Административный прецедент

Подборка наиболее важных документов по запросу Административный прецедент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Толковательная функция нормотворческих органов
(Василевич Г.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)
Официальное толкование - это деятельность уполномоченных субъектов (государственных органов, должностных лиц) по разъяснению смысла (содержания) толкуемой нормы, которое облечено в соответствующую форму, осуществлено с соблюдением установленной процедуры и обязательно для реализации. Акты толкования нормативных правовых актов являются нормативными правовыми актами. Отмена или корректировка толкуемого акта должна влечь соответствующие последствия и для акта толкования. Новое "прочтение" (понимание) толкуемого акта законодательства посредством его толкования следует увязывать с иной проблемой - введением в действие акта толкования. В ситуации, когда в результате нового взгляда на норму, подсказанного практикой, существенно изменяется правовое положение участников правовых отношений, включая выявление оснований для юридической ответственности, следует руководствоваться сложившимися стандартами о непридании обратной силы акту. С проблемой дачи письменных официальных ответов на индивидуальные обращения связан вопрос о признании в качестве источника права не только судебного, но и административного прецедента. В условиях развития информационного общества накопление типичных вопросов и разъяснений по ним, размещение их на сайтах соответствующих органов, аккумулирование их в единой базе может способствовать укреплению законности.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)
Отдельные авторы относят к источникам административного права также административные прецеденты, правовые обычаи и административно-правовую науку (доктрину) <1>. Современный исследователь теории источников административного права О.Н. Ордина выделяет следующие их особенности: 1) регулируют общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере; 2) содержат, изменяют или отменяют нормы административного права; 3) большая их часть является подзаконными нормативными правовыми актами; 4) основная их масса создается в рамках осуществления административно-нормотворческой деятельности; 5) являются формой выражения, изменения или отмены административно-правовых норм. Данный автор классифицирует все источники административного права в зависимости от способа их признания государством на следующие группы: 1) формальные, де-юре признаваемые государством (нормативный правовой акт, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, административные нормативные правовые договоры); 2) фактические, де-факто признаваемые государством, используемые в практике государственных органов (судебные решения, доктрина административного права) <2>.

Нормативные акты

Заключение Палаты по патентным спорам от 02.05.2023
(Приложение к решению Роспатента от 04.05.2023 по заявке N 2020707558)
<Об изменении решения Роспатента и государственной регистрации товарного знака>
В возражении приводятся примеры регистраций многочисленных товарных знаков, включающих слово "страна" в своем составе (товарные знаки по свидетельствам N 792264, N 662594, N 522433, N 705554, N 829764, N 676636, N 675130, N 769569 и т.д.), которые были зарегистрированы как до, так и после дат приоритетов знаков (1 - 2). Изложенное, с точки зрения заявителя, свидетельствует о возможности государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Вместе с тем, административный прецедент не является источником права в российской правовой системе. Каждый знак индивидуален, и возможность его регистрации рассматривается отдельно в зависимости от каждого конкретного случая. Делопроизводство по каждой заявке ведется отдельно с учетом обстоятельств каждого конкретного дела. Наличие упомянутых знаков, отличающихся от заявленного обозначения своим композиционным и грамматическим построением, никак не свидетельствует об отсутствии сходства заявленного обозначения и знака (1).