Антимонопольные требования к торгам
Подборка наиболее важных документов по запросу Антимонопольные требования к торгам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 17 "Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений" Федерального закона "О защите конкуренции"СТАТЬЯ 17 "АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГАМ,
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России по вопросам обжалования решений по делам о нарушениях антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)"Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)"Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 4. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГАМ, ЗАПРОСУ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 4. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГАМ, ЗАПРОСУ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен
Статья: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Антимонопольная практика)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)VI. Порядок применения антимонопольных требований к торгам
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Антимонопольная практика)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)VI. Порядок применения антимонопольных требований к торгам
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)Раздел VI. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГАМ, ЗАПРОСУ
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)Раздел VI. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГАМ, ЗАПРОСУ
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Извлечение из приговора по уголовному делу. Реализуя преступные намерения, [Иванов] <106>, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя в интересах ["Петровой"] из иной личной заинтересованности, а именно преследуя цель продолжения дружеских отношений, вопреки антимонопольным требованиям к торгам, предусмотренным ст. 17 Закона N 135-ФЗ, используя собственный авторитет в учреждении здравоохранения и фактически единоличное принятие решений, связанных с проведением аукционов, создал условия для победы в аукционах ООО "П", в котором [Петрова] являлась менеджером, а именно составлял с помощью ["Петровой"] технические задания для проведения аукционов, полностью соответствующие заявкам ООО "П" по перечню необходимых лекарственных препаратов, их дозировке, форме выпуска и цене. При этом [Иванов] также анализировал заявки, поданные на аукцион организациями - конкурентами ООО "П", с целью обнаружения оснований для их отклонения, что отражал в протоколах рассмотрения заявок, а затем убеждал членов комиссии заказчика в безоговорочной победе ООО "П", обеспечивая тем самым победу ООО "П" в электронных аукционах и дальнейшее заключение контрактов.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Извлечение из приговора по уголовному делу. Реализуя преступные намерения, [Иванов] <106>, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя в интересах ["Петровой"] из иной личной заинтересованности, а именно преследуя цель продолжения дружеских отношений, вопреки антимонопольным требованиям к торгам, предусмотренным ст. 17 Закона N 135-ФЗ, используя собственный авторитет в учреждении здравоохранения и фактически единоличное принятие решений, связанных с проведением аукционов, создал условия для победы в аукционах ООО "П", в котором [Петрова] являлась менеджером, а именно составлял с помощью ["Петровой"] технические задания для проведения аукционов, полностью соответствующие заявкам ООО "П" по перечню необходимых лекарственных препаратов, их дозировке, форме выпуска и цене. При этом [Иванов] также анализировал заявки, поданные на аукцион организациями - конкурентами ООО "П", с целью обнаружения оснований для их отклонения, что отражал в протоколах рассмотрения заявок, а затем убеждал членов комиссии заказчика в безоговорочной победе ООО "П", обеспечивая тем самым победу ООО "П" в электронных аукционах и дальнейшее заключение контрактов.
Статья: Развитие общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об участии публично-правовых образований в договорных отношениях
(Белов В.Е.)
("Юрист", 2025, N 8)Следует обратить внимание на то, что в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) отдельная статья (ст. 17) посвящена антимонопольным требованиям к торгам и иным конкурентным способам заключения договоров. Здесь же (в ст. 17.1) перечислены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Таким образом, развитие данного блока законодательства идет непосредственно через законодательство о защите конкуренции. При этом Приказом ФАС России от 21 марта 2023 г. N 147/23 утверждены Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса. Нельзя не обратить внимание на неоднородность нормативной базы о проведении торгов. В одном случае - уровень федерального закона, а в другом - акта федерального органа исполнительной власти.
(Белов В.Е.)
