Административные дела апк
Подборка наиболее важных документов по запросу Административные дела апк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 206 "Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности" АПК РФСТАТЬЯ 206 "РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПО ДЕЛУ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 106 "Издержки, связанные с рассмотрением административного дела" КАС РФ"Возражения ответчика относительно взыскания судом первой инстанции расходов на оплату услуг по составлению и направлению адвокатских запросов суд апелляционной инстанции отклоняет, руководствуясь разъяснениями, изложенными в п. 2 Постановления N 1, согласно которым к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 АПК РФ, статья 106 КАС РФ). Перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформа института подведомственности: содержание и итоги
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 6)На основании изложенного полагаем, что в подобных ситуациях в качестве критерия для определения вида судопроизводства судам можно исходить из норм, регулирующих вопросы исключительной подсудности арбитражных судов (ст. 38 АПК РФ). Таким образом, если речь идет о делах, возникающих из публичных правоотношений экономического характера, не входящих в предмет исключительного ведения арбитражных судов, в случае невозможности их выделения (по мнению суда) из административного дела, допустимо их рассмотрение и разрешение в порядке административного судопроизводства в силу того, что дела обладают единой правовой природой: характеризуются наличием спора о праве в области публичных правоотношений между неравноправными субъектами. Более того, правовые механизмы регулирования порядка разрешения административных дел в АПК РФ и КАС РФ одинаковы и не входят в противоречие друг с другом. При этом процессуальный регламент в КАС РФ, в отличие от норм разд. III АПК РФ, носит более конкретный и детализированный характер, поэтому разрешение некоторых экономических требований в области властеотношений при невозможности их выделения от административных требований неэкономического характера не может повлечь нарушение прав участвующих в деле лиц. Однако, если среди заявленных требований присутствуют требования, относящиеся к исключительной компетенции арбитражных судов (например, Суда по интеллектуальным правам), независимо от мнения судьи о нецелесообразности их выделения по мотивам тесной взаимосвязи с административными требованиями, судебной экономии и т.д., указанные экономические требования должны быть выделены и переданы на рассмотрение арбитражного суда.
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 6)На основании изложенного полагаем, что в подобных ситуациях в качестве критерия для определения вида судопроизводства судам можно исходить из норм, регулирующих вопросы исключительной подсудности арбитражных судов (ст. 38 АПК РФ). Таким образом, если речь идет о делах, возникающих из публичных правоотношений экономического характера, не входящих в предмет исключительного ведения арбитражных судов, в случае невозможности их выделения (по мнению суда) из административного дела, допустимо их рассмотрение и разрешение в порядке административного судопроизводства в силу того, что дела обладают единой правовой природой: характеризуются наличием спора о праве в области публичных правоотношений между неравноправными субъектами. Более того, правовые механизмы регулирования порядка разрешения административных дел в АПК РФ и КАС РФ одинаковы и не входят в противоречие друг с другом. При этом процессуальный регламент в КАС РФ, в отличие от норм разд. III АПК РФ, носит более конкретный и детализированный характер, поэтому разрешение некоторых экономических требований в области властеотношений при невозможности их выделения от административных требований неэкономического характера не может повлечь нарушение прав участвующих в деле лиц. Однако, если среди заявленных требований присутствуют требования, относящиеся к исключительной компетенции арбитражных судов (например, Суда по интеллектуальным правам), независимо от мнения судьи о нецелесообразности их выделения по мотивам тесной взаимосвязи с административными требованиями, судебной экономии и т.д., указанные экономические требования должны быть выделены и переданы на рассмотрение арбитражного суда.
Статья: Характерные особенности доказывания по судебным административным делам в условиях состязательности участников разрешаемого дела
(Зюзин В.А., Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Статья является итогом исследования практики разрешения судебных административных дел. Наиболее дискуссионной при разрешении судебных административных дел, предусмотренных КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ, по мнению авторов, стала состязательность участников судебного административного дела в ходе доказывания по данному делу. Целью работы является выявление специфики состязательности в отдельных видах административного судопроизводства (судебная административная защита, судебное административное принуждение, судебное административное санкционирование). По итогам исследования был сделан выводы о том, что для целей дальнейшего развития административного правосудия, а также обеспечения доказывания по административным делам состязательность участников судебного административного дела может быть трансформирована в принцип равенства состязательных возможностей.
