Антимонопольные запреты
Подборка наиболее важных документов по запросу Антимонопольные запреты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Проверка качества товара
(КонсультантПлюс, 2025)...Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком закупки в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком закупки в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Группа лиц" Федерального закона "О защите конкуренции""По смыслу данной нормы для целей применения антимонопольных запретов группа лиц рассматривается как один участник рынка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы применения отдельных антимонопольных запретов при осуществлении деятельности торговых сетей
(Федоров Ю.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)"Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4
(Федоров Ю.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)"Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4
Статья: Отмерив в шестой раз. О целесообразности изменения подхода к антимонопольному регулированию действий и соглашений правообладателей на рынках программного обеспечения
(Вознесенский Н.Н.)
("Юрист", 2025, N 10)Так следует ли установить ограничения для осуществления
(Вознесенский Н.Н.)
("Юрист", 2025, N 10)Так следует ли установить ограничения для осуществления
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.4.3. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.4.3. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.
Готовое решение: Как предоставить преференции участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, регулярное проведение подобных закупок с передачей работ на субподряд третьему лицу, на наш взгляд, может расцениваться как достижение ограничивающего конкуренцию соглашения, что запрещено антимонопольным законодательством (п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, регулярное проведение подобных закупок с передачей работ на субподряд третьему лицу, на наш взгляд, может расцениваться как достижение ограничивающего конкуренцию соглашения, что запрещено антимонопольным законодательством (п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции).
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Согласимся в этой связи и с выводами С.В. Максимова и С.А. Пузыревского, которые, говоря о "программируемой" самой логикой антимонопольных расследований сосредоточенности внимания оперативных работников и следователей лишь на признаках преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ, небезосновательно, на наш взгляд, отмечают, что проблема повышения эффективности борьбы с антиконкурентными преступлениями может быть разрешена с помощью новых возможностей, которые создаются системной уголовно-правовой оценкой деяния, связанного с нарушением антимонопольных запретов <1>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Согласимся в этой связи и с выводами С.В. Максимова и С.А. Пузыревского, которые, говоря о "программируемой" самой логикой антимонопольных расследований сосредоточенности внимания оперативных работников и следователей лишь на признаках преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ, небезосновательно, на наш взгляд, отмечают, что проблема повышения эффективности борьбы с антиконкурентными преступлениями может быть разрешена с помощью новых возможностей, которые создаются системной уголовно-правовой оценкой деяния, связанного с нарушением антимонопольных запретов <1>.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Интерпретируя приведенные законодательные положения, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 4 марта 2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указал на то, что в силу данного антимонопольного запрета исключается возможность хозяйствующих субъектов-конкурентов определять уровень предлагаемых на рынке цен в результате достигнутых между ними договоренностей, направленных на поддержание необоснованно высоких потребительских цен, необоснованное занижение цен в целях устранения иных хозяйствующих субъектов-конкурентов с рынка и (или) создание барьеров в возникновении новых конкурентов, иное подобное извлечение выгоды из картеля. Что примечательно, Верховный Суд, по сути, акцентировал внимание и на дистрибьюторских отношениях, отметив, что положения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в зависимости от субъектного состава участников картеля могут быть применены как к изготовителям, так и к лицам, участвующим в распространении товаров на оптовом и розничном рынках.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Интерпретируя приведенные законодательные положения, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 4 марта 2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указал на то, что в силу данного антимонопольного запрета исключается возможность хозяйствующих субъектов-конкурентов определять уровень предлагаемых на рынке цен в результате достигнутых между ними договоренностей, направленных на поддержание необоснованно высоких потребительских цен, необоснованное занижение цен в целях устранения иных хозяйствующих субъектов-конкурентов с рынка и (или) создание барьеров в возникновении новых конкурентов, иное подобное извлечение выгоды из картеля. Что примечательно, Верховный Суд, по сути, акцентировал внимание и на дистрибьюторских отношениях, отметив, что положения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в зависимости от субъектного состава участников картеля могут быть применены как к изготовителям, так и к лицам, участвующим в распространении товаров на оптовом и розничном рынках.
Готовое решение: Как составить, разместить и разъяснить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, о запрете ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
(КонсультантПлюс, 2025)предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, о запрете ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
Статья: К вопросу об осмыслении принципов конкурентного права через призму его гражданско-правовых начал в российской доктрине конкурентного права
(Шмелева Д.В.)
("Юрист", 2025, N 9)- соразмерности, значение которого ученый формулирует как обеспечение баланса частных и публичных интересов применения санкций за нарушения антимонопольных запретов и иных мер принуждения к их нарушителю <4>.
(Шмелева Д.В.)
("Юрист", 2025, N 9)- соразмерности, значение которого ученый формулирует как обеспечение баланса частных и публичных интересов применения санкций за нарушения антимонопольных запретов и иных мер принуждения к их нарушителю <4>.
Готовое решение: Как провести открытый электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, о запрете ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
(КонсультантПлюс, 2025)предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, о запрете ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
Готовое решение: Каким способом провести процедуру закупки заказчику по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)возможность проводить совместные закупки с другими заказчиками на основании соглашения. При этом необходимо учитывать запрет антимонопольного законодательства на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (см. Письмо ФАС России от 20.07.2021 N МШ/60379/21);
(КонсультантПлюс, 2025)возможность проводить совместные закупки с другими заказчиками на основании соглашения. При этом необходимо учитывать запрет антимонопольного законодательства на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (см. Письмо ФАС России от 20.07.2021 N МШ/60379/21);
Статья: Опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям: правовой аспект соблюдения антимонопольного законодательства
(Голубева М.И.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)В целях минимизации рисков нарушения антимонопольных запретов сетевым организациям целесообразно наиболее тщательно подходить к вопросу выбора точки присоединения и способа технологического присоединения, прорабатывать всевозможные оптимальные варианты на этапе преддоговорных отношений с учетом реальных сроков выполнения.
(Голубева М.И.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)В целях минимизации рисков нарушения антимонопольных запретов сетевым организациям целесообразно наиболее тщательно подходить к вопросу выбора точки присоединения и способа технологического присоединения, прорабатывать всевозможные оптимальные варианты на этапе преддоговорных отношений с учетом реальных сроков выполнения.
Статья: Трансграничный дистрибьюторский договор в национальном законодательстве и международной коммерческой практике
(Власова Н.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 3)Сверхимперативные нормы антимонопольного права как ограничение права, применимого к трансграничному дистрибьюторскому договору. Еще одной не менее важной проблемой является ограничение применимого к трансграничному дистрибьюторскому договору права нормами непосредственного применения (сверхимперативными нормами). Исполнение рассматриваемого договора затрагивает тесно связанные с ним вопросы конкуренции, поэтому основными сверхимперативными нормами выступают антимонопольные запреты и ограничения.
(Власова Н.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 3)Сверхимперативные нормы антимонопольного права как ограничение права, применимого к трансграничному дистрибьюторскому договору. Еще одной не менее важной проблемой является ограничение применимого к трансграничному дистрибьюторскому договору права нормами непосредственного применения (сверхимперативными нормами). Исполнение рассматриваемого договора затрагивает тесно связанные с ним вопросы конкуренции, поэтому основными сверхимперативными нормами выступают антимонопольные запреты и ограничения.