Администрирование налогов и сБоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Администрирование налогов и сБоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с неперечислением обществом в бюджет удержанного НДФЛ за 2020 год налоговый орган принял решение о его взыскании. Общество оспорило решение о взыскании, поскольку оно не учитывало наличие у общества переплаты, возникшей в связи с представлением в июле 2022 года уточненных расчетов по страховым взносам за отчетные периоды 2020 года. По мнению общества, налоговый орган должен был провести зачет указанной переплаты по страховым взносам в счет имеющейся недоимки по НДФЛ на основании заявления общества, представленного 05.08.2022. Также общество отметило, что в первоначальных расчетах по страховым взносам за отчетные периоды 2020 года ошибочно применило завышенный тариф страховых взносов (без учета изменений в законодательство о налогах и сборах, введенных в действие с 01.01.2020), что подлежало выявлению налоговым органом при проведении камеральных проверок первичных расчетов по страховым взносам. Суд отказал в удовлетворении требований общества. Суд отметил, что решение о взыскании задолженности и пени было вынесено 29.03.2022, а о наличии переплаты обществом было заявлено путем подачи уточненных расчетов с уменьшением исчисленных к уплате сумм страховых взносов только в июле 2022 года. Правовых оснований для проведения зачета переплаты в счет недоимки по НДФЛ и пеням при вынесении решения от 29.03.2022 у инспекции не было. Самостоятельное исполнение обществом обязанности по правильному исчислению страховых взносов путем подачи уточненных расчетов само по себе не свидетельствует о недобросовестном налоговом администрировании, поскольку обязанность правильно исчислять налоги (сборы, взносы) по общему правилу возложена на их плательщиков. Невыявление допущенных плательщиками ошибок не освобождает плательщиков от обязанности по их надлежащему исчислению и не препятствует корректировке соответствующих обязательств путем подачи уточненных деклараций (расчетов) в порядке ст. 81 НК РФ. Суд отклонил ссылку общества на справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням по состоянию на 29.03.2022, в которой отсутствовала недоимка по НДФЛ, поскольку данный документ был сформирован с учетом поданных обществом в июле 2022 года уточненных расчетов по страховым взносам, то есть не отражает сложившееся фактическое состояние расчетов по обязательным платежам на момент принятия решения от 29.03.2022.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с неперечислением обществом в бюджет удержанного НДФЛ за 2020 год налоговый орган принял решение о его взыскании. Общество оспорило решение о взыскании, поскольку оно не учитывало наличие у общества переплаты, возникшей в связи с представлением в июле 2022 года уточненных расчетов по страховым взносам за отчетные периоды 2020 года. По мнению общества, налоговый орган должен был провести зачет указанной переплаты по страховым взносам в счет имеющейся недоимки по НДФЛ на основании заявления общества, представленного 05.08.2022. Также общество отметило, что в первоначальных расчетах по страховым взносам за отчетные периоды 2020 года ошибочно применило завышенный тариф страховых взносов (без учета изменений в законодательство о налогах и сборах, введенных в действие с 01.01.2020), что подлежало выявлению налоговым органом при проведении камеральных проверок первичных расчетов по страховым взносам. Суд отказал в удовлетворении требований общества. Суд отметил, что решение о взыскании задолженности и пени было вынесено 29.03.2022, а о наличии переплаты обществом было заявлено путем подачи уточненных расчетов с уменьшением исчисленных к уплате сумм страховых взносов только в июле 2022 года. Правовых оснований для проведения зачета переплаты в счет недоимки по НДФЛ и пеням при вынесении решения от 29.03.2022 у инспекции не было. Самостоятельное исполнение обществом обязанности по правильному исчислению страховых взносов путем подачи уточненных расчетов само по себе не свидетельствует о недобросовестном налоговом администрировании, поскольку обязанность правильно исчислять налоги (сборы, взносы) по общему правилу возложена на их плательщиков. Невыявление допущенных плательщиками ошибок не освобождает плательщиков от обязанности по их надлежащему исчислению и не препятствует корректировке соответствующих обязательств путем подачи уточненных деклараций (расчетов) в порядке ст. 81 НК РФ. Суд отклонил ссылку общества на справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням по состоянию на 29.03.2022, в которой отсутствовала недоимка по НДФЛ, поскольку данный документ был сформирован с учетом поданных обществом в июле 2022 года уточненных расчетов по страховым взносам, то есть не отражает сложившееся фактическое состояние расчетов по обязательным платежам на момент принятия решения от 29.03.2022.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новые регионы РФ определили особенности налогообложения в переходный период
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 1)ФНС сообщила на своем сайте, что правительства Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей утвердили положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на своих территориях в переходный период. Этот период краток. Впрочем, значительная часть переходных налоговых положений может действовать еще некоторое время после фактического окончания данного периода.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 1)ФНС сообщила на своем сайте, что правительства Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей утвердили положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на своих территориях в переходный период. Этот период краток. Впрочем, значительная часть переходных налоговых положений может действовать еще некоторое время после фактического окончания данного периода.
