Академический час
Подборка наиболее важных документов по запросу Академический час (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить договор возмездного оказания услуг между юридическими лицами
(КонсультантПлюс, 2025)"Исполнитель обязуется оказать услуги по проведению семинара на тему "Новации в российском законодательстве" для сотрудников заказчика "___" ________ 20____ г. продолжительностью 4 академических часа (по 45 минут каждый). Начало оказания услуг - 12:00 по московскому времени".
(КонсультантПлюс, 2025)"Исполнитель обязуется оказать услуги по проведению семинара на тему "Новации в российском законодательстве" для сотрудников заказчика "___" ________ 20____ г. продолжительностью 4 академических часа (по 45 минут каждый). Начало оказания услуг - 12:00 по московскому времени".
Нормативные акты
Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 N 245
(ред. от 02.03.2023)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2021 N 64644)16. Величина зачетной единицы устанавливается образовательной организацией самостоятельно в астрономических или академических часах (при величине академического часа 40 или 45 минут) в пределах от 24 до 30 астрономических часов.
(ред. от 02.03.2023)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2021 N 64644)16. Величина зачетной единицы устанавливается образовательной организацией самостоятельно в астрономических или академических часах (при величине академического часа 40 или 45 минут) в пределах от 24 до 30 астрономических часов.
Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 N 762
(ред. от 20.12.2022)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2022 N 70167)Для всех видов учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
(ред. от 20.12.2022)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2022 N 70167)Для всех видов учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Готовое решение: Какие есть особенности в заключении гражданско-правового договора с преподавателем образовательной организации
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете привязать цену к объему оказываемых услуг. Например, предусмотреть размер платы за академический час и согласовать количество академических часов, в течение которых исполнитель должен оказывать услуги.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете привязать цену к объему оказываемых услуг. Например, предусмотреть размер платы за академический час и согласовать количество академических часов, в течение которых исполнитель должен оказывать услуги.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Различие в видах профессионального обучения отражается и на содержании образовательных программ, прежде всего, количественно. Наиболее краткими являются программы повышения квалификации (как правило, это 32, 72 или 108 академических часов), программы профессиональной переподготовки обладают большим объемом (250 академических часов и более), программы профессиональной подготовки могут быть рассчитаны на 2 календарных года (и включать, соответственно, около 2 000 академических часов на все виды учебных занятий).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Различие в видах профессионального обучения отражается и на содержании образовательных программ, прежде всего, количественно. Наиболее краткими являются программы повышения квалификации (как правило, это 32, 72 или 108 академических часов), программы профессиональной переподготовки обладают большим объемом (250 академических часов и более), программы профессиональной подготовки могут быть рассчитаны на 2 календарных года (и включать, соответственно, около 2 000 академических часов на все виды учебных занятий).
Статья: Проблемные аспекты профессиональных компетенций бухгалтера и их освоения в зависимости от уровня образования
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 2; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Помимо структуры "обязательная-вариативная части", ФГОС вводит еще одну структуру: "общий гуманитарный и социально-экономический цикл"; "математический и общий естественно-научный цикл"; "общепрофессиональный цикл"; "профессиональный цикл". Каждый из циклов, очевидно, должен содержать как обязательные, так и вариативные дисциплины. Однако это не так. В обязательную часть общего гуманитарного и социально-экономического циклов включены такие дисциплины, как "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура". Таким образом, не более 70% учебного времени должно приходиться на эти дисциплины, а остальное - вариативные. Из Стандарта не понятно, правильно ли, когда практически все обязательные дисциплины из единственного цикла, что видно по табл. 3. Стандарт предписывает не менее 160 академических часов направить на изучение физической культуры. Таким образом, на все остальные обязательные дисциплины общегуманитарного и социально-экономического цикла приходится не более 66 часов, то есть в среднем не более 16,5 часа. Совершенно очевидно, что этого недостаточно. В Стандарте не конкретизируется, должны ли соотноситься обязательная и вариативная части в рамках каждого цикла или в целом по ООП. Правда, ясно, что поскольку обязательные дисциплины названы только по трем циклам, то соотношение контролируется в целом по программе. В таком случае допустим, что по "Общему гуманитарному и социально-экономическому циклу" все время - 324 часа - уйдет на обязательные дисциплины, тогда в среднем по 41 часу на оставшиеся дисциплины этого цикла тоже недостаточно. Мне могут возразить, что по каждому циклу предусмотрено определенное количество часов с формулировкой "не менее", что позволяет добавить часы. Но если увеличить объем часов по первому циклу, значит, надо уменьшить по другому циклу, в отношении которого также применяется оговорка "не менее". И все это в пределах такой статичной величины, как общий объем часов на образовательную программу. Все это дает основания полагать, что в том варианте, который сейчас принят Минобрнауки России, обязательные дисциплины будут занимать только 562 часа при условии, что весь первый цикл будет состоять исключительно из обязательных дисциплин. В таком случае это составит 19 процентов. Много это или мало? Достаточно ли? Думается, нет. Кажется, что во время создания этого варианта ФГОС было что-то упущено. Например, возьмем математический и общий естественно-научный циклы. Казалось бы, какие могут быть вариации? Цикл целиком должен состоять из набора обязательных дисциплин, поскольку углубление и расширение специализации в этой области для профессии бухгалтера с техникумовским образованием не требуются. Никаких дополнительных компетенций из тех, которые могут быть предложены дисциплинами этого цикла, рядовому бухгалтеру не нужны. Но по какой-то причине они не определены, хотя в предшественнике были указаны обязательные дисциплины. Во ФГОС даются ссылки на примерные образовательные программы, однако их пока нет.
