Агрессивное налоговое планирование
Подборка наиболее важных документов по запросу Агрессивное налоговое планирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Международный опыт борьбы с агрессивными методами налогового планирования путем указания на отмывание денег на примере Российской Федерации и Республики Индия
(Гисматуллина А.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)"Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1
(Гисматуллина А.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)"Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1
Нормативные акты
"Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения"
(Заключена в г. Париже 24.11.2016)признавая, что правительства несут значительные потери бюджета в части налога на прибыль организаций из-за агрессивного международного налогового планирования, в результате которого прибыль искусственно выводится на территории, где она не облагается налогом или облагается по пониженной ставке;
(Заключена в г. Париже 24.11.2016)признавая, что правительства несут значительные потери бюджета в части налога на прибыль организаций из-за агрессивного международного налогового планирования, в результате которого прибыль искусственно выводится на территории, где она не облагается налогом или облагается по пониженной ставке;
<Письмо> ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@
"О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)"
(вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России)Данные рекомендации распространяются также на слова "агрессивное налоговое планирование".
"О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)"
(вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России)Данные рекомендации распространяются также на слова "агрессивное налоговое планирование".
Статья: Общие и специальные налоговые антиуклонительные меры в налоговом праве РФ: использование чужого опыта
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2024, N 11)Когда предприниматели начали практиковать в 90-е годы агрессивное налоговое планирование, основанное прежде всего на создании групп компаний в России и за рубежом, на использовании так называемых подставных компаний для размывания налоговой базы, переноса прибыли и неправомерного использования налоговых льгот и преимуществ, то налоговые органы РФ достаточно быстро поняли, что при формальном соответствии поведения налогоплательщика правилам налоговых законов происходит что-то неправильное по существу. Но налоговые органы не обладали полномочиями против такого поведения, налоговое законодательство было в этом отношении весьма скудным и не содержало ни общих, ни специальных антиуклонительных правил, применимых к новому для страны явлению - агрессивному налоговому планированию. Попытки налоговых органов задействовать гражданско-правовые механизмы в качестве средства борьбы с уклонением от уплаты налогов привели к большому количеству судебных споров о признании сделок недействительными по различным основаниям, включая применение двусторонней реституции по антисоциальным сделкам. Судебные споры по этим вопросам не привели к появлению какого-либо решения, позволяющего сбалансированно защитить интересы государства и налогоплательщиков путем использования инструментария Гражданского кодекса РФ.
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2024, N 11)Когда предприниматели начали практиковать в 90-е годы агрессивное налоговое планирование, основанное прежде всего на создании групп компаний в России и за рубежом, на использовании так называемых подставных компаний для размывания налоговой базы, переноса прибыли и неправомерного использования налоговых льгот и преимуществ, то налоговые органы РФ достаточно быстро поняли, что при формальном соответствии поведения налогоплательщика правилам налоговых законов происходит что-то неправильное по существу. Но налоговые органы не обладали полномочиями против такого поведения, налоговое законодательство было в этом отношении весьма скудным и не содержало ни общих, ни специальных антиуклонительных правил, применимых к новому для страны явлению - агрессивному налоговому планированию. Попытки налоговых органов задействовать гражданско-правовые механизмы в качестве средства борьбы с уклонением от уплаты налогов привели к большому количеству судебных споров о признании сделок недействительными по различным основаниям, включая применение двусторонней реституции по антисоциальным сделкам. Судебные споры по этим вопросам не привели к появлению какого-либо решения, позволяющего сбалансированно защитить интересы государства и налогоплательщиков путем использования инструментария Гражданского кодекса РФ.
Статья: Диагностика налоговой выгоды в национальном и международном праве (методологические аспекты)
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)Нередко можно встретить мнение, что нет принципиальной разницы между терминами main, dominant, primary, principal <19>, когда тестируется цель сделки в налоговом праве. Действительно, было бы неверно сводить все к лингвистическим особенностям, однако не следует и предаваться другой крайности - не видеть осознанного выбора в пользу формулировки "одна из основных целей". Главная или доминирующая цель - это цель единственная. И постановка вопроса именно таким образом обеспечивает успешное противодействие только схемам явно искусственной природы, случаям агрессивного налогового планирования. PPT имеет более тонкую настройку и призван создать условия для справедливого, экономически обоснованного налогообложения и в случаях, когда цель минимизации налога входит в число основных, но не выступает в качестве единственной.
