Аис осаго
Подборка наиболее важных документов по запросу Аис осаго (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области финансов, страхования и рынка ценных бумаг: Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Должностное лицо) не согласна. Например, ссылается на то, что невозможность заключения договора ОСАГО обусловлена отсутствием доступа к автоматизированной информационной системе обязательного страхования (АИС ОСАГО).
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Должностное лицо) не согласна. Например, ссылается на то, что невозможность заключения договора ОСАГО обусловлена отсутствием доступа к автоматизированной информационной системе обязательного страхования (АИС ОСАГО).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11.1 "Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств""Ссылка страховщика на то, что потерпевшим ДТП было оформлено с нарушением требований, установленных Правилами предоставления информации, поскольку временем и датой ДТП согласно сведениям, переданным в АИС, является 11 час. 21 мин. 17.10.2022 г., а согласно извещению о ДТП на бумажном носителе временем и датой ДТП является 11 час. 40 мин. 17.10.2022 г., следовательно, по мнению ответчика, ДТП произошло позже передачи данных в АИС, в связи с чем к нему подлежит применению ограничение размера страхового возмещения, установленное пунктом 4 статьи 11.1 Закона об ОСАГО, являлась предметом правовой оценки судов и обоснованно отклонена, поскольку согласно пояснениям истца в суде первой инстанции изначально сведения о ДТП были переданы в информационную систему и дата ДТП зафиксирована в АИС 11 часов 21 минута 17.10.2022 г., а в извещении, составленном после отправки сведений в АИС ОСАГО, была допущена техническая ошибка и ошибочно указано фактическое время заполнения бланка извещения - 11 часов 40 минут 17.10.2022 г., что свидетельствует об очевидной опиской лица, составившего извещение на бумажном носителе, не влекущей последствий в виде отказа в страховой выплате."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Продолжать открытый диалог
(Горяинов А.)
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)Передача АИС ОСАГО и ее преобразование в АИС "Страхование", безусловно, один из наиболее важных и сложных проектов в области информационных технологий на страховом рынке за последние два года.
(Горяинов А.)
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)Передача АИС ОСАГО и ее преобразование в АИС "Страхование", безусловно, один из наиболее важных и сложных проектов в области информационных технологий на страховом рынке за последние два года.
Готовое решение: Какой порядок закупки услуг ОСАГО по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Страховых возмещений по прошлым договорам не было, КБМ по данным АИС ОСАГО - 0,5.
(КонсультантПлюс, 2025)Страховых возмещений по прошлым договорам не было, КБМ по данным АИС ОСАГО - 0,5.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"3. В целях информационного обеспечения реализации настоящего Федерального закона используется АИС страхования, информация из которой применяется для заключения договоров обязательного страхования и договоров страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования в виде электронных документов, проверки достоверности представленных при этом сведений, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков по договорам обязательного страхования, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов по договорам обязательного страхования и предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов по договорам обязательного страхования в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, реализации иных положений настоящего Федерального закона. АИС страхования содержит сведения о договорах обязательного страхования и договорах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования, сведения о страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"3. В целях информационного обеспечения реализации настоящего Федерального закона используется АИС страхования, информация из которой применяется для заключения договоров обязательного страхования и договоров страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования в виде электронных документов, проверки достоверности представленных при этом сведений, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков по договорам обязательного страхования, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов по договорам обязательного страхования и предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов по договорам обязательного страхования в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, реализации иных положений настоящего Федерального закона. АИС страхования содержит сведения о договорах обязательного страхования и договорах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования, сведения о страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.
Постановление Правительства РФ от 02.06.2023 N 915
"Об утверждении Правил представления государственными органами, иными лицами, которым государством делегированы властные полномочия, информации в автоматизированную информационную систему страхования, о внесении изменения в абзац второй пункта 2 Правил предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также представления в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений для предоставления указанной компенсации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"6. Предоставление оператору автоматизированной системы информации из систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники осуществляется в том числе в соответствии с Порядком функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники".
