Акцизы на бензин
Подборка наиболее важных документов по запросу Акцизы на бензин (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно не включил в цену товара суммы акциза на топливо (п. 1 ст. 154 НК РФ).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно не включил в цену товара суммы акциза на топливо (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 182 "Объект налогообложения" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Довод о том, что в данном случае необоснованная налоговая выгоды в виде неуплаты акциза с произведенного топлива получена заказчиком, который при реализации в дальнейшем продукции занизил налоговую базу по НДС, а не переработчиком, который получил вознаграждение от заказчика в размере, значительно меньшем, чем сумма доначисленного акциза, не принят судом.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Довод о том, что в данном случае необоснованная налоговая выгоды в виде неуплаты акциза с произведенного топлива получена заказчиком, который при реализации в дальнейшем продукции занизил налоговую базу по НДС, а не переработчиком, который получил вознаграждение от заказчика в размере, значительно меньшем, чем сумма доначисленного акциза, не принят судом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)35) автомобильный бензин, не соответствующий классу 5:
(ред. от 17.11.2025)35) автомобильный бензин, не соответствующий классу 5:
Статья: Мощность двигателя как количественный показатель экономического основания транспортного налога
(Авакян К.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Однако отмена транспортного налога повлечет за собой образование выпадающих доходов региональных бюджетов, поэтому такой путь реформирования представляется бесперспективным. Примечательно, что законопроекты, предусматривающие отмену транспортного налога и последующее увеличение акцизов на топливо, отклонялись Государственной Думой (например, законопроекты N 1187303-6, N 663520-7).
(Авакян К.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Однако отмена транспортного налога повлечет за собой образование выпадающих доходов региональных бюджетов, поэтому такой путь реформирования представляется бесперспективным. Примечательно, что законопроекты, предусматривающие отмену транспортного налога и последующее увеличение акцизов на топливо, отклонялись Государственной Думой (например, законопроекты N 1187303-6, N 663520-7).
Статья: Некоторые проблемы стимулирования предпринимательской активности субъектов агробизнеса
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Таким образом, стабилизировать цены на агропродовольственном рынке возможно посредством сокращения диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, в связи с чем необходимо, во-первых, свести до нуля ставки по акцизам на продажу топлива для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ведь акцизы составляют 70% в цене топлива). Во-вторых, привести тарифы на электроэнергию в соответствие с тарифами, сложившимися для потребителей в промышленности. В начале 2020 г. Минсельхоз РФ уже направлял в Минэнерго РФ предложения по снижению стоимости электроэнергии для сельхозтоваропроизводителей, чей годовой доход не превышает 120 млн руб. (предлагая внести эту категорию аграриев в перечень льготных потребителей, приравняв их к населению, оплачивающему за электроэнергию по регулируемым тарифам, которые ниже экономически обоснованных).
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Таким образом, стабилизировать цены на агропродовольственном рынке возможно посредством сокращения диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, в связи с чем необходимо, во-первых, свести до нуля ставки по акцизам на продажу топлива для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ведь акцизы составляют 70% в цене топлива). Во-вторых, привести тарифы на электроэнергию в соответствие с тарифами, сложившимися для потребителей в промышленности. В начале 2020 г. Минсельхоз РФ уже направлял в Минэнерго РФ предложения по снижению стоимости электроэнергии для сельхозтоваропроизводителей, чей годовой доход не превышает 120 млн руб. (предлагая внести эту категорию аграриев в перечень льготных потребителей, приравняв их к населению, оплачивающему за электроэнергию по регулируемым тарифам, которые ниже экономически обоснованных).
Статья: К вопросу о соотношении понятий "бюджетный фонд" и "публичный фонд" в российском финансовом праве
(Шевченко Е.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В отличие от целевых современные бюджетные фонды не предполагают поступления закрепленных доходов - все доходы сначала поступают в бюджет, а затем распределяются по разным направлениям государственных расходов, в том числе с использованием бюджетных фондов. В ряде случаев с использованием бюджетного фонда бюджетные средства расходуются в сопоставимом объеме поступлений из конкретных источников. К таким бюджетным фондам относятся Фонд национального благосостояния, дорожные фонды, фонды развития курортной инфраструктуры, объем расходов бюджета через которые зависит соответственно от прогнозируемых поступлений дополнительных нефтегазовых доходов, транспортного налога, акциза на топливо, курортного сбора (с 2025 г. туристический налог).
(Шевченко Е.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В отличие от целевых современные бюджетные фонды не предполагают поступления закрепленных доходов - все доходы сначала поступают в бюджет, а затем распределяются по разным направлениям государственных расходов, в том числе с использованием бюджетных фондов. В ряде случаев с использованием бюджетного фонда бюджетные средства расходуются в сопоставимом объеме поступлений из конкретных источников. К таким бюджетным фондам относятся Фонд национального благосостояния, дорожные фонды, фонды развития курортной инфраструктуры, объем расходов бюджета через которые зависит соответственно от прогнозируемых поступлений дополнительных нефтегазовых доходов, транспортного налога, акциза на топливо, курортного сбора (с 2025 г. туристический налог).
Статья: Транспортный налог: депутаты предлагают его отменить
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты. При этом с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. Следует обратить внимание на статистику. Если в 2020 г. регионы получали 66,6% топливных акцизов, то в 2024 г. уже - 74,9%.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты. При этом с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. Следует обратить внимание на статистику. Если в 2020 г. регионы получали 66,6% топливных акцизов, то в 2024 г. уже - 74,9%.
