Агитация
Подборка наиболее важных документов по запросу Агитация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"Наличие указанных признаков экстремистской деятельности в Печатном издании требует специальных познаний. Вопрос суда о наличии в Печатном издании призывов к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих такую деятельность поставлен в контексте первого вопроса о наличии пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Содержание статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ приведено в тексте определения суда от 19 сентября 2024 года о назначении судебной экспертизы. Таким образом эксперты не были введены в заблуждение относительно предмета исследования."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 29 Конституции РФ"Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 15.3-1. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, и (или) агитационным материалам, изготовленным и (или) распространяемым с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 15.3-1. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, и (или) агитационным материалам, изготовленным и (или) распространяемым с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 49. Предвыборная агитация
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 49. Предвыборная агитация
Статья: Право граждан на организацию и проведение публичных мероприятий в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Конституционный Суд РФ указал, что данный запрет имеет профилактическое значение. Он препятствует появлению у участников публичного мероприятия чувства безнаказанности и тем самым снижает вероятность совершения ими правонарушений, обеспечивая возможность их идентификации. В то же время этот запрет не может распространяться на предметы и вещи, скрывающие лицо вследствие погодных условий или медицинских показаний. Равным образом он не препятствует нанесению на лица участников публичного мероприятия рисунков, надписей, наклеиванию стикеров в качестве средства наглядной агитации.
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Конституционный Суд РФ указал, что данный запрет имеет профилактическое значение. Он препятствует появлению у участников публичного мероприятия чувства безнаказанности и тем самым снижает вероятность совершения ими правонарушений, обеспечивая возможность их идентификации. В то же время этот запрет не может распространяться на предметы и вещи, скрывающие лицо вследствие погодных условий или медицинских показаний. Равным образом он не препятствует нанесению на лица участников публичного мероприятия рисунков, надписей, наклеиванию стикеров в качестве средства наглядной агитации.
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Избирательное законодательство проводит различия между участием в выборах и участием в голосовании. Достаточно большое число граждан, обладающих активным избирательным правом, по разным причинам не формируют такой воли и считаются не участвующими в голосовании либо не участвующими в выборах. Поскольку нет обязанности гражданина голосовать, постольку само по себе отсутствие у избирателя сформированной воли на голосование не является условием для доступа к избирательному бюллетеню. У не сформировавших свою волю есть два варианта отказа от голосования - не получать избирательный бюллетень либо, получив бюллетень, не изъявлять свою волю. Оба варианта де-юре квалифицируются как неучастие в выборах, даже если фактически такой избиратель посещал предвыборные агитационные мероприятия, сам занимался законным образом предвыборной агитацией, получил избирательный бюллетень. И в том и в другом случае принцип тайного голосования не действует. На практике до недавнего времени считалось, что избиратель вправе присвоить и унести с собой полученный избирательный бюллетень. Однако в последнее время избирательные комиссии препятствуют такому поведению, полагая, что предотвращают нарушения избирательного законодательства посредством голосования другим лицом незаконно переданным ему бюллетенем. Целесообразно нормативно урегулировать эту проблему. Думается, что решение должно предопределяться содержанием понятия "волеизъявление избирателя" и моментом наступления тайны голосования. Если считать, что в правоотношениях волеизъявления избирателя тайна голосования и обусловленные ею обязанности государства наступают в момент получения избирателем избирательного бюллетеня либо в момент заполнения им бюллетеня, то в обоих случаях с позиции тайны голосования никто не вправе контролировать последующее поведение избирателя, а тем более - требовать и заполнения бюллетеня, и опускания заполненного в ящик для голосования. Если же считать, что на полученный избирателем, но незаполненный бюллетень тайна голосования не распространяется (волеизъявления еще не произошло), то надо предоставлять комиссии право изымать бюллетень у нежелающего изъявлять свою волю избирателя, одновременно отменив действующее правило, в соответствии с которым в протоколах избирательных комиссий раздельно учитывается и число избирателей, принявших участие в выборах (таковыми считаются получившие избирательные бюллетени), и число избирателей, принявших участие в голосовании (число таковых определяется по количеству бюллетеней в ящиках). Однако нераспространение тайны голосования на избирательные действия после получения бюллетеня чревато соблазном установления их нумерации в каком-либо виде.