("Юрист", 2025, N 8)Следует обратить внимание на то, что в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) отдельная статья (ст. 17) посвящена антимонопольным требованиям к торгам и иным конкурентным способам заключения договоров. Здесь же (в ст. 17.1) перечислены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Таким образом, развитие данного блока законодательства идет непосредственно через законодательство о защите конкуренции. При этом Приказом ФАС России от 21 марта 2023 г. N 147/23 утверждены Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса. Нельзя не обратить внимание на неоднородность нормативной базы о проведении торгов. В одном случае - уровень федерального закона, а в другом - акта федерального органа исполнительной власти.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Речь идет именно об уголовно-правовой охране, поскольку положения, направленные на защиту конкуренции, закреплялись и другими, более ранними нормативными актами. Так, например, А.В. Молчанов принципиально важным документом этого периода называет Положение об обязательствах, заключаемых с торгов между казною и частными людьми по подрядам, поставкам, по содержанию оброчных статей и продажам казенных движимых имуществ 1830 года, свидетельствующее о появлении правового регулирования торгов с позиции их значимости для конкуренции и содержащее в том числе положения, направленные на исключение соглашений между участниками торгов ("всякого рода стачка на торгах строго запрещается"). В 1833 году указанное положение было включено в Свод законов гражданских. - Прим. авт. (см. подробнее: Молчанов А.В. Антимонопольные требования к торгам: правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 21).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Речь идет именно об уголовно-правовой охране, поскольку положения, направленные на защиту конкуренции, закреплялись и другими, более ранними нормативными актами. Так, например, А.В. Молчанов принципиально важным документом этого периода называет Положение об обязательствах, заключаемых с торгов между казною и частными людьми по подрядам, поставкам, по содержанию оброчных статей и продажам казенных движимых имуществ 1830 года, свидетельствующее о появлении правового регулирования торгов с позиции их значимости для конкуренции и содержащее в том числе положения, направленные на исключение соглашений между участниками торгов ("всякого рода стачка на торгах строго запрещается"). В 1833 году указанное положение было включено в Свод законов гражданских. - Прим. авт. (см. подробнее: Молчанов А.В. Антимонопольные требования к торгам: правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 21).
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Извлечение из приговора по уголовному делу. Реализуя преступные намерения, [Иванов] <26>, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя в интересах [Петровой] из иной личной заинтересованности, а именно преследуя цель продолжения дружеских отношений, вопреки антимонопольным требованиям к торгам, предусмотренным ст. 17 Закона N 135-ФЗ, используя собственный авторитет в учреждении здравоохранения и фактически единоличное принятие решений, связанных с проведением аукционов, создал условия для победы в аукционах ООО "П", в котором [Петрова] являлась менеджером, а именно составлял с помощью [Петровой] технические задания для проведения аукционов, полностью соответствующие заявкам ООО "П" по перечню необходимых лекарственных препаратов, их дозировке, форме выпуска и цене. При этом [Иванов] также анализировал заявки, поданные на аукцион организациями - конкурентами ООО "П", с целью обнаружения оснований для их отклонения, что отражал в протоколах рассмотрения заявок, а затем убеждал членов комиссии заказчика в безоговорочной победе ООО "П", обеспечивая тем самым победу ООО "П" в электронных аукционах и дальнейшее заключение контрактов.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Извлечение из приговора по уголовному делу. Реализуя преступные намерения, [Иванов] <26>, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя в интересах [Петровой] из иной личной заинтересованности, а именно преследуя цель продолжения дружеских отношений, вопреки антимонопольным требованиям к торгам, предусмотренным ст. 17 Закона N 135-ФЗ, используя собственный авторитет в учреждении здравоохранения и фактически единоличное принятие решений, связанных с проведением аукционов, создал условия для победы в аукционах ООО "П", в котором [Петрова] являлась менеджером, а именно составлял с помощью [Петровой] технические задания для проведения аукционов, полностью соответствующие заявкам ООО "П" по перечню необходимых лекарственных препаратов, их дозировке, форме выпуска и цене. При этом [Иванов] также анализировал заявки, поданные на аукцион организациями - конкурентами ООО "П", с целью обнаружения оснований для их отклонения, что отражал в протоколах рассмотрения заявок, а затем убеждал членов комиссии заказчика в безоговорочной победе ООО "П", обеспечивая тем самым победу ООО "П" в электронных аукционах и дальнейшее заключение контрактов.