Нормативные акты
Приказ ФНС РФ от 09.11.2006 N САЭ-3-10/777@
"Об утверждении формы квитанции о приеме местной администрацией наличных денежных средств от налогоплательщиков (налоговых агентов), являющихся физическими лицами, в счет уплаты налогов (сборов), пеней и штрафов, администрируемых налоговыми органами"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.12.2006 N 8555)Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 декабря 2006 г. N 8555
"Об утверждении формы квитанции о приеме местной администрацией наличных денежных средств от налогоплательщиков (налоговых агентов), являющихся физическими лицами, в счет уплаты налогов (сборов), пеней и штрафов, администрируемых налоговыми органами"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.12.2006 N 8555)Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 декабря 2006 г. N 8555
"Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"
(Заключена в г. Сочи 14.11.2016)
(вместе с "Протоколом" (Подписан в г. Сочи 14.11.2016))Любая информация, полученная любым Договаривающимся Государством, считается конфиденциальной, как и информация, полученная на основании законодательства запрашиваемого Договаривающегося Государства или в соответствии с условиями о конфиденциальности запрашивающего Договаривающегося Государства в случае, если такие условия налагают более жесткие ограничения, и раскрывается только тем лицам или органам (включая суды и административные органы), которые занимаются начислением, определением, администрированием или сбором налогов, которых касается запрашиваемая информация; принудительным взысканием или уголовным преследованием в отношении таких налогов; или рассмотрением жалоб, связанных с такими налогами. Такие лица или органы используют эту информацию только для указанных целей и для осуществления своих законных полномочий. Они могут раскрывать такую информацию в ходе открытых судебных разбирательств или в судебных решениях налоговых органов запрашивающего Договаривающегося Государства, касающихся этих вопросов.
(Заключена в г. Сочи 14.11.2016)
(вместе с "Протоколом" (Подписан в г. Сочи 14.11.2016))Любая информация, полученная любым Договаривающимся Государством, считается конфиденциальной, как и информация, полученная на основании законодательства запрашиваемого Договаривающегося Государства или в соответствии с условиями о конфиденциальности запрашивающего Договаривающегося Государства в случае, если такие условия налагают более жесткие ограничения, и раскрывается только тем лицам или органам (включая суды и административные органы), которые занимаются начислением, определением, администрированием или сбором налогов, которых касается запрашиваемая информация; принудительным взысканием или уголовным преследованием в отношении таких налогов; или рассмотрением жалоб, связанных с такими налогами. Такие лица или органы используют эту информацию только для указанных целей и для осуществления своих законных полномочий. Они могут раскрывать такую информацию в ходе открытых судебных разбирательств или в судебных решениях налоговых органов запрашивающего Договаривающегося Государства, касающихся этих вопросов.
Готовое решение: Уголовная ответственность за неуплату налогов, страховых взносов и сборов
(КонсультантПлюс, 2025)Налог (страховые взносы, сбор) считается не уплаченным в крупном размере, если его размер превышает 18 750 000 руб. за три финансовых года подряд (п. 1 примечаний к ст. 199 УК РФ). Этот размер определяется сложением всех видов неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов, администрируемых ФНС России (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 48).
(КонсультантПлюс, 2025)Налог (страховые взносы, сбор) считается не уплаченным в крупном размере, если его размер превышает 18 750 000 руб. за три финансовых года подряд (п. 1 примечаний к ст. 199 УК РФ). Этот размер определяется сложением всех видов неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов, администрируемых ФНС России (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 48).
Статья: Цифровая трансформация фискального администрирования: проблемы и перспективы правового регулирования
(Васянина Е.Л.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Ключевые слова: фискальное администрирование, цифровизация, налоги, сборы, контроль, механизм налогообложения, цифровое присутствие, цифровой налог.
(Васянина Е.Л.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Ключевые слова: фискальное администрирование, цифровизация, налоги, сборы, контроль, механизм налогообложения, цифровое присутствие, цифровой налог.
Статья: Развитие примирительных процедур в налоговых правоотношениях
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)В ЮАР альтернативные способы разрешения налоговых споров представляют собой трехсторонний или двусторонний договор с арбитром. Имеется несколько способов разрешения налоговых споров, в том числе медиация. Большое значение имеет институт Налогового омбудсмена (уполномоченного представителя), который призван защищать права налогоплательщиков. Он назначается министром финансов ЮАР и независим от Государственной службы доходов. Уполномоченный представитель рассматривает 2 категории дел: споры по толкованию закона и споры о методах администрирования налогов и сборов. В рамках своих полномочий он рассматривает жалобу налогоплательщика с помощью процедуры медиации или примирения [11]. В ЮАР создан институт налоговых консультантов, который схож по своей специфике с таким же институтом в КНР.
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)В ЮАР альтернативные способы разрешения налоговых споров представляют собой трехсторонний или двусторонний договор с арбитром. Имеется несколько способов разрешения налоговых споров, в том числе медиация. Большое значение имеет институт Налогового омбудсмена (уполномоченного представителя), который призван защищать права налогоплательщиков. Он назначается министром финансов ЮАР и независим от Государственной службы доходов. Уполномоченный представитель рассматривает 2 категории дел: споры по толкованию закона и споры о методах администрирования налогов и сборов. В рамках своих полномочий он рассматривает жалобу налогоплательщика с помощью процедуры медиации или примирения [11]. В ЮАР создан институт налоговых консультантов, который схож по своей специфике с таким же институтом в КНР.
