Аэронавигационные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Аэронавигационные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организационно-правовая форма и правовой статус Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации
(Лапина М.А., Ратников Г.А., Туров С.С.)
("Современное право", 2025, N 3)В Объединенных Арабских Эмиратах организацией воздушного движения занимается Air Navigation Service Provision (ANSP). Эта организация действует в соответствии с разработанным Международной организацией гражданской авиации Руководством по экономике в сфере аэронавигационных услуг <7>, согласно которому ANSP является некоммерческой организацией (non-for-profit).
(Лапина М.А., Ратников Г.А., Туров С.С.)
("Современное право", 2025, N 3)В Объединенных Арабских Эмиратах организацией воздушного движения занимается Air Navigation Service Provision (ANSP). Эта организация действует в соответствии с разработанным Международной организацией гражданской авиации Руководством по экономике в сфере аэронавигационных услуг <7>, согласно которому ANSP является некоммерческой организацией (non-for-profit).
Готовое решение: По каким кодам отражаются операции в разд. 7 декларации по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)1010267 - услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов (пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)1010267 - услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов (пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ);
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 09.07.2012 N 208
"Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2012 N 25601)Зарегистрировано в Минюсте России 4 октября 2012 г. N 25601
"Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2012 N 25601)Зарегистрировано в Минюсте России 4 октября 2012 г. N 25601
Решение Росавиации от 30.10.2024 N 22-64373-00199-Р
<О порядке предоставления субсидии на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них (Версия 2)>ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
<О порядке предоставления субсидии на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них (Версия 2)>ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Статья: Опыт международного сотрудничества в сфере обслуживания воздушного движения в Европе: от Евроконтроля к Единому европейскому небу
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)В отношении организаций - поставщиков аэронавигационного обслуживания установлена общая система ЕС по их сертификации. Согласно установленным правилам сертификаты данным организациям выдаются государствами - членами ЕС, на территории которых находится основное место деятельности таких организаций. Для получения сертификата поставщик аэронавигационного обслуживания должен подтвердить свое соответствие общим критериям ЕС, включая: наличие опыта и компетенции по техническим и эксплуатационным вопросам; наличие систем и процедур в сфере безопасности и контроля качества; наличие системы отчетности; необходимый уровень качества аэронавигационных услуг; обеспечение финансовой устойчивости; страхование ответственности; наличие структуры акционерного капитала и организационно-правовой формы, исключающих возникновение конфликта интересов; наличие необходимых кадровых ресурсов; защищенность от актов незаконного вмешательства. Сертификат, выданный организации - поставщику аэронавигационного обслуживания в соответствии с вышеуказанными общими правилами и критериями, признается действительным на территории всех государств - членов ЕС. При этом сертификат может быть выдан для предоставления только одного из видов аэронавигационного обслуживания, например ОВД, либо нескольких видов услуг (например, метеорологическое обеспечение аэронавигации, предоставление аэронавигационной информации и др.).
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)В отношении организаций - поставщиков аэронавигационного обслуживания установлена общая система ЕС по их сертификации. Согласно установленным правилам сертификаты данным организациям выдаются государствами - членами ЕС, на территории которых находится основное место деятельности таких организаций. Для получения сертификата поставщик аэронавигационного обслуживания должен подтвердить свое соответствие общим критериям ЕС, включая: наличие опыта и компетенции по техническим и эксплуатационным вопросам; наличие систем и процедур в сфере безопасности и контроля качества; наличие системы отчетности; необходимый уровень качества аэронавигационных услуг; обеспечение финансовой устойчивости; страхование ответственности; наличие структуры акционерного капитала и организационно-правовой формы, исключающих возникновение конфликта интересов; наличие необходимых кадровых ресурсов; защищенность от актов незаконного вмешательства. Сертификат, выданный организации - поставщику аэронавигационного обслуживания в соответствии с вышеуказанными общими правилами и критериями, признается действительным на территории всех государств - членов ЕС. При этом сертификат может быть выдан для предоставления только одного из видов аэронавигационного обслуживания, например ОВД, либо нескольких видов услуг (например, метеорологическое обеспечение аэронавигации, предоставление аэронавигационной информации и др.).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<31> В соответствии с подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<31> В соответствии с подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.
Статья: О некоторых проблемах предпринимательской деятельности в сфере организации воздушного движения
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Платежи с пользователей взимаются за обслуживание полетов воздушных судов (регулярных и нерегулярных) на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации, местных воздушных линиях, районах аэродромов и контролируемых посадочных площадок. Ставки и платежи начисляются за 100 километров по маршруту полета воздушного судна, а их размеры зависят также от вида воздушного судна и его взлетной массы. Как представляется, есть необходимость разработки специальных норм регулирования предпринимательской деятельности в отношении действующих в сфере воздушного транспорта субъектов естественных монополий, которыми являются предприятия Росаэронавигации, доминирование которых на рынках услуг не может быть сравнимо с доминированием в других сферах деятельности из-за отсутствия даже теоретической возможности создать конкурентную среду. Уместно отметить, что те же подходы имеют место и в других странах мира, где деятельности иных хозяйствующих субъектов на рынках аэронавигационных услуг также препятствуют недопустимо высокие барьеры проникновения на эти рынки.
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Платежи с пользователей взимаются за обслуживание полетов воздушных судов (регулярных и нерегулярных) на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации, местных воздушных линиях, районах аэродромов и контролируемых посадочных площадок. Ставки и платежи начисляются за 100 километров по маршруту полета воздушного судна, а их размеры зависят также от вида воздушного судна и его взлетной массы. Как представляется, есть необходимость разработки специальных норм регулирования предпринимательской деятельности в отношении действующих в сфере воздушного транспорта субъектов естественных монополий, которыми являются предприятия Росаэронавигации, доминирование которых на рынках услуг не может быть сравнимо с доминированием в других сферах деятельности из-за отсутствия даже теоретической возможности создать конкурентную среду. Уместно отметить, что те же подходы имеют место и в других странах мира, где деятельности иных хозяйствующих субъектов на рынках аэронавигационных услуг также препятствуют недопустимо высокие барьеры проникновения на эти рынки.
