Антимонопольное законодательство РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Антимонопольное законодательство РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 450 ГК РФ "Основания изменения и расторжения договора"6.1.1. Право на одностороннее изменение размера платы за услугу не означает, что исполнитель может без ограничений действовать по своему усмотрению, в том числе нарушая антимонопольное законодательство (позиция ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 64 АПК РФ "Доказательства"3.1.2. Распечатки сообщений электронной почты, информации с жестких дисков и иных носителей, заверенные антимонопольным органом, который получил эти материалы в ходе проведенной им проверки, являются надлежащими доказательствами по делам о нарушении антимонопольного законодательства (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конкурентное право: Учебник"
(под общ. ред. М.А. Егоровой, А.Ю. Кинева)
(науч. ред. И.Ю. Артемьев)
("Юстицинформ", 2018)§ 2. Нормативно-правовой акт как источник
(под общ. ред. М.А. Егоровой, А.Ю. Кинева)
(науч. ред. И.Ю. Артемьев)
("Юстицинформ", 2018)§ 2. Нормативно-правовой акт как источник
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"1. Антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон), иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и отнесены к сфере применения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 2, статья 3 Закона о защите конкуренции).
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"1. Антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон), иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и отнесены к сфере применения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 2, статья 3 Закона о защите конкуренции).
Статья: Риск-ориентированный подход
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 N 213 "Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации") и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 N 213 "Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации") и др.
Статья: Антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг
(Щербак Е.Н.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)В статье рассматриваются действующие нормы российского антимонопольного законодательства, регулирующие и развивающие конкуренцию на финансовом рынке. Анализируются особенности развития конкуренции на финансовом рынке в условиях цифровой трансформации.
(Щербак Е.Н.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)В статье рассматриваются действующие нормы российского антимонопольного законодательства, регулирующие и развивающие конкуренцию на финансовом рынке. Анализируются особенности развития конкуренции на финансовом рынке в условиях цифровой трансформации.
Статья: Применение арбитражными судами антимонопольного законодательства по делам об антиконкурентных соглашениях
(Символоков О.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Для российского антимонопольного законодательства характерно сочетание элементов американской и европейской системы (смешанная система антимонопольного законодательства). Российский антимонопольный закон закрепляет абсолютный запрет на осуществление определенных видов монополистической деятельности (запреты per se), устанавливает требования к допустимости иных видов поведения на товарном рынке (в том числе к соглашениям, согласованным действиям, координации экономической деятельности), а также предусматривает возможность установления Правительством РФ исключений в отношении определенных соглашений.
(Символоков О.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Для российского антимонопольного законодательства характерно сочетание элементов американской и европейской системы (смешанная система антимонопольного законодательства). Российский антимонопольный закон закрепляет абсолютный запрет на осуществление определенных видов монополистической деятельности (запреты per se), устанавливает требования к допустимости иных видов поведения на товарном рынке (в том числе к соглашениям, согласованным действиям, координации экономической деятельности), а также предусматривает возможность установления Правительством РФ исключений в отношении определенных соглашений.
Вопрос: Является ли отсутствие у авиакомпании, занимающей доминирующее положение на товарном рынке, возможности осуществления бесплатной онлайн-регистрации на рейс нарушением антимонопольного законодательства?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Является ли отсутствие у авиакомпании, занимающей доминирующее положение на товарном рынке, возможности осуществления бесплатной онлайн-регистрации на рейс нарушением антимонопольного законодательства?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Является ли отсутствие у авиакомпании, занимающей доминирующее положение на товарном рынке, возможности осуществления бесплатной онлайн-регистрации на рейс нарушением антимонопольного законодательства?
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3.2. В части 3.2 комментируемой статьи предусмотрено, что жалоба на решения и (или) действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должностных лиц органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо государственных или муниципальных служащих при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 6 ГсК РФ, может быть подана такими лицами в порядке, установленном комментируемой статьей, либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством РФ, в антимонопольный орган.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3.2. В части 3.2 комментируемой статьи предусмотрено, что жалоба на решения и (или) действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должностных лиц органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо государственных или муниципальных служащих при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 6 ГсК РФ, может быть подана такими лицами в порядке, установленном комментируемой статьей, либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством РФ, в антимонопольный орган.
Статья: Процедурные нарушения антимонопольного законодательства (актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России)
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)"Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)"Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