Административное расследование обжалование
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное расследование обжалование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Административное расследование органов Роспотребнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Административное расследование органов Роспотребнадзора
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Роспотребнадзора и его обжалование
(КонсультантПлюс, 2025)...Позиция общества сводилась к необходимости его освобождения от обязанности по устранению имеющихся нарушений только по той причине, что оспариваемое предписание вынесено на основании документов, собранных контролирующим органом в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении, без проведения отдельной проверки в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)...Позиция общества сводилась к необходимости его освобождения от обязанности по устранению имеющихся нарушений только по той причине, что оспариваемое предписание вынесено на основании документов, собранных контролирующим органом в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении, без проведения отдельной проверки в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализуемы ли в жизни принципы производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг?
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Производство по делам об административных правонарушениях является одной из форм процессуальной юрисдикционной деятельности соответствующих судей, органов и должностных лиц. Оно представляет собой совокупность последовательно совершаемых взаимосвязанных процессуальных действий по возбуждению, административному расследованию, рассмотрению, обжалованию и исполнению решения по делу об административном правонарушении. Вместе с тем возникает вопрос относительно реального воплощения в жизнь принципов производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг именно на практике. Однако для начала нам нужно выяснить, а на каком уровне законодательного регулирования данные принципы устанавливаются.
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Производство по делам об административных правонарушениях является одной из форм процессуальной юрисдикционной деятельности соответствующих судей, органов и должностных лиц. Оно представляет собой совокупность последовательно совершаемых взаимосвязанных процессуальных действий по возбуждению, административному расследованию, рассмотрению, обжалованию и исполнению решения по делу об административном правонарушении. Вместе с тем возникает вопрос относительно реального воплощения в жизнь принципов производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг именно на практике. Однако для начала нам нужно выяснить, а на каком уровне законодательного регулирования данные принципы устанавливаются.
Статья: Административное расследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ст. 28.7 КоАП РФ не предусмотрена возможность обжалования определения о проведении административного расследования, а ст. 28.2 КоАП РФ - протокола об административном правонарушении как отдельного правоприменительного акта, равно как и ст. 26.10 КоАП РФ не предусмотрена возможность обжалования определений об истребовании сведений и документов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ст. 28.7 КоАП РФ не предусмотрена возможность обжалования определения о проведении административного расследования, а ст. 28.2 КоАП РФ - протокола об административном правонарушении как отдельного правоприменительного акта, равно как и ст. 26.10 КоАП РФ не предусмотрена возможность обжалования определений об истребовании сведений и документов.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)На этом основании суды заключили, что выдача оспариваемого предписания по результатам административного расследования вне процедуры проведения проверки, проведенной по правилам Федерального закона N 294-ФЗ, является грубым нарушением законодательства и влечет признание оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)На этом основании суды заключили, что выдача оспариваемого предписания по результатам административного расследования вне процедуры проведения проверки, проведенной по правилам Федерального закона N 294-ФЗ, является грубым нарушением законодательства и влечет признание оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Настоящее дело рассмотрено начальником ОГИБДД УМВД России по району города федерального значения по месту проведения административного расследования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Настоящее дело рассмотрено начальником ОГИБДД УМВД России по району города федерального значения по месту проведения административного расследования.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях на основании частных определений, выносимых судами, рассматривающими гражданские и административные дела
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)7. Из этого вытекает еще один вопрос: обладает ли такое определение свойством преюдициальности? Должен ли орган административной юрисдикции проводить расследование и устанавливать признаки правонарушения, если в определении они уже зафиксированы? Как правило, органы перепроверяют все данные самостоятельно <24>. Может ли орган административной юрисдикции, не обжалуя частное определение, прийти к выводу о неверности изложенных в нем данных? Станет ли сам орган после фигурантом административного преследования по статье 17.4 КоАП РФ?
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)7. Из этого вытекает еще один вопрос: обладает ли такое определение свойством преюдициальности? Должен ли орган административной юрисдикции проводить расследование и устанавливать признаки правонарушения, если в определении они уже зафиксированы? Как правило, органы перепроверяют все данные самостоятельно <24>. Может ли орган административной юрисдикции, не обжалуя частное определение, прийти к выводу о неверности изложенных в нем данных? Станет ли сам орган после фигурантом административного преследования по статье 17.4 КоАП РФ?
Статья: Обязательность административных актов: на примере расследования несчастных случаев на производстве (пределы и сравнительно-правовые аспекты)
(Терехова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Кроме того, в судебной практике при оспаривании решений (актов) государственной инспекции труда наблюдается подход обязательности судебного контроля законности административного контроля. При этом в ходе проверки рассматриваемых административных актов, принятых по ходу и результатам расследования, реализуется контроль обоснованности акта расследования, имеющего частноправовую природу и не являющегося административным актом <16>. В другом деле при оспаривании законности составленных после дополнительного расследования заключения государственного инспектора труда, а также предписания была совершена оценка распоряжения о проведении дополнительного расследования, а также объективности проведенного как основного, так дополнительного расследования <17>. Также в данных спорах наблюдается значительный акцент на выявление нарушений со стороны работодателя, но иногда это происходит вразрез с одной из основных целей расследования несчастных случаев на производстве - выявление объективных причин случая <18>, что ставит под сомнение соблюдение в таких прецедентах конституционных прав контролируемых лиц.