Статья: Договор буксировки воздушных судов
(Данилин Е.М.)
("Транспортное право", 2023, N 3)<12> Имплементационный регламент N 923/2012 Европейской комиссии "Об установлении общих правил полетов и условий эксплуатации относительно аэронавигационных услуг и процедур, а также об изменении Имплементационного регламента (ЕС) 1035/2011 и Регламентов (ЕС) 1265/2007, (ЕС) 1794/2006, (ЕС) 730/2006, (ЕС) 1033/2006 и (ЕС) 255/2010" // СПС "КонсультантПлюс".
(Данилин Е.М.)
("Транспортное право", 2023, N 3)<12> Имплементационный регламент N 923/2012 Европейской комиссии "Об установлении общих правил полетов и условий эксплуатации относительно аэронавигационных услуг и процедур, а также об изменении Имплементационного регламента (ЕС) 1035/2011 и Регламентов (ЕС) 1265/2007, (ЕС) 1794/2006, (ЕС) 730/2006, (ЕС) 1033/2006 и (ЕС) 255/2010" // СПС "КонсультантПлюс".
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> В соответствии с подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> В соответствии с подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Впрочем, полностью исключать возможность такого влияния нельзя. В частности, следует напомнить, что ранее Приложением N 10 к Административному регламенту Федеральной аэронавигационной службы по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации <335> утверждались ставки сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства РФ. При этом ставки сборов за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах для иностранных пользователей воздушного пространства РФ выше, чем для российских. Это вызывало <336> критику западных юристов, так как, по их мнению, противоречит ст. 15 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.), согласно которой никакое договаривающееся государство не взимает каких-либо пошлин, налогов или других сборов только лишь за право транзита через его территорию любого воздушного судна договаривающегося государства. Такие утверждения, как полагает В.Д. Бордунов, расходятся с общепризнанным принципом международного воздушного права - суверенитетом государства над воздушным пространством и вытекающим из него разрешительным порядком любых полетов иностранных воздушных судов над государственной территорией, в том числе транзитных полетов. Разрешая транзитный пролет или, напротив, запрещая такие полеты, транзитное государство реализует суверенное право в отношении своего воздушного пространства, действует по своему усмотрению с учетом своих прав и законных интересов. Чикагская конвенция не ставит право транзитного пролета в исключительное, особое положение. Иное противоречило бы принципу суверенитета над воздушным пространством и разрешительному порядку полетов <337>. Транзитный пролет допускается также с разрешения суверенного государства. При этом взимание сборов при транзитном пролете должно рассматриваться в общем контексте разрешительного порядка полетов. Исходя из того, что предоставление транзитного пролета является областью суверенного усмотрения транзитного государства, факт разрешения транзитного пролета без взимания сбора требует своего подтверждения в двустороннем соглашении. Следует также учитывать, что экономическое бремя обеспечения безопасности транзитного полета лежит на транзитном государстве и требование по возмещению затрат на аэронавигационное обслуживание таких полетов является законным и обоснованным при предоставлении права транзитного пролета. Именно это обстоятельство, с точки зрения В.Д. Бордунова, не принято во внимание критиками российской позиции в отношении взимания сбора за транзитный пролет по транссибирской магистрали <338>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Впрочем, полностью исключать возможность такого влияния нельзя. В частности, следует напомнить, что ранее Приложением N 10 к Административному регламенту Федеральной аэронавигационной службы по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации <335> утверждались ставки сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства РФ. При этом ставки сборов за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах для иностранных пользователей воздушного пространства РФ выше, чем для российских. Это вызывало <336> критику западных юристов, так как, по их мнению, противоречит ст. 15 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.), согласно которой никакое договаривающееся государство не взимает каких-либо пошлин, налогов или других сборов только лишь за право транзита через его территорию любого воздушного судна договаривающегося государства. Такие утверждения, как полагает В.Д. Бордунов, расходятся с общепризнанным принципом международного воздушного права - суверенитетом государства над воздушным пространством и вытекающим из него разрешительным порядком любых полетов иностранных воздушных судов над государственной территорией, в том числе транзитных полетов. Разрешая транзитный пролет или, напротив, запрещая такие полеты, транзитное государство реализует суверенное право в отношении своего воздушного пространства, действует по своему усмотрению с учетом своих прав и законных интересов. Чикагская конвенция не ставит право транзитного пролета в исключительное, особое положение. Иное противоречило бы принципу суверенитета над воздушным пространством и разрешительному порядку полетов <337>. Транзитный пролет допускается также с разрешения суверенного государства. При этом взимание сборов при транзитном пролете должно рассматриваться в общем контексте разрешительного порядка полетов. Исходя из того, что предоставление транзитного пролета является областью суверенного усмотрения транзитного государства, факт разрешения транзитного пролета без взимания сбора требует своего подтверждения в двустороннем соглашении. Следует также учитывать, что экономическое бремя обеспечения безопасности транзитного полета лежит на транзитном государстве и требование по возмещению затрат на аэронавигационное обслуживание таких полетов является законным и обоснованным при предоставлении права транзитного пролета. Именно это обстоятельство, с точки зрения В.Д. Бордунова, не принято во внимание критиками российской позиции в отношении взимания сбора за транзитный пролет по транссибирской магистрали <338>.