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Избирательное законодательство проводит различия между участием в выборах и участием в голосовании. Достаточно большое число граждан, обладающих активным избирательным правом, по разным причинам не формируют такой воли и считаются не участвующими в голосовании либо не участвующими в выборах. Поскольку нет обязанности гражданина голосовать, постольку само по себе отсутствие у избирателя сформированной воли на голосование не является условием для доступа к избирательному бюллетеню. У не сформировавших свою волю есть два варианта отказа от голосования - не получать избирательный бюллетень либо, получив бюллетень, не изъявлять свою волю. Оба варианта де-юре квалифицируются как неучастие в выборах, даже если фактически такой избиратель посещал предвыборные агитационные мероприятия, сам занимался законным образом предвыборной агитацией, получил избирательный бюллетень. И в том и в другом случае принцип тайного голосования не действует. На практике до недавнего времени считалось, что избиратель вправе присвоить и унести с собой полученный избирательный бюллетень. Однако в последнее время избирательные комиссии препятствуют такому поведению, полагая, что предотвращают нарушения избирательного законодательства посредством голосования другим лицом незаконно переданным ему бюллетенем. Целесообразно нормативно урегулировать эту проблему. Думается, что решение должно предопределяться содержанием понятия "волеизъявление избирателя" и моментом наступления тайны голосования. Если считать, что в правоотношениях волеизъявления избирателя тайна голосования и обусловленные ею обязанности государства наступают в момент получения избирателем избирательного бюллетеня либо в момент заполнения им бюллетеня, то в обоих случаях с позиции тайны голосования никто не вправе контролировать последующее поведение избирателя, а тем более - требовать и заполнения бюллетеня, и опускания заполненного в ящик для голосования. Если же считать, что на полученный избирателем, но незаполненный бюллетень тайна голосования не распространяется (волеизъявления еще не произошло), то надо предоставлять комиссии право изымать бюллетень у нежелающего изъявлять свою волю избирателя, одновременно отменив действующее правило, в соответствии с которым в протоколах избирательных комиссий раздельно учитывается и число избирателей, принявших участие в выборах (таковыми считаются получившие избирательные бюллетени), и число избирателей, принявших участие в голосовании (число таковых определяется по количеству бюллетеней в ящиках). Однако нераспространение тайны голосования на избирательные действия после получения бюллетеня чревато соблазном установления их нумерации в каком-либо виде.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)27 февраля 2024 г. Высший избирательный суд (Tribunal Superior Electorial, TSE) принял решение о регулировании использования ИИ в избирательном процессе и абсолютном запрете использования дипфейков в предвыборной агитации уже к выборам 2024 г. [32]. Отмечается, что ИИ необходимо создавать с требованием идентификационных меток для синтетического мультимедийного контента.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)27 февраля 2024 г. Высший избирательный суд (Tribunal Superior Electorial, TSE) принял решение о регулировании использования ИИ в избирательном процессе и абсолютном запрете использования дипфейков в предвыборной агитации уже к выборам 2024 г. [32]. Отмечается, что ИИ необходимо создавать с требованием идентификационных меток для синтетического мультимедийного контента.
Статья: Дифференциация уголовной ответственности в законодательстве периода Великой Отечественной войны
(Рогова Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 1)Об усилении уголовной репрессии свидетельствует и тот факт, что ряд действий впервые были признаны преступными и наказуемыми. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.07.1941 признано преступным распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Распространение ложных слухов антисоветского характера являлось изменой Родине в форме антисоветской агитации или пропаганды.
(Рогова Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 1)Об усилении уголовной репрессии свидетельствует и тот факт, что ряд действий впервые были признаны преступными и наказуемыми. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.07.1941 признано преступным распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Распространение ложных слухов антисоветского характера являлось изменой Родине в форме антисоветской агитации или пропаганды.
Статья: Понятие и характеристика права на свободу слова
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционная свобода слова проявляется в самых различных сферах общественной жизни - бытовой, профессиональной, культурной, политической. Поэтому ее можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам. Она может быть реализована индивидуально или коллективно, например на публичных мероприятиях, как в частной, так и в публичной сфере. Пользование свободой слова может сочетаться с другими конституционными правами. Так, в контексте пользования избирательным правом свобода слова может быть реализована в форме права на предвыборную агитацию. Она может быть реализована различными способами - устно, письменно, в средствах массовой информации, в сети Интернет. Конституционный Суд РФ свободу слова соотносит с любой информацией - независимо от места и способа ее производства, передачи и распространения, включая сведения, размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2013 N 18-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова").
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционная свобода слова проявляется в самых различных сферах общественной жизни - бытовой, профессиональной, культурной, политической. Поэтому ее можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам. Она может быть реализована индивидуально или коллективно, например на публичных мероприятиях, как в частной, так и в публичной сфере. Пользование свободой слова может сочетаться с другими конституционными правами. Так, в контексте пользования избирательным правом свобода слова может быть реализована в форме права на предвыборную агитацию. Она может быть реализована различными способами - устно, письменно, в средствах массовой информации, в сети Интернет. Конституционный Суд РФ свободу слова соотносит с любой информацией - независимо от места и способа ее производства, передачи и распространения, включая сведения, размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2013 N 18-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова").
