Амнистия 2014
Подборка наиболее важных документов по запросу Амнистия 2014 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Конституционного Суда РФ от 05.02.2015
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2014 года"17. В Определении от 18 сентября 2014 года N 1828-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 84 Уголовного кодекса Российской Федерации, постановления Государственной Думы от 2 июля 2013 года N 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии" и постановления Государственной Думы от 2 июля 2013 года N 2562-6 ГД "О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии".
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2014 года"17. В Определении от 18 сентября 2014 года N 1828-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 84 Уголовного кодекса Российской Федерации, постановления Государственной Думы от 2 июля 2013 года N 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии" и постановления Государственной Думы от 2 июля 2013 года N 2562-6 ГД "О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии".
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.12.2023 N 33а-25811/2023
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц; 3) Земельный налог.
Требования налогового органа: О взыскании пени.
Обстоятельства: Административный ответчик являлся собственником квартир, транспортных средств и земельного участка, при этом своевременно не исполнил обязанность по уплате налогов.
Решение: Удовлетворено.Судебная коллегия отмечает, что не свидетельствуют о неправильности вывода суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для списания взыскиваемой с административного истца задолженности по пени, начисленным на задолженность по налогам за 2012-2014 года в порядке налоговой амнистии.
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц; 3) Земельный налог.
Требования налогового органа: О взыскании пени.
Обстоятельства: Административный ответчик являлся собственником квартир, транспортных средств и земельного участка, при этом своевременно не исполнил обязанность по уплате налогов.
Решение: Удовлетворено.Судебная коллегия отмечает, что не свидетельствуют о неправильности вывода суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для списания взыскиваемой с административного истца задолженности по пени, начисленным на задолженность по налогам за 2012-2014 года в порядке налоговой амнистии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Системные проблемы защиты по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности: процедурные аспекты
(Клевцов К.К.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)<2> См.: Поляков С.Б. Условия российской правовой системы для заказных уголовных дел // Адвокат. 2009. N 5. С. 68 - 78; Колоколов Н.А. Вот тебе, предприниматель, и амнистия, вот тебе и "Юрьев день" // Российский судья. 2014. N 2. С. 32 - 34; Сергеев А.П. Об ошибочном понимании гражданско-правовых норм в уголовном судопроизводстве // Закон. 2020. N 1. С. 139 - 148; и др.
(Клевцов К.К.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)<2> См.: Поляков С.Б. Условия российской правовой системы для заказных уголовных дел // Адвокат. 2009. N 5. С. 68 - 78; Колоколов Н.А. Вот тебе, предприниматель, и амнистия, вот тебе и "Юрьев день" // Российский судья. 2014. N 2. С. 32 - 34; Сергеев А.П. Об ошибочном понимании гражданско-правовых норм в уголовном судопроизводстве // Закон. 2020. N 1. С. 139 - 148; и др.
Статья: Институт миграционной амнистии как один из механизмов регулирования миграционной деятельности в условиях пандемии коронавируса
(Трифонова (Казарян) К.В.)
("Российский судья", 2021, N 12)Е.О. Бондарь, проанализировав прошедшие в России миграционные амнистии - в отношении граждан Молдовы - с 5 по 30 ноября 2014 г. и в марте 2017 г., граждан Таджикистана - с 24 марта по 27 апреля 2017 г., Кыргызстана - в период с 16 октября по 10 декабря 2018 г., а также с 22 марта 2019 г. по 22 апреля 2019 г., приходит к выводу, что "данное правовое явление имеет точечное действие в части профилактики административных правонарушений в сфере миграции и освобождения от наказания путем отмены введенных в действие законных ограничений на въезд в РФ" <9>. Указанный автор ссылается на то, что "следствием рассматриваемых процедур, реализуемых либо на основании личных договоренностей высших должностных лиц государств, либо в соответствии с приказами ведомства, координирующего работу в сфере миграции, явилось внесение изменений в федеральное законодательство" <10>.
(Трифонова (Казарян) К.В.)
("Российский судья", 2021, N 12)Е.О. Бондарь, проанализировав прошедшие в России миграционные амнистии - в отношении граждан Молдовы - с 5 по 30 ноября 2014 г. и в марте 2017 г., граждан Таджикистана - с 24 марта по 27 апреля 2017 г., Кыргызстана - в период с 16 октября по 10 декабря 2018 г., а также с 22 марта 2019 г. по 22 апреля 2019 г., приходит к выводу, что "данное правовое явление имеет точечное действие в части профилактики административных правонарушений в сфере миграции и освобождения от наказания путем отмены введенных в действие законных ограничений на въезд в РФ" <9>. Указанный автор ссылается на то, что "следствием рассматриваемых процедур, реализуемых либо на основании личных договоренностей высших должностных лиц государств, либо в соответствии с приказами ведомства, координирующего работу в сфере миграции, явилось внесение изменений в федеральное законодательство" <10>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Адвокат в защиту интересов осужденного просил изменить судебные решения, ссылаясь на то, что осужденный подлежал освобождению от отбывания наказания по приговору от 2 апреля 2014 г. ввиду применения акта об амнистии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Адвокат в защиту интересов осужденного просил изменить судебные решения, ссылаясь на то, что осужденный подлежал освобождению от отбывания наказания по приговору от 2 апреля 2014 г. ввиду применения акта об амнистии.
