Акциз и процессинг
Подборка наиболее важных документов по запросу Акциз и процессинг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2023 N 305-ЭС23-4066 по делу N А40-21941/2022
Категория спора: НДС.
Требования налогоплательщика: Об отмене решения о доначислении НДС и начислении пеней.
Обстоятельства: Общество при смешивании подакцизных товаров и товаров, не облагаемых акцизом (либо облагаемых по более низкой ставке, чем ставка акциза получаемого подакцизного товара), не исчисляло сумму акциза на объем готовой продукции.
Решение: Дело в части доначисления НДС и пеней в определенном размере направлено на новое рассмотрение, так как факт занижения налоговой базы по НДС при реализации полученного в результате смешивания подакцизного товара ввиду невключения в налоговую базу по НДС суммы акциза, начисленного по результатам выездной налоговой проверки, доказан.В связи с ведением указанной деятельности общество осуществляло производство дизельного топлива в резервуарах общества с ограниченной ответственностью "Экотек-Ойл" в соответствии с договором процессинга производства нефтепродуктов давальческого сырья от 14.10.2016 N 14.10-2/Н.
Категория спора: НДС.
Требования налогоплательщика: Об отмене решения о доначислении НДС и начислении пеней.
Обстоятельства: Общество при смешивании подакцизных товаров и товаров, не облагаемых акцизом (либо облагаемых по более низкой ставке, чем ставка акциза получаемого подакцизного товара), не исчисляло сумму акциза на объем готовой продукции.
Решение: Дело в части доначисления НДС и пеней в определенном размере направлено на новое рассмотрение, так как факт занижения налоговой базы по НДС при реализации полученного в результате смешивания подакцизного товара ввиду невключения в налоговую базу по НДС суммы акциза, начисленного по результатам выездной налоговой проверки, доказан.В связи с ведением указанной деятельности общество осуществляло производство дизельного топлива в резервуарах общества с ограниченной ответственностью "Экотек-Ойл" в соответствии с договором процессинга производства нефтепродуктов давальческого сырья от 14.10.2016 N 14.10-2/Н.
Определение Верховного Суда РФ от 13.08.2019 N 305-ЭС19-12587 по делу N А40-190235/2016
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга по договору процессинга.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку доказан факт оказания исполнителем заказчику соответствующих услуг, при этом установлено, что правоотношения сторон фактически регулировались измененными условиями договора процессинга, в связи с чем выполненный исполнителем расчет стоимости оказываемых по договору процессинга услуг в соответствии с условиями дополнительных соглашений является обоснованным.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что средняя стоимость услуг по переработке (процессингу) нефти на период установления между сторонами договорных отношений составляла 2 231 рубль за одну тонну нефти (отчет ЗАО "Фирма "Аудит-Дело" по результатам оказания консалтинговых услуг от 08.08.2016), учитывая представленные сторонами данные о ключевых ценовых показателях по аналогичным услугам, размещенные в открытом доступе в сети интернет на официальных сайтах иных нефтеперерабатывающих заводов, согласно которым средняя цена процессинга на аналогичных условиях в спорный период составляла 1500-1900 рублей за одну тонну нефти, а также дополнительные соглашения к договору процессинга от 23.05.2016 N 1 (фактически изложившее текст договора процессинга в новой редакции) и от 07.06.2016 N 2, руководствуясь положениями статей 10, 160, 307, 314, 432, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что правоотношения сторон фактически регулировались измененными условиями договора процессинга в редакции дополнительных соглашений N 1 и N 2 к нему, в связи с чем расчет стоимости оказываемых по договору процессинга услуг в соответствии с условиями дополнительных соглашений от 23.05.2016 N 1 и от 07.06.2016 N 2 признан обоснованным, факт оказания истцом ответчику соответствующих услуг - доказанным, а заявленные требования - подлежащими удовлетворению. Судами отмечено, что наличие факта экспорта не освобождает истца от обязанности оплатить акциз в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке и не освобождает ответчика от обязанности компенсировать указанные суммы истцу, а лишь предоставляет в дальнейшем право на возмещение уплаченных в бюджет сумм акцизов при условии представления необходимых документов.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга по договору процессинга.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку доказан факт оказания исполнителем заказчику соответствующих услуг, при этом установлено, что правоотношения сторон фактически регулировались измененными условиями договора процессинга, в связи с чем выполненный исполнителем расчет стоимости оказываемых по договору процессинга услуг в соответствии с условиями дополнительных соглашений является обоснованным.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что средняя стоимость услуг по переработке (процессингу) нефти на период установления между сторонами договорных отношений составляла 2 231 рубль за одну тонну нефти (отчет ЗАО "Фирма "Аудит-Дело" по результатам оказания консалтинговых услуг от 08.08.2016), учитывая представленные сторонами данные о ключевых ценовых показателях по аналогичным услугам, размещенные в открытом доступе в сети интернет на официальных сайтах иных нефтеперерабатывающих заводов, согласно которым средняя цена процессинга на аналогичных условиях в спорный период составляла 1500-1900 рублей за одну тонну нефти, а также дополнительные соглашения к договору процессинга от 23.05.2016 N 1 (фактически изложившее текст договора процессинга в новой редакции) и от 07.06.2016 N 2, руководствуясь положениями статей 10, 160, 307, 314, 432, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что правоотношения сторон фактически регулировались измененными условиями договора процессинга в редакции дополнительных соглашений N 1 и N 2 к нему, в связи с чем расчет стоимости оказываемых по договору процессинга услуг в соответствии с условиями дополнительных соглашений от 23.05.2016 N 1 и от 07.06.2016 N 2 признан обоснованным, факт оказания истцом ответчику соответствующих услуг - доказанным, а заявленные требования - подлежащими удовлетворению. Судами отмечено, что наличие факта экспорта не освобождает истца от обязанности оплатить акциз в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке и не освобождает ответчика от обязанности компенсировать указанные суммы истцу, а лишь предоставляет в дальнейшем право на возмещение уплаченных в бюджет сумм акцизов при условии представления необходимых документов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Поправки к изменениям в НК РФ
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Есть и другие новации. Например, повышение налога на процессинговые центры букмекеров, предложение по индексации ставки акцизов на соответствующие товары на уровень инфляции в размере 4% и другие.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Есть и другие новации. Например, повышение налога на процессинговые центры букмекеров, предложение по индексации ставки акцизов на соответствующие товары на уровень инфляции в размере 4% и другие.
