Академическая мобильность
Подборка наиболее важных документов по запросу Академическая мобильность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Приобретение недвижимого имущества по давности владения: новые правила исчисления сроков
(Лоренц Д.В.)
("Закон", 2020, N 12)<*> Данная статья подготовлена в рамках Программы исходящей академической мобильности сотрудников БФУ имени И. Канта в 2019 г.
(Лоренц Д.В.)
("Закон", 2020, N 12)<*> Данная статья подготовлена в рамках Программы исходящей академической мобильности сотрудников БФУ имени И. Канта в 2019 г.
Статья: Финансовые и правовые механизмы для привлекательности экспорта образования: необходимое условие современного этапа развития Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2025, N 3)Тем не менее если Советский Союз по числу иностранных студентов занимал 3-е место в мире, то Российская Федерация сегодня находится на шестой позиции среди стран, занимающихся экспортом образования. Данное обстоятельство может быть объяснено и неолиберальной экономической парадигмой глобализации экономики, когда в рамках подписанного Генерального соглашения по торговле услугами - ГАТС (1995) <15> (документ вступил в силу для России 22 августа 2012 г.) был разработан и согласован Классификационный перечень секторов услуг, включающий и образовательные услуги <16>. Именно с этого времени экспорт системы образования начинает развиваться по-иному. В 1998 г. для повышения академической мобильности были заключены региональные соглашения - Сорбонская декларация "О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования" <17>, а в 1999 г. - Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) <18>.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2025, N 3)Тем не менее если Советский Союз по числу иностранных студентов занимал 3-е место в мире, то Российская Федерация сегодня находится на шестой позиции среди стран, занимающихся экспортом образования. Данное обстоятельство может быть объяснено и неолиберальной экономической парадигмой глобализации экономики, когда в рамках подписанного Генерального соглашения по торговле услугами - ГАТС (1995) <15> (документ вступил в силу для России 22 августа 2012 г.) был разработан и согласован Классификационный перечень секторов услуг, включающий и образовательные услуги <16>. Именно с этого времени экспорт системы образования начинает развиваться по-иному. В 1998 г. для повышения академической мобильности были заключены региональные соглашения - Сорбонская декларация "О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования" <17>, а в 1999 г. - Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) <18>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020
(ред. от 22.02.2023)
"Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ"
(вместе с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 N 59764)Зарегистрировано в Минюсте России 10 сентября 2020 г. N 59764
(ред. от 22.02.2023)
"Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ"
(вместе с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 N 59764)Зарегистрировано в Минюсте России 10 сентября 2020 г. N 59764
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Приходится констатировать, что работники профессорско-преподавательского состава и особенно одинокие женщины с малолетними детьми в целом достаточно слабо защищены, ведь по роду деятельности, предполагающему определенную исследовательскую и академическую мобильность, с такими работниками, как правило, заключаются срочные трудовые договоры, нередко на время учебного года (не более чем на пять лет), без каких-либо гарантий продления таких трудовых отношений на новый учебный год <1>. Данное положение удобно для работодателя, поскольку не противоречит нормам ч. 2 ст. 59 ТК РФ, содержащей, по замечанию российских ученых, универсальный перечень оснований для заключения срочных трудовых договоров по соглашению сторон <2>. При этом молодые незамужние женщины и женщины с малолетними детьми, рискуя остаться без работы, чаще всего соглашаются на столь непродолжительный срок договора, а работодатели при любой законной возможности выбирают именно срочный характер трудовых отношений.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Приходится констатировать, что работники профессорско-преподавательского состава и особенно одинокие женщины с малолетними детьми в целом достаточно слабо защищены, ведь по роду деятельности, предполагающему определенную исследовательскую и академическую мобильность, с такими работниками, как правило, заключаются срочные трудовые договоры, нередко на время учебного года (не более чем на пять лет), без каких-либо гарантий продления таких трудовых отношений на новый учебный год <1>. Данное положение удобно для работодателя, поскольку не противоречит нормам ч. 2 ст. 59 ТК РФ, содержащей, по замечанию российских ученых, универсальный перечень оснований для заключения срочных трудовых договоров по соглашению сторон <2>. При этом молодые незамужние женщины и женщины с малолетними детьми, рискуя остаться без работы, чаще всего соглашаются на столь непродолжительный срок договора, а работодатели при любой законной возможности выбирают именно срочный характер трудовых отношений.
Статья: Сетевые образовательные программы: эволюция формирования регуляторного подхода и вопросы практической реализации сетевой формы сотрудничества
(Ильина Н.А., Серова О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Финансовая модель организации сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ стала в последние годы одним из существенных вопросов практического применения сетевых программ в вузах. отметить, что часть университетов, реализующих сетевые проекты, смогли выработать надлежащую практику совместной деятельности на уровне соглашений. Однако значительная часть вузов, приступивших к разработке и реализации сетевых образовательных программ фактически с момента декларации условий программы академического стратегического лидерства "Приоритет-2030", столкнулись с существенными затруднениями ввиду отсутствия четких рекомендаций. Этим обстоятельством объяснялся запрос к регулятору. Ответом стали Методические рекомендации по применению механизмов финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме, утв. Рабочей группой Минобрнауки России по разработке и реализации проекта по внедрению академической мобильности и апробации механизмов финансового обеспечения (протокол от 25.05.2023 N 18-пр/36) <10>.
