Акт оперативного дежурного
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт оперативного дежурного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2023 по делу N 88-14362/2023 (УИД 66RS0007-01-2022-006269-28)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения по специальным основаниям.
Обстоятельства: Истец указал, что в его действиях нет грубых нарушений служебной дисциплины, приведших к возникновению угрозы жизни и (или) здоровью людей, им были предприняты все предусмотренные меры по реагированию на поступившие сообщения. Виновных действий он не совершал.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Суд апелляционной инстанции указал, что тот факт, что на момент поступления сообщений в 00:45-00:47 <данные изъяты> уже были причинены телесные повреждения, виновные скрылись, не исключает вывод о возможности предотвращения наступления этих событий, если бы истец виновно не бездействовал по первому сообщению, поступившему с этого же адреса за 10 минут до указанных событий. В нормативных актах об обязанностях оперативного дежурного указано на незамедлительность реагирования на поступившие сообщения о происшествиях, преступлениях, что означает принятие решения без какого бы то ни было промедления, сразу. В ситуации, когда истец отреагировал на первое сообщение, полученное им в 00:35, лишь по истечении 19 минут (после 00:54), требование о незамедлительном реагировании нарушено истцом.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения по специальным основаниям.
Обстоятельства: Истец указал, что в его действиях нет грубых нарушений служебной дисциплины, приведших к возникновению угрозы жизни и (или) здоровью людей, им были предприняты все предусмотренные меры по реагированию на поступившие сообщения. Виновных действий он не совершал.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Суд апелляционной инстанции указал, что тот факт, что на момент поступления сообщений в 00:45-00:47 <данные изъяты> уже были причинены телесные повреждения, виновные скрылись, не исключает вывод о возможности предотвращения наступления этих событий, если бы истец виновно не бездействовал по первому сообщению, поступившему с этого же адреса за 10 минут до указанных событий. В нормативных актах об обязанностях оперативного дежурного указано на незамедлительность реагирования на поступившие сообщения о происшествиях, преступлениях, что означает принятие решения без какого бы то ни было промедления, сразу. В ситуации, когда истец отреагировал на первое сообщение, полученное им в 00:35, лишь по истечении 19 минут (после 00:54), требование о незамедлительном реагировании нарушено истцом.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.04.2024 по делу N 33-6024/2024 (УИД 66RS0012-01-2023-002950-36)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконными актов о привлечении к дисциплинарной ответственности; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения за неоднократное неисполнение обязанностей.
Обстоятельства: Работник, занимавший должность начальника диспетчерской службы казенного учреждения гражданской обороны, ссылался на отсутствие нарушений трудовой дисциплины.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату юридических услуг - удовлетворено.Суд первой инстанции обоснованно констатировал, что ни условиями трудового договора и дополнительных соглашений к нему, ни должностной инструкцией, ни Правилами внутреннего трудового распорядка, ни иными локальными актами работодателя не подтверждается, что указанное АРМ в оперативном зале ЕДДС является рабочим местом оперативного дежурного ЕДДС, на котором он должен в течение рабочей смены исполнять трудовую функцию.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконными актов о привлечении к дисциплинарной ответственности; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения за неоднократное неисполнение обязанностей.
Обстоятельства: Работник, занимавший должность начальника диспетчерской службы казенного учреждения гражданской обороны, ссылался на отсутствие нарушений трудовой дисциплины.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату юридических услуг - удовлетворено.Суд первой инстанции обоснованно констатировал, что ни условиями трудового договора и дополнительных соглашений к нему, ни должностной инструкцией, ни Правилами внутреннего трудового распорядка, ни иными локальными актами работодателя не подтверждается, что указанное АРМ в оперативном зале ЕДДС является рабочим местом оперативного дежурного ЕДДС, на котором он должен в течение рабочей смены исполнять трудовую функцию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)При этом стандарт доказывания <6> по таким делам, например по ст. 6.1.1 КоАП РФ, может включать: рапорт оперативного дежурного, инспекторов подразделений ОВД; объяснения участников дела; акт судебно-медицинской экспертизы <7>; протокол <8>; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; рапорт по факту происшествия сотрудника правоохранительного органа, а равным образом должностного лица иной организации, уполномоченного составлять документы подобного рода; заявление потерпевшего <9>; протокол осмотра места происшествия; фототаблицу; видеозапись <10>; медицинские документы; объяснения очевидцев, иных свидетелей <11>; сообщение уполномоченного должностного лица о факте нанесения телесных повреждений потерпевшему; пояснения специалиста; акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение <12>.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)При этом стандарт доказывания <6> по таким делам, например по ст. 6.1.1 КоАП РФ, может включать: рапорт оперативного дежурного, инспекторов подразделений ОВД; объяснения участников дела; акт судебно-медицинской экспертизы <7>; протокол <8>; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; рапорт по факту происшествия сотрудника правоохранительного органа, а равным образом должностного лица иной организации, уполномоченного составлять документы подобного рода; заявление потерпевшего <9>; протокол осмотра места происшествия; фототаблицу; видеозапись <10>; медицинские документы; объяснения очевидцев, иных свидетелей <11>; сообщение уполномоченного должностного лица о факте нанесения телесных повреждений потерпевшему; пояснения специалиста; акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение <12>.
