Акватория водного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Акватория водного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с пользованием природными ресурсами: Заинтересованное лицо хочет признать недействительными результаты торгов и/или договор водопользования
(КонсультантПлюс, 2025)Между Водопользователем (организацией или ИП) и Уполномоченным органом заключен договор водопользования. По мнению Заинтересованного лица (организации или ИП), договор водопользования заключен с нарушением конкурсных процедур или имеются иные пороки формы и содержания договора водопользования, влекущие его недействительность (например, часть акватории водного объекта, предоставленная Водопользователю по договору, накладывается на часть акватории, находящуюся в пользовании Заинтересованного лица).
(КонсультантПлюс, 2025)Между Водопользователем (организацией или ИП) и Уполномоченным органом заключен договор водопользования. По мнению Заинтересованного лица (организации или ИП), договор водопользования заключен с нарушением конкурсных процедур или имеются иные пороки формы и содержания договора водопользования, влекущие его недействительность (например, часть акватории водного объекта, предоставленная Водопользователю по договору, накладывается на часть акватории, находящуюся в пользовании Заинтересованного лица).
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с пользованием природными ресурсами: Уполномоченный орган хочет признать договор водопользования недействительным в связи с нарушением конкурсных процедур
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным органом не доказано, что при заключении договора были нарушены права и охраняемые законом интересы третьих лиц, которые бы претендовали на заключение договоров водопользования указанных акваторий водных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным органом не доказано, что при заключении договора были нарушены права и охраняемые законом интересы третьих лиц, которые бы претендовали на заключение договоров водопользования указанных акваторий водных объектов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1) акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
(ред. от 31.07.2025)1) акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
"ГОСТ Р 59617-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила обследования фундаментов опор"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.12.2021 N 1700-ст)5.3 Обследование фундаментов опор мостовых сооружений, расположенных в акватории водных объектов
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.12.2021 N 1700-ст)5.3 Обследование фундаментов опор мостовых сооружений, расположенных в акватории водных объектов
Статья: К вопросу о проведении государственной экологической экспертизы в отношении марикультуры
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Кроме того, первоначальный законопроект (в редакции до 2010 г.), предусматривающий госэкспертизу рыбоводно-биологического обоснования использования РВУ в мариводстве (далее - РБО), содержал очень важное отличие от изданного Закона N 148-ФЗ, которое заключалось в разных подходах к процедуре предоставления рыбоводным хозяйствам акваторий водных объектов. Так, изначально Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) предлагало проводить конкурсы на право пользования РВУ (а не аукционы, как это организуется в настоящее время), но при этом денежный критерий сводился к минимуму. При оценке конкурсантов он должен быть второстепенным, а более важными рекомендовалось признавать критерии по истории и объемам рыбоводного производства (фактическим и планируемым), что давало бы возможность интересантам получать РВУ с минимальными финансовыми затратами, но с обязательством о проведении оценки возможных объемов производства объектов аквакультуры в РБО с учетом их влияния на экологию, подтвержденной материалами госэкспертизы. Непредоставление РБО пользователем РВУ по окончании одного года с момента подписания договора пользования этим участком и положительного заключения госэкспертизы на указанное обоснование являлось основанием для расторжения договора РВУ в одностороннем порядке по инициативе контролирующего органа. Такой подход по конкурсным процедурам учитывал успешную на тот момент практику применения Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 136, и одновременно сводил к минимуму затраты рыбоводных хозяйств, использующих РВУ.
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Кроме того, первоначальный законопроект (в редакции до 2010 г.), предусматривающий госэкспертизу рыбоводно-биологического обоснования использования РВУ в мариводстве (далее - РБО), содержал очень важное отличие от изданного Закона N 148-ФЗ, которое заключалось в разных подходах к процедуре предоставления рыбоводным хозяйствам акваторий водных объектов. Так, изначально Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) предлагало проводить конкурсы на право пользования РВУ (а не аукционы, как это организуется в настоящее время), но при этом денежный критерий сводился к минимуму. При оценке конкурсантов он должен быть второстепенным, а более важными рекомендовалось признавать критерии по истории и объемам рыбоводного производства (фактическим и планируемым), что давало бы возможность интересантам получать РВУ с минимальными финансовыми затратами, но с обязательством о проведении оценки возможных объемов производства объектов аквакультуры в РБО с учетом их влияния на экологию, подтвержденной материалами госэкспертизы. Непредоставление РБО пользователем РВУ по окончании одного года с момента подписания договора пользования этим участком и положительного заключения госэкспертизы на указанное обоснование являлось основанием для расторжения договора РВУ в одностороннем порядке по инициативе контролирующего органа. Такой подход по конкурсным процедурам учитывал успешную на тот момент практику применения Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 136, и одновременно сводил к минимуму затраты рыбоводных хозяйств, использующих РВУ.
Готовое решение: Как заполнить заявку о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)характеристики водного объекта или акватории исключительной экономической зоны РФ, в том числе:
(КонсультантПлюс, 2025)характеристики водного объекта или акватории исключительной экономической зоны РФ, в том числе:
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В 2023 г. выявлен 2 851 факт незаконного формирования земельных участков в береговой полосе и акватории водных объектов, 992 - самовольного строительства на этих территориях, 1 036 - ограничения свободного доступа к водным объектам. По мерам прокурорского реагирования в 2023 г. построено, отремонтировано или реконструировано 15 очистных сооружений на сумму более 4 млрд руб. Пресечены факты выбытия 92 участков береговых полос, акваторий водных объектов, незаконно предоставленных в частную собственность, общей площадью 4,5 тыс. га. В границах береговых полос снесено 46 объектов, поднято 9 затонувших плавсредств.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В 2023 г. выявлен 2 851 факт незаконного формирования земельных участков в береговой полосе и акватории водных объектов, 992 - самовольного строительства на этих территориях, 1 036 - ограничения свободного доступа к водным объектам. По мерам прокурорского реагирования в 2023 г. построено, отремонтировано или реконструировано 15 очистных сооружений на сумму более 4 млрд руб. Пресечены факты выбытия 92 участков береговых полос, акваторий водных объектов, незаконно предоставленных в частную собственность, общей площадью 4,5 тыс. га. В границах береговых полос снесено 46 объектов, поднято 9 затонувших плавсредств.