(Терехова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Кроме того, в судебной практике при оспаривании решений (актов) государственной инспекции труда наблюдается подход обязательности судебного контроля законности административного контроля. При этом в ходе проверки рассматриваемых административных актов, принятых по ходу и результатам расследования, реализуется контроль обоснованности акта расследования, имеющего частноправовую природу и не являющегося административным актом <16>. В другом деле при оспаривании законности составленных после дополнительного расследования заключения государственного инспектора труда, а также предписания была совершена оценка распоряжения о проведении дополнительного расследования, а также объективности проведенного как основного, так дополнительного расследования <17>. Также в данных спорах наблюдается значительный акцент на выявление нарушений со стороны работодателя, но иногда это происходит вразрез с одной из основных целей расследования несчастных случаев на производстве - выявление объективных причин случая <18>, что ставит под сомнение соблюдение в таких прецедентах конституционных прав контролируемых лиц.
Статья: Участие прокурора в пересмотре судами постановлений об административных правонарушениях
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)В соответствии с нормами Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <3> (далее - Закон о прокуратуре), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции, а также реализует функцию административного преследования, обладает исключительными полномочиями по возбуждению дел, проведению административного расследования, участию в процессе рассмотрения дел, оспариванию постановления (решения).
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)В соответствии с нормами Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <3> (далее - Закон о прокуратуре), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции, а также реализует функцию административного преследования, обладает исключительными полномочиями по возбуждению дел, проведению административного расследования, участию в процессе рассмотрения дел, оспариванию постановления (решения).
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)Преимущество административного обжалования состоит в том, что антимонопольный орган самостоятельно несет время доказывания нарушения антимонопольного законодательства, в том числе обеспечивает сбор доказательств по делу, осуществляет анализ состояния конкуренции на товарном рынке, устанавливает наличие доминирующего положения на рынке. Недостатком административного обжалования являются достаточно длительные сроки расследования, которые могут достигать одного года, притом что результат рассмотрения может быть обжалован в суде.
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)Преимущество административного обжалования состоит в том, что антимонопольный орган самостоятельно несет время доказывания нарушения антимонопольного законодательства, в том числе обеспечивает сбор доказательств по делу, осуществляет анализ состояния конкуренции на товарном рынке, устанавливает наличие доминирующего положения на рынке. Недостатком административного обжалования являются достаточно длительные сроки расследования, которые могут достигать одного года, притом что результат рассмотрения может быть обжалован в суде.
Статья: Производство в арбитражном суде первой инстанции
(Быков В.П., Черникова Е.В., Маркелова И.В.)
("Современное право", 2021, N 10)Отменяя судебные акты нижестоящих судебных инстанций, суд округа пришел к выводу, что Заключение от 13.04.2018 N 2 затрагивает права и законные интересы Страховой компании в сфере предпринимательской деятельности и может быть предметом разбирательства по настоящему делу в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ - в пределах соблюдения управлением установленной административной процедуры проведения расследования, по существу, дав оценку оспариваемому Заключению и праву Страховой компании на ее оспаривание.
(Быков В.П., Черникова Е.В., Маркелова И.В.)
("Современное право", 2021, N 10)Отменяя судебные акты нижестоящих судебных инстанций, суд округа пришел к выводу, что Заключение от 13.04.2018 N 2 затрагивает права и законные интересы Страховой компании в сфере предпринимательской деятельности и может быть предметом разбирательства по настоящему делу в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ - в пределах соблюдения управлением установленной административной процедуры проведения расследования, по существу, дав оценку оспариваемому Заключению и праву Страховой компании на ее оспаривание.
Статья: О правовой защищенности сотрудника ОВД, в отношении которого ведется дисциплинарное производство
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Дисциплинарное производство в ОВД, являясь составной частью административного процесса, имеет как общие черты, присущие административному процессу, так и свои, специфические черты. В частности, это связано со стадиями дисциплинарного производства. Традиционно считается, что производство по административному делу имеет следующие стадии: возбуждение и расследование управленческого дела, рассмотрение и принятие решения по делу, обжалование (опротестование) решения по управленческому делу и исполнение принятого решения. Особенность дисциплинарного производства в том, что стадии обжалования и исполнения принятого решения меняются местами. Надо признать, что это не ново для административно-деликтного производства. Например, в производстве по делам об административных правонарушениях исполнение административного ареста начинается немедленно, после принятия постановления по делу, и процедура обжалования не приостанавливает его исполнение.
