Акт реализации инвестиционного проекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт реализации инвестиционного проекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры в сфере регистрации прав на недвижимость (в т.ч. в области кадастрового учета): Заявитель не согласен с отказом в регистрации (приостановкой регистрации) права (доли в праве) собственности на недвижимость (кроме земли)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Если в регистрации права на нежилое помещение отказано из-за отсутствия акта о реализации инвестиционного проекта - представленным инвестиционным контрактом, актом о частичной реализации инвестиционного проекта и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию >>>
(КонсультантПлюс, 2025)2. Если в регистрации права на нежилое помещение отказано из-за отсутствия акта о реализации инвестиционного проекта - представленным инвестиционным контрактом, актом о частичной реализации инвестиционного проекта и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию >>>
Перспективы и риски арбитражного спора: Инвестиционный договор: Инвестор (Соинвестор) хочет взыскать неосновательное обогащение, возникшее у Заказчика (Застройщика) в связи с исполнением инвестиционного договора
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество, по которому понесены затраты, находилось во владении Инвестора (Соинвестора), имущественные права сторон не были оформлены актом о реализации инвестиционного проекта
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество, по которому понесены затраты, находилось во владении Инвестора (Соинвестора), имущественные права сторон не были оформлены актом о реализации инвестиционного проекта
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О правовом акте, применяемом при предоставлении субсидии в рамках господдержки реализации инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры в форме льготного кредитования.
(Письмо Минфина России от 28.02.2024 N 02-12-12/17765)Вопрос: О правовом акте, применяемом при предоставлении субсидии в рамках господдержки реализации инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры в форме льготного кредитования.
(Письмо Минфина России от 28.02.2024 N 02-12-12/17765)Вопрос: О правовом акте, применяемом при предоставлении субсидии в рамках господдержки реализации инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры в форме льготного кредитования.
Статья: Юридическая сила акта об исполнении обязательств по договору
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении таких споров суды (в зависимости от вида договора) руководствуются в том числе правовыми позициями, сформулированными в постановлениях высших судов. Например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 N 1276/2013 разъяснено, что уклонение стороны инвестиционного контракта, в котором участвует публично-правовое образование, от подписания акта о реализации инвестиционного проекта представляет собой неисполнение договорного обязательства, препятствующее другим его участникам оформить права на объект, созданный на их средства, поэтому иск о понуждении исполнения этого обязательства является надлежащим способом защиты нарушенного права.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении таких споров суды (в зависимости от вида договора) руководствуются в том числе правовыми позициями, сформулированными в постановлениях высших судов. Например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 N 1276/2013 разъяснено, что уклонение стороны инвестиционного контракта, в котором участвует публично-правовое образование, от подписания акта о реализации инвестиционного проекта представляет собой неисполнение договорного обязательства, препятствующее другим его участникам оформить права на объект, созданный на их средства, поэтому иск о понуждении исполнения этого обязательства является надлежащим способом защиты нарушенного права.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"1. По соглашению о защите и поощрении капиталовложений каждое публично-правовое образование, являющееся его стороной, обязуется обеспечить организации, реализующей проект, неприменение в ее отношении актов (решений) соответствующих органов государственной власти, которые будут изданы (приняты) и которые указаны в частях 1 - 3, 9 статьи 9 настоящего Федерального закона, а в случае, если стороной соглашения является муниципальное образование, - актов (решений) органов местного самоуправления, при этом организация, реализующая проект, имеет право требовать неприменения таких актов (решений) при реализации инвестиционного проекта от соответствующего публично-правового образования.
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"1. По соглашению о защите и поощрении капиталовложений каждое публично-правовое образование, являющееся его стороной, обязуется обеспечить организации, реализующей проект, неприменение в ее отношении актов (решений) соответствующих органов государственной власти, которые будут изданы (приняты) и которые указаны в частях 1 - 3, 9 статьи 9 настоящего Федерального закона, а в случае, если стороной соглашения является муниципальное образование, - актов (решений) органов местного самоуправления, при этом организация, реализующая проект, имеет право требовать неприменения таких актов (решений) при реализации инвестиционного проекта от соответствующего публично-правового образования.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)В связи с этим принятые после начала реализации инвестиционного проекта акты законодательства о налогах и сборах в силу пункта 1 статьи 3 и пункта 2 статьи 5 НК РФ не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов, в том числе в сравнении с иными субъектами инвестиционной деятельности, а именно исключает возможность применения льготы или уменьшает величину налоговой выгоды, извлекаемой инвестором из ее применения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)В связи с этим принятые после начала реализации инвестиционного проекта акты законодательства о налогах и сборах в силу пункта 1 статьи 3 и пункта 2 статьи 5 НК РФ не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов, в том числе в сравнении с иными субъектами инвестиционной деятельности, а именно исключает возможность применения льготы или уменьшает величину налоговой выгоды, извлекаемой инвестором из ее применения.