Статья: Правовая политика антисоветских правительств в налоговой сфере в годы гражданской войны в России
(Медведев В.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)<49> Акцизы на керосин, бензин и другие нефтепродукты // Вестник финансов, промышленности и торговли. Омск, 1919. N 13. С. 7 - 9.
(Медведев В.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)<49> Акцизы на керосин, бензин и другие нефтепродукты // Вестник финансов, промышленности и торговли. Омск, 1919. N 13. С. 7 - 9.
Вопрос: Об акцизах на автомобильный бензин и дизельное топливо для производителей при их реализации.
(Письмо Минфина России от 27.06.2024 N 03-05-06-04/59907)Вопрос: Об акцизах на автомобильный бензин и дизельное топливо для производителей при их реализации.
(Письмо Минфина России от 27.06.2024 N 03-05-06-04/59907)Вопрос: Об акцизах на автомобильный бензин и дизельное топливо для производителей при их реализации.
Статья: Комментарий к Определению Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2023 N 305-ЭС23-4066 <О признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления НДС и пеней>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 20)Кроме того, сославшись на положения п. 1 ст. 34.2 и п. 8 ст. 75 Налогового кодекса, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления пеней на акцизную недоимку. Ведь при неначислении акциза на топливо, полученное в результате смешивания дизельного топлива и керосина, заявитель руководствовался письменными разъяснениями главного финансового ведомства, выпущенными в 2013 - 2019 годах.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 20)Кроме того, сославшись на положения п. 1 ст. 34.2 и п. 8 ст. 75 Налогового кодекса, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления пеней на акцизную недоимку. Ведь при неначислении акциза на топливо, полученное в результате смешивания дизельного топлива и керосина, заявитель руководствовался письменными разъяснениями главного финансового ведомства, выпущенными в 2013 - 2019 годах.
Статья: Уклонение от уплаты транспортного налога: причины и условия возникновения
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)Духовно-нравственные причины основаны на недоверии к институтам государственной власти. Стоит признать, что система налогообложения транспортных средств беспокоит автовладельцев уже не одно десятилетие. Волнения среди владельцев транспортных средств начались в 2009 г., когда в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, увеличившие ставки транспортного налога в два раза. Согласно социологическому опросу, проведенному Аналитическим центром Ю. Левады <11>, 78% респондентов отметили, что скорее против и определенно против двукратного повышения налога на автотранспортные средства. Ввиду недовольства автовладельцев было решено налоговые ставки оставить на прежнем уровне, но регионам было предоставлено право изменять установленные базовые ставки не в пять, а в десять раз. Как свидетельствует опрос респондентов, принятие, а затем и отклонение закона о повышении налога на автотранспорт говорит о столкновении во власти интересов разных групп, проталкивающих выгодные им законопроекты и отклоняющих невыгодные (24% опрошенных); о низком качестве законов, которые принимает Государственная Дума (23%); о несамостоятельности Госдумы, ее зависимости от исполнительной власти (14%). В результате этих нововведений в отдельных регионах поступления от транспортного налога увеличились, в других наблюдался рост числа неплательщиков транспортного налога. В результате Правительство РФ вернулось к обсуждению вопроса об отмене транспортного налога и увеличению ставок акцизов на бензин. После длительных обсуждений данного вопроса Правительством РФ было принято решение оставить транспортный налог и повысить при этом стоимость бензина.
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)Духовно-нравственные причины основаны на недоверии к институтам государственной власти. Стоит признать, что система налогообложения транспортных средств беспокоит автовладельцев уже не одно десятилетие. Волнения среди владельцев транспортных средств начались в 2009 г., когда в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, увеличившие ставки транспортного налога в два раза. Согласно социологическому опросу, проведенному Аналитическим центром Ю. Левады <11>, 78% респондентов отметили, что скорее против и определенно против двукратного повышения налога на автотранспортные средства. Ввиду недовольства автовладельцев было решено налоговые ставки оставить на прежнем уровне, но регионам было предоставлено право изменять установленные базовые ставки не в пять, а в десять раз. Как свидетельствует опрос респондентов, принятие, а затем и отклонение закона о повышении налога на автотранспорт говорит о столкновении во власти интересов разных групп, проталкивающих выгодные им законопроекты и отклоняющих невыгодные (24% опрошенных); о низком качестве законов, которые принимает Государственная Дума (23%); о несамостоятельности Госдумы, ее зависимости от исполнительной власти (14%). В результате этих нововведений в отдельных регионах поступления от транспортного налога увеличились, в других наблюдался рост числа неплательщиков транспортного налога. В результате Правительство РФ вернулось к обсуждению вопроса об отмене транспортного налога и увеличению ставок акцизов на бензин. После длительных обсуждений данного вопроса Правительством РФ было принято решение оставить транспортный налог и повысить при этом стоимость бензина.
Готовое решение: Уплата налогов индивидуальными предпринимателями (до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)КБК по акцизам много, так как для разных видов подакцизных товаров разные КБК. Например, для акциза на прямогонный бензин КБК 182 1 03 02042 01 1000 110 (Приложения N N 2, 3 к Приказу Минфина России от 08.06.2021 N 75н).
(КонсультантПлюс, 2022)КБК по акцизам много, так как для разных видов подакцизных товаров разные КБК. Например, для акциза на прямогонный бензин КБК 182 1 03 02042 01 1000 110 (Приложения N N 2, 3 к Приказу Минфина России от 08.06.2021 N 75н).