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С момента регистрации кандидаты получают особый статус и особые права, в т.ч. право на проведение предвыборной агитации. При этом кандидаты в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности (ст. ст. 52, 53 Закона о выборах ГД РФ). Работодатель, руководитель государственного органа или его подразделения, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, обязаны по заявлению кандидата освободить его от работы, учебы, службы и т.п. в любой день и на любое время на период проведения избирательной кампании со дня регистрации ЦИК кандидата до официального опубликования результатов выборов. Не допускается в этот период увольнение кандидата по инициативе работодателя, отчисление из образовательной организации, призыв на военную службу и т.п. (ст. 54 Закона о выборах ГД РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С момента регистрации кандидаты получают особый статус и особые права, в т.ч. право на проведение предвыборной агитации. При этом кандидаты в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности (ст. ст. 52, 53 Закона о выборах ГД РФ). Работодатель, руководитель государственного органа или его подразделения, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, обязаны по заявлению кандидата освободить его от работы, учебы, службы и т.п. в любой день и на любое время на период проведения избирательной кампании со дня регистрации ЦИК кандидата до официального опубликования результатов выборов. Не допускается в этот период увольнение кандидата по инициативе работодателя, отчисление из образовательной организации, призыв на военную службу и т.п. (ст. 54 Закона о выборах ГД РФ).
Статья: Роль ВИЮН в развитии историко-правовой науки в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)
(Азнагулова Г.М., Трунцевский Ю.В.)
("Юрист", 2025, N 8)Великая Отечественная война стала одним из наиболее значимых переломных моментов в отечественном историческом процессе. Ее важность определяется не только беспрецедентным числом жертв среди военных и гражданских лиц страны, но и задачей выживания народов, а также сохранения суверенитета и независимости СССР. Победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в этой войне стала серьезным испытанием для граждан нашей страны. Фронт и тыл, сельское хозяйство и промышленность, агитация и пропаганда были направлены на достижение этой уникальной Победы в истории народов нашей страны.
(Азнагулова Г.М., Трунцевский Ю.В.)
("Юрист", 2025, N 8)Великая Отечественная война стала одним из наиболее значимых переломных моментов в отечественном историческом процессе. Ее важность определяется не только беспрецедентным числом жертв среди военных и гражданских лиц страны, но и задачей выживания народов, а также сохранения суверенитета и независимости СССР. Победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в этой войне стала серьезным испытанием для граждан нашей страны. Фронт и тыл, сельское хозяйство и промышленность, агитация и пропаганда были направлены на достижение этой уникальной Победы в истории народов нашей страны.
Статья: Благотворительность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основная особенность реализации названных целей - бескорыстность, поэтому законодатель в п. 3 ст. 2 Закона о благотворительности особо подчеркивает, что проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается. Связано это с тем, что тогда благотворительность превращается в фикцию, поскольку основной целью становится склонение граждан на свою сторону, признак бескорыстности теряется.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основная особенность реализации названных целей - бескорыстность, поэтому законодатель в п. 3 ст. 2 Закона о благотворительности особо подчеркивает, что проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается. Связано это с тем, что тогда благотворительность превращается в фикцию, поскольку основной целью становится склонение граждан на свою сторону, признак бескорыстности теряется.
Статья: Регулирование информационного пространства в России: конституционно-правовые аспекты
(Алексеева М.В., Подройкина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В статье 29 Конституции РФ гарантируются свобода мысли и слова, а также право свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Но эта свобода имеет ограничения (ч. 4 ст. 29): запрещается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это позволяет рассматривать ограничения свободного распространения информации как средства обеспечения национальной безопасности и защиты конституционных прав граждан, предотвращая использование информационного воздействия в разрушительных целях.
(Алексеева М.В., Подройкина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В статье 29 Конституции РФ гарантируются свобода мысли и слова, а также право свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Но эта свобода имеет ограничения (ч. 4 ст. 29): запрещается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это позволяет рассматривать ограничения свободного распространения информации как средства обеспечения национальной безопасности и защиты конституционных прав граждан, предотвращая использование информационного воздействия в разрушительных целях.
Готовое решение: В каких случаях и как оператор должен обезличивать персональные данные
(КонсультантПлюс, 2025)Согласие не нужно, если вы обрабатываете данные по п. п. 9, 9.1 ч. 1 ст. 6, ч. 2.1 ст. 10 Закона о персональных данных. Это ситуации, когда обезличенные персональные данные обрабатываются, в частности, в статистических (исследовательских) целях, в интересах государства, в том числе в рамках экспериментальных правовых режимов. Учтите, что данные, обезличенные без согласия субъекта для обработки в статистических или иных исследовательских целях, нельзя использовать для продвижения товаров (работ, услуг) на рынке и политической агитации (ст. 15 Закона о персональных данных).
(КонсультантПлюс, 2025)Согласие не нужно, если вы обрабатываете данные по п. п. 9, 9.1 ч. 1 ст. 6, ч. 2.1 ст. 10 Закона о персональных данных. Это ситуации, когда обезличенные персональные данные обрабатываются, в частности, в статистических (исследовательских) целях, в интересах государства, в том числе в рамках экспериментальных правовых режимов. Учтите, что данные, обезличенные без согласия субъекта для обработки в статистических или иных исследовательских целях, нельзя использовать для продвижения товаров (работ, услуг) на рынке и политической агитации (ст. 15 Закона о персональных данных).