Аис налог 3
Подборка наиболее важных документов по запросу Аис налог 3 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, решение о проведении выездной проверки принято налоговым органом в декабре 2021 г., зарегистрировано в АИС "Налог-3", следовательно, 2018, 2019, 2020 гг. являются календарными годами, предшествующими 2021 г.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, решение о проведении выездной проверки принято налоговым органом в декабре 2021 г., зарегистрировано в АИС "Налог-3", следовательно, 2018, 2019, 2020 гг. являются календарными годами, предшествующими 2021 г.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 69 "Требование об уплате задолженности" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, признавая позицию общества правомерной, указал, что при отсутствии первичных документов, подтверждающих задолженность и период ее образования, сами по себе пояснения налогового органа ничего не доказывают. Также не подтверждают задолженность скриншоты из программы АИС "Налог-3", поскольку они не соотносятся с данными требования, лишены надлежащего документального подтверждения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, признавая позицию общества правомерной, указал, что при отсутствии первичных документов, подтверждающих задолженность и период ее образования, сами по себе пояснения налогового органа ничего не доказывают. Также не подтверждают задолженность скриншоты из программы АИС "Налог-3", поскольку они не соотносятся с данными требования, лишены надлежащего документального подтверждения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@
"Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")"МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")"МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Готовое решение: Как СМСП и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса получить субсидии на карантин и на нерабочие дни (не актуализируется с 5 мая 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)После 15 декабря 2021 г. инспекция не принимает и не обрабатывает заявления о предоставлении субсидий на нерабочие дни в программе АИС "Налог-3".
(КонсультантПлюс, 2023)После 15 декабря 2021 г. инспекция не принимает и не обрабатывает заявления о предоставлении субсидий на нерабочие дни в программе АИС "Налог-3".
Готовое решение: Налоговый мониторинг
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 января 2026 г. установлен период, в течение которого организации могут подготовить свои информационные системы для интеграции с АИС "Налог-3". При проведении налогового мониторинга за периоды до указанной даты организации могут передавать документы (информацию) в налоговый орган как путем предоставления доступа к своей информационной системе, так и по ТКС (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ, Письмо ФНС России от 02.08.2023 N СД-19-23/233@);
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 января 2026 г. установлен период, в течение которого организации могут подготовить свои информационные системы для интеграции с АИС "Налог-3". При проведении налогового мониторинга за периоды до указанной даты организации могут передавать документы (информацию) в налоговый орган как путем предоставления доступа к своей информационной системе, так и по ТКС (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ, Письмо ФНС России от 02.08.2023 N СД-19-23/233@);
Статья: К вопросу о содержании понятия "публичные финансы"
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Во-вторых, целесообразно отметить автоматизированную информационную систему Федеральной налоговой службы АИС "Налог-3", запущенную в 2016 г. для автоматизации деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, включая прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям <24>.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Во-вторых, целесообразно отметить автоматизированную информационную систему Федеральной налоговой службы АИС "Налог-3", запущенную в 2016 г. для автоматизации деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, включая прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям <24>.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В последнее время наметилась тенденция обсуждения создания отдельных цифровых кодексов. По заявлению Минцифры России, цифровой кодекс "должен унифицировать имеющиеся регуляторные особенности в сфере связи, цифровой трансформации и телекома, а также ввести в правовое поле новые технологии и разработки" <1>, причем данный документ должен позволить "сформировать стройную взаимоувязанную систему отраслевых правовых норм... обеспечивающий комплексное регулирование развития и использования информационных технологий и инфраструктуры связи" <2>. В сфере контрольно-надзорных отношений о разработке Цифрового налогового кодекса заявили налоговые органы. ФНС России разработала единую цифровую методологическую модель проведения налогового мониторинга, которая включает в себя несколько актов: справочники контролей (этапов контроля) <3>, справочник регистров <4> и справочник статей Налогового кодекса РФ <5> для проведения налогового мониторинга. Факт появления такого документа обусловлен необходимостью стандартизации информации, контрольных действий и унификации алгоритмов автоматического контроля для использования АИС "Налог-3" и содержит описание механизма кодирования технико-экономической информации для возможности обеспечения автоматизации проведения налогового мониторинга, использования единых стандартов кодирования информации со стороны органа контроля и налогоплательщика (объекта контроля). ФНС России в утвержденные приказами порядки ведения справочников включает описание каждой таблицы и ее состав, вводит определенные коды, позволяющие систематизировать информацию. Основываясь на анализе обозначенных приказов ФНС России, можно сделать вывод, что Цифровой налоговый кодекс - это совокупность актов, содержащих требования к кодированию и идентификации информации и положений норм действующего законодательства, вносимых записей, наименование полей, определяющих формат и требования для перевода в цифровой формат указанных данных и наполнения ими автоматизированной системы. Соответственно, можно выделить цифровую норму - правило, определяющее требование к формату оцифровки, кодирования информации, для размещения в цифровой среде. При этом представляется, что цифровые нормы являются разновидностью технических норм, поскольку содержательно устанавливают требования программно-инженерного характера, причем подобные правила являются обязательными для налогового органа и для налогоплательщика, иначе реализация заключенного соглашения о проведении налогового мониторинга будет невозможна. Соответственно, указанные нормы являются технико-юридическими.