"Обзор практики Верховного суда Российской Федерации по применению норм уголовного закона о назначении наказания и иных мер уголовно-правового характера (по материалам уголовных дел, рассмотренных в кассационном порядке)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2024)При этом каких-либо ограничений, из перечисленных в пункте 13 названного акта об амнистии, препятствующих его распространению на судимость А. по приговору от 15 августа 2014 г., не имелось, поскольку факт совершения им нового преступления в период испытательного срока на момент принятия постановления об амнистии не был установлен вступившим в законную силу судебным решением.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2024)При этом каких-либо ограничений, из перечисленных в пункте 13 названного акта об амнистии, препятствующих его распространению на судимость А. по приговору от 15 августа 2014 г., не имелось, поскольку факт совершения им нового преступления в период испытательного срока на момент принятия постановления об амнистии не был установлен вступившим в законную силу судебным решением.
Статья: Постановления Пленума Верховного Суда РФ как источник разъяснений правил территориальной подсудности в уголовном процессе
(Коновалова Е.Е.)
("Уголовное право", 2024, N 11)<25> См.: п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. N 43 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о длящихся и продолжаемых преступлениях" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 1.
(Коновалова Е.Е.)
("Уголовное право", 2024, N 11)<25> См.: п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. N 43 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о длящихся и продолжаемых преступлениях" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 1.
Статья: Конституционные и квазиконституционные феномены в структуре российской государственности: к вопросу об особенностях российского конституционализма
(Ким Ю.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)<16> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. N 29. Ст. 3059.
(Ким Ю.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)<16> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. N 29. Ст. 3059.
Статья: Миграционная амнистия в механизме правового регулирования общественных отношений с участием иностранных граждан
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Анализ прошедших в России миграционных амнистий (в отношении граждан Молдовы - с 5 по 30 ноября 2014 г. и в марте 2017 г., граждан Таджикистана - с 24 марта по 27 апреля 2017 г., Кыргызстана - в период до 22 апреля 2019 г.) позволил Е.О. Бондарь прийти к выводу, что данное правовое явление имеет точечное действие в части профилактики административных правонарушений в сфере миграции и освобождения от наказания путем отмены введенных в действие законных ограничений на въезд в Российскую Федерацию. Указанный автор ссылается на то, что следствием рассматриваемых процедур, реализуемых либо на основании личных договоренностей высших должностных лиц государств, либо в соответствии с приказами ведомства, координирующего работу в сфере миграции, явилось внесение изменений в федеральное законодательство <16>.
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Анализ прошедших в России миграционных амнистий (в отношении граждан Молдовы - с 5 по 30 ноября 2014 г. и в марте 2017 г., граждан Таджикистана - с 24 марта по 27 апреля 2017 г., Кыргызстана - в период до 22 апреля 2019 г.) позволил Е.О. Бондарь прийти к выводу, что данное правовое явление имеет точечное действие в части профилактики административных правонарушений в сфере миграции и освобождения от наказания путем отмены введенных в действие законных ограничений на въезд в Российскую Федерацию. Указанный автор ссылается на то, что следствием рассматриваемых процедур, реализуемых либо на основании личных договоренностей высших должностных лиц государств, либо в соответствии с приказами ведомства, координирующего работу в сфере миграции, явилось внесение изменений в федеральное законодательство <16>.
Статья: Спорные вопросы (не)применения Закона о лесной амнистии
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)<15> Постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 N 4890/14 по делу N А67-1041/2013.
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)<15> Постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 N 4890/14 по делу N А67-1041/2013.
Статья: О продлении процедуры "лесной амнистии" применительно к дачным земельным участкам
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В ответе КЛХ МО от мая 2022 г. (наконец, спустя пять лет с момента начала действия 280-ФЗ) уже было указано, что подобные вопросы рассматривает межведомственная комиссия по "лесной амнистии", а отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с ч. 20 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - 171-ФЗ), а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В ответе КЛХ МО от мая 2022 г. (наконец, спустя пять лет с момента начала действия 280-ФЗ) уже было указано, что подобные вопросы рассматривает межведомственная комиссия по "лесной амнистии", а отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с ч. 20 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - 171-ФЗ), а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
Статья: Квалификация единых продолжаемых половых преступлений
(Тыдыкова Н.В.)
("Законность", 2023, N 3)Вопрос о продолжаемом преступлении в уголовном праве до настоящего времени разработан слабо. В соответствующем п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. N 23 "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" под продолжаемыми преступлениями понимаются преступления, складывающиеся из нескольких тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление.
(Тыдыкова Н.В.)
