Акцизы новое
Подборка наиболее важных документов по запросу Акцизы новое (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 182 "Объект налогообложения" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом того, что акциз в части превышения акциза на новый продукт над акцизами на материалы, использованные при смешении, налогоплательщиком уплачен не был, основания для признания решения налогового органа незаконным отсутствуют.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом того, что акциз в части превышения акциза на новый продукт над акцизами на материалы, использованные при смешении, налогоплательщиком уплачен не был, основания для признания решения налогового органа незаконным отсутствуют.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик продавал нефтепродукты в розницу. Производство дизельного топлива происходило путем компаундирования (смешения) дизельного топлива с безакцизным керосином технических марок КТ-1 и КТ-2, подакцизным авиационным керосином, ставка акциза на который ниже ставки акциза на изготавливаемый подакцизный товар, и межсезонным дизельным топливом со ставкой акциза, равной ставке акциза на производимое дизельное топливо, в целях увеличения объема подакцизной продукции. Общество при смешивании подакцизных товаров и товаров, не облагаемых акцизом (либо облагаемых по более низкой ставке, чем ставка акциза получаемого подакцизного товара), не исчисляло сумму акциза на объем готовой продукции, который до смешивания не облагался акцизом либо облагался по ставке ниже, чем ставка акциза на получаемое дизельное топливо. Суд поддержал вывод инспекции о том, что реализованный обществом товар, полученный в результате смешения нескольких компонентов (разбавления подакцизной продукцией с меньшей ставкой акциза или безакцизной продукцией) до характеристик, позволяющих отнести его к дизельному топливу, является подакцизным, что влечет необходимость включения в его стоимость суммы акциза. Не включив акциз в цену, налогоплательщик тем самым необоснованно занизил последнюю, причем это связано исключительно с противоправными действиями общества, направленными на получение необоснованной налоговой экономии для обеспечения преимущества на рынке. Неначисление акциза на полученное в результате смешивания дизельное топливо также привело к занижению суммы НДС. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доначисление акциза не влечет увеличение НДС, подлежащего уплате в бюджет по операциям розничной купли-продажи. Независимо от размера акциза, включенного в стоимость товара, величина НДС по операции розничной купли-продажи нефтепродуктов через автозаправочные станции остается неизменной и определяется расчетным методом на основании п. 4 ст. 164 НК РФ из цены розничной реализации (по расчетной ставке 18/118). Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что по подакцизным товарам (продукции) акцизы являются составной частью их стоимости (цены), исходя из которой предусмотрено определение налогооблагаемой базы по НДС. Если акциз в отношении объема готовой продукции (товара) продавцом не исчислялся и не уплачивался, действительная стоимость подакцизного товара должна определяться путем увеличения цены его реализации на сумму акциза, подлежащего исчислению и уплате в бюджет. Изменение квалификации статуса товара (с неподакцизного на подакцизный) может служить основанием для того, чтобы определить права и обязанности плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности - таким образом, как если бы налог изначально предъявлялся к уплате покупателю в рамках фактически сформированной цены, то есть с применением расчетной ставки налога к цене продажи товара.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик продавал нефтепродукты в розницу. Производство дизельного топлива происходило путем компаундирования (смешения) дизельного топлива с безакцизным керосином технических марок КТ-1 и КТ-2, подакцизным авиационным керосином, ставка акциза на который ниже ставки акциза на изготавливаемый подакцизный товар, и межсезонным дизельным топливом со ставкой акциза, равной ставке акциза на производимое дизельное топливо, в целях увеличения объема подакцизной продукции. Общество при смешивании подакцизных товаров и товаров, не облагаемых акцизом (либо облагаемых по более низкой ставке, чем ставка акциза получаемого подакцизного товара), не исчисляло сумму акциза на объем готовой продукции, который до смешивания не облагался акцизом либо облагался по ставке ниже, чем ставка акциза на получаемое дизельное топливо. Суд поддержал вывод инспекции о том, что реализованный обществом товар, полученный в результате смешения нескольких компонентов (разбавления подакцизной продукцией с меньшей ставкой акциза или безакцизной продукцией) до характеристик, позволяющих отнести его к дизельному топливу, является подакцизным, что влечет необходимость включения в его стоимость суммы акциза. Не включив акциз в цену, налогоплательщик тем самым необоснованно занизил последнюю, причем это связано исключительно с противоправными действиями общества, направленными на получение необоснованной налоговой экономии для обеспечения преимущества на рынке. Неначисление акциза на полученное в результате смешивания дизельное топливо также привело к занижению суммы НДС. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доначисление акциза не влечет увеличение НДС, подлежащего уплате в бюджет по операциям розничной купли-продажи. Независимо от размера акциза, включенного в стоимость товара, величина НДС по операции розничной купли-продажи нефтепродуктов через автозаправочные станции остается неизменной и определяется расчетным методом на основании п. 4 ст. 164 НК РФ из цены розничной реализации (по расчетной ставке 18/118). Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что по подакцизным товарам (продукции) акцизы являются составной частью их стоимости (цены), исходя из которой предусмотрено определение налогооблагаемой базы по НДС. Если акциз в отношении объема готовой продукции (товара) продавцом не исчислялся и не уплачивался, действительная стоимость подакцизного товара должна определяться путем увеличения цены его реализации на сумму акциза, подлежащего исчислению и уплате в бюджет. Изменение квалификации статуса товара (с неподакцизного на подакцизный) может служить основанием для того, чтобы определить права и обязанности плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности - таким образом, как если бы налог изначально предъявлялся к уплате покупателю в рамках фактически сформированной цены, то есть с применением расчетной ставки налога к цене продажи товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Положения налогового законодательства для новых регионов Российской Федерации
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)Особенности исчисления акцизов в новых регионах
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)Особенности исчисления акцизов в новых регионах
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В постановлении от 29 апреля 2020 г. N 22-П и определении от 13 марта 2018 г. N 592-О Конституционный Суд отметил, что акциз по своему экономико-правовому содержанию (сущности) призван, влияя на цену товара определенной категории, уменьшать доходность производства и реализации этого товара и тем самым становиться барьером для поступления его на рынок, а значит, и для его потребления. Соответственно, федеральный законодатель вправе установить такие особенности взимания акциза при продаже, которые при всей специфике и трудностях контроля за процессом реализации обусловливали бы обложение акцизом каждой новой поставки на рынок данного подакцизного товара.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В постановлении от 29 апреля 2020 г. N 22-П и определении от 13 марта 2018 г. N 592-О Конституционный Суд отметил, что акциз по своему экономико-правовому содержанию (сущности) призван, влияя на цену товара определенной категории, уменьшать доходность производства и реализации этого товара и тем самым становиться барьером для поступления его на рынок, а значит, и для его потребления. Соответственно, федеральный законодатель вправе установить такие особенности взимания акциза при продаже, которые при всей специфике и трудностях контроля за процессом реализации обусловливали бы обложение акцизом каждой новой поставки на рынок данного подакцизного товара.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Постановлении от 29.04.2020 N 22-П и Определении от 13.03.2018 N 592-О КС РФ отметил, что акциз по своему экономико-правовому содержанию (сущности) призван, влияя на цену товара определенной категории, уменьшать доходность производства и реализации этого товара и тем самым становиться барьером для поступления его на рынок, а значит, и для его потребления. Соответственно, федеральный законодатель вправе установить такие особенности взимания акциза при продаже, которые при всей специфике и трудностях контроля за процессом реализации обусловливали бы обложение акцизом каждой новой поставки на рынок данного подакцизного товара.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Постановлении от 29.04.2020 N 22-П и Определении от 13.03.2018 N 592-О КС РФ отметил, что акциз по своему экономико-правовому содержанию (сущности) призван, влияя на цену товара определенной категории, уменьшать доходность производства и реализации этого товара и тем самым становиться барьером для поступления его на рынок, а значит, и для его потребления. Соответственно, федеральный законодатель вправе установить такие особенности взимания акциза при продаже, которые при всей специфике и трудностях контроля за процессом реализации обусловливали бы обложение акцизом каждой новой поставки на рынок данного подакцизного товара.
Статья: Критерий разумности налогоплательщика и защита его правомерных ожиданий
(Щекин Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)"Что касается принципа поддержания доверия к закону и действиям государства, то в данном случае ошибка в подзаконном акте исправлена в достаточно короткие сроки, а именно по прошествии нескольких месяцев после начала применения нового механизма исчисления акциза в отношении нефтяного сырья. Следовательно, само по себе то обстоятельство, что первоначальная редакция пункта 3 Порядка сохраняла действие в течение первых трех месяцев действия нового механизма исчисления акциза, не могло привести к формированию у налогоплательщиков устойчивых ожиданий относительно оценки их поведения как правомерного со стороны государства.