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В последнее время наметилась тенденция обсуждения создания отдельных цифровых кодексов. По заявлению Минцифры России, цифровой кодекс "должен унифицировать имеющиеся регуляторные особенности в сфере связи, цифровой трансформации и телекома, а также ввести в правовое поле новые технологии и разработки" <1>, причем данный документ должен позволить "сформировать стройную взаимоувязанную систему отраслевых правовых норм... обеспечивающий комплексное регулирование развития и использования информационных технологий и инфраструктуры связи" <2>. В сфере контрольно-надзорных отношений о разработке Цифрового налогового кодекса заявили налоговые органы. ФНС России разработала единую цифровую методологическую модель проведения налогового мониторинга, которая включает в себя несколько актов: справочники контролей (этапов контроля) <3>, справочник регистров <4> и справочник статей Налогового кодекса РФ <5> для проведения налогового мониторинга. Факт появления такого документа обусловлен необходимостью стандартизации информации, контрольных действий и унификации алгоритмов автоматического контроля для использования АИС "Налог-3" и содержит описание механизма кодирования технико-экономической информации для возможности обеспечения автоматизации проведения налогового мониторинга, использования единых стандартов кодирования информации со стороны органа контроля и налогоплательщика (объекта контроля). ФНС России в утвержденные приказами порядки ведения справочников включает описание каждой таблицы и ее состав, вводит определенные коды, позволяющие систематизировать информацию. Основываясь на анализе обозначенных приказов ФНС России, можно сделать вывод, что Цифровой налоговый кодекс - это совокупность актов, содержащих требования к кодированию и идентификации информации и положений норм действующего законодательства, вносимых записей, наименование полей, определяющих формат и требования для перевода в цифровой формат указанных данных и наполнения ими автоматизированной системы. Соответственно, можно выделить цифровую норму - правило, определяющее требование к формату оцифровки, кодирования информации, для размещения в цифровой среде. При этом представляется, что цифровые нормы являются разновидностью технических норм, поскольку содержательно устанавливают требования программно-инженерного характера, причем подобные правила являются обязательными для налогового органа и для налогоплательщика, иначе реализация заключенного соглашения о проведении налогового мониторинга будет невозможна. Соответственно, указанные нормы являются технико-юридическими.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Активно осуществляется цифровизация налогового администрирования и контроля <3>. В целях цифровизации деятельности ФНС России функционируют автоматизированная информационная система "Налог-3" <4> (АИС "Налог-3") и Федеральная информационная адресная система.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Активно осуществляется цифровизация налогового администрирования и контроля <3>. В целях цифровизации деятельности ФНС России функционируют автоматизированная информационная система "Налог-3" <4> (АИС "Налог-3") и Федеральная информационная адресная система.
Статья: Машиночитаемое право в сфере публичных финансов: перспективы и риски
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)<2> Так, в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088 "О государственной автоматизированной системе "Управление" (см.: СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 101) принята Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (см.: распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р // СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4773). Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. N 162-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование налогового администрирования" (см.: СЗ РФ. 2014. N 7. Ст. 711) определен перечень мероприятий, направленных на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота, создана информационная система Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3)" (см.: Приказ ФНС от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134 // СПС "КонсультантПлюс"), введена налоговая отчетность в электронном виде и возможность ее предоставления в налоговые органы посредством телекоммуникационных каналов связи, верификации подписи документов в электронном виде, созданы личные кабинеты налогоплательщиков, система налогового мониторинга с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, ведется формирование в открытом доступе специальных сервисов "Открытые данные", "Прозрачный бизнес", Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (см.: ст. 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", введенную Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. I). Ст. 28); внедряются сервисы, позволяющие в электронном виде при введении расчетных показателей выбрать режим налогообложения, рассчитывать отдельные виды налогов, формировать платежные документы и пр. В настоящее время сфера налоговых отношений стала полигоном для проведения экспериментов по внедрению цифровых технологий не только в нормотворческие, но и в правореализационные и правоприменительные процессы, нормативная основа которых заложена Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (см.: СЗ РФ. 2022. N 9 (ч. I). Ст. 1249).