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)Нередко можно встретить мнение, что нет принципиальной разницы между терминами main, dominant, primary, principal <19>, когда тестируется цель сделки в налоговом праве. Действительно, было бы неверно сводить все к лингвистическим особенностям, однако не следует и предаваться другой крайности - не видеть осознанного выбора в пользу формулировки "одна из основных целей". Главная или доминирующая цель - это цель единственная. И постановка вопроса именно таким образом обеспечивает успешное противодействие только схемам явно искусственной природы, случаям агрессивного налогового планирования. PPT имеет более тонкую настройку и призван создать условия для справедливого, экономически обоснованного налогообложения и в случаях, когда цель минимизации налога входит в число основных, но не выступает в качестве единственной.
Статья: Концепция общих правил против уклонения от уплаты налогов в российском налоговом законодательстве
(Андрианова Н.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Ключевые слова: международное налогообложение, деофшоризация, налоговая выгода, налоговое планирование, оптимизация налогообложения, агрессивное налоговое планирование, минимизация налогообложения, противодействие уклонению от уплаты налогов, доктрина деловой цели, доктрина преобладания существа сделки над формой.
(Андрианова Н.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Ключевые слова: международное налогообложение, деофшоризация, налоговая выгода, налоговое планирование, оптимизация налогообложения, агрессивное налоговое планирование, минимизация налогообложения, противодействие уклонению от уплаты налогов, доктрина деловой цели, доктрина преобладания существа сделки над формой.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- нормы-запреты: недопустимость нарушения международного и национального публичных порядков; недопустимость поведения, выходящего за установленные пределы осуществления прав и (или) правомочий; недопустимость злоупотребления процессуальными правами; запрет дискриминации; антиуклонительные и антизлоупотребительные правила (в части норм, запрещающих злоупотребление налоговыми нормами, агрессивное налоговое планирование, уклонение от исчисления и уплаты налогов, искусственные налоговые схемы, недобросовестные сделки или транзакции); недопустимость злоупотребления цифровыми технологиями (кибернедобросовестности);
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- нормы-запреты: недопустимость нарушения международного и национального публичных порядков; недопустимость поведения, выходящего за установленные пределы осуществления прав и (или) правомочий; недопустимость злоупотребления процессуальными правами; запрет дискриминации; антиуклонительные и антизлоупотребительные правила (в части норм, запрещающих злоупотребление налоговыми нормами, агрессивное налоговое планирование, уклонение от исчисления и уплаты налогов, искусственные налоговые схемы, недобросовестные сделки или транзакции); недопустимость злоупотребления цифровыми технологиями (кибернедобросовестности);
Статья: Трансформация международного налогово-правового регулирования и национальные интересы
(Кучеров И.И., Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Иллюзия перехода к многостороннему формату как взаимовыгодному решению налогово-правовых проблем проявилась и в сфере межгосударственного обмена налогозначимой информацией. Хотя двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения доходов, основанные на МК ОЭСР и/или МК ООН, содержат положения, регламентирующие административное взаимодействие налоговых (финансовых) органов: взаимосогласительные процедуры (ст. 25); обмен информацией (ст. 26); помощь во взыскании налогов (ст. 27), в силу ограниченного формата отношений они не могут быть эффективно использованы при анализе сложных схем агрессивного налогового планирования. На "помощь" пришла Многосторонняя конвенция Совета Европы и ОЭСР 1988 г. о взаимной административной помощи по налоговым делам <50>, участницей которой является Российская Федерация <51>.