Статья: Об организации дежурств муниципальных служащих: правовой аспект
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)На наш взгляд, объем возлагаемых на дежурного полномочий и обязанностей должен быть тщательно выверен, при определении задач дежурного необходимо делать акцент на оперативном информировании, фиксации фактов, привлечении к решению задач компетентных участников, при необходимости - координации их действий. С учетом уровня профессиональной компетентности лиц, привлекаемых к дежурствам, степени их информированности, объема находящихся в их распоряжении ресурсов дежурный не может рассматриваться как полноценная альтернатива управляющему и, как следствие, нести ответственность вместо или наряду с ним за все последствия неэффективного управления в социально-рисковых ситуациях <3>. Принимая во внимание изложенное, для обозначения такого рода дежурств традиционно используемый в нормативных актах термин "ответственное дежурство" более рационально заменить на термин "оперативное дежурство" и ограничить пределы ответственности дежурного объемом возлагаемых на него вышеобозначенных полномочий.
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)На наш взгляд, объем возлагаемых на дежурного полномочий и обязанностей должен быть тщательно выверен, при определении задач дежурного необходимо делать акцент на оперативном информировании, фиксации фактов, привлечении к решению задач компетентных участников, при необходимости - координации их действий. С учетом уровня профессиональной компетентности лиц, привлекаемых к дежурствам, степени их информированности, объема находящихся в их распоряжении ресурсов дежурный не может рассматриваться как полноценная альтернатива управляющему и, как следствие, нести ответственность вместо или наряду с ним за все последствия неэффективного управления в социально-рисковых ситуациях <3>. Принимая во внимание изложенное, для обозначения такого рода дежурств традиционно используемый в нормативных актах термин "ответственное дежурство" более рационально заменить на термин "оперативное дежурство" и ограничить пределы ответственности дежурного объемом возлагаемых на него вышеобозначенных полномочий.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"9) уточнять или запрашивать у дежурного по ВАИ (территориальной) информацию о транспортных средствах Вооруженных Сил, об оперативной и дорожной обстановке, происшествиях, нарушениях ПДД и требований иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД, совершенных водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, о поступивших указаниях и сообщениях, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы;
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"9) уточнять или запрашивать у дежурного по ВАИ (территориальной) информацию о транспортных средствах Вооруженных Сил, об оперативной и дорожной обстановке, происшествиях, нарушениях ПДД и требований иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД, совершенных водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, о поступивших указаниях и сообщениях, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы;
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"5) акт оперативного дежурного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"5) акт оперативного дежурного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.
Путеводитель по трудовым спорам: Увольнение в связи с появлением на работе в состоянии опьянения.
Можно ли уволить работника за появление в состоянии опьянения, не проведя медицинского освидетельствования
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Работник был уволен по пп. "б" п. 6 ст. 81 ТК РФ за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. Нахождение работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения было зафиксировано в трех докладных записках работников организации: специалиста по кадрам, главного бухгалтера и оперативного дежурного. Комиссией был составлен акт о появлении работника на работе с признаками опьянения. Медицинское освидетельствование работника не проводилось.
Можно ли уволить работника за появление в состоянии опьянения, не проведя медицинского освидетельствования
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Работник был уволен по пп. "б" п. 6 ст. 81 ТК РФ за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. Нахождение работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения было зафиксировано в трех докладных записках работников организации: специалиста по кадрам, главного бухгалтера и оперативного дежурного. Комиссией был составлен акт о появлении работника на работе с признаками опьянения. Медицинское освидетельствование работника не проводилось.
Вопрос: Об оплате труда работника, привлеченного к дежурству на дому в выходные и нерабочие праздничные дни.
(Письмо Минтруда России от 01.04.2024 N 14-5/ООГ-1871)Также обращаем внимание, что мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
(Письмо Минтруда России от 01.04.2024 N 14-5/ООГ-1871)Также обращаем внимание, что мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
Статья: Обеспечение безопасности пенитенциарной системы в условиях режима военного положения (организационно-правовой аспект)
(Чеченова Л.З.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)2) осуществить разработку специального нормативного правового акта, регулирующего работу пенитенциарных учреждений в условиях военного положения, содержащего перечень мер, необходимых для поддержания режима военного положения как внутри исправительных учреждений, так и за их пределами. Данный нормативный правовой акт должен также установить алгоритмы действий сотрудников пенитенциарных учреждений при введении режима военного положения (режима особых условий) с целью оперативного принятия управленческих решений: порядок взаимодействия сотрудников дежурных смен учреждений (отдела безопасности и отдела охраны), порядок взаимодействия с иными правоохранительными органами, привлекаемыми для обеспечения правового режима. Оформление предлагаемого документа возможно в виде инструкции, утверждаемой ФСИН России, содержащей несколько разделов со следующими названиями: "Алгоритм действий сотрудников УИС в условиях режима военного положения / чрезвычайного положения / контртеррористической операции" (с последующей конкретизацией каждого вида учреждения - исправительная колония, исправительный центр и т.д.). Документ должен содержать полный перечень действий каждого сотрудника пенитенциарного учреждения в сложившихся условиях (начиная с начальника исправительного учреждения и заканчивая каждым младшим инспектором) с целью организации слаженной и оперативной работы всех отделов учреждения.
