Адресно-справочная информация
Подборка наиболее важных документов по запросу Адресно-справочная информация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации""Поскольку органами МВД России осуществляется учет и хранение сведений о гражданах Российской Федерации, а не о местах их пребывания или жительства (ведется личностный, а не адресный учет, картотека адресно-справочной работы управления сформирована по фамилии, имени, отчеству граждан в алфавитном порядке (иной порядок систематизации, учета и предоставления информации действующим законодательством не определен); общество не относится к субъектам, имеющим право на получение содержащихся в базе данных сведений на основании части пятнадцатой статьи 3 Закона N 5242-1; запрос общества о предоставлении адресно-справочной информации не отвечал требованиям части четырнадцатой статьи 3 Закона N 5242-1, Правил N 4, Административного регламента, у отдела не имелось правовых оснований для предоставления запрошенной обществом информации о фамилии, имени, отчестве, паспортных данных, дате и месте рождения граждан."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 29.7 "Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФ"О месте и времени судебного заседания П. извещался путем направления судебного извещения по адресу: <данные изъяты>, о чем свидетельствует почтовый конверт, возвращенный мировому судье с указанием причины возврата "истек срока хранения" (л.д. 18). Однако П. зарегистрирован и фактически проживает по другому адресу: <данные изъяты>, данная информация подтверждается процессуальными документами, имеющимися в деле, а также адресной справкой отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю (л.д. 17). Сведения об извещении П. по данному адресу в деле отсутствуют.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие услуги МВД России граждане могут получить в электронном виде через Единый портал госуслуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение адресно-справочной информации о регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (ч. 13, 14 ст. 3 Закона от 25.06.1993 N 5242-1; п. п. 6, 43, 62, 84, 106, 215, 234 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23.12.2022 N 984).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение адресно-справочной информации о регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (ч. 13, 14 ст. 3 Закона от 25.06.1993 N 5242-1; п. п. 6, 43, 62, 84, 106, 215, 234 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23.12.2022 N 984).
Статья: О достоверности и новизне некоторых результатов современных исследований развития научных представлений об административном усмотрении и полицейском праве
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Другим примером можно считать ч. 14 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", которая обязывает территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставлять адресно-справочную информацию физическим и юридическим лицам по их запросам при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается <36>. Данная "позитивная" деятельность полиции урегулирована Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденным Приказом МВД России от 23 декабря 2022 г. N 984 <37> (курсив мой. - Ю.С.). Подобное положение закона, как и многие другие правовые предписания, доказывает справедливость обратного утверждения: полиция не только "полицействует", но, оказывается, еще и администрирует.
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Другим примером можно считать ч. 14 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", которая обязывает территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставлять адресно-справочную информацию физическим и юридическим лицам по их запросам при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается <36>. Данная "позитивная" деятельность полиции урегулирована Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденным Приказом МВД России от 23 декабря 2022 г. N 984 <37> (курсив мой. - Ю.С.). Подобное положение закона, как и многие другие правовые предписания, доказывает справедливость обратного утверждения: полиция не только "полицействует", но, оказывается, еще и администрирует.
Нормативные акты
Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1
(ред. от 13.12.2024)
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
(ред. от 13.12.2024)
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Приказ МВД России от 23.12.2022 N 984
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71910)Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2022 г. N 71910
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71910)Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2022 г. N 71910
Статья: Актуальные изменения, внесенные в институт регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2023, N 9)С 1 января 2023 г. вступило в силу новшество, внесенное в п. 9 Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 4), о том, что собственник жилого помещения вправе получать содержащуюся в базе данных адресно-справочную информацию о лицах, зарегистрированных по месту пребывания и (или) по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, без их согласия, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <7>.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2023, N 9)С 1 января 2023 г. вступило в силу новшество, внесенное в п. 9 Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 4), о том, что собственник жилого помещения вправе получать содержащуюся в базе данных адресно-справочную информацию о лицах, зарегистрированных по месту пребывания и (или) по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, без их согласия, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <7>.
Статья: Анализ нормативно-правового регулирования пенитенциарной пробации
(Лебешев И.С., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 4)Содействие в розыске родственников лиц, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, осуществляется посредством направления запросов, о чем более подробно было упомянуто ранее <8>. В свою очередь мы полагаем, что органы записи актов гражданского состояния, являющиеся одним из органов, у которых запрашивается информация (ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 10-ФЗ), находящихся под контролем и надзором Министерства юстиции Российской Федерации <9>, можно назвать субъектами пробации (ст. 6 Федерального закона N 10-ФЗ), равно как и Министерство внутренних дел Российской Федерации, предоставляющее адресно-справочную информацию <10>, что подразумевает распространение на них действия анализируемого Федерального закона. В то же время Федеральным законом N 10-ФЗ обязанность указанных субъектов по предоставлению в рамках пробации информации относительно третьих лиц не регламентирована.
(Лебешев И.С., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 4)Содействие в розыске родственников лиц, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, осуществляется посредством направления запросов, о чем более подробно было упомянуто ранее <8>. В свою очередь мы полагаем, что органы записи актов гражданского состояния, являющиеся одним из органов, у которых запрашивается информация (ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 10-ФЗ), находящихся под контролем и надзором Министерства юстиции Российской Федерации <9>, можно назвать субъектами пробации (ст. 6 Федерального закона N 10-ФЗ), равно как и Министерство внутренних дел Российской Федерации, предоставляющее адресно-справочную информацию <10>, что подразумевает распространение на них действия анализируемого Федерального закона. В то же время Федеральным законом N 10-ФЗ обязанность указанных субъектов по предоставлению в рамках пробации информации относительно третьих лиц не регламентирована.
