Амнистия 2001
Подборка наиболее важных документов по запросу Амнистия 2001 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3.7 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (т.н. "гаражная амнистия") правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предусмотренное данной статьей правовое регулирование распространяется на приобретение права собственности в отношении земельных участков, ранее предоставленных для размещения гаражей, тогда как предметом рассмотренного судом спора являлось признание права собственности на гаражи, возведенные на земельных участках, предоставленных для размещения автостоянки."
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2023 N 88-10832/2023 по делу N 2-4401/2021 (УИД 03RS0004-01-2021-001769-17)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В связи с объявлением амнистии истец освобожден от наказания, мера пресечения в виде содержания под стражей отменена. Истец ссылается на наличие права на реабилитацию.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходил из того, что освобождение истца от наказания на основании приговора Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 3 июня 2002 г. и в соответствии с постановлением Государственной думы от 30 ноября 2001 г. "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин" не свидетельствует о незаконном уголовном преследовании.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В связи с объявлением амнистии истец освобожден от наказания, мера пресечения в виде содержания под стражей отменена. Истец ссылается на наличие права на реабилитацию.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходил из того, что освобождение истца от наказания на основании приговора Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 3 июня 2002 г. и в соответствии с постановлением Государственной думы от 30 ноября 2001 г. "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин" не свидетельствует о незаконном уголовном преследовании.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под гаражом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При определенных условиях можно оформить право собственности на земельный участок под гаражом в упрощенном порядке, получившем название "гаражная амнистия" (ст. 3.7 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При определенных условиях можно оформить право собственности на земельный участок под гаражом в упрощенном порядке, получившем название "гаражная амнистия" (ст. 3.7 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Статья: Амнистия и помилование: правовая природа и проблемы совершенствования их правового регулирования
(Султанов Е.Б., Тарханов И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)В литературе вывод о нормативном характере актов амнистии обосновывается конкретной ссылкой на Постановление КС РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П. Этот акт считается "уникальным нормативно-правовым актом в сравнении с постановлением Государственной Думы по другим вопросам, а также в сравнении с иными нормативными подзаконными актами, принимаемыми в форме постановлений" <11>.
(Султанов Е.Б., Тарханов И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)В литературе вывод о нормативном характере актов амнистии обосновывается конкретной ссылкой на Постановление КС РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П. Этот акт считается "уникальным нормативно-правовым актом в сравнении с постановлением Государственной Думы по другим вопросам, а также в сравнении с иными нормативными подзаконными актами, принимаемыми в форме постановлений" <11>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2003 N 7-П
"По делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец"Признанием рассматриваемого положения не противоречащим Конституции Российской Федерации не исключается право законодателя принять дополнительные нормативные решения, включая специальный законодательный акт о порядке объявления и применения амнистии, относительно процедур, компенсирующих для потерпевших по уголовным делам отказ государства от уголовного преследования совершивших преступления лиц вследствие применения акта об амнистии, с тем чтобы наиболее эффективно гарантировать конституционные права всех участников уголовного судопроизводства, затронутые в результате издания и последующего применения акта об амнистии. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2001 года по делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", при освобождении одних лиц от уголовной ответственности и наказания Государственная Дума, реализуя в акте об амнистии гуманистические задачи, в то же время должна взвешивать конкурирующие конституционные ценности и, исходя из обеспечения их баланса, не может допускать, чтобы права других лиц были поставлены под угрозу нарушения.
