Административное исковое производство
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное исковое производство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 123.1 "Судебный приказ" КАС РФ"Таким образом, взыскание налоговых платежей в административном исковом производстве возможно только после обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа и стадия приказного производства является обязательной по делам о взыскании налоговых платежей. Срок для такого обращения составляет шесть месяцев со дня со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Процессуальные споры в административном судопроизводстве: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)1. Споры о принятии административного иска к производству и передаче дела в другой суд
(КонсультантПлюс, 2025)1. Споры о принятии административного иска к производству и передаче дела в другой суд
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 210. Рассмотрение вопроса о принятии к производству административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 210. Рассмотрение вопроса о принятии к производству административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
Статья: Обжалование определения суда об отказе в принятии искового заявления к производству
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обжалование определения суда общей юрисдикции
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обжалование определения суда общей юрисдикции
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 210. Рассмотрение вопроса о принятии к производству административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
(ред. от 31.07.2025)Статья 210. Рассмотрение вопроса о принятии к производству административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Указанный подход в свою очередь основан на разъяснениях, изложенных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <1>, в котором указано, что помимо общего правила подачи иска по месту нахождения органа (ч. 1 ст. 22 КАС РФ), административное исковое заявление (заявление) об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано также по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"); административное исковое заявление (заявление) об оспаривании акта органа государственного (муниципального) контроля (надзора) - по месту устранения соответствующих нарушений законодательства; административное исковое заявление (заявление) об оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности - по месту совершения необходимых действий.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Указанный подход в свою очередь основан на разъяснениях, изложенных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <1>, в котором указано, что помимо общего правила подачи иска по месту нахождения органа (ч. 1 ст. 22 КАС РФ), административное исковое заявление (заявление) об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано также по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"); административное исковое заявление (заявление) об оспаривании акта органа государственного (муниципального) контроля (надзора) - по месту устранения соответствующих нарушений законодательства; административное исковое заявление (заявление) об оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности - по месту совершения необходимых действий.
Ситуация: Как и в какой срок можно обратиться за возвратом переплаты по штрафу за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Однако пропуск указанного срока без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 5, 8 ст. 219 КАС РФ; п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Однако пропуск указанного срока без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 5, 8 ст. 219 КАС РФ; п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).
Ситуация: Каков порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административное дело рассматривается в течение месяца со дня принятия административного искового заявления к производству суда, за исключением установленных случаев. При наличии обстоятельств, свидетельствующих об угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего, административное дело подлежит неотложному рассмотрению и разрешению (ч. 1 ст. 285.15, ч. 1, 2 ст. 285.16 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административное дело рассматривается в течение месяца со дня принятия административного искового заявления к производству суда, за исключением установленных случаев. При наличии обстоятельств, свидетельствующих об угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего, административное дело подлежит неотложному рассмотрению и разрешению (ч. 1 ст. 285.15, ч. 1, 2 ст. 285.16 КАС РФ).
Ситуация: Что делать, если ГИБДД отказала в постановке автомобиля на учет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В течение трех дней с момента поступления административного искового заявления в суд его должны принять к производству. Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещается судом в установленном порядке в сети Интернет (ч. 7 ст. 96, ч. 1 ст. 127 КАС РФ; п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В течение трех дней с момента поступления административного искового заявления в суд его должны принять к производству. Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещается судом в установленном порядке в сети Интернет (ч. 7 ст. 96, ч. 1 ст. 127 КАС РФ; п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы пропустили срок на обращение в суд, вместе с административным иском подайте заявление о восстановлении срока. К заявлению приложите документы, подтверждающие уважительность этих причин (ч. 2 ст. 95 КАС РФ). Учтите, что сам по себе факт пропуска срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено отдельное ходатайство о восстановлении срока или нет (п. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 138 КАС РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы пропустили срок на обращение в суд, вместе с административным иском подайте заявление о восстановлении срока. К заявлению приложите документы, подтверждающие уважительность этих причин (ч. 2 ст. 95 КАС РФ). Учтите, что сам по себе факт пропуска срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено отдельное ходатайство о восстановлении срока или нет (п. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 138 КАС РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).