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 2; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Помимо структуры "обязательная-вариативная части", ФГОС вводит еще одну структуру: "общий гуманитарный и социально-экономический цикл"; "математический и общий естественно-научный цикл"; "общепрофессиональный цикл"; "профессиональный цикл". Каждый из циклов, очевидно, должен содержать как обязательные, так и вариативные дисциплины. Однако это не так. В обязательную часть общего гуманитарного и социально-экономического циклов включены такие дисциплины, как "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура". Таким образом, не более 70% учебного времени должно приходиться на эти дисциплины, а остальное - вариативные. Из Стандарта не понятно, правильно ли, когда практически все обязательные дисциплины из единственного цикла, что видно по табл. 3. Стандарт предписывает не менее 160 академических часов направить на изучение физической культуры. Таким образом, на все остальные обязательные дисциплины общегуманитарного и социально-экономического цикла приходится не более 66 часов, то есть в среднем не более 16,5 часа. Совершенно очевидно, что этого недостаточно. В Стандарте не конкретизируется, должны ли соотноситься обязательная и вариативная части в рамках каждого цикла или в целом по ООП. Правда, ясно, что поскольку обязательные дисциплины названы только по трем циклам, то соотношение контролируется в целом по программе. В таком случае допустим, что по "Общему гуманитарному и социально-экономическому циклу" все время - 324 часа - уйдет на обязательные дисциплины, тогда в среднем по 41 часу на оставшиеся дисциплины этого цикла тоже недостаточно. Мне могут возразить, что по каждому циклу предусмотрено определенное количество часов с формулировкой "не менее", что позволяет добавить часы. Но если увеличить объем часов по первому циклу, значит, надо уменьшить по другому циклу, в отношении которого также применяется оговорка "не менее". И все это в пределах такой статичной величины, как общий объем часов на образовательную программу. Все это дает основания полагать, что в том варианте, который сейчас принят Минобрнауки России, обязательные дисциплины будут занимать только 562 часа при условии, что весь первый цикл будет состоять исключительно из обязательных дисциплин. В таком случае это составит 19 процентов. Много это или мало? Достаточно ли? Думается, нет. Кажется, что во время создания этого варианта ФГОС было что-то упущено. Например, возьмем математический и общий естественно-научный циклы. Казалось бы, какие могут быть вариации? Цикл целиком должен состоять из набора обязательных дисциплин, поскольку углубление и расширение специализации в этой области для профессии бухгалтера с техникумовским образованием не требуются. Никаких дополнительных компетенций из тех, которые могут быть предложены дисциплинами этого цикла, рядовому бухгалтеру не нужны. Но по какой-то причине они не определены, хотя в предшественнике были указаны обязательные дисциплины. Во ФГОС даются ссылки на примерные образовательные программы, однако их пока нет.
Статья: Технологии автоматизации как инструмент обеспечения защиты конституционного права граждан на образование
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Вопросы автоматизации учебной деятельности сегодня частично решаются в частном порядке учебными заведениями самостоятельно посредством использования коммерческих программ автоматизации управления учебным процессом (далее - ПАОБР) <14>. ПАОБР позволяют, например, автоматически импортировать соответствующие данные из учебных планов, календарных учебных графиков, "матрицы компетенций" в соответствующие шаблоны форм программ учебных дисциплин (практик) с отслеживанием логики корреляции всех элементов образовательной программы и с обсчетом соответствующих академических часов. В этом случае преподавателю не требуется тратить время на техническую работу, исключается человеческий фактор ошибок и имеется возможность сконцентрироваться именно на качестве формирования компетенций обучающихся. Однако с учетом добровольного характера использования ПАОБР нередки случаи разработки образовательных программ без технологий автоматизации, что не снизило документационную нагрузку с преподавателей <15>.