(Зюзин В.А., Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Статья является итогом исследования практики разрешения судебных административных дел. Наиболее дискуссионной при разрешении судебных административных дел, предусмотренных КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ, по мнению авторов, стала состязательность участников судебного административного дела в ходе доказывания по данному делу. Целью работы является выявление специфики состязательности в отдельных видах административного судопроизводства (судебная административная защита, судебное административное принуждение, судебное административное санкционирование). По итогам исследования был сделан выводы о том, что для целей дальнейшего развития административного правосудия, а также обеспечения доказывания по административным делам состязательность участников судебного административного дела может быть трансформирована в принцип равенства состязательных возможностей.
Нормативные акты
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Глава 25. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ
(ред. от 01.04.2025)Глава 25. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ
Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2
(ред. от 19.11.2024)
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"14. В силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.
(ред. от 19.11.2024)
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"14. В силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.
Статья: Условия сертификации группового иска
(Домшенко В.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)Законодателем использованы следующие формулировки: "Рассмотрение дела о защите прав и законных интересов группы лиц по правилам, установленным настоящей главой, допускается в случае, если..." (ч. 5 ст. 244.20 ГПК РФ, ч. 5 ст. 225.10 АПК РФ); "Административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов группы лиц рассматриваются судом в случае, если..." (ч. 2 ст. 42 КАС РФ).
(Домшенко В.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)Законодателем использованы следующие формулировки: "Рассмотрение дела о защите прав и законных интересов группы лиц по правилам, установленным настоящей главой, допускается в случае, если..." (ч. 5 ст. 244.20 ГПК РФ, ч. 5 ст. 225.10 АПК РФ); "Административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов группы лиц рассматриваются судом в случае, если..." (ч. 2 ст. 42 КАС РФ).
Статья: Дискуссионные вопросы дискреции судьи в доказывании по административным делам
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Юридические дела, обозначенные вышеуказанными источниками, позволяют отграничить административное судопроизводство от гражданского, уголовного и конституционного судопроизводства, в том числе имеют разнообразные законодательные названия <5>. Так, в ч. 1 ст. 1 КАС РФ юридические дела такого рода называются административными делами, а в ст. 29 АПК РФ - делами об административных правонарушениях, которые в гл. 25 АПК РФ, в свою очередь, делятся на две самостоятельные категории: 1) дела о привлечении к административной ответственности; 2) дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. При таком подходе конкретные составы дел об административных правонарушениях, разрешаемых посредством административного судопроизводства, выделяются в другом федеральном законе - КоАП РФ - и относятся как к компетенции органов судебной власти, так и к компетенции специализированных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных несудебных государственных органов (например, к компетенции Счетной палаты РФ), а также компетенции организаций, наделяемых отдельными государственными полномочиями, необходимыми в этих целях (например, к компетенции Центрального Банка России, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссии и др.) <6>.
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Юридические дела, обозначенные вышеуказанными источниками, позволяют отграничить административное судопроизводство от гражданского, уголовного и конституционного судопроизводства, в том числе имеют разнообразные законодательные названия <5>. Так, в ч. 1 ст. 1 КАС РФ юридические дела такого рода называются административными делами, а в ст. 29 АПК РФ - делами об административных правонарушениях, которые в гл. 25 АПК РФ, в свою очередь, делятся на две самостоятельные категории: 1) дела о привлечении к административной ответственности; 2) дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. При таком подходе конкретные составы дел об административных правонарушениях, разрешаемых посредством административного судопроизводства, выделяются в другом федеральном законе - КоАП РФ - и относятся как к компетенции органов судебной власти, так и к компетенции специализированных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных несудебных государственных органов (например, к компетенции Счетной палаты РФ), а также компетенции организаций, наделяемых отдельными государственными полномочиями, необходимыми в этих целях (например, к компетенции Центрального Банка России, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссии и др.) <6>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Комментируемая статья была дополнена ч. 1.1 в связи с внесением в Кодекс изменений, связанных с расширением правового регулирования примирительных процедур в рамках административного судопроизводства <1>. В первоначальной редакции КАС содержалась лишь одна ст. 137, которая посвящалась примирению сторон и соглашению о примирении. Отсутствовало указание на применение каких-либо примирительных процедур. Действующее регулирование содержит восемь специальных статей (ст. 137 - 137.7) и ряд отдельных положений, включенных в другие статьи, в том числе ч. 1.1 комментируемой статьи. При этом особенностью регламентации примирительных процедур в КАС является включение норм о примирении сторон в главу о подготовке административных дел к судебному разбирательству в отличие от АПК РФ и ГПК РФ, в которых институт примирения сторон выделен в самостоятельные главы.