(Кучеров И.И., Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Иллюзия перехода к многостороннему формату как взаимовыгодному решению налогово-правовых проблем проявилась и в сфере межгосударственного обмена налогозначимой информацией. Хотя двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения доходов, основанные на МК ОЭСР и/или МК ООН, содержат положения, регламентирующие административное взаимодействие налоговых (финансовых) органов: взаимосогласительные процедуры (ст. 25); обмен информацией (ст. 26); помощь во взыскании налогов (ст. 27), в силу ограниченного формата отношений они не могут быть эффективно использованы при анализе сложных схем агрессивного налогового планирования. На "помощь" пришла Многосторонняя конвенция Совета Европы и ОЭСР 1988 г. о взаимной административной помощи по налоговым делам <50>, участницей которой является Российская Федерация <51>.
Статья: Причины неправомерного поведения налогоплательщиков
(Садовский Д.С.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Тем не менее при исследовании феномена неуплаты налогов использование формулировки "причины уклонения от уплаты налогов" представляется неким самоограничением, поскольку она будто бы упускает такие актуальные понятия, как "избежание уплаты налогов" (tax avoidance), "незаконная/недопустимая налоговая минимизация/оптимизация", "агрессивное налоговое планирование" (aggressive tax planning), "налоговое мошенничество" (tax fraud) и др. Следует отметить, что разграничение этих и других смежных понятий представляет из себя нерешенную проблему как в российском, так и в зарубежном налоговом праве <3>. Поэтому при анализе причин поведения налогоплательщиков более целесообразно использовать базовую категорию правомерности.
(Садовский Д.С.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Тем не менее при исследовании феномена неуплаты налогов использование формулировки "причины уклонения от уплаты налогов" представляется неким самоограничением, поскольку она будто бы упускает такие актуальные понятия, как "избежание уплаты налогов" (tax avoidance), "незаконная/недопустимая налоговая минимизация/оптимизация", "агрессивное налоговое планирование" (aggressive tax planning), "налоговое мошенничество" (tax fraud) и др. Следует отметить, что разграничение этих и других смежных понятий представляет из себя нерешенную проблему как в российском, так и в зарубежном налоговом праве <3>. Поэтому при анализе причин поведения налогоплательщиков более целесообразно использовать базовую категорию правомерности.
Статья: Информация о налогах в нефинансовой отчетности корпораций
(Сапожникова Н.Г., Сердюк В.Н., Ткачева М.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Корпорации обязаны соблюдать налоговое законодательство и нести ответственность перед своими заинтересованными сторонами в плане применения современных налоговых практик. Соблюдение законных требований, честность и прозрачность в налогообложении способствуют созданию благоприятной бизнес-среды, развитию экономики и созданию долгосрочной стабильности корпорации и страны в целом. При минимизации корпорацией налоговых обязательств доходы бюджетов могут уменьшиться, что приведет к увеличению государственного долга и необходимости осуществлять дополнительные выплаты иным налогоплательщикам. В Стандарте "GRI 207: Налоги 2019" отмечается, что уклонение и минимизация выплаты налогов корпорациями может получить развитие агрессивного налогового планирования, основанного на мнении о возможности утраты конкурентоспособности. Публичная отчетность о выплачиваемых налогах повышает прозрачность отчетности, доверие к налоговой практике корпораций и действующим налоговым системам, что позволяет заинтересованным сторонам принимать обоснованные экономические решения. Налоговая прозрачность повышает общественный статус корпорации и поддерживает мнение о социальной направленности политики корпорации.
(Сапожникова Н.Г., Сердюк В.Н., Ткачева М.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Корпорации обязаны соблюдать налоговое законодательство и нести ответственность перед своими заинтересованными сторонами в плане применения современных налоговых практик. Соблюдение законных требований, честность и прозрачность в налогообложении способствуют созданию благоприятной бизнес-среды, развитию экономики и созданию долгосрочной стабильности корпорации и страны в целом. При минимизации корпорацией налоговых обязательств доходы бюджетов могут уменьшиться, что приведет к увеличению государственного долга и необходимости осуществлять дополнительные выплаты иным налогоплательщикам. В Стандарте "GRI 207: Налоги 2019" отмечается, что уклонение и минимизация выплаты налогов корпорациями может получить развитие агрессивного налогового планирования, основанного на мнении о возможности утраты конкурентоспособности. Публичная отчетность о выплачиваемых налогах повышает прозрачность отчетности, доверие к налоговой практике корпораций и действующим налоговым системам, что позволяет заинтересованным сторонам принимать обоснованные экономические решения. Налоговая прозрачность повышает общественный статус корпорации и поддерживает мнение о социальной направленности политики корпорации.