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 223-ФЗ заключить договор аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в отношении заказчика по Закону N 223-ФЗ действует преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, предусмотренное п. 1 ст. 621 ГК РФ. Исключений для закупок по Закону N 223-ФЗ нормативными правовыми актами не предусмотрено. Однако представляется, что воспользоваться данным правом можно только в случае закупки у единственного поставщика (при наличии соответствующего основания для такой неконкурентной закупки в положении о закупке), поскольку при проведении конкурентных процедур заказчик не может гарантировать заключение нового договора с прежним арендодателем. Кроме того, в последнем случае направление заказчиком как арендатором уведомления арендодателю о желании заключить договор на новый срок до размещения извещения о закупке в ЕИС может быть расценено как нарушение антимонопольных требований к торгам (п. п. 1, 2 ч. 1, ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в отношении заказчика по Закону N 223-ФЗ действует преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, предусмотренное п. 1 ст. 621 ГК РФ. Исключений для закупок по Закону N 223-ФЗ нормативными правовыми актами не предусмотрено. Однако представляется, что воспользоваться данным правом можно только в случае закупки у единственного поставщика (при наличии соответствующего основания для такой неконкурентной закупки в положении о закупке), поскольку при проведении конкурентных процедур заказчик не может гарантировать заключение нового договора с прежним арендодателем. Кроме того, в последнем случае направление заказчиком как арендатором уведомления арендодателю о желании заключить договор на новый срок до размещения извещения о закупке в ЕИС может быть расценено как нарушение антимонопольных требований к торгам (п. п. 1, 2 ч. 1, ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
Статья: Конкуренция как явление общественной жизни, объект правового обеспечения и защиты
(Истомин В.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)В современном российском законодательстве понятие конкуренции содержится в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", где под ней понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В науке данное определение подвергается критике, в частности, за то, что в нем не отражено "собственно юридическое содержание конкуренции" <24>, а также за то, что оно не охватывает нарушений, совершаемых за счет проявления публичной власти или незаконного поведения вне обладания рыночной властью <25>. Что касается отсутствия в понятии конкуренции ее юридического содержания, то с указанным замечанием можно согласиться, поскольку определение в самом деле носит сугубо экономический характер. Данный пробел в какой-то мере устраняется через содержащиеся в этой же статье определения различных видов антиконкурентных действий, прежде всего недобросовестной конкуренции как поведения, противоречащего законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Вместе с тем вполне допустимо и в самом определении конкуренции охарактеризовать ее как деятельность добросовестную, честную, позволяющую обеспечить баланс прав и законных интересов потребителей и предпринимательских структур. Относительно невключения в определение конкуренции иных действий, кроме соперничества хозяйствующих субъектов, в том числе ограничивающих конкуренцию актов и действий органов публичной власти, действий, связанных с нарушением публичных процедур (антимонопольных требований к торгам, порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества и т.п.), следует сказать, что, с одной стороны, такие действия, конечно, имеют место, но, с другой стороны, они относятся скорее не к самой конкуренции как таковой, а к несоблюдению условий, необходимых для ее обеспечения.
(Истомин В.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)В современном российском законодательстве понятие конкуренции содержится в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", где под ней понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В науке данное определение подвергается критике, в частности, за то, что в нем не отражено "собственно юридическое содержание конкуренции" <24>, а также за то, что оно не охватывает нарушений, совершаемых за счет проявления публичной власти или незаконного поведения вне обладания рыночной властью <25>. Что касается отсутствия в понятии конкуренции ее юридического содержания, то с указанным замечанием можно согласиться, поскольку определение в самом деле носит сугубо экономический характер. Данный пробел в какой-то мере устраняется через содержащиеся в этой же статье определения различных видов антиконкурентных действий, прежде всего недобросовестной конкуренции как поведения, противоречащего законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Вместе с тем вполне допустимо и в самом определении конкуренции охарактеризовать ее как деятельность добросовестную, честную, позволяющую обеспечить баланс прав и законных интересов потребителей и предпринимательских структур. Относительно невключения в определение конкуренции иных действий, кроме соперничества хозяйствующих субъектов, в том числе ограничивающих конкуренцию актов и действий органов публичной власти, действий, связанных с нарушением публичных процедур (антимонопольных требований к торгам, порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества и т.п.), следует сказать, что, с одной стороны, такие действия, конечно, имеют место, но, с другой стороны, они относятся скорее не к самой конкуренции как таковой, а к несоблюдению условий, необходимых для ее обеспечения.