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Комментируемая статья была дополнена ч. 1.1 в связи с внесением в Кодекс изменений, связанных с расширением правового регулирования примирительных процедур в рамках административного судопроизводства <1>. В первоначальной редакции КАС содержалась лишь одна ст. 137, которая посвящалась примирению сторон и соглашению о примирении. Отсутствовало указание на применение каких-либо примирительных процедур. Действующее регулирование содержит восемь специальных статей (ст. 137 - 137.7) и ряд отдельных положений, включенных в другие статьи, в том числе ч. 1.1 комментируемой статьи. При этом особенностью регламентации примирительных процедур в КАС является включение норм о примирении сторон в главу о подготовке административных дел к судебному разбирательству в отличие от АПК РФ и ГПК РФ, в которых институт примирения сторон выделен в самостоятельные главы.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В качестве юридического основания процессуально-правового механизма осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции в работе рассмотрен нормативный блок, представляющий собой совокупность норм права, с помощью которых выстраивается общий процесс их реализации на всех этапах административно-юрисдикционного судебного производства. Данный блок включает три уровня источников правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности судей судов общей юрисдикции: международно-правовой, конституционно-правовой и федеральный уровни. Раскрывая их содержание, автор сосредоточивает свои усилия на анализе процессуальных норм разд. IV КоАП РФ, регламентирующих правосудную деятельность судей судов общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях. Выявлены достоинства и недостатки правового регулирования в этой области, подчеркивается ошибочность такого законодательного решения, при котором: а) все без исключения органы и организации, наделенные административно-юрисдикционными полномочиями, а также судьи судов общей юрисдикции должны руководствоваться едиными процессуальными правилами рассмотрения дел об административных правонарушениях; б) действие КоАП РФ не распространяется на судей арбитражных судов, которые рассматривают административно-деликтные дела по правилам АПК РФ.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В качестве юридического основания процессуально-правового механизма осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции в работе рассмотрен нормативный блок, представляющий собой совокупность норм права, с помощью которых выстраивается общий процесс их реализации на всех этапах административно-юрисдикционного судебного производства. Данный блок включает три уровня источников правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности судей судов общей юрисдикции: международно-правовой, конституционно-правовой и федеральный уровни. Раскрывая их содержание, автор сосредоточивает свои усилия на анализе процессуальных норм разд. IV КоАП РФ, регламентирующих правосудную деятельность судей судов общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях. Выявлены достоинства и недостатки правового регулирования в этой области, подчеркивается ошибочность такого законодательного решения, при котором: а) все без исключения органы и организации, наделенные административно-юрисдикционными полномочиями, а также судьи судов общей юрисдикции должны руководствоваться едиными процессуальными правилами рассмотрения дел об административных правонарушениях; б) действие КоАП РФ не распространяется на судей арбитражных судов, которые рассматривают административно-деликтные дела по правилам АПК РФ.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, АПК РФ в настоящее время прямо предусмотрено, что дела об административных правонарушениях рассматриваются по правилам данного Кодекса с особенностями, установленными в федеральном законе об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 202, ч. 1 ст. 207 указанного Кодекса). При их рассмотрении применяются общие правила искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ. Такой подход обусловлен тем, что целый ряд норм процессуального права, регулирующих исковое производство (например, о порядке принятия решения), не противоречит принципам и сути судопроизводства по делам об административных правонарушениях. В свою очередь, применение норм искового производства, не предназначенных для регулирования процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях, исключается специальными нормами, содержащимися в гл. 25 АПК РФ "Рассмотрение дел об административных правонарушениях".
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, АПК РФ в настоящее время прямо предусмотрено, что дела об административных правонарушениях рассматриваются по правилам данного Кодекса с особенностями, установленными в федеральном законе об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 202, ч. 1 ст. 207 указанного Кодекса). При их рассмотрении применяются общие правила искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ. Такой подход обусловлен тем, что целый ряд норм процессуального права, регулирующих исковое производство (например, о порядке принятия решения), не противоречит принципам и сути судопроизводства по делам об административных правонарушениях. В свою очередь, применение норм искового производства, не предназначенных для регулирования процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях, исключается специальными нормами, содержащимися в гл. 25 АПК РФ "Рассмотрение дел об административных правонарушениях".