Агитация в социальных сетях
Подборка наиболее важных документов по запросу Агитация в социальных сетях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.3.3 "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации" КоАП РФСодержание данной наглядной агитации явно выражено негативным отношением к Вооруженным силам Российской Федерации и фактически являющейся аналогичным по содержанию информацией, имеющейся в общедоступной сети Интернет, а также в социальных сетях, транслирующих негативное отношение к проводимой военной операции Вооруженных сил Российской Федерации, содержащие в том числе, призывы и лозунги."
Апелляционное определение Самарского областного суда от 04.09.2023 по делу N 33а-11425/2023 (УИД 63RS0029-02-2023-008273-69)
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене решения избирательной комиссии о регистрации гражданина кандидатом на избираемую должность.
Решение: Отказано.При этом, отклоняя доводы административного истца о незаконном использовании ресурса социальной сети "ВКонтакте" в целях агитации, суд исходил из того, что фактически при использовании QR-кода обеспечивается переход на персональную страницу административного ответчика в указанной социальной сети, однако информирование избирателей о наименовании социальных сетей, в которых имеется персональная страница кандидата, само по себе не свидетельствует об использовании товарных знаков и имеет иные соответствующие закону цели, связанные с избирательной кампанией кандидата.
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене решения избирательной комиссии о регистрации гражданина кандидатом на избираемую должность.
Решение: Отказано.При этом, отклоняя доводы административного истца о незаконном использовании ресурса социальной сети "ВКонтакте" в целях агитации, суд исходил из того, что фактически при использовании QR-кода обеспечивается переход на персональную страницу административного ответчика в указанной социальной сети, однако информирование избирателей о наименовании социальных сетей, в которых имеется персональная страница кандидата, само по себе не свидетельствует об использовании товарных знаков и имеет иные соответствующие закону цели, связанные с избирательной кампанией кандидата.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение искусственного интеллекта в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Ценным источником цифровых следов фигурантов финансовых расследований выступают социальные сети и интернет-мессенджеры. Помимо агитации, вербовочной обработки и рекрутирования пособников и исполнителей преступлений данные ресурсы используются для сбора и перевода средств в противоправных целях, легализации преступных доходов [12, с. 57 - 62].
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Ценным источником цифровых следов фигурантов финансовых расследований выступают социальные сети и интернет-мессенджеры. Помимо агитации, вербовочной обработки и рекрутирования пособников и исполнителей преступлений данные ресурсы используются для сбора и перевода средств в противоправных целях, легализации преступных доходов [12, с. 57 - 62].
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Однако практическая реализация субъектом прав, предусмотренных в настоящей статье, применительно к таким видам агитации крайне затруднительна в силу незаметности для субъекта персональных данных. В отличие от случаев получения прямолинейных агитационных материалов выявить факт агитации в общем массиве информации, который предоставляется субъекту в социальных сетях, практически невозможно. Тенденциозный материал воздействует продолжительно и постепенно, а не одномоментно, что затрудняет вычленение соответствующей информации для последующего обращения в уполномоченные органы за защитой прав. Особенно сложно найти конкретное лицо, которое выступает оператором в данном случае и обязанным лицом в части исполнения обязанностей, предусмотренных в настоящей статье. В этой связи положения комментируемой статьи о правах субъекта применительно к политической агитации носят в большинстве своем декларативный характер.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Однако практическая реализация субъектом прав, предусмотренных в настоящей статье, применительно к таким видам агитации крайне затруднительна в силу незаметности для субъекта персональных данных. В отличие от случаев получения прямолинейных агитационных материалов выявить факт агитации в общем массиве информации, который предоставляется субъекту в социальных сетях, практически невозможно. Тенденциозный материал воздействует продолжительно и постепенно, а не одномоментно, что затрудняет вычленение соответствующей информации для последующего обращения в уполномоченные органы за защитой прав. Особенно сложно найти конкретное лицо, которое выступает оператором в данном случае и обязанным лицом в части исполнения обязанностей, предусмотренных в настоящей статье. В этой связи положения комментируемой статьи о правах субъекта применительно к политической агитации носят в большинстве своем декларативный характер.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)6.2. Зарегистрированные товарные знаки социальных сетей могут быть использованы кандидатом в агитационных материалах с согласия правообладателей этих товарных знаков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)6.2. Зарегистрированные товарные знаки социальных сетей могут быть использованы кандидатом в агитационных материалах с согласия правообладателей этих товарных знаков.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 17