(Ильина Н.А., Серова О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Финансовая модель организации сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ стала в последние годы одним из существенных вопросов практического применения сетевых программ в вузах. отметить, что часть университетов, реализующих сетевые проекты, смогли выработать надлежащую практику совместной деятельности на уровне соглашений. Однако значительная часть вузов, приступивших к разработке и реализации сетевых образовательных программ фактически с момента декларации условий программы академического стратегического лидерства "Приоритет-2030", столкнулись с существенными затруднениями ввиду отсутствия четких рекомендаций. Этим обстоятельством объяснялся запрос к регулятору. Ответом стали Методические рекомендации по применению механизмов финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме, утв. Рабочей группой Минобрнауки России по разработке и реализации проекта по внедрению академической мобильности и апробации механизмов финансового обеспечения (протокол от 25.05.2023 N 18-пр/36) <10>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Образование в России не может быть не связано с мировой образовательной системой. В связи с этим в качестве одного из основных принципов назван принцип направленности государственной образовательной политики на создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Участие нашего государства в общеевропейском образовательном интеграционном процессе (Болонский процесс) и двустороннем международном сотрудничестве направлено на увеличение образовательных возможностей граждан за счет стандартизации системы образовательных степеней, введения единой системы учета оценок с использованием зачетных единиц (кредитов), обеспечения академической мобильности (обучающихся и преподавателей).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Образование в России не может быть не связано с мировой образовательной системой. В связи с этим в качестве одного из основных принципов назван принцип направленности государственной образовательной политики на создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Участие нашего государства в общеевропейском образовательном интеграционном процессе (Болонский процесс) и двустороннем международном сотрудничестве направлено на увеличение образовательных возможностей граждан за счет стандартизации системы образовательных степеней, введения единой системы учета оценок с использованием зачетных единиц (кредитов), обеспечения академической мобильности (обучающихся и преподавателей).
Статья: Инициативы Евросоюза по стимулированию туристической отрасли
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Особая роль отводится инициативам по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами. Так, на европейском портале вакансий EURES (https://ec.europa.eu/eures) открыта новая рубрика blue jobs (голубые вакансии), предлагающая полезную информацию для соискателей рабочих мест и работодателей в сфере морского и прибрежного туризма. Кроме того, через программу академической мобильности Erasmus+ будет оказываться поддержка созданию транснациональных стратегических партнерств среди образовательных организаций по подготовке отраслевых кадров. Речь идет о разработке востребованных образовательных программ и внедрении инновационных форм профессиональной подготовки. Создается единый отраслевой перечень квалификаций, который будет встроен в Европейскую рамку квалификаций и Европейскую систему зачетных единиц для профессионального образования.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Особая роль отводится инициативам по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами. Так, на европейском портале вакансий EURES (https://ec.europa.eu/eures) открыта новая рубрика blue jobs (голубые вакансии), предлагающая полезную информацию для соискателей рабочих мест и работодателей в сфере морского и прибрежного туризма. Кроме того, через программу академической мобильности Erasmus+ будет оказываться поддержка созданию транснациональных стратегических партнерств среди образовательных организаций по подготовке отраслевых кадров. Речь идет о разработке востребованных образовательных программ и внедрении инновационных форм профессиональной подготовки. Создается единый отраслевой перечень квалификаций, который будет встроен в Европейскую рамку квалификаций и Европейскую систему зачетных единиц для профессионального образования.
Статья: Современная учетная парадигма представления информации об инновационной деятельности учреждений высшего образования
(Куликова Л.И., Яхина Д.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 10)Парадигма интеллектуального капитала появляется в связи с необходимостью представления информации о наиболее важном и значимом виде капитала в учреждениях высшего образования. Исследователи практики формирования отчетов об интеллектуальном капитале делают вывод, что в последнее время европейские образовательные учреждения самостоятельно инициируют раскрытие информации об интеллектуальном капитале [16]. Пилотные проекты осуществлялись в университетах Румынии, Испании, Италии, Швеции, Великобритании, Польши, Австрии. Вместе с тем отсутствует единообразная модель представления информации об интеллектуальном капитале, поскольку в каждом отдельно взятом университете имеются свои специфические особенности. Учеными предлагается единая форма представления данных об объектах интеллектуального капитала в публичной годовой отчетности российских университетов [16, с. 44 - 46]. Рекомендуемая форма отчетности носит исключительно информационный характер об академической и профессиональной квалификации персонала университета, его учебно-образовательных способностях, мобильности и научной продуктивности.
(Куликова Л.И., Яхина Д.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 10)Парадигма интеллектуального капитала появляется в связи с необходимостью представления информации о наиболее важном и значимом виде капитала в учреждениях высшего образования. Исследователи практики формирования отчетов об интеллектуальном капитале делают вывод, что в последнее время европейские образовательные учреждения самостоятельно инициируют раскрытие информации об интеллектуальном капитале [16]. Пилотные проекты осуществлялись в университетах Румынии, Испании, Италии, Швеции, Великобритании, Польши, Австрии. Вместе с тем отсутствует единообразная модель представления информации об интеллектуальном капитале, поскольку в каждом отдельно взятом университете имеются свои специфические особенности. Учеными предлагается единая форма представления данных об объектах интеллектуального капитала в публичной годовой отчетности российских университетов [16, с. 44 - 46]. Рекомендуемая форма отчетности носит исключительно информационный характер об академической и профессиональной квалификации персонала университета, его учебно-образовательных способностях, мобильности и научной продуктивности.