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Дисциплинарное производство в ОВД, являясь составной частью административного процесса, имеет как общие черты, присущие административному процессу, так и свои, специфические черты. В частности, это связано со стадиями дисциплинарного производства. Традиционно считается, что производство по административному делу имеет следующие стадии: возбуждение и расследование управленческого дела, рассмотрение и принятие решения по делу, обжалование (опротестование) решения по управленческому делу и исполнение принятого решения. Особенность дисциплинарного производства в том, что стадии обжалования и исполнения принятого решения меняются местами. Надо признать, что это не ново для административно-деликтного производства. Например, в производстве по делам об административных правонарушениях исполнение административного ареста начинается немедленно, после принятия постановления по делу, и процедура обжалования не приостанавливает его исполнение.
Статья: Проблемные аспекты участия кредитора в рассмотрении споров об административной ответственности арбитражного управляющего
(Коробов О.А., Дундукова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)Следует отметить, что при судебном обжаловании кредитором деяний управляющего соответствующий кредитор участвует в рассмотрении спора в качестве заявителя (т.е. априори обладает правами и обязанностями лица, участвующего в деле). Между тем в рамках административного расследования (проводимого органом Росреестра на основании заявления кредитора) и последующего рассмотрения заявления Росреестра в судебном порядке кредитор-заявитель не признается лицом, участвующим в деле и, соответственно, не обладает какими-либо процессуальными правами.
(Коробов О.А., Дундукова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)Следует отметить, что при судебном обжаловании кредитором деяний управляющего соответствующий кредитор участвует в рассмотрении спора в качестве заявителя (т.е. априори обладает правами и обязанностями лица, участвующего в деле). Между тем в рамках административного расследования (проводимого органом Росреестра на основании заявления кредитора) и последующего рассмотрения заявления Росреестра в судебном порядке кредитор-заявитель не признается лицом, участвующим в деле и, соответственно, не обладает какими-либо процессуальными правами.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)По буквальному смыслу анализируемой нормы никакие иные процессуальные акты, принимаемые на стадии возбуждения дела и рассмотрения его по существу, не могут быть обжалованы в порядке гл. 30 КоАП РФ. В связи с этим в судебной практике возникают вопросы, например: правомерно ли обжаловать протокол об административном правонарушении и иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ (протокол задержания; протокол осмотра; протокол изъятия вещей и документов; протокол о направлении на медицинское освидетельствование и др.); определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, определение о направлении дела на рассмотрение по подсудности, а также иные определения, выносимые как при подготовке дела к рассмотрению, так и при рассмотрении дела по существу, и если это возможно, то в каком порядке?
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)По буквальному смыслу анализируемой нормы никакие иные процессуальные акты, принимаемые на стадии возбуждения дела и рассмотрения его по существу, не могут быть обжалованы в порядке гл. 30 КоАП РФ. В связи с этим в судебной практике возникают вопросы, например: правомерно ли обжаловать протокол об административном правонарушении и иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ (протокол задержания; протокол осмотра; протокол изъятия вещей и документов; протокол о направлении на медицинское освидетельствование и др.); определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, определение о направлении дела на рассмотрение по подсудности, а также иные определения, выносимые как при подготовке дела к рассмотрению, так и при рассмотрении дела по существу, и если это возможно, то в каком порядке?
Статья: О значении правильного установления в ходе проводимого в воинской части (иной организации) административного расследования (разбирательства) причинно-следственной связи между фактом и наступившими вредными последствиями
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Считаем, что именно выводы (по нашему мнению, не совсем верные), сделанные по итогам проведения в воинской части административного расследования, в большей степени стали причиной вынесения решения суда не в пользу войск.
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Считаем, что именно выводы (по нашему мнению, не совсем верные), сделанные по итогам проведения в воинской части административного расследования, в большей степени стали причиной вынесения решения суда не в пользу войск.
Статья: К вопросу об определении понятия "производство по делам об административных правонарушениях"
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Исходя из логики ученого следует, что производство по делам об административных правонарушениях состоит только из действий по возбуждению дела об административном правонарушении, совершение которых приведет к указанной выше цели. Этот вывод противоречит другому сделанному автором выводу о том, что данный вид производства состоит из стадий: возбуждение дела и административное расследование (если законом предусмотрено); рассмотрение дела; обжалование (пересмотр) постановлений по делу и исполнение данных постановлений <19>. Отметим, что в юридическом смысле процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами <20>. Следовательно, рассмотрение дела является продолжением производства, т.е. деятельности уполномоченных органов и должностных лиц по делу, а не его целью.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Исходя из логики ученого следует, что производство по делам об административных правонарушениях состоит только из действий по возбуждению дела об административном правонарушении, совершение которых приведет к указанной выше цели. Этот вывод противоречит другому сделанному автором выводу о том, что данный вид производства состоит из стадий: возбуждение дела и административное расследование (если законом предусмотрено); рассмотрение дела; обжалование (пересмотр) постановлений по делу и исполнение данных постановлений <19>. Отметим, что в юридическом смысле процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами <20>. Следовательно, рассмотрение дела является продолжением производства, т.е. деятельности уполномоченных органов и должностных лиц по делу, а не его целью.