Статья: Меры судебного административного понуждения: основания, признаки и виды
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Административно-процессуальные порядки применения судебных мер административного понуждения предопределяют особенности производства в суде общей юрисдикции или арбитражном суде по делам об административно понуждаемых деликтах, которые в силу специфики КАС РФ и АПК РФ могут быть поделены на виды: общий, упрощенный, приказной и специальный. Применение судами административно-понудительных мер взыскания обязательных платежей и санкций в настоящее время достаточно полно процессуально урегулировано, поскольку предусмотрены специальный (гл. 32 КАС РФ, гл. 26 АПК РФ), приказной (гл. 11.1 КАС РФ, гл. 29.1 АПК РФ) и упрощенный (п. 3 ч. 1 ст. 291 гл. 33 КАС РФ, п. 1, 5 ч. 1 ст. 227 гл. 29 АПК РФ) порядки. Наряду с этим в соответствии с гл. 27, 27.1, 27.2 КАС РФ предусмотрен специальный порядок применения соответствующих мер судебного административного понуждения (приостановление деятельности или ликвидация политической партии, запрет деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, прекращение деятельности средств массовой информации и др.). Однако остальные виды мер судебного административного понуждения в настоящее время применяются судьями судов общей юрисдикции по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. 175 - 181, 227 КАС РФ <34>, а судьями арбитражных судов - по общим правилам искового производства в соответствии со ст. 167 - 170, 110 АПК РФ <35>. Вместе с тем проведенный анализ судебных решений судов общей юрисдикции по делам о применении мер понуждения к исполнению предписаний органов государственного жилищного надзора в силу п. 6 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ свидетельствует о том, что данные меры судебного административного понуждения применяются как по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. 175 - 180, 227 КАС РФ <36>, так и по общим правилам искового производства в соответствии со ст. 56, 194 - 199, 233 - 237 ГПК РФ <37>. Наряду с этим в судебных решениях о понуждении к исполнению предписаний, разрешаемых в порядке ГПК РФ, также устанавливается срок, в течение которого судом возлагается обязанность исполнить ранее предписанные и неисполненные требования контрольно-надзорного органа устранить выявленные нарушения <38>, на основании ст. 206 ГПК РФ, в которой предусмотрен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Аналогичный срок устанавливается по данной категории дел о судебном административном понуждении, разрешаемых в порядке КАС РФ <39>. Однако в силу ст. 187 КАС РФ данный срок не установлен, а суд по общему правилу вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. В решениях судей арбитражных судов о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов также устанавливается срок, равный одному месяцу, в течение которого подлежит исполнить возложенную судом обязанность <40>, либо иной срок <41>, поскольку в силу ч. 1 ст. 174 АПК РФ данный срок не конкретизирован.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Административно-процессуальные порядки применения судебных мер административного понуждения предопределяют особенности производства в суде общей юрисдикции или арбитражном суде по делам об административно понуждаемых деликтах, которые в силу специфики КАС РФ и АПК РФ могут быть поделены на виды: общий, упрощенный, приказной и специальный. Применение судами административно-понудительных мер взыскания обязательных платежей и санкций в настоящее время достаточно полно процессуально урегулировано, поскольку предусмотрены специальный (гл. 32 КАС РФ, гл. 26 АПК РФ), приказной (гл. 11.1 КАС РФ, гл. 29.1 АПК РФ) и упрощенный (п. 3 ч. 1 ст. 291 гл. 33 КАС РФ, п. 1, 5 ч. 1 ст. 227 гл. 29 АПК РФ) порядки. Наряду с этим в соответствии с гл. 27, 27.1, 27.2 КАС РФ предусмотрен специальный порядок применения соответствующих мер судебного административного понуждения (приостановление деятельности или ликвидация политической партии, запрет деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, прекращение деятельности средств массовой информации и др.). Однако остальные виды мер судебного административного понуждения в настоящее время применяются судьями судов общей юрисдикции по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. 175 - 181, 227 КАС РФ <34>, а судьями арбитражных судов - по общим правилам искового производства в соответствии со ст. 167 - 170, 110 АПК РФ <35>. Вместе с тем проведенный анализ судебных решений судов общей юрисдикции по делам о применении мер понуждения к исполнению предписаний органов государственного жилищного надзора в силу п. 6 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ свидетельствует о том, что данные меры судебного административного понуждения применяются как по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. 175 - 180, 227 КАС РФ <36>, так и по общим правилам искового производства в соответствии со ст. 56, 194 - 199, 233 - 237 ГПК РФ <37>. Наряду с этим в судебных решениях о понуждении к исполнению предписаний, разрешаемых в порядке ГПК РФ, также устанавливается срок, в течение которого судом возлагается обязанность исполнить ранее предписанные и неисполненные требования контрольно-надзорного органа устранить выявленные нарушения <38>, на основании ст. 206 ГПК РФ, в которой предусмотрен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Аналогичный срок устанавливается по данной категории дел о судебном административном понуждении, разрешаемых в порядке КАС РФ <39>. Однако в силу ст. 187 КАС РФ данный срок не установлен, а суд по общему правилу вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. В решениях судей арбитражных судов о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов также устанавливается срок, равный одному месяцу, в течение которого подлежит исполнить возложенную судом обязанность <40>, либо иной срок <41>, поскольку в силу ч. 1 ст. 174 АПК РФ данный срок не конкретизирован.
Статья: Судопроизводство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими (в контексте новаций судебного делопроизводства)
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 2)Ключевые слова: административное исковое производство, судебное делопроизводство, судебная статистика, судебное администрирование, административные дела о признании информационных материалов экстремистскими.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 2)Ключевые слова: административное исковое производство, судебное делопроизводство, судебная статистика, судебное администрирование, административные дела о признании информационных материалов экстремистскими.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)§ 1. Понятие и сущность производства по рассмотрению
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)§ 1. Понятие и сущность производства по рассмотрению
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)С учетом всего изложенного выше законодатель совершенно последовательно и верно, на наш взгляд, именует стороны в делах, предусмотренных гл. 21 КАС РФ, административными истцами и административными ответчиками; документ, посредством которого такие дела возбуждаются, - административным исковым заявлением, а соответствующее производство - административным исковым производством. С точки зрения автора настоящей работы, такая позиция законодателя заслуживает поддержки.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)С учетом всего изложенного выше законодатель совершенно последовательно и верно, на наш взгляд, именует стороны в делах, предусмотренных гл. 21 КАС РФ, административными истцами и административными ответчиками; документ, посредством которого такие дела возбуждаются, - административным исковым заявлением, а соответствующее производство - административным исковым производством. С точки зрения автора настоящей работы, такая позиция законодателя заслуживает поддержки.