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"граждане (в частности, кандидат, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, физическое лицо, уполномоченное выступать от имени кандидата, избирательного объединения (например, доверенное лицо), или физическое лицо, привлеченное к проведению предвыборной агитации (в том числе на основании договора (соглашения) о выполнении определенных работ (об оказании услуг) либо осуществляющее ее самостоятельно по собственной инициативе, владелец сайта или страницы сайта в сети "Интернет" (включая страницу в социальной сети, страницу сайта (канал) сервиса обмена мгновенными сообщениями), на которых размещается общедоступная информация, доступ к которой предоставляется для неопределенного круга лиц);
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"граждане (в частности, кандидат, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, физическое лицо, уполномоченное выступать от имени кандидата, избирательного объединения (например, доверенное лицо), или физическое лицо, привлеченное к проведению предвыборной агитации (в том числе на основании договора (соглашения) о выполнении определенных работ (об оказании услуг) либо осуществляющее ее самостоятельно по собственной инициативе, владелец сайта или страницы сайта в сети "Интернет" (включая страницу в социальной сети, страницу сайта (канал) сервиса обмена мгновенными сообщениями), на которых размещается общедоступная информация, доступ к которой предоставляется для неопределенного круга лиц);
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Для осуществления своего преступного замысла экстремисты используют сферу телекоммуникаций и компьютерной информации, демонстрируя материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, а также материалы, относящиеся к преступлениям против здоровья населения, общественной безопасности и нравственности, против основ конституционного строя и безопасности государства. Молодежь, которая откликается на демонстрацию перечисленных материалов, попадает в список будущих кандидатов. С этого момента начинается следующий этап вербовочной работы с кандидатами для осуществления на них психологического и агитационного воздействия, конечной целью которого является реальная вербовка для совершения будущих тяжких и особо тяжких преступлений. В ходе регулярно проводимого мониторинга информационных ресурсов сети Интернет выявляются страницы социальной сети "ВКонтакте" с призывами к участию в шествиях и митингах националистов, которые на момент их проведения не согласовываются с органами власти <579>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Для осуществления своего преступного замысла экстремисты используют сферу телекоммуникаций и компьютерной информации, демонстрируя материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, а также материалы, относящиеся к преступлениям против здоровья населения, общественной безопасности и нравственности, против основ конституционного строя и безопасности государства. Молодежь, которая откликается на демонстрацию перечисленных материалов, попадает в список будущих кандидатов. С этого момента начинается следующий этап вербовочной работы с кандидатами для осуществления на них психологического и агитационного воздействия, конечной целью которого является реальная вербовка для совершения будущих тяжких и особо тяжких преступлений. В ходе регулярно проводимого мониторинга информационных ресурсов сети Интернет выявляются страницы социальной сети "ВКонтакте" с призывами к участию в шествиях и митингах националистов, которые на момент их проведения не согласовываются с органами власти <579>.
Статья: О цифровом суверенитете
(Романовский Г.Б., Романовская О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Построение личностных ориентиров зависит от многих факторов, где получение информации играет решающую роль. Обращение к работам нейроспециалистов показывает, что человеческий мозг потребляет все происходящее вовне, ничто не проходит бесследно (в том числе на подсознательном уровне). Это означает, что в наш век информационных технологий главенствующее значение приобретают формы коммуникаций, благодаря которым происходит передача соответствующей информации. Именно поэтому в оборот вводятся такие формулировки, как информационная война, информационная безопасность. Сейчас каналами передачи выступает цифровой мир, где строится ключевое информационное поле. А это мессенджеры, телеграм-каналы, социальные сети, чаты, имиджборды и мн. др. Их особенность заключается и в том, что передача информации возможна вне пределов государственных границ и в режиме реального времени.