Вопрос: Об акцизах в отношении излишков дизельного топлива, возникших в результате транспортировки.
(Письмо ФНС России от 01.07.2022 N СД-4-3/8393)В январе 2022 года излишки дизельного топлива, выявленные в резервуарах нефтебазы, переданы Обществу и отражены в Сводном акте приема-передачи продукции по Договору процессинга (отдельной графой). Общество стоимость излишков для целей налогообложения прибыли признает внереализационным доходом.
(Письмо ФНС России от 01.07.2022 N СД-4-3/8393)В январе 2022 года излишки дизельного топлива, выявленные в резервуарах нефтебазы, переданы Обществу и отражены в Сводном акте приема-передачи продукции по Договору процессинга (отдельной графой). Общество стоимость излишков для целей налогообложения прибыли признает внереализационным доходом.
Нормативные акты
Проект Федерального закона N 343052-8
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.04.2023)63 129 - значение медианы, определяемое как ЦTSR-20 x 0,93 - 1,4 x (ЦBUTANE - 115) за тонну в долларах США, выраженное в рублях исходя из среднего курса доллара США к рублю Российской Федерации за период 2019 - 2021 годов, позволяющее покрывать предприятиям затраты на процессинг. Расчет проведен за исторический период, в рамках которого формировался подход к расчету механизма "обратного" акциза;
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.04.2023)63 129 - значение медианы, определяемое как ЦTSR-20 x 0,93 - 1,4 x (ЦBUTANE - 115) за тонну в долларах США, выраженное в рублях исходя из среднего курса доллара США к рублю Российской Федерации за период 2019 - 2021 годов, позволяющее покрывать предприятиям затраты на процессинг. Расчет проведен за исторический период, в рамках которого формировался подход к расчету механизма "обратного" акциза;
Вопрос: Об акцизах и НДС при передаче подакцизных товаров давальцу для их реализации на экспорт, если переработчик представляет в налоговый орган банковскую гарантию.
(Письмо ФНС России от 10.03.2020 N СД-4-3/4128@)Вопрос: В рамках договора процессинга переработчик осуществляет производство подакцизной продукции, которую АО (давалец) экспортирует. В целях освобождения от уплаты акциза по экспортным поставкам налогоплательщик-переработчик представляет в налоговый орган банковскую гарантию согласно п. 2 ст. 184 НК РФ.
(Письмо ФНС России от 10.03.2020 N СД-4-3/4128@)Вопрос: В рамках договора процессинга переработчик осуществляет производство подакцизной продукции, которую АО (давалец) экспортирует. В целях освобождения от уплаты акциза по экспортным поставкам налогоплательщик-переработчик представляет в налоговый орган банковскую гарантию согласно п. 2 ст. 184 НК РФ.
Статья: Переработка давальческих материалов
(Стриж К.С.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2021, N 6)Фактическая стоимость услуг по переработке (доходы от оказания услуг процессинга) отражается предприятием в актах оказанных услуг и выполненных работ по договорам помесячно.
(Стриж К.С.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2021, N 6)Фактическая стоимость услуг по переработке (доходы от оказания услуг процессинга) отражается предприятием в актах оказанных услуг и выполненных работ по договорам помесячно.
Статья: Особенности определения налоговой базы по налогам, объектом которых является юридический факт-действие
(Курилюк Ю.Е.)
("Финансовое право", 2012, N 6)Во-первых, отграничение объекта налога от его предмета для данной группы налогов приобретает ключевое значение. Объекты налога на добавленную стоимость и акцизов сформулированы законодателем через лексическую единицу "операции", водного налога - через термин "виды водопользования", а в том, что касается налога на добычу полезных ископаемых и налога на игорный бизнес, законодатель, хотя и не называет в качестве объекта налога совершение юридически значимых действий, в названиях указанных налогов использует указание на таковые: по сути, налогом облагаются не сами полезные ископаемые, а их добыча; не приспособления для извлечения дохода от азартных игр, а осуществление игорного бизнеса, для которого необходимо не только установить игровой автомат, игровой стол, пункт приема ставок тотализатора и прочее, но и зарегистрировать их в установленном законом порядке в налоговом органе. Формулировка налоговой базы как характеристики объекта налогообложения в таком случае не позволяет говорить о возможности исчисления налога: невозможно применить стоимостную, физическую и любую иную характеристику к юридически значимому действию. По сути, налоговая база определяется в главах 21, 22, 25.2, 26 и 29 НК РФ как характеристика предметов налогообложения, которыми в зависимости от вида налога выступают в общем случае товары, работы и услуги, подакцизные товары, забранная (или иначе использованная) вода, добытое полезное ископаемое и игровой стол, игровой автомат, процессинговые центры и пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы. Таким образом, положение о том, что налоговая база выступает характеристикой предмета налогообложения, приобретает ключевое значение при характеристике тех налогов, объектом которых является юридический факт-действие.
(Курилюк Ю.Е.)
("Финансовое право", 2012, N 6)Во-первых, отграничение объекта налога от его предмета для данной группы налогов приобретает ключевое значение. Объекты налога на добавленную стоимость и акцизов сформулированы законодателем через лексическую единицу "операции", водного налога - через термин "виды водопользования", а в том, что касается налога на добычу полезных ископаемых и налога на игорный бизнес, законодатель, хотя и не называет в качестве объекта налога совершение юридически значимых действий, в названиях указанных налогов использует указание на таковые: по сути, налогом облагаются не сами полезные ископаемые, а их добыча; не приспособления для извлечения дохода от азартных игр, а осуществление игорного бизнеса, для которого необходимо не только установить игровой автомат, игровой стол, пункт приема ставок тотализатора и прочее, но и зарегистрировать их в установленном законом порядке в налоговом органе. Формулировка налоговой базы как характеристики объекта налогообложения в таком случае не позволяет говорить о возможности исчисления налога: невозможно применить стоимостную, физическую и любую иную характеристику к юридически значимому действию. По сути, налоговая база определяется в главах 21, 22, 25.2, 26 и 29 НК РФ как характеристика предметов налогообложения, которыми в зависимости от вида налога выступают в общем случае товары, работы и услуги, подакцизные товары, забранная (или иначе использованная) вода, добытое полезное ископаемое и игровой стол, игровой автомат, процессинговые центры и пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы. Таким образом, положение о том, что налоговая база выступает характеристикой предмета налогообложения, приобретает ключевое значение при характеристике тех налогов, объектом которых является юридический факт-действие.
"Переработка давальческого сырья (материалов): бухгалтерский и налоговый учет"
(под общ. ред. В.В. Семенихина)
("Эксмо", 2005)Таким образом, себестоимость продукции, полученной в результате процессинга, составила:
(под общ. ред. В.В. Семенихина)
("Эксмо", 2005)Таким образом, себестоимость продукции, полученной в результате процессинга, составила:
"Как выиграть налоговый спор. 80 арбитражных решений в пользу налогоплательщиков"
(Кривова И.С., Малумов А.Ю.)
("Главбух", 2005)Если налоговая инспекция неправомерно применила данные о средней плотности нефтепродуктов при расчете сумм акцизов, налогоплательщика нельзя привлечь к налоговой ответственности.
(Кривова И.С., Малумов А.Ю.)
("Главбух", 2005)Если налоговая инспекция неправомерно применила данные о средней плотности нефтепродуктов при расчете сумм акцизов, налогоплательщика нельзя привлечь к налоговой ответственности.
Вопрос: О порядке исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты и нефтяное сырье при заключении договора на переработку сырья, а также о расчете ставки акциза на нефтяное сырье.
(Письмо ФНС России от 08.12.2020 N СД-4-3/20223@)Исходя из вышеизложенного при переходе на процессинговую схему организация - давалец нефтяного сырья при расчете удельного коэффициента, характеризующего корзину продуктов переработки нефтяного сырья (Спю), в целях расчета ставки акциза на нефтяное сырье (Анс) для определения показателей Vпб, Vсв, Vкс, Vт использует данные о количестве продуктов переработки нефтяного сырья из актов приема-передачи продукции (подакцизной и неподакцизной), подписанных в соответствующем налоговом периоде.
(Письмо ФНС России от 08.12.2020 N СД-4-3/20223@)Исходя из вышеизложенного при переходе на процессинговую схему организация - давалец нефтяного сырья при расчете удельного коэффициента, характеризующего корзину продуктов переработки нефтяного сырья (Спю), в целях расчета ставки акциза на нефтяное сырье (Анс) для определения показателей Vпб, Vсв, Vкс, Vт использует данные о количестве продуктов переработки нефтяного сырья из актов приема-передачи продукции (подакцизной и неподакцизной), подписанных в соответствующем налоговом периоде.