Статья: Уведомление об исчисленных суммах налогов: форма утверждена
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)С 1 января 2023 года начал действовать новый порядок администрирования уплаты налогов, сборов и страховых взносов - единый налоговый счет (ЕНС). В связи с переходом на ЕНС установлен единый предельный срок уплаты практически всех налогов, сборов, страховых взносов - 28-е число месяца (практически во всех случаях), а также единый предельный срок представления отчетности по ряду налогов - 25-е число месяца.
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)С 1 января 2023 года начал действовать новый порядок администрирования уплаты налогов, сборов и страховых взносов - единый налоговый счет (ЕНС). В связи с переходом на ЕНС установлен единый предельный срок уплаты практически всех налогов, сборов, страховых взносов - 28-е число месяца (практически во всех случаях), а также единый предельный срок представления отчетности по ряду налогов - 25-е число месяца.
Статья: Налоговое право КНР на современном этапе и налоговые вызовы платформенной экономики
(Килинкарова Е.В.)
("Закон", 2024, N 11)По состоянию на начало апреля 2024 года в КНР действуют тринадцать законов, непосредственно направленных на регулирование налогообложения, - Закон КНР от 9 апреля 1992 года "Об администрировании сбора налогов" <18>, который является аналогом части первой Налогового кодекса РФ, и двенадцать законов об отдельных налогах.
(Килинкарова Е.В.)
("Закон", 2024, N 11)По состоянию на начало апреля 2024 года в КНР действуют тринадцать законов, непосредственно направленных на регулирование налогообложения, - Закон КНР от 9 апреля 1992 года "Об администрировании сбора налогов" <18>, который является аналогом части первой Налогового кодекса РФ, и двенадцать законов об отдельных налогах.
Статья: Налоговое администрирование в эпоху цифровой трансформации
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)На протяжении последних лет продолжает расширяться проактивное налоговое администрирование. На сегодняшний момент мы можем констатировать, что ФНС России внедрило и продолжает использовать различные информационные продукты, улучшающие положение налогоплательщика, которые создали условия упрощения осуществления налогового контроля, уменьшения затрат в рамках администрирования уплаты налогов и сборов. По данным ФНС России <7>, успешно реализуются цифровые сервисы, на сегодня их более 70 интерактивных сервисов. Все сервисы распределены по 14 тематическим категориям. По данным ФНС России, наиболее востребованный сервис - "Прозрачный бизнес". Как показывает судебная практика, вопросы добросовестности налогоплательщика и обоснованности налоговой выгоды позволяют проверять контрагентов налогоплательщика. Чтобы исключить возможности совершения налоговых правонарушений и возникновения негативных последствий у добросовестных налогоплательщиков, данный ресурс в 2023 г. был расширен, теперь появился поиск по организационно-правовой форме и статусу налогоплательщика, по основным и дополнительным видам экономической деятельности, в том числе расширились сведения о налогоплательщике.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)На протяжении последних лет продолжает расширяться проактивное налоговое администрирование. На сегодняшний момент мы можем констатировать, что ФНС России внедрило и продолжает использовать различные информационные продукты, улучшающие положение налогоплательщика, которые создали условия упрощения осуществления налогового контроля, уменьшения затрат в рамках администрирования уплаты налогов и сборов. По данным ФНС России <7>, успешно реализуются цифровые сервисы, на сегодня их более 70 интерактивных сервисов. Все сервисы распределены по 14 тематическим категориям. По данным ФНС России, наиболее востребованный сервис - "Прозрачный бизнес". Как показывает судебная практика, вопросы добросовестности налогоплательщика и обоснованности налоговой выгоды позволяют проверять контрагентов налогоплательщика. Чтобы исключить возможности совершения налоговых правонарушений и возникновения негативных последствий у добросовестных налогоплательщиков, данный ресурс в 2023 г. был расширен, теперь появился поиск по организационно-правовой форме и статусу налогоплательщика, по основным и дополнительным видам экономической деятельности, в том числе расширились сведения о налогоплательщике.
Статья: Уведомление о переходе на УСН: теория и практика
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Налоговый кодекс предусматривает заблаговременное (своевременное) уведомление налогового органа о намерении перейти на УСН (пп. 19 п. 3 ст. 346.12, п. 1, 2 ст. 346.13 НК РФ). Это процедурное условие связано с необходимостью обеспечения надлежащего администрирования налогов и сборов, а также полноты и своевременности их уплаты.
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Налоговый кодекс предусматривает заблаговременное (своевременное) уведомление налогового органа о намерении перейти на УСН (пп. 19 п. 3 ст. 346.12, п. 1, 2 ст. 346.13 НК РФ). Это процедурное условие связано с необходимостью обеспечения надлежащего администрирования налогов и сборов, а также полноты и своевременности их уплаты.