(Романовский Г.Б., Романовская О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Построение личностных ориентиров зависит от многих факторов, где получение информации играет решающую роль. Обращение к работам нейроспециалистов показывает, что человеческий мозг потребляет все происходящее вовне, ничто не проходит бесследно (в том числе на подсознательном уровне). Это означает, что в наш век информационных технологий главенствующее значение приобретают формы коммуникаций, благодаря которым происходит передача соответствующей информации. Именно поэтому в оборот вводятся такие формулировки, как информационная война, информационная безопасность. Сейчас каналами передачи выступает цифровой мир, где строится ключевое информационное поле. А это мессенджеры, телеграм-каналы, социальные сети, чаты, имиджборды и мн. др. Их особенность заключается и в том, что передача информации возможна вне пределов государственных границ и в режиме реального времени.
Статья: Государственное управление в условиях цифровизации: зарубежный опыт, проблемы и перспективы развития
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Следует отметить, что технология Big Data активно применяется в практике зарубежных стран при мониторинге, планировании и оценке результатов, достигаемых органами власти. Например, в предвыборной борьбе (ярким примером является предвыборная кампания 2016 г. в США). Технологию используют при анализе данных избирателей: их настроений, интересов и предпочтений. Алгоритм проводит изучение комментариев и реакций (более известные как "лайк" или "дизлайк") пользователей в социальных сетях, на основе которых составляет группы людей, поддерживающих или не поддерживающих кандидата или партию; анализирует политические предпочтения пользователя и выводит по запросу те сильные стороны кандидата, особенно важные для группы, в которую был определен пользователь. Исходя из полученных сведений, политтехнологи корректируют программу, агитационные материалы или имидж политика. В данном случае Big Data заменяют собой классические опросные методы. Применительно к российской специфике избирательного процесса использование Big Data в предвыборных кампаниях может повлиять на повышение доверия граждан к выборам.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Следует отметить, что технология Big Data активно применяется в практике зарубежных стран при мониторинге, планировании и оценке результатов, достигаемых органами власти. Например, в предвыборной борьбе (ярким примером является предвыборная кампания 2016 г. в США). Технологию используют при анализе данных избирателей: их настроений, интересов и предпочтений. Алгоритм проводит изучение комментариев и реакций (более известные как "лайк" или "дизлайк") пользователей в социальных сетях, на основе которых составляет группы людей, поддерживающих или не поддерживающих кандидата или партию; анализирует политические предпочтения пользователя и выводит по запросу те сильные стороны кандидата, особенно важные для группы, в которую был определен пользователь. Исходя из полученных сведений, политтехнологи корректируют программу, агитационные материалы или имидж политика. В данном случае Big Data заменяют собой классические опросные методы. Применительно к российской специфике избирательного процесса использование Big Data в предвыборных кампаниях может повлиять на повышение доверия граждан к выборам.
Статья: О влиянии конституционных новелл на развитие антимонопольного регулирования и правоприменения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 2)В период пандемии ФАС России расширила применение разумного подхода в оценке проявления монополистической деятельности, когда допускала совместные действия торговых и аптечных сетей по сдерживанию надбавок, агитировала торговые и аптечные сети снижать надбавки на товары и не возбуждала за такое поведение дела о нарушении антимонопольного законодательства за нарушения Закона о защите конкуренции, имеющие признаки картеля. Хотя еще недавно в иных условиях любое соглашение конкурентов, проявляющееся в установлении согласования цен, надбавок было бы воспринято регулятором как картельное соглашение.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 2)В период пандемии ФАС России расширила применение разумного подхода в оценке проявления монополистической деятельности, когда допускала совместные действия торговых и аптечных сетей по сдерживанию надбавок, агитировала торговые и аптечные сети снижать надбавки на товары и не возбуждала за такое поведение дела о нарушении антимонопольного законодательства за нарушения Закона о защите конкуренции, имеющие признаки картеля. Хотя еще недавно в иных условиях любое соглашение конкурентов, проявляющееся в установлении согласования цен, надбавок было бы воспринято регулятором как картельное соглашение.
