важных вопросов судебного оспаривания решений коллегиальных органов ФАС России до настоящего времени не получил ответа.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Закон о защите конкуренции (первый антимонопольный пакет).
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Закон о защите конкуренции (первый антимонопольный пакет).
Статья: Современные концепции рыночной власти в конкурентном праве: российский и зарубежный опыт
(Маслов А.О.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)Россия. Пятый антимонопольный пакет. Доминирующее положение
(Маслов А.О.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)Россия. Пятый антимонопольный пакет. Доминирующее положение
Статья: Анализ новейшего немецкого антимонопольного законодательства
(Грушин Ю.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В 2017 г. в рамках реализации Директивы ЕС 2014/104 Бундестагом был принят Девятый антимонопольный пакет <4>. Пакет привнес в немецкое антимонопольное законодательство изменения в контроле за слияниями - в виде снижения пороговых значений сделок, о которых следовало уведомлять Bundeskartellamt, - чтобы исключить поглощения цифровыми корпорациями небольших инновационных компаний. Причиной введения данной поправки стала покупка Facebook <5> мессенджера WhatsApp, сумма которой не достигла порогового значения, однако по результатам сделки произошло укрепление монополии Meta <6> в секторе мгновенного обмена сообщениями.
(Грушин Ю.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В 2017 г. в рамках реализации Директивы ЕС 2014/104 Бундестагом был принят Девятый антимонопольный пакет <4>. Пакет привнес в немецкое антимонопольное законодательство изменения в контроле за слияниями - в виде снижения пороговых значений сделок, о которых следовало уведомлять Bundeskartellamt, - чтобы исключить поглощения цифровыми корпорациями небольших инновационных компаний. Причиной введения данной поправки стала покупка Facebook <5> мессенджера WhatsApp, сумма которой не достигла порогового значения, однако по результатам сделки произошло укрепление монополии Meta <6> в секторе мгновенного обмена сообщениями.
Статья: Эффективность антимонопольного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)<2> Четвертым антимонопольным пакетом внесены системные изменения в антимонопольное законодательство, в том числе из круга лиц, чьи интересы могут быть ущемлены, исключены потребители, при этом сохранена возможность последствий неопределенному кругу лиц. Значительное количество рассматриваемых заявлений обоснованно перешло к органам исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей. - Прим. авт.
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)<2> Четвертым антимонопольным пакетом внесены системные изменения в антимонопольное законодательство, в том числе из круга лиц, чьи интересы могут быть ущемлены, исключены потребители, при этом сохранена возможность последствий неопределенному кругу лиц. Значительное количество рассматриваемых заявлений обоснованно перешло к органам исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей. - Прим. авт.
Статья: Формирование законодательства об электронной коммерции в России
(Алексеенко А.П.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)<5> Ефимцева Т.В., Баймуканова В.С. К вопросу о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением с использованием сетевых эффектов в рамках пятого антимонопольного пакета // Конкурентное право. 2023. N 4. С. 2 - 4.
(Алексеенко А.П.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)<5> Ефимцева Т.В., Баймуканова В.С. К вопросу о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением с использованием сетевых эффектов в рамках пятого антимонопольного пакета // Конкурентное право. 2023. N 4. С. 2 - 4.
Интервью: Российский антитраст ищет себя
("Закон", 2024, N 7)Практикующий юрист, адвокат, специализируется на вопросах антимонопольного права. Участвовал в работе над четвертым и пятым антимонопольными пакетами и другими нормативными актами.
("Закон", 2024, N 7)Практикующий юрист, адвокат, специализируется на вопросах антимонопольного права. Участвовал в работе над четвертым и пятым антимонопольными пакетами и другими нормативными актами.
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)а) антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности. В частности, не стоит забывать широко разрекламированный ФАС пятый антимонопольный пакет, который полностью посвящен антимонопольному регулированию в условиях цифровизации. Судьба этого проекта пока неизвестна;
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)а) антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности. В частности, не стоит забывать широко разрекламированный ФАС пятый антимонопольный пакет, который полностью посвящен антимонопольному регулированию в условиях цифровизации. Судьба этого проекта пока неизвестна;