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)<2> Так, в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088 "О государственной автоматизированной системе "Управление" (см.: СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 101) принята Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (см.: распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р // СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4773). Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. N 162-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование налогового администрирования" (см.: СЗ РФ. 2014. N 7. Ст. 711) определен перечень мероприятий, направленных на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота, создана информационная система Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3)" (см.: Приказ ФНС от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134 // СПС "КонсультантПлюс"), введена налоговая отчетность в электронном виде и возможность ее предоставления в налоговые органы посредством телекоммуникационных каналов связи, верификации подписи документов в электронном виде, созданы личные кабинеты налогоплательщиков, система налогового мониторинга с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, ведется формирование в открытом доступе специальных сервисов "Открытые данные", "Прозрачный бизнес", Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (см.: ст. 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", введенную Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. I). Ст. 28); внедряются сервисы, позволяющие в электронном виде при введении расчетных показателей выбрать режим налогообложения, рассчитывать отдельные виды налогов, формировать платежные документы и пр. В настоящее время сфера налоговых отношений стала полигоном для проведения экспериментов по внедрению цифровых технологий не только в нормотворческие, но и в правореализационные и правоприменительные процессы, нормативная основа которых заложена Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (см.: СЗ РФ. 2022. N 9 (ч. I). Ст. 1249).
Статья: Спорное требование. Какой документ об уплате налога суд может отменить?
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Также арбитры обратили внимание, что в отсутствие вышеупомянутых документов, которыми можно было бы подтвердить налоговый долг организации и период, когда он появился, пояснения, данные инспекторами, не могут сами по себе доказать данные факты. "Так же как и не подтверждают указанные выше обстоятельства и скриншоты из программы "АИС "Налог-3", поскольку данные скриншоты не соотносятся с данными требования, лишены надлежащего документального подтверждения", - отметили судьи (цитата по комментируемому Постановлению).
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Также арбитры обратили внимание, что в отсутствие вышеупомянутых документов, которыми можно было бы подтвердить налоговый долг организации и период, когда он появился, пояснения, данные инспекторами, не могут сами по себе доказать данные факты. "Так же как и не подтверждают указанные выше обстоятельства и скриншоты из программы "АИС "Налог-3", поскольку данные скриншоты не соотносятся с данными требования, лишены надлежащего документального подтверждения", - отметили судьи (цитата по комментируемому Постановлению).
Статья: Первый год работы в налоговом мониторинге
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)Помимо этого, инспекции анализировали отраслевые риски, самостоятельно указанные участниками налогового мониторинга в матрице рисков или в рамках описания бизнес-процессов для 16-го отраслевого сервиса в АИС "Налог-3". Так, налоговые органы запрашивали производственные расчеты, схемы производства продукции, просили предоставить комментарии в отношении ключевых договоров реализации продукции.
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)Помимо этого, инспекции анализировали отраслевые риски, самостоятельно указанные участниками налогового мониторинга в матрице рисков или в рамках описания бизнес-процессов для 16-го отраслевого сервиса в АИС "Налог-3". Так, налоговые органы запрашивали производственные расчеты, схемы производства продукции, просили предоставить комментарии в отношении ключевых договоров реализации продукции.
Статья: Комментарий к Приказу Федеральной налоговой службы от 17.05.2024 N ЕД-7-31/398@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@ "Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3"
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11)"Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11)"Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11
Информация: Открыт набор в рабочую группу для будущих участников налогового мониторинга
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Начался прием заявок в рабочую группу по реализации 13-го этапа пилотного проекта ФНС России "Интеграция АИС "Налог-3" с информационными системами организаций - участников налогового мониторинга".
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Начался прием заявок в рабочую группу по реализации 13-го этапа пилотного проекта ФНС России "Интеграция АИС "Налог-3" с информационными системами организаций - участников налогового мониторинга".