Статья: Отдельные вопросы правового регулирования защиты конкуренции на рынке страховых услуг
(Сафронов Н.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Антимонопольные требования к торгам преимущественно закреплены в ст. 17 Закона о конкуренции. Кроме требований к процедуре торгов, которая согласно ГК РФ включает процедуры аукциона и конкурса, Закон о конкуренции также распространяется и на процедуры запроса котировок и запроса предложений. Понятие "запрос предложений" не закреплено в действующем законодательстве и в правовой науке. Здесь надо отметить, что понятие "запрос котировок", также не раскрытое в рамках ГК РФ, имеет законодательное определение в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) <13> - форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, чья заявка соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок и содержит наиболее низкую цену договора. Статья 17 Закона о конкуренции содержит неисчерпывающий список антимонопольных требований к проведению торгов, запроса котировок, среди которых, в частности, можно встретить такое: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений. Применительно к заключению посредством указанных выше трех механизмов договоров со страховщиками необходимо отметить ст. 18 Закона о конкуренции, посвященную заключению договоров с финансовыми организациями. Несмотря на то что страховые организации являются финансовыми организациями, положения указанной статьи к ним применяться не должны из-за отсутствия специальных требований к заключению договоров для оказания страховых услуг. Антимонопольное законодательство не предусматривает дополнительных положений, применимых для регулирования процесса заключения договоров посредством торгов, запроса котировок и запроса предложений со страховыми организациями. В дальнейшем будет рассмотрена имеющаяся в наличии практика по антимонопольным спорам в контексте гл. 4 Закона о конкуренции.
(Сафронов Н.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Антимонопольные требования к торгам преимущественно закреплены в ст. 17 Закона о конкуренции. Кроме требований к процедуре торгов, которая согласно ГК РФ включает процедуры аукциона и конкурса, Закон о конкуренции также распространяется и на процедуры запроса котировок и запроса предложений. Понятие "запрос предложений" не закреплено в действующем законодательстве и в правовой науке. Здесь надо отметить, что понятие "запрос котировок", также не раскрытое в рамках ГК РФ, имеет законодательное определение в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) <13> - форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, чья заявка соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок и содержит наиболее низкую цену договора. Статья 17 Закона о конкуренции содержит неисчерпывающий список антимонопольных требований к проведению торгов, запроса котировок, среди которых, в частности, можно встретить такое: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений. Применительно к заключению посредством указанных выше трех механизмов договоров со страховщиками необходимо отметить ст. 18 Закона о конкуренции, посвященную заключению договоров с финансовыми организациями. Несмотря на то что страховые организации являются финансовыми организациями, положения указанной статьи к ним применяться не должны из-за отсутствия специальных требований к заключению договоров для оказания страховых услуг. Антимонопольное законодательство не предусматривает дополнительных положений, применимых для регулирования процесса заключения договоров посредством торгов, запроса котировок и запроса предложений со страховыми организациями. В дальнейшем будет рассмотрена имеющаяся в наличии практика по антимонопольным спорам в контексте гл. 4 Закона о конкуренции.
Статья: Недобросовестные действия, не охваченные институтом пресечения недобросовестной конкуренции
(Олейник П.В.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)Стоит отметить, что антимонопольное законодательство включает значимое количество норм, в рамках которых нарушитель и лицо, в отношении которого совершаются незаконные действия, могут не только не находиться на одном товарном рынке (например, ст. 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающая антимонопольные требования к торгам), но и в целом не являться хозяйствующими субъектами (так, в рамках ст. 15 Закона о защите конкуренции нарушителями являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, а в рамках ст. 10 Закона о защите конкуренции пострадавшим от действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта может являться неопределенный круг потребителей, в том числе физических лиц).
(Олейник П.В.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)Стоит отметить, что антимонопольное законодательство включает значимое количество норм, в рамках которых нарушитель и лицо, в отношении которого совершаются незаконные действия, могут не только не находиться на одном товарном рынке (например, ст. 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающая антимонопольные требования к торгам), но и в целом не являться хозяйствующими субъектами (так, в рамках ст. 15 Закона о защите конкуренции нарушителями являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, а в рамках ст. 10 Закона о защите конкуренции пострадавшим от действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта может являться неопределенный круг потребителей, в том числе физических лиц).