Статья: Трансформация принципа народовластия в новом конституционном цикле Российской Федерации
(Слободчикова С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Третья траектория - трансформация "дня тишины". Дополнительные возможности реализации избирательных прав в части многодневного голосования обусловили трансформацию "дня тишины" - дня, предшествующего дню голосования, когда проведение предвыборной агитации запрещается. Так, в апреле 2021 г. в рамочный Федеральный закон о выборах и референдумах было внесено изменение, согласно которому "день тишины" сохраняется только при однодневном голосовании, а при многодневном - проведение предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума запрещается только в день голосования. Стоит отметить, что в современных реалиях априори невозможно создать информационный вакуум. Большинство агитационных материалов сохраняются ко дню голосования и продолжают в определенной степени воздействовать на электоральный выбор в "день тишины" (листовки, плакаты и иные печатные агитационные материалы, размещенные на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах, могут сохраняться даже в день голосования). Вместе с тем в условиях организации социальных взаимоотношений в сети Интернет вообще не представляется возможным остановить весь оборот агитационных материалов ко "дню тишины". Таким образом, релевантным современным реалиям является запрет проведения предвыборной агитации только в день голосования независимо от того, проводится ли оно в один день или ему предшествуют досрочный период голосования.
(Слободчикова С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Третья траектория - трансформация "дня тишины". Дополнительные возможности реализации избирательных прав в части многодневного голосования обусловили трансформацию "дня тишины" - дня, предшествующего дню голосования, когда проведение предвыборной агитации запрещается. Так, в апреле 2021 г. в рамочный Федеральный закон о выборах и референдумах было внесено изменение, согласно которому "день тишины" сохраняется только при однодневном голосовании, а при многодневном - проведение предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума запрещается только в день голосования. Стоит отметить, что в современных реалиях априори невозможно создать информационный вакуум. Большинство агитационных материалов сохраняются ко дню голосования и продолжают в определенной степени воздействовать на электоральный выбор в "день тишины" (листовки, плакаты и иные печатные агитационные материалы, размещенные на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах, могут сохраняться даже в день голосования). Вместе с тем в условиях организации социальных взаимоотношений в сети Интернет вообще не представляется возможным остановить весь оборот агитационных материалов ко "дню тишины". Таким образом, релевантным современным реалиям является запрет проведения предвыборной агитации только в день голосования независимо от того, проводится ли оно в один день или ему предшествуют досрочный период голосования.
Статья: Трансформация современного правосознания российского избирателя в контексте цифровизации публично-властной коммуникации
(Головина А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Информирование избирателей, которое осуществляют избирательные комиссии, также должно активно реализовываться в виртуальной среде, социальных сетях и иных сферах, в которые перемещаются сегодня активность избирателей и в целом каналы циркуляции политически значимой информации. При создании информационных материалов избирательных комиссий, агитационных материалов кандидатов и политических партий целесообразно использовать механизм фокус-групп для проверки восприятия этих материалов аудиторией избирателей с "клиповым" мышлением. Это особенно актуально, учитывая, что избирательное законодательство является довольно сложным даже для лиц с профильным образованием, тогда как для молодежи, в принципе ориентированной не на "текстовое", а на "клиповое" мышление, избирательное законодательство становится крайне трудным для понимания, что в определенной степени препятствует получению знаний о собственных избирательных правах.
(Головина А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Информирование избирателей, которое осуществляют избирательные комиссии, также должно активно реализовываться в виртуальной среде, социальных сетях и иных сферах, в которые перемещаются сегодня активность избирателей и в целом каналы циркуляции политически значимой информации. При создании информационных материалов избирательных комиссий, агитационных материалов кандидатов и политических партий целесообразно использовать механизм фокус-групп для проверки восприятия этих материалов аудиторией избирателей с "клиповым" мышлением. Это особенно актуально, учитывая, что избирательное законодательство является довольно сложным даже для лиц с профильным образованием, тогда как для молодежи, в принципе ориентированной не на "текстовое", а на "клиповое" мышление, избирательное законодательство становится крайне трудным для понимания, что в определенной степени препятствует получению знаний о собственных избирательных правах.