("Законность", 2023, N 3)Вопрос о продолжаемом преступлении в уголовном праве до настоящего времени разработан слабо. В соответствующем п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. N 23 "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" под продолжаемыми преступлениями понимаются преступления, складывающиеся из нескольких тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)К отрицательным основаниям прекращения государственной службы относится не только совершение административными государственными служащими коррупционных правонарушений, преступлений или проступков, дискредитирующих государственную службу. Это основание увольнения может вменяться при несоблюдении иных обязанностей и ограничений, установленных законодательством о государственной службе. Закон Республики Казахстан о государственной службе <164> в их числе называет представление при поступлении на государственную службу фальсифицированных документов либо фиктивных сведений о доходах и имуществе. Отрицательными основаниями увольнения административного государственного служащего считается также прекращение органом уголовного преследования (судом) уголовного дела о коррупционном преступлении и о преступлении, совершенном в составе преступной группы, по нереабилитирующим основаниям в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 г. N 231-V ЗРК <165> (далее - УПК Республики Казахстан). Нереабилитирующими основаниями являются акт амнистии, истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности, совершение преступления в состоянии невменяемости и смерть лица <166>. Нереабилитирующий характер имеют и основания прекращения уголовного дела при освобождении от уголовной ответственности <167>, в том числе в связи с установлением привилегированных обстоятельств освобождения от ответственности за отдельные виды должностных преступлений <168>.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)К отрицательным основаниям прекращения государственной службы относится не только совершение административными государственными служащими коррупционных правонарушений, преступлений или проступков, дискредитирующих государственную службу. Это основание увольнения может вменяться при несоблюдении иных обязанностей и ограничений, установленных законодательством о государственной службе. Закон Республики Казахстан о государственной службе <164> в их числе называет представление при поступлении на государственную службу фальсифицированных документов либо фиктивных сведений о доходах и имуществе. Отрицательными основаниями увольнения административного государственного служащего считается также прекращение органом уголовного преследования (судом) уголовного дела о коррупционном преступлении и о преступлении, совершенном в составе преступной группы, по нереабилитирующим основаниям в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 г. N 231-V ЗРК <165> (далее - УПК Республики Казахстан). Нереабилитирующими основаниями являются акт амнистии, истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности, совершение преступления в состоянии невменяемости и смерть лица <166>. Нереабилитирующий характер имеют и основания прекращения уголовного дела при освобождении от уголовной ответственности <167>, в том числе в связи с установлением привилегированных обстоятельств освобождения от ответственности за отдельные виды должностных преступлений <168>.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)14 - 15. Положениями ч. 14 и 15 комментируемой статьи определены перечни случаев, в которых исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление соответственно прекращается и оканчивается. Данные части изложены с 10 января 2014 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ полностью в новой редакции.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)14 - 15. Положениями ч. 14 и 15 комментируемой статьи определены перечни случаев, в которых исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление соответственно прекращается и оканчивается. Данные части изложены с 10 января 2014 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ полностью в новой редакции.
Статья: О влиянии направленности умысла на уголовно-правовую оценку деяния
(Агеева О.Н., Анощенкова С.В.)
("Российский следователь", 2025, N 10)Практика при определении признаков малозначительного деяния исходит из оценки фактически наступивших последствий, игнорируя направленность умысла виновного. Так, замглавы администрации Ф. с целью получения ее дочерью права на бесплатное питание в школьной столовой с 2011 по 2014 г. вносила недостоверные сведения в справки о доходах и представляла их в школу. Тем самым Ф. причинила бюджету ущерб на сумму 10 066 руб. Судом первой инстанции уголовное преследование в отношении Ф. по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ было прекращено в связи с объявленной амнистией. На основании кассационного представления Генеральной прокуратуры РФ Верховный Суд РФ прекратил уголовное дело в отношении Ф. за отсутствием "в деянии состава преступления ввиду его малозначительности" <14>. Отметим, что направленность умысла Ф. состояла отнюдь не в причинении малозначительного вреда, а потому ее действия не подпадают под действие ч. 2 ст. 14 УК РФ. Оценивая деяние как малозначительное, суды учитывают преимущественно объективные признаки <15>, что не дает полного представления о степени общественной опасности деяния.
(Агеева О.Н., Анощенкова С.В.)
("Российский следователь", 2025, N 10)Практика при определении признаков малозначительного деяния исходит из оценки фактически наступивших последствий, игнорируя направленность умысла виновного. Так, замглавы администрации Ф. с целью получения ее дочерью права на бесплатное питание в школьной столовой с 2011 по 2014 г. вносила недостоверные сведения в справки о доходах и представляла их в школу. Тем самым Ф. причинила бюджету ущерб на сумму 10 066 руб. Судом первой инстанции уголовное преследование в отношении Ф. по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ было прекращено в связи с объявленной амнистией. На основании кассационного представления Генеральной прокуратуры РФ Верховный Суд РФ прекратил уголовное дело в отношении Ф. за отсутствием "в деянии состава преступления ввиду его малозначительности" <14>. Отметим, что направленность умысла Ф. состояла отнюдь не в причинении малозначительного вреда, а потому ее действия не подпадают под действие ч. 2 ст. 14 УК РФ. Оценивая деяние как малозначительное, суды учитывают преимущественно объективные признаки <15>, что не дает полного представления о степени общественной опасности деяния.