Статья: Интеграционное налоговое право и новый миропорядок
(Толстопятенко Г.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Первым успешным международным проектом в решении этой проблемы стал План BEPS (Base Erosion and Profit Shifting (BEPS) Project), разработанный ОЭСР и опубликованный 5 октября 2015 г. <16>. В соответствии с этим документом, который, по существу, является одним из источников "мягкого права", государствам были предложены рекомендации по изменению национального налогового законодательства и международных договоров об избежании двойного налогообложения, направленные против практики уклонения от налогов путем агрессивного налогового планирования.
(Толстопятенко Г.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Первым успешным международным проектом в решении этой проблемы стал План BEPS (Base Erosion and Profit Shifting (BEPS) Project), разработанный ОЭСР и опубликованный 5 октября 2015 г. <16>. В соответствии с этим документом, который, по существу, является одним из источников "мягкого права", государствам были предложены рекомендации по изменению национального налогового законодательства и международных договоров об избежании двойного налогообложения, направленные против практики уклонения от налогов путем агрессивного налогового планирования.
Статья: Специальные антиуклонительные правила в международном налогообложении: правовая природа и перспективы развития
(Мачехин В.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Традиционная система налогообложения и борьбы с уклонением от уплаты налогов ТНК демонстрирует невозможность эффективной работы по-прежнему и неспособность к дальнейшему усовершенствованию без изменения правовых принципов ее основы. Налогообложение прибыли ТНК на основе налогообложения их отдельных компаний привело к возможности искажения налоговой базы ТНК и к агрессивному налоговому планированию ТНК. Введение различных национальных и международных общих и специальных антиуклонительных мер во многом показывает, что государства в ряде случаев фактически признают налоговое единство ТНК при формальном налогообложении прибыли отдельных компаний ТНК.
(Мачехин В.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Традиционная система налогообложения и борьбы с уклонением от уплаты налогов ТНК демонстрирует невозможность эффективной работы по-прежнему и неспособность к дальнейшему усовершенствованию без изменения правовых принципов ее основы. Налогообложение прибыли ТНК на основе налогообложения их отдельных компаний привело к возможности искажения налоговой базы ТНК и к агрессивному налоговому планированию ТНК. Введение различных национальных и международных общих и специальных антиуклонительных мер во многом показывает, что государства в ряде случаев фактически признают налоговое единство ТНК при формальном налогообложении прибыли отдельных компаний ТНК.
Статья: Правовой режим налоговых льгот
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)В последнее десятилетие в России не только получили развитие положения законодательства о налогах и сборах, регулирующие особенности действия во времени, пространстве и по кругу лиц всех норм, но и были закреплены специальные правила для некоторых видов льгот и преференций по налогам и сборам <48>. В результате был расширен блок общих законодательных основ соответствующих ПР НЛ. Потребность в этом была вызвана необходимостью решения задач пространственного развития <49>. На увеличение соответствующего пласта регуляции также повлияли меры по защите национальной налоговой базы, противодействию ее размыванию и агрессивному налоговому планированию (в том числе с использованием положений, предусмотренных действующими международными договорами РФ в налоговой сфере).
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)В последнее десятилетие в России не только получили развитие положения законодательства о налогах и сборах, регулирующие особенности действия во времени, пространстве и по кругу лиц всех норм, но и были закреплены специальные правила для некоторых видов льгот и преференций по налогам и сборам <48>. В результате был расширен блок общих законодательных основ соответствующих ПР НЛ. Потребность в этом была вызвана необходимостью решения задач пространственного развития <49>. На увеличение соответствующего пласта регуляции также повлияли меры по защите национальной налоговой базы, противодействию ее размыванию и агрессивному налоговому планированию (в том числе с использованием положений, предусмотренных действующими международными договорами РФ в налоговой сфере).