Статья: "Зеленая" экономика в контексте международных инвестиционных соглашений
(Попов Е.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Первым международно-правовым актом, предусматривающим механизм реализации концепции устойчивого развития, является Киотский протокол 1997 г., принятый к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. Данный Протокол нацелен на снижение и стабилизацию выбросов парниковых газов в атмосферу. С учетом экономического развития для каждого государства были установлены квоты на выбросы парниковых газов, а также Протоколом предусмотрены так называемые механизмы гибкости. Во-первых, это торговля квотами. Во-вторых, проекты совместного осуществления (ПСО), предполагающие снижение выбросов парниковых газов на территории одного государства за счет инвестиций другого государства, и механизмы чистого развития (далее - МЧР), в работе которого принимают участие развивающиеся государства, для которых не установлены предельные величины выбросов. Последние два механизма реализуются посредством осуществления иностранных инвестиционных проектов. Поэтому Киотский протокол можно отнести к международно-правовым актам, содержащим механизм реализации инвестиционных проектов с целью охраны окружающей среды. МЧР достаточно активно начал свою реализацию в Индии, Китае, Бразилии, Чили.
(Попов Е.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Первым международно-правовым актом, предусматривающим механизм реализации концепции устойчивого развития, является Киотский протокол 1997 г., принятый к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. Данный Протокол нацелен на снижение и стабилизацию выбросов парниковых газов в атмосферу. С учетом экономического развития для каждого государства были установлены квоты на выбросы парниковых газов, а также Протоколом предусмотрены так называемые механизмы гибкости. Во-первых, это торговля квотами. Во-вторых, проекты совместного осуществления (ПСО), предполагающие снижение выбросов парниковых газов на территории одного государства за счет инвестиций другого государства, и механизмы чистого развития (далее - МЧР), в работе которого принимают участие развивающиеся государства, для которых не установлены предельные величины выбросов. Последние два механизма реализуются посредством осуществления иностранных инвестиционных проектов. Поэтому Киотский протокол можно отнести к международно-правовым актам, содержащим механизм реализации инвестиционных проектов с целью охраны окружающей среды. МЧР достаточно активно начал свою реализацию в Индии, Китае, Бразилии, Чили.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Канаде специализированное законодательство в сфере ГЧП отсутствует, на федеральном уровне ГЧП регламентируется общим законодательством и нормативными актами, регулирующими реализацию инвестиционных проектов [1038]. На региональном уровне несколько провинций (Онтарио, Альберта, Квебек, Британская Колумбия) и муниципальных образований включили в свое законодательство и нормативную базу принципы ГЧП для реализации инвестиционных проектов.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Канаде специализированное законодательство в сфере ГЧП отсутствует, на федеральном уровне ГЧП регламентируется общим законодательством и нормативными актами, регулирующими реализацию инвестиционных проектов [1038]. На региональном уровне несколько провинций (Онтарио, Альберта, Квебек, Британская Колумбия) и муниципальных образований включили в свое законодательство и нормативную базу принципы ГЧП для реализации инвестиционных проектов.
Статья: Тенденции рассмотрения споров, вытекающих из инвестиционной деятельности в строительной сфере
(Метшин Т.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)В статье подчеркивается актуальность разграничения инвестиционных договоров с иными, которая отмечается и в исследованиях 2023 г. и прослеживается из анализа конкретных судебных решений, на основе которых формируются тенденции в рассмотрении споров, вытекающих из инвестиционной деятельности в строительной сфере. Доказывается, что на практике такие споры тенденциозно связаны с решением вопросов о квалификации договоров, о праве собственности на объекты недвижимого имущества, созданного по инвестиционному договору. Исследуются положения, которым суды уделяют повышенное внимание, в частности цели сторон, их конкретные действия, которые позволяют отличить предпринимательскую деятельность от инвестиционной и определить, имел ли заказчик право на заключение инвестиционного договора в соответствии с законодательством об инвестиционной деятельности. Также рассматриваются обстоятельства, при которых в первую очередь учитываются условия самого инвестиционного договора или договора, таковым не поименованного, но обладающего всеми его признаками. Анализируются случаи, при которых суд может обязать одну из сторон подписать акт о реализации инвестиционного проекта, признавая это надлежащим способом защиты нарушенного имущественного права, а также спорные ситуации о возникновении права собственности, в том числе у соинвесторов.