Статья: Принцип приоритета охраны окружающей среды в механизме защиты прокурором публичных интересов в сфере земельных правоотношений в судебном порядке
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)В обоснование иска прокурор указал, что часть принадлежащих ответчику на праве собственности земельных участков образованы с включением в границы акватории водного объекта - реки Раздерихи и ее береговой полосы, часть - полностью расположены во втором поясе зоны санитарной охраны и частично в 100-метровой полосе от уреза воды источника питьевого водоснабжения г. Москвы. На территории земельных участков, полностью расположенных в 100-метровой полосе от уреза воды реки Раздерихи, ведется строительство водозаборного узла и находится распределительная трансформаторная подстанция.
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)В обоснование иска прокурор указал, что часть принадлежащих ответчику на праве собственности земельных участков образованы с включением в границы акватории водного объекта - реки Раздерихи и ее береговой полосы, часть - полностью расположены во втором поясе зоны санитарной охраны и частично в 100-метровой полосе от уреза воды источника питьевого водоснабжения г. Москвы. На территории земельных участков, полностью расположенных в 100-метровой полосе от уреза воды реки Раздерихи, ведется строительство водозаборного узла и находится распределительная трансформаторная подстанция.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4) с использованием акватории водного объекта в различных целях, прямо не связанных со строительством (аквакультура, сплав древесины и др.);
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4) с использованием акватории водного объекта в различных целях, прямо не связанных со строительством (аквакультура, сплав древесины и др.);
Статья: Проблемы состава, индивидуализации и правового режима земель водного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Нечетко определены в законодательстве и условия формирования земельных участков в границах земель водного фонда, а именно: разрешается ли образовывать участки с частью акватории водного объекта или это допустимо делать только в пределах береговой полосы? Несмотря на то что в ЗК РФ и КВВТ РФ говорится об использовании береговой полосы и земельных участков в ее границах, в указанных Кодексах отсутствуют нормы, запрещающие формировать земельные участки в береговой полосе с частью водной акватории.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Нечетко определены в законодательстве и условия формирования земельных участков в границах земель водного фонда, а именно: разрешается ли образовывать участки с частью акватории водного объекта или это допустимо делать только в пределах береговой полосы? Несмотря на то что в ЗК РФ и КВВТ РФ говорится об использовании береговой полосы и земельных участков в ее границах, в указанных Кодексах отсутствуют нормы, запрещающие формировать земельные участки в береговой полосе с частью водной акватории.
Статья: Актуальные проблемы охраны окружающей среды в рамках территориального развития
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Предоставление водных объектов в пользование на территории населенных пунктов осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование либо на основании договоров водопользования. В соответствии со ст. 11 ВК РФ "на основании решений о предоставлении водных объектов водные объекты предоставляются в пользование: для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сброса сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, создания стационарных и плавучих буровых установок, морских плавучих платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов, строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, разведки и добычи полезных ископаемых, проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, подъема затонувших судов, сплава древесины, забора водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель, забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры". В соответствии со п. 3 ч. 2 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: забора водных ресурсов из водных объектов, использования акватории водных объектов, производства электрической энергии без забора водных ресурсов из водных объектов.
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Предоставление водных объектов в пользование на территории населенных пунктов осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование либо на основании договоров водопользования. В соответствии со ст. 11 ВК РФ "на основании решений о предоставлении водных объектов водные объекты предоставляются в пользование: для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сброса сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, создания стационарных и плавучих буровых установок, морских плавучих платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов, строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, разведки и добычи полезных ископаемых, проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, подъема затонувших судов, сплава древесины, забора водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель, забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры". В соответствии со п. 3 ч. 2 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: забора водных ресурсов из водных объектов, использования акватории водных объектов, производства электрической энергии без забора водных ресурсов из водных объектов.
Статья: Практика рассмотрения и оценки конкурсных заявок по детализирующему показателю "наличие опыта"
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)Пример 5. Заказчик осуществлял закупку на оказание услуг по контролю за воздействием дноочистных работ на акваторию водных объектов Санкт-Петербурга.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)Пример 5. Заказчик осуществлял закупку на оказание услуг по контролю за воздействием дноочистных работ на акваторию водных объектов Санкт-Петербурга.
Статья: Особенности организации публичной власти на отдельных территориях: опыт Российской Федерации
(Ежукова О.А., Малютин Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)О понятиях. Правовой статус ТОСЭР регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" <17>, определяющим ТОСЭР как часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
(Ежукова О.А., Малютин Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)О понятиях. Правовой статус ТОСЭР регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" <17>, определяющим ТОСЭР как часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пункт 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (ред. от 14.07.2022) определяет территорию опережающего социально-экономического развития как часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пункт 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (ред. от 14.07.2022) определяет территорию опережающего социально-экономического развития как часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.