"Об утверждении Правил представления государственными органами, иными лицами, которым государством делегированы властные полномочия, информации в автоматизированную информационную систему страхования, о внесении изменения в абзац второй пункта 2 Правил предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также представления в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений для предоставления указанной компенсации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"6. Предоставление оператору автоматизированной системы информации из систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники осуществляется в том числе в соответствии с Порядком функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники".
Интервью: Тарифный коридор для технического осмотра
("Современные страховые технологии", 2021, N 3)Сегодня диагностические карты формируются в электронном виде, бумажный вариант нужен только для пересечения границы России. Каждый автовладелец легко может проверить в системе ЕАИС ТО свою диагностическую карту и в системе АИС ОСАГО полис ОСАГО - доступ свободный и бесплатный. Достаточно набрать VIN своего транспортного средства, чтобы убедиться, что в диагностической карте есть отметка о допуске автомобиля к эксплуатации.
("Современные страховые технологии", 2021, N 3)Сегодня диагностические карты формируются в электронном виде, бумажный вариант нужен только для пересечения границы России. Каждый автовладелец легко может проверить в системе ЕАИС ТО свою диагностическую карту и в системе АИС ОСАГО полис ОСАГО - доступ свободный и бесплатный. Достаточно набрать VIN своего транспортного средства, чтобы убедиться, что в диагностической карте есть отметка о допуске автомобиля к эксплуатации.
Ситуация: Как проверяется действительность электронного полиса ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одновременно с направлением вам страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора ОСАГО в автоматизированную информационную систему страхования (АИС страхования) (п. 7.2 ст. 15 Закона N 40-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одновременно с направлением вам страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора ОСАГО в автоматизированную информационную систему страхования (АИС страхования) (п. 7.2 ст. 15 Закона N 40-ФЗ).
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)- факт дорожно-транспортного происшествия. Страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение (абз. 11 ст. 1 Закона об ОСАГО). Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности. Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства). Доказательства. Если в ДТП участвуют два транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об ОСАГО, нет травмированных лиц и между участниками нет разногласий, доказательством является заполненное ими без участия сотрудников ГИБДД извещение о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования или европротокол <2>. Если хотя бы у одного из участников ДТП автомобиль оборудован специальными системами на основе ГЛОНАСС, передающими некорректируемую информацию в автоматизированную информационную систему ОСАГО, то оформление участниками ДТП европротокола согласно Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 2018 г. N 1414 <3> возможно и при наличии разногласий. В иных случаях представитель ГИБДД, действуя в соответствии с Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 <4>, после выявления факта наличия административного правонарушения заполняет протокол осмотра места происшествия (по образцу, содержащемуся в Приложении N 17 к Административному регламенту), составляет протокол об административном правонарушении, копии которого вручаются под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)- факт дорожно-транспортного происшествия. Страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение (абз. 11 ст. 1 Закона об ОСАГО). Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности. Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства). Доказательства. Если в ДТП участвуют два транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об ОСАГО, нет травмированных лиц и между участниками нет разногласий, доказательством является заполненное ими без участия сотрудников ГИБДД извещение о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования или европротокол <2>. Если хотя бы у одного из участников ДТП автомобиль оборудован специальными системами на основе ГЛОНАСС, передающими некорректируемую информацию в автоматизированную информационную систему ОСАГО, то оформление участниками ДТП европротокола согласно Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 2018 г. N 1414 <3> возможно и при наличии разногласий. В иных случаях представитель ГИБДД, действуя в соответствии с Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 <4>, после выявления факта наличия административного правонарушения заполняет протокол осмотра места происшествия (по образцу, содержащемуся в Приложении N 17 к Административному регламенту), составляет протокол об административном правонарушении, копии которого вручаются под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
Интервью: Главная задача - сделать страхование востребованным
("Современные страховые технологии", 2023, N 6)Уже 1 апреля 2024 года АИС страхования должна заработать на получение данных от страховщиков при заключении договоров страхования по четырем видам страхования - ОСАГО, каско, ДАГО, жилье. В полном объеме функционал АИС страхования должен быть развернут к 1 октября 2024 года. С этой даты РСА утратит свою функцию оператора АИС ОСАГО, а единственным оператором информационных систем на страховом рынке будет АО "НСИС".