(Метшин Т.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)В статье подчеркивается актуальность разграничения инвестиционных договоров с иными, которая отмечается и в исследованиях 2023 г. и прослеживается из анализа конкретных судебных решений, на основе которых формируются тенденции в рассмотрении споров, вытекающих из инвестиционной деятельности в строительной сфере. Доказывается, что на практике такие споры тенденциозно связаны с решением вопросов о квалификации договоров, о праве собственности на объекты недвижимого имущества, созданного по инвестиционному договору. Исследуются положения, которым суды уделяют повышенное внимание, в частности цели сторон, их конкретные действия, которые позволяют отличить предпринимательскую деятельность от инвестиционной и определить, имел ли заказчик право на заключение инвестиционного договора в соответствии с законодательством об инвестиционной деятельности. Также рассматриваются обстоятельства, при которых в первую очередь учитываются условия самого инвестиционного договора или договора, таковым не поименованного, но обладающего всеми его признаками. Анализируются случаи, при которых суд может обязать одну из сторон подписать акт о реализации инвестиционного проекта, признавая это надлежащим способом защиты нарушенного имущественного права, а также спорные ситуации о возникновении права собственности, в том числе у соинвесторов.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС России от 4 июня 2013 г. N 18185/12 по делу N А40-82850/11-114-702 <551>, в силу специфики регулирования инвестиционно-строительных отношений, в которых участвует публично-правовое образование, неподписание любой из сторон инвестиционного контракта акта о реализации инвестиционного проекта не позволяет никому из участников этих отношений в установленном порядке обратиться за регистрацией своего права; при этом спор, связанный с уклонением кого-либо из участников от подписания соответствующего акта, представляет собой спор об исполнении условий самого инвестиционного контракта; суд, если придет к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования, руководствуясь нормами закона, применимыми к отношениям сторон, и исходя из условий заключенного ими договора, должен в резолютивной части судебного акта указать, каким образом распределяются между сторонами созданные объекты (помещения в созданном объекте или доли в праве собственности на созданный объект); такой судебный акт, вступивший в законную силу, представляется в регистрирующий орган вместо акта о реализации инвестиционного проекта для регистрации права собственности соответствующих лиц на указанные в нем объекты в порядке, предусмотренном Законом 1997 г. о регистрации.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС России от 4 июня 2013 г. N 18185/12 по делу N А40-82850/11-114-702 <551>, в силу специфики регулирования инвестиционно-строительных отношений, в которых участвует публично-правовое образование, неподписание любой из сторон инвестиционного контракта акта о реализации инвестиционного проекта не позволяет никому из участников этих отношений в установленном порядке обратиться за регистрацией своего права; при этом спор, связанный с уклонением кого-либо из участников от подписания соответствующего акта, представляет собой спор об исполнении условий самого инвестиционного контракта; суд, если придет к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования, руководствуясь нормами закона, применимыми к отношениям сторон, и исходя из условий заключенного ими договора, должен в резолютивной части судебного акта указать, каким образом распределяются между сторонами созданные объекты (помещения в созданном объекте или доли в праве собственности на созданный объект); такой судебный акт, вступивший в законную силу, представляется в регистрирующий орган вместо акта о реализации инвестиционного проекта для регистрации права собственности соответствующих лиц на указанные в нем объекты в порядке, предусмотренном Законом 1997 г. о регистрации.
Статья: Соглашение о защите и поощрении капиталовложений в России: проблемы правового регулирования
(Зыкова О.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Соглашение о защите и поощрении капиталовложений представляет собой договорную форму сотрудничества между организацией, реализующей инвестиционный проект, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, согласно которому последние гарантируют первой неприменение актов, ухудшающих реализацию инвестиционного проекта <9>. В доктрине подобные соглашения именуются "стабилизационной оговоркой" <10>. Нельзя не отметить, что рассматриваемое соглашение закрепляет взаимовыгодные условия для государства и бизнеса. Организация, реализующая инвестиционный проект, осуществляет данный вид предпринимательства ради собственной экономической выгоды и для достижения своей цели выполняет условия, предусмотренные в соглашении, а публично-правовое образование обеспечивает ей преференции стимулирующего характера, но с целью привлечения инвестиций в российскую экономику. Немаловажным моментом выступает отсутствие равноправия сторон в силу статуса государства как представителя публичной власти.
(Зыкова О.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Соглашение о защите и поощрении капиталовложений представляет собой договорную форму сотрудничества между организацией, реализующей инвестиционный проект, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, согласно которому последние гарантируют первой неприменение актов, ухудшающих реализацию инвестиционного проекта <9>. В доктрине подобные соглашения именуются "стабилизационной оговоркой" <10>. Нельзя не отметить, что рассматриваемое соглашение закрепляет взаимовыгодные условия для государства и бизнеса. Организация, реализующая инвестиционный проект, осуществляет данный вид предпринимательства ради собственной экономической выгоды и для достижения своей цели выполняет условия, предусмотренные в соглашении, а публично-правовое образование обеспечивает ей преференции стимулирующего характера, но с целью привлечения инвестиций в российскую экономику. Немаловажным моментом выступает отсутствие равноправия сторон в силу статуса государства как представителя публичной власти.