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Вопросы автоматизации учебной деятельности сегодня частично решаются в частном порядке учебными заведениями самостоятельно посредством использования коммерческих программ автоматизации управления учебным процессом (далее - ПАОБР) <14>. ПАОБР позволяют, например, автоматически импортировать соответствующие данные из учебных планов, календарных учебных графиков, "матрицы компетенций" в соответствующие шаблоны форм программ учебных дисциплин (практик) с отслеживанием логики корреляции всех элементов образовательной программы и с обсчетом соответствующих академических часов. В этом случае преподавателю не требуется тратить время на техническую работу, исключается человеческий фактор ошибок и имеется возможность сконцентрироваться именно на качестве формирования компетенций обучающихся. Однако с учетом добровольного характера использования ПАОБР нередки случаи разработки образовательных программ без технологий автоматизации, что не снизило документационную нагрузку с преподавателей <15>.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2) первоначальная специальная подготовка в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки сотрудников в целях изучения правил безопасного обращения с огнестрельным оружием и приобретения навыков безопасного обращения с огнестрельным оружием и патронами к нему, в соответствии с программой первоначальной специальной подготовки в органах принудительного исполнения (в объеме 160 академических часов).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2) первоначальная специальная подготовка в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки сотрудников в целях изучения правил безопасного обращения с огнестрельным оружием и приобретения навыков безопасного обращения с огнестрельным оружием и патронами к нему, в соответствии с программой первоначальной специальной подготовки в органах принудительного исполнения (в объеме 160 академических часов).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию (адвокаты со стажем менее трех лет должны ежегодно повышать профессиональный уровень в количестве не менее 40 академических часов; со стажем более трех лет - не менее 30 академических часов. Адвокатские палаты субъектов РФ могут принять решения об увеличении минимально требуемого количества часов повышения адвокатами своего профессионального уровня в год, но не более чем до 60 академических часов <1>);
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию (адвокаты со стажем менее трех лет должны ежегодно повышать профессиональный уровень в количестве не менее 40 академических часов; со стажем более трех лет - не менее 30 академических часов. Адвокатские палаты субъектов РФ могут принять решения об увеличении минимально требуемого количества часов повышения адвокатами своего профессионального уровня в год, но не более чем до 60 академических часов <1>);
Статья: Сравнительный анализ правовых статусов несовершеннолетних в отдельных государствах Европейского союза, являющихся членами семьи граждан третьих государств
(Полякова Н.В., Ситников К.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Речь идет об интеграционных курсах, базовым блоком которых является изучение немецкого языка. Каждый интеграционный курс состоит из языкового и ориентировочного курсов. Общий интеграционный курс длится 700 академических часов, в зависимости от направленности курса, который вам подходит, общая длительность может достигать до 1 000 академических часов. Участники, которые быстро учатся, могут закончить интенсивный курс длительностью всего 430 часов.
(Полякова Н.В., Ситников К.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Речь идет об интеграционных курсах, базовым блоком которых является изучение немецкого языка. Каждый интеграционный курс состоит из языкового и ориентировочного курсов. Общий интеграционный курс длится 700 академических часов, в зависимости от направленности курса, который вам подходит, общая длительность может достигать до 1 000 академических часов. Участники, которые быстро учатся, могут закончить интенсивный курс длительностью всего 430 часов.
Статья: Подготовка населения и сотрудников экстренных оперативных служб к оказанию первой помощи
(Никитин А.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 11)1. Прохождение подготовки по рекомендуемым программам по оказанию первой помощи всеми государственными служащими и сотрудниками учреждений и организаций с обязательной практической отработкой приемов оказания первой помощи не менее 8 академических часов.
(Никитин А.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 11)1. Прохождение подготовки по рекомендуемым программам по оказанию первой помощи всеми государственными служащими и сотрудниками учреждений и организаций с обязательной практической отработкой приемов оказания первой помощи не менее 8 академических часов.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Понесены затраты на обучение нескольких сотрудников по программированию на платформе 1С, в том числе по образовательной программе: "Программист 1С с нуля до профессионального уровня (с возможностью выхода на экзамен по 1С: Специалист по платформе)" в объеме 384 академических часа.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Понесены затраты на обучение нескольких сотрудников по программированию на платформе 1С, в том числе по образовательной программе: "Программист 1С с нуля до профессионального уровня (с возможностью выхода на экзамен по 1С: Специалист по платформе)" в объеме 384 академических часа.