("Современные страховые технологии", 2023, N 6)Уже 1 апреля 2024 года АИС страхования должна заработать на получение данных от страховщиков при заключении договоров страхования по четырем видам страхования - ОСАГО, каско, ДАГО, жилье. В полном объеме функционал АИС страхования должен быть развернут к 1 октября 2024 года. С этой даты РСА утратит свою функцию оператора АИС ОСАГО, а единственным оператором информационных систем на страховом рынке будет АО "НСИС".
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)В Письме АНО "СОДФУ" от 11 июля 2019 г. N 755-01/19 <1> разъяснены потребителям финансовых услуг особенности обращения к финансовому уполномоченному в связи с некорректным применением страховыми организациями коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО (далее - КБМ). Этот коэффициент учитывает надбавки и скидки за безаварийную езду и влияет на конечную стоимость страхования. Если потребитель финансовых услуг не согласен с примененным для расчета страховой премии значением КБМ, то он может обратиться в свою страховую организацию или в организацию, с которой предполагается заключить договор ОСАГО, чтобы изменить значение КБМ в автоматизированной информационной системе ОСАГО (далее - АИС ОСАГО).
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)В Письме АНО "СОДФУ" от 11 июля 2019 г. N 755-01/19 <1> разъяснены потребителям финансовых услуг особенности обращения к финансовому уполномоченному в связи с некорректным применением страховыми организациями коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО (далее - КБМ). Этот коэффициент учитывает надбавки и скидки за безаварийную езду и влияет на конечную стоимость страхования. Если потребитель финансовых услуг не согласен с примененным для расчета страховой премии значением КБМ, то он может обратиться в свою страховую организацию или в организацию, с которой предполагается заключить договор ОСАГО, чтобы изменить значение КБМ в автоматизированной информационной системе ОСАГО (далее - АИС ОСАГО).
Статья: Привлечение к административной ответственности за несоблюдение требований, касающихся обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (проблемы и пути их решения)
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)Согласно п. 9 ст. 15 данного Федерального закона в этом случае страховщик вносит соответствующие изменения в автоматизированную систему обязательного страхования (далее - АИС ОСАГО), созданную в соответствии со ст. 30 того же Федерального закона, не позднее 5 рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис ОСАГО.
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)Согласно п. 9 ст. 15 данного Федерального закона в этом случае страховщик вносит соответствующие изменения в автоматизированную систему обязательного страхования (далее - АИС ОСАГО), созданную в соответствии со ст. 30 того же Федерального закона, не позднее 5 рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис ОСАГО.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Класс коэффициента КБМ юридического лица по транспортному средству по действующему договору обязательного страхования определяется на основании класса коэффициента КБМ юридического лица по транспортному средству, который был определен на период коэффициента КБМ, и количества страховых возмещений по данному транспортному средству, включенных в АИС ОСАГО в течение периода коэффициента КБМ. Коэффициент КБМ юридического лица определяется ежегодно на период коэффициента КБМ, является неизменным в течение указанного периода и применяется по всем договорам обязательного страхования, заключенным в указанный период в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Класс коэффициента КБМ юридического лица по транспортному средству по действующему договору обязательного страхования определяется на основании класса коэффициента КБМ юридического лица по транспортному средству, который был определен на период коэффициента КБМ, и количества страховых возмещений по данному транспортному средству, включенных в АИС ОСАГО в течение периода коэффициента КБМ. Коэффициент КБМ юридического лица определяется ежегодно на период коэффициента КБМ, является неизменным в течение указанного периода и применяется по всем договорам обязательного страхования, заключенным в указанный период в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.