"По делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец"Признанием рассматриваемого положения не противоречащим Конституции Российской Федерации не исключается право законодателя принять дополнительные нормативные решения, включая специальный законодательный акт о порядке объявления и применения амнистии, относительно процедур, компенсирующих для потерпевших по уголовным делам отказ государства от уголовного преследования совершивших преступления лиц вследствие применения акта об амнистии, с тем чтобы наиболее эффективно гарантировать конституционные права всех участников уголовного судопроизводства, затронутые в результате издания и последующего применения акта об амнистии. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2001 года по делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", при освобождении одних лиц от уголовной ответственности и наказания Государственная Дума, реализуя в акте об амнистии гуманистические задачи, в то же время должна взвешивать конкурирующие конституционные ценности и, исходя из обеспечения их баланса, не может допускать, чтобы права других лиц были поставлены под угрозу нарушения.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 N 3-П
"По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 - 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан"2.1. Регулирование амнистии, осуществляемое Государственной Думой, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2001 года по делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, является частью обеспечиваемой в том числе уголовным законом регламентации отношений между государством, на которое возложено уголовное преследование, и гражданами, подвергаемыми в случаях совершения преступления уголовному наказанию в предусмотренных уголовным законом формах и пределах; реализация Государственной Думой ее конституционного полномочия объявлять амнистию в качестве акта милости предполагает полное или частичное освобождение определенных категорий лиц от уголовной ответственности и наказания, исходя не только из политической или экономической целесообразности, но, прежде всего, из веры в добро и справедливость, а также из социальной обусловленности такой гуманистической акции в демократическом правовом государстве (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 103, пункт "е" части 1, Конституции Российской Федерации).
"По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 - 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан"2.1. Регулирование амнистии, осуществляемое Государственной Думой, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2001 года по делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, является частью обеспечиваемой в том числе уголовным законом регламентации отношений между государством, на которое возложено уголовное преследование, и гражданами, подвергаемыми в случаях совершения преступления уголовному наказанию в предусмотренных уголовным законом формах и пределах; реализация Государственной Думой ее конституционного полномочия объявлять амнистию в качестве акта милости предполагает полное или частичное освобождение определенных категорий лиц от уголовной ответственности и наказания, исходя не только из политической или экономической целесообразности, но, прежде всего, из веры в добро и справедливость, а также из социальной обусловленности такой гуманистической акции в демократическом правовом государстве (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 103, пункт "е" части 1, Конституции Российской Федерации).
Статья: Миграционная амнистия в механизме правового регулирования общественных отношений с участием иностранных граждан
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)<9> Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения; глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)<9> Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения; глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Совершенствование правотворчества на основе анализа эффективности правовых норм, регулирующих оборот и применение оружия, основанного на новых физических принципах
(Абасалиева Э.Э.)
("Российский судья", 2023, N 10)<2> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2001 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности статьи 265 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Шевякова" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2408.
(Абасалиева Э.Э.)
("Российский судья", 2023, N 10)<2> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2001 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности статьи 265 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Шевякова" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2408.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)<1> См.: ст. 3.7, 3.8 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)<1> См.: ст. 3.7, 3.8 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.
Статья: Что изменят в НК РФ после Послания Президента РФ
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Теперь кабмин должен будет проработать параметры амнистии в отношении некрупного бизнеса, который при фактическом росте бизнеса был вынужден использовать схемы налоговой оптимизации. Также Путин предложил разрешить некрупному бизнесу один раз в пять лет брать кредитные каникулы на полгода.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Теперь кабмин должен будет проработать параметры амнистии в отношении некрупного бизнеса, который при фактическом росте бизнеса был вынужден использовать схемы налоговой оптимизации. Также Путин предложил разрешить некрупному бизнесу один раз в пять лет брать кредитные каникулы на полгода.
Статья: О продлении дачной амнистии: проблемы применения
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<6> Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" //СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<6> Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" //СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
Статья: О необходимости внесения изменений в Закон о "лесной амнистии" в части порядка предоставления земельных участков собственникам построек
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Первая проблема состоит в неурегулированной процедуре отнесения предварительного согласования предоставления земельных участков, установленного ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации <7>, к полномочиям органов исполнительной власти в области лесных отношений с учетом особенностей, установленных Законом о "лесной амнистии". Если для предварительного согласования предоставления земельных участков в общем порядке следует обращаться в органы местного самоуправления, то предварительное согласование предоставления застроенного лесного участка осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в рамках переданных ему полномочий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Первая проблема состоит в неурегулированной процедуре отнесения предварительного согласования предоставления земельных участков, установленного ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации <7>, к полномочиям органов исполнительной власти в области лесных отношений с учетом особенностей, установленных Законом о "лесной амнистии". Если для предварительного согласования предоставления земельных участков в общем порядке следует обращаться в органы местного самоуправления, то предварительное согласование предоставления застроенного лесного участка осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в рамках переданных ему полномочий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Ситуация: Как зарегистрировать право собственности на гараж?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Условия оформления прав на гараж в рамках "гаражной амнистии"
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Условия оформления прав на гараж в рамках "гаражной амнистии"
Статья: Лента Мебиуса российского законодательства
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Что касается определения границ земельного участка, то законодатель выбрал совершенно разумное решение: поскольку ЗК РФ регулирует отношения, связанные в первую очередь с переходом прав на земельные участки от публичного субъекта к частному лицу, а все, что касается процедуры формирования земельного участка, отнесено к сфере регулирования Закона о государственном кадастре недвижимости, то применительно к способу индивидуализации земельного участка, определению его границ ЗК РФ ввел отсылочную норму к этому Закону. Согласно последнему для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка необходимо представить межевой план, подготовленный кадастровым инженером, т.е. по общему правилу индивидуализация земельного участка достигалась посредством межевания. Однако наряду с этим Закон ввел понятие "ранее учтенные земельные участки" (ч. 11, 12 ст. 45) и установил, что такие участки, предоставленные гражданам-непредпринимателям до его вступления в силу (т.е. до 1 марта 2008 г.), могут быть поставлены на государственный кадастровый учет без межевания <7>. Справедливости ради следует сказать, что эта порочная норма, позволяющая включать в оборот земельные участки без определения их границ, впервые была введена не Законом о государственном кадастре недвижимости, а в рамках дачной амнистии: в 2007 г. в ст. 25.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество <8> была включена норма, согласно которой в кадастровом плане земельного участка, предоставленного гражданину для непредпринимательских целей до введения в действие ЗК РФ (30 октября 2001 г.), может быть указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости <9>. А в 2009 г. данная норма трансформировалась: была исключена из ст. 25.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и появилась в ч. 11 ст. 45 Закона о государственном кадастре недвижимости - в более цивилизованной форме, но прежней по своей сути.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Что касается определения границ земельного участка, то законодатель выбрал совершенно разумное решение: поскольку ЗК РФ регулирует отношения, связанные в первую очередь с переходом прав на земельные участки от публичного субъекта к частному лицу, а все, что касается процедуры формирования земельного участка, отнесено к сфере регулирования Закона о государственном кадастре недвижимости, то применительно к способу индивидуализации земельного участка, определению его границ ЗК РФ ввел отсылочную норму к этому Закону. Согласно последнему для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка необходимо представить межевой план, подготовленный кадастровым инженером, т.е. по общему правилу индивидуализация земельного участка достигалась посредством межевания. Однако наряду с этим Закон ввел понятие "ранее учтенные земельные участки" (ч. 11, 12 ст. 45) и установил, что такие участки, предоставленные гражданам-непредпринимателям до его вступления в силу (т.е. до 1 марта 2008 г.), могут быть поставлены на государственный кадастровый учет без межевания <7>. Справедливости ради следует сказать, что эта порочная норма, позволяющая включать в оборот земельные участки без определения их границ, впервые была введена не Законом о государственном кадастре недвижимости, а в рамках дачной амнистии: в 2007 г. в ст. 25.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество <8> была включена норма, согласно которой в кадастровом плане земельного участка, предоставленного гражданину для непредпринимательских целей до введения в действие ЗК РФ (30 октября 2001 г.), может быть указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости <9>. А в 2009 г. данная норма трансформировалась: была исключена из ст. 25.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и появилась в ч. 11 ст. 45 Закона о государственном кадастре недвижимости - в более цивилизованной форме, но прежней по своей сути.
Статья: О роли Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении принципа правовой определенности и значении его правовых позиций в свете конституционной реформы
(Киричек Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)<12> Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3059.
(Киричек Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)<12> Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3059.
Статья: О дискуссионных вопросах определения правового статуса части жилого дома и дома блокированной застройки
(Лысова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике и, следовательно, неизбежно ведет к произволу. Данная правовая позиция выражена в ряде Постановлений Конституционного Суда РФ, в том числе от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 ЖК РСФСР и от 5 июля 2001 года по делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".
(Лысова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике и, следовательно, неизбежно ведет к произволу. Данная правовая позиция выражена в ряде Постановлений Конституционного Суда РФ, в том числе от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 ЖК РСФСР и от 5 июля 2001 года по делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".