(Щекин Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)"Что касается принципа поддержания доверия к закону и действиям государства, то в данном случае ошибка в подзаконном акте исправлена в достаточно короткие сроки, а именно по прошествии нескольких месяцев после начала применения нового механизма исчисления акциза в отношении нефтяного сырья. Следовательно, само по себе то обстоятельство, что первоначальная редакция пункта 3 Порядка сохраняла действие в течение первых трех месяцев действия нового механизма исчисления акциза, не могло привести к формированию у налогоплательщиков устойчивых ожиданий относительно оценки их поведения как правомерного со стороны государства.
Статья: Изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Объектом обложения акцизом признается получение природного газа для производства аммиака (пп. 43 п. 1 ст. 182 НК РФ). Он облагается акцизом по формуле, установленной в новом п. 5.1 ст. 193 НК РФ.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Объектом обложения акцизом признается получение природного газа для производства аммиака (пп. 43 п. 1 ст. 182 НК РФ). Он облагается акцизом по формуле, установленной в новом п. 5.1 ст. 193 НК РФ.
Статья: Роль фискальной политики в стимулировании здорового образа жизни населения: на примере налога на сахаросодержащие газированные напитки
(Погодина И.В., Авдеев Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 7)Все большее число стран вводят налоги на сахаросодержащие газированные напитки. Такой налог с 2023 г. установлен и в России. Опыт зарубежных стран показал, что налоги привели к сокращению покупок газированных напитков. Подобный эффект ожидается и в нашей стране. Однако введение новых платежей будет иметь последствия и для производителей. Влияние нового акциза на здравоохранение и экономические последствия для страны еще предстоит определить.
(Погодина И.В., Авдеев Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 7)Все большее число стран вводят налоги на сахаросодержащие газированные напитки. Такой налог с 2023 г. установлен и в России. Опыт зарубежных стран показал, что налоги привели к сокращению покупок газированных напитков. Подобный эффект ожидается и в нашей стране. Однако введение новых платежей будет иметь последствия и для производителей. Влияние нового акциза на здравоохранение и экономические последствия для страны еще предстоит определить.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Итак, Закон, вводящий новый акциз, был принят в ноябре 2022 года [7]. Само же положение о данном налоге вступит в силу с 1 июля 2023 года.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Итак, Закон, вводящий новый акциз, был принят в ноябре 2022 года [7]. Само же положение о данном налоге вступит в силу с 1 июля 2023 года.
Вопрос: Об учете стоимости модернизированных ОС для определения совокупной первоначальной стоимости ОС по соглашению о создании новых мощностей по производству нефтехимической продукции в целях акцизов.
(Письмо Минфина России от 14.06.2024 N 03-13-08/55062)Вопрос: Об учете стоимости модернизированных ОС для определения совокупной первоначальной стоимости ОС по соглашению о создании новых мощностей по производству нефтехимической продукции в целях акцизов.
(Письмо Минфина России от 14.06.2024 N 03-13-08/55062)Вопрос: Об учете стоимости модернизированных ОС для определения совокупной первоначальной стоимости ОС по соглашению о создании новых мощностей по производству нефтехимической продукции в целях акцизов.
Статья: Законопроект о направлениях налоговой политики: новации по НДС и акцизам
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)Принятый Госдумой в первом чтении законопроект N 369931-8 о направлениях налоговой политики готовит ряд новаций по НДС и акцизам. Передача сувениров в рекламных целях "подорожает". Появятся новые вводные для заявительного порядка возмещения.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)Принятый Госдумой в первом чтении законопроект N 369931-8 о направлениях налоговой политики готовит ряд новаций по НДС и акцизам. Передача сувениров в рекламных целях "подорожает". Появятся новые вводные для заявительного порядка возмещения.
Вопрос: Об учете сумм НДС в фактических затратах и в совокупной первоначальной стоимости ОС, являющихся предметом соглашения о создании новых производственных мощностей, в целях уплаты акцизов.
(Письмо Минфина России от 14.06.2024 N 03-13-08/55069)Вопрос: Об учете сумм НДС в фактических затратах и в совокупной первоначальной стоимости ОС, являющихся предметом соглашения о создании новых производственных мощностей, в целях уплаты акцизов.
(Письмо Минфина России от 14.06.2024 N 03-13-08/55069)Вопрос: Об учете сумм НДС в фактических затратах и в совокупной первоначальной стоимости ОС, являющихся предметом соглашения о создании новых производственных мощностей, в целях уплаты акцизов.