(Чеченова Л.З.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)2) осуществить разработку специального нормативного правового акта, регулирующего работу пенитенциарных учреждений в условиях военного положения, содержащего перечень мер, необходимых для поддержания режима военного положения как внутри исправительных учреждений, так и за их пределами. Данный нормативный правовой акт должен также установить алгоритмы действий сотрудников пенитенциарных учреждений при введении режима военного положения (режима особых условий) с целью оперативного принятия управленческих решений: порядок взаимодействия сотрудников дежурных смен учреждений (отдела безопасности и отдела охраны), порядок взаимодействия с иными правоохранительными органами, привлекаемыми для обеспечения правового режима. Оформление предлагаемого документа возможно в виде инструкции, утверждаемой ФСИН России, содержащей несколько разделов со следующими названиями: "Алгоритм действий сотрудников УИС в условиях режима военного положения / чрезвычайного положения / контртеррористической операции" (с последующей конкретизацией каждого вида учреждения - исправительная колония, исправительный центр и т.д.). Документ должен содержать полный перечень действий каждого сотрудника пенитенциарного учреждения в сложившихся условиях (начиная с начальника исправительного учреждения и заканчивая каждым младшим инспектором) с целью организации слаженной и оперативной работы всех отделов учреждения.
Статья: Четырехсменный режим работы дежурных частей территориальных органов внутренних дел: миф или реальность?
(Вершинина Е.С., Красавин Н.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 12)Согласно действующему законодательству приказом начальника территориального органа МВД России назначаются дублеры помощника оперативного дежурного и дублеры оперативного дежурного. Дублеры оперативного дежурного назначаются из числа лиц, находящихся на должностях среднего начальствующего состава, обладающих определенными психологическими навыками, твердо знающих нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность различных служб и подразделений, а также обладающих организационными навыками. С ними должны проводиться соответствующие занятия и экзамены на соответствие должности оперативного дежурного. Но у дублеров есть свои должностные обязанности и направления деятельности, за которые с них, безусловно, спросят. И это значит, что даже при наличии дублера сотрудника дежурной части значительная нагрузка возлагается именно на оставшихся в смене штатных сотрудников дежурной части территориальных органов МВД России.
(Вершинина Е.С., Красавин Н.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 12)Согласно действующему законодательству приказом начальника территориального органа МВД России назначаются дублеры помощника оперативного дежурного и дублеры оперативного дежурного. Дублеры оперативного дежурного назначаются из числа лиц, находящихся на должностях среднего начальствующего состава, обладающих определенными психологическими навыками, твердо знающих нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность различных служб и подразделений, а также обладающих организационными навыками. С ними должны проводиться соответствующие занятия и экзамены на соответствие должности оперативного дежурного. Но у дублеров есть свои должностные обязанности и направления деятельности, за которые с них, безусловно, спросят. И это значит, что даже при наличии дублера сотрудника дежурной части значительная нагрузка возлагается именно на оставшихся в смене штатных сотрудников дежурной части территориальных органов МВД России.
Статья: Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 10)В зале оперативной дежурной смены должно быть предусмотрено место хранения документации. Минимальный перечень документации ЕДДС должен содержать: нормативные правовые акты по вопросам создания и функционирования ЕДДС на федеральном уровне; порядок создания и организации деятельности ЕДДС муниципального образования на региональном и муниципальном уровне; документы, определяющие повседневную деятельность (документация по организации оперативного дежурства, инструкции и др.); документацию дежурного оперативного (журналы дежурства, инструкции по обмену информацией и др.); документы по организации оповещения (схемы и списки оповещения и др.); паспорта безопасности; планы взаимодействия ЕДДС муниципального образования с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при ликвидации пожаров, ЧС; аварийные и аварийные медицинские карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы. Перечень основной документации, находящейся в ЕДДС, см. в приложении.
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 10)В зале оперативной дежурной смены должно быть предусмотрено место хранения документации. Минимальный перечень документации ЕДДС должен содержать: нормативные правовые акты по вопросам создания и функционирования ЕДДС на федеральном уровне; порядок создания и организации деятельности ЕДДС муниципального образования на региональном и муниципальном уровне; документы, определяющие повседневную деятельность (документация по организации оперативного дежурства, инструкции и др.); документацию дежурного оперативного (журналы дежурства, инструкции по обмену информацией и др.); документы по организации оповещения (схемы и списки оповещения и др.); паспорта безопасности; планы взаимодействия ЕДДС муниципального образования с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при ликвидации пожаров, ЧС; аварийные и аварийные медицинские карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы. Перечень основной документации, находящейся в ЕДДС, см. в приложении.