Статья: К вопросу о типологизации позитивных административных производств в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
(Разгон О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Предоставление ОВД РФ по запросу заинтересованного субъекта документов, содержащих необходимую информацию о лицах, определяет следующую группу позитивных административных производств. На сегодняшний день в ОВД РФ два подразделения осуществляют данный вид деятельности: подразделение по вопросам миграции и Главный информационно-аналитический центр. Первое предоставляет адресно-справочную информацию (например, о факте регистрации по месту жительства), второе осуществляет выдачу справок (например, выдачу справок о наличии (отсутствии) судимости).
(Разгон О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Предоставление ОВД РФ по запросу заинтересованного субъекта документов, содержащих необходимую информацию о лицах, определяет следующую группу позитивных административных производств. На сегодняшний день в ОВД РФ два подразделения осуществляют данный вид деятельности: подразделение по вопросам миграции и Главный информационно-аналитический центр. Первое предоставляет адресно-справочную информацию (например, о факте регистрации по месту жительства), второе осуществляет выдачу справок (например, выдачу справок о наличии (отсутствии) судимости).
Статья: К вопросу о розыске и извещении наследника нотариусом
(Катукова С.Ю., Шундик И.А.)
("Нотариус", 2022, N 5)Возможности современного электронного нотариата позволяют получать информацию от различных государственных и негосударственных органов в порядке межведомственного взаимодействия <14>. Может ли нотариус получить адресно-справочную информацию о месте регистрации наследника, фамилия, имя, отчество которого известны нотариусу, посредством государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации в органах МВД <15>? Согласно Административному регламенту МВД такая государственная услуга предоставляется без взимания платы. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не превышает пяти рабочих дней. За это время может быть обнаружена необходимая информация как в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, так и в архивных адресно-справочных учетах. Однако практика показывает, что запросы в отношении актуальных адресов наследников в настоящее время для нотариусов практически невыполнимы. Прежде всего фамилия, имя, отчество и дата рождения наследника не являются достаточными данными для идентификации личности. Нотариусам известно, какое количество совпадений имеется по фамилии, имени, отчеству и дате рождения на территории всех субъектов Российской Федерации. Например, для банков дополнительным идентифицирующим признаком, кроме паспортных данных, является место регистрации по месту жительства клиента. Но такие данные не содержатся в тексте завещания, поэтому осуществить розыск по данным, содержащимся в завещании, не представляется возможным. К сожалению, электронное взаимодействие в настоящее время пока не дает желаемых результатов из-за ограниченности формируемых видов запросов.
(Катукова С.Ю., Шундик И.А.)
("Нотариус", 2022, N 5)Возможности современного электронного нотариата позволяют получать информацию от различных государственных и негосударственных органов в порядке межведомственного взаимодействия <14>. Может ли нотариус получить адресно-справочную информацию о месте регистрации наследника, фамилия, имя, отчество которого известны нотариусу, посредством государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации в органах МВД <15>? Согласно Административному регламенту МВД такая государственная услуга предоставляется без взимания платы. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не превышает пяти рабочих дней. За это время может быть обнаружена необходимая информация как в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, так и в архивных адресно-справочных учетах. Однако практика показывает, что запросы в отношении актуальных адресов наследников в настоящее время для нотариусов практически невыполнимы. Прежде всего фамилия, имя, отчество и дата рождения наследника не являются достаточными данными для идентификации личности. Нотариусам известно, какое количество совпадений имеется по фамилии, имени, отчеству и дате рождения на территории всех субъектов Российской Федерации. Например, для банков дополнительным идентифицирующим признаком, кроме паспортных данных, является место регистрации по месту жительства клиента. Но такие данные не содержатся в тексте завещания, поэтому осуществить розыск по данным, содержащимся в завещании, не представляется возможным. К сожалению, электронное взаимодействие в настоящее время пока не дает желаемых результатов из-за ограниченности формируемых видов запросов.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В силу ст. 28.2 КоАП РФ одной из групп сведений, излагаемых в протоколе об административном правонарушении, являются данные о лицах, причастных к административному правонарушению: сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших. "При этом следует руководствоваться положениями Административного регламента по предоставлению адресно-справочной информации <1>. Сличение паспортных данных должно производиться в целях идентификации лица, привлекаемого к ответственности. Желательно сопоставление подписей на процессуальных документах и обычно проставляемой подписи при вручении указанных документов, повесток, извещений и т.д." <2>.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В силу ст. 28.2 КоАП РФ одной из групп сведений, излагаемых в протоколе об административном правонарушении, являются данные о лицах, причастных к административному правонарушению: сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших. "При этом следует руководствоваться положениями Административного регламента по предоставлению адресно-справочной информации <1>. Сличение паспортных данных должно производиться в целях идентификации лица, привлекаемого к ответственности. Желательно сопоставление подписей на процессуальных документах и обычно проставляемой подписи при вручении указанных документов, повесток, извещений и т.д." <2>.
Статья: Правовые проблемы предоставления государственных услуг в сфере миграции
(Андриченко Л.В., Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)<1> Услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства; регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; оформлению и выдаче заграничных паспортов сроком действия 5 лет и нового поколения со сроком действия 10 лет; предоставлению адресно-справочной информации; предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия.
(Андриченко Л.В., Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)<1> Услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства; регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; оформлению и выдаче заграничных паспортов сроком действия 5 лет и нового поколения со сроком действия 10 лет; предоставлению адресно-справочной информации; предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия.