Акционирование муниципального предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Акционирование муниципального предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)На этой волне передать в частные руки магазины, рестораны, кафе и иные объекты "малой приватизации" удалось довольно быстро. Но с акционированием муниципальных унитарных предприятий все складывалось гораздо сложнее. Не так легко оказалось найти желающих стать акционером преобразовывавшихся в акционерные общества унитарных предприятий, т.е. инвестировать в зачастую неликвидные объекты социальной инфраструктуры. Да и с преобразованием предприятий в акционерные общества не спешили сами муниципалитеты, предпочитая сохранить непосредственный контроль над социально чувствительными сферами. В итоге МУПы в области водо- и теплоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, дошкольного и школьного питания, ремонта дорог и благоустройства и пр. были сохранены. Впрочем, целесообразность такого акционирования с самого начала вызывала сомнения, несмотря на сильную доктринальную (цивилистическую) поддержку: преимущества корпоративного управления для муниципальных предприятий оказались весьма сомнительны, как минимум не доказаны; ожидания появления инвесторов (акционеров) с широкомасштабными инвестициями в малорентабельные, находящиеся в критическом состоянии объекты социальной инфраструктуры - завышены. При таких обстоятельствах акционирование муниципальных унитарных предприятий представало не более чем сменой вывески <4>. Причем за сменой вывески следовала передача в собственность акционерного общества (пусть и со стопроцентным муниципальным участием) критически значимой социальной инфраструктуры, на что многие муниципалитеты - и весьма обоснованно (!) - решиться не могли.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)На этой волне передать в частные руки магазины, рестораны, кафе и иные объекты "малой приватизации" удалось довольно быстро. Но с акционированием муниципальных унитарных предприятий все складывалось гораздо сложнее. Не так легко оказалось найти желающих стать акционером преобразовывавшихся в акционерные общества унитарных предприятий, т.е. инвестировать в зачастую неликвидные объекты социальной инфраструктуры. Да и с преобразованием предприятий в акционерные общества не спешили сами муниципалитеты, предпочитая сохранить непосредственный контроль над социально чувствительными сферами. В итоге МУПы в области водо- и теплоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, дошкольного и школьного питания, ремонта дорог и благоустройства и пр. были сохранены. Впрочем, целесообразность такого акционирования с самого начала вызывала сомнения, несмотря на сильную доктринальную (цивилистическую) поддержку: преимущества корпоративного управления для муниципальных предприятий оказались весьма сомнительны, как минимум не доказаны; ожидания появления инвесторов (акционеров) с широкомасштабными инвестициями в малорентабельные, находящиеся в критическом состоянии объекты социальной инфраструктуры - завышены. При таких обстоятельствах акционирование муниципальных унитарных предприятий представало не более чем сменой вывески <4>. Причем за сменой вывески следовала передача в собственность акционерного общества (пусть и со стопроцентным муниципальным участием) критически значимой социальной инфраструктуры, на что многие муниципалитеты - и весьма обоснованно (!) - решиться не могли.
Статья: Муниципальная статистика как локомотив развития
(Тимофеев Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)- приватизации и акционирования государственных и муниципальных предприятий (объектов) <13>;
(Тимофеев Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)- приватизации и акционирования государственных и муниципальных предприятий (объектов) <13>;
Нормативные акты
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Однако в п. 1 ч. 2 ст. 18 комментируемого Закона в качестве одного из требований к членству аудиторских организаций в СРО аудиторов установлено, что коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением публичного акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Однако в п. 1 ч. 2 ст. 18 комментируемого Закона в качестве одного из требований к членству аудиторских организаций в СРО аудиторов установлено, что коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением публичного акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2.1. В пункте 2.1 комментируемой статьи предусмотрено, что созданные путем приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий и иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному унитарному предприятию.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2.1. В пункте 2.1 комментируемой статьи предусмотрено, что созданные путем приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий и иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному унитарному предприятию.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Теплоснабжающей организацией может быть любая коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство тепловой энергии либо приобретающая ее с целью возмездной передачи потребителям у другого лица (муниципальное унитарное предприятие, акционерное общество и др.). К обязанностям ЕТО относятся: обеспечение функционирования эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организация наладки принадлежащих им тепловых сетей; осуществление контроля режимов потребления тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей; организация коммерческого учета приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и др., качественное выполнение которых находится в поле зрения муниципальных контролеров и нередко становится объектом прокурорских проверок и претензий к органам местного самоуправления о непринятии мер по контролю за готовностью теплоснабжающих организаций к отопительному сезону <1>. Например, это касается отсутствия необходимых запасов топлива, неутверждения их нормативов, что влечет угрозу срыва отопительного сезона, нарушение температурного режима в жилых помещениях, а также объектах социальной сферы, рост заболеваний, социальную напряженность и иные тяжкие последствия <2>, необходимости произвести капитальный ремонт участков сетей теплоснабжения <3>, ответственности должностного лица муниципального образования, являющегося собственником тепловых энергоустановок, за нарушение правил их технической эксплуатации <4>, необходимости оснастить приборами учета производимых энергетических ресурсов, приборами учета фактического расхода подпиточной воды, теплосчетчиками и счетчиками теплоносителя объекты коммунальной инфраструктуры <5> и т.д.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Теплоснабжающей организацией может быть любая коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство тепловой энергии либо приобретающая ее с целью возмездной передачи потребителям у другого лица (муниципальное унитарное предприятие, акционерное общество и др.). К обязанностям ЕТО относятся: обеспечение функционирования эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организация наладки принадлежащих им тепловых сетей; осуществление контроля режимов потребления тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей; организация коммерческого учета приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и др., качественное выполнение которых находится в поле зрения муниципальных контролеров и нередко становится объектом прокурорских проверок и претензий к органам местного самоуправления о непринятии мер по контролю за готовностью теплоснабжающих организаций к отопительному сезону <1>. Например, это касается отсутствия необходимых запасов топлива, неутверждения их нормативов, что влечет угрозу срыва отопительного сезона, нарушение температурного режима в жилых помещениях, а также объектах социальной сферы, рост заболеваний, социальную напряженность и иные тяжкие последствия <2>, необходимости произвести капитальный ремонт участков сетей теплоснабжения <3>, ответственности должностного лица муниципального образования, являющегося собственником тепловых энергоустановок, за нарушение правил их технической эксплуатации <4>, необходимости оснастить приборами учета производимых энергетических ресурсов, приборами учета фактического расхода подпиточной воды, теплосчетчиками и счетчиками теплоносителя объекты коммунальной инфраструктуры <5> и т.д.
Статья: Виды ответственности должностных лиц в российском законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" разъяснено, что судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст. 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также лица, выполняющие управленческие функции в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией, государственной компанией.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" разъяснено, что судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст. 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также лица, выполняющие управленческие функции в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией, государственной компанией.