Статья: Свобода слова в условиях цифровизации: проблемы публично-правового регулирования и обеспечение баланса конституционных прав человека и интересов государства
(Свиридова Н.В., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Нормы Конституции Российской Федерации прямо устанавливают запрет на определенные виды информации: не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ). Общий смысл запретов и ограничений заключается в отрицательном, негативном отношении государства к любым формам дискриминации и насилия, национализму, расизму, шовинизму и антисемитизму, поскольку они нарушают права человека и подрывают общественное согласие, демократические устои государства, государственную целостность и единство. Распространение информации, разжигающей ненависть, никак не сообразуется с целью свободы слова, смысл которой заключается в истине. Цель ограничений заключается в том, чтобы правовыми средствами противостоять деструктивным явлениям.
(Свиридова Н.В., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Нормы Конституции Российской Федерации прямо устанавливают запрет на определенные виды информации: не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ). Общий смысл запретов и ограничений заключается в отрицательном, негативном отношении государства к любым формам дискриминации и насилия, национализму, расизму, шовинизму и антисемитизму, поскольку они нарушают права человека и подрывают общественное согласие, демократические устои государства, государственную целостность и единство. Распространение информации, разжигающей ненависть, никак не сообразуется с целью свободы слова, смысл которой заключается в истине. Цель ограничений заключается в том, чтобы правовыми средствами противостоять деструктивным явлениям.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии со ст. 2 комментируемого Закона под распространением продукции СМИ понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии со ст. 2 комментируемого Закона под распространением продукции СМИ понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Статья: Особенности совершенствования защиты избирательных прав в условиях внедрения цифровых технологий
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)12 декабря 2023 г. Пленум Верховного Суда РФ рассмотрел проект постановления "Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов" <17> и, несмотря на направление текста на доработку, дополнил его рядом существенных предложений в отношении агитации в сети Интернет. Так, определяя круг субъектов административной ответственности, наступающей в случае нарушения ст. 5.12 КоАП РФ (ведение агитации с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах), Пленум Верховного Суда РФ отнес к их числу владельцев сайтов или страниц сайта в сети Интернет, страниц в социальных сетях и каналов сервиса обмена мгновенными сообщениями, где опубликованы общедоступные сведения.
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)12 декабря 2023 г. Пленум Верховного Суда РФ рассмотрел проект постановления "Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов" <17> и, несмотря на направление текста на доработку, дополнил его рядом существенных предложений в отношении агитации в сети Интернет. Так, определяя круг субъектов административной ответственности, наступающей в случае нарушения ст. 5.12 КоАП РФ (ведение агитации с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах), Пленум Верховного Суда РФ отнес к их числу владельцев сайтов или страниц сайта в сети Интернет, страниц в социальных сетях и каналов сервиса обмена мгновенными сообщениями, где опубликованы общедоступные сведения.
Статья: Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности: уголовно-правовая характеристика (ст. 280 Уголовного кодекса РФ)
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Несмотря на детальную регламентацию данных составов, на практике возникают сложности при отграничении экстремизма от смежных деяний, таких как а) критика власти (отличие от призывов к насильственному свержению); б) свобода слова и радикальные высказывания; в) религиозная проповедь и экстремистская агитация. Кроме того, развитие Интернета усложняет выявление и доказывание экстремистского контента, особенно в анонимных сетях и мессенджерах.
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Несмотря на детальную регламентацию данных составов, на практике возникают сложности при отграничении экстремизма от смежных деяний, таких как а) критика власти (отличие от призывов к насильственному свержению); б) свобода слова и радикальные высказывания; в) религиозная проповедь и экстремистская агитация. Кроме того, развитие Интернета усложняет выявление и доказывание экстремистского